5 ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДИЗЕЛЯ
5 ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДИЗЕЛЯ
ЭКСКЛЮЗИВ
5 ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДИЗЕЛЯ
С хоть каким новым изделием "отечественного профиля" мы знакомимся, в большинстве случаев, перед пуском в создание. К конструкторским и доводочным работам журналистов стараются не подпускать — не достаточно ли чего выведают, не так напишут — позднее разбирайся. Меж тем отработка первых, натурных образцов — чуть ли не самый увлекательный ход в разработке будущего агрегата.
Отечественному обозревателю Антону ЧУЙКИНУ посчастливилось быть свидетелем начала судьбы многообещающего мотора — дизеля ВАЗ-343.
Напомню строки из статьи о нелегкой судьбе мотора ВАЗ-341 (ЗР, 1996, № 2): "Со 2-ой половины этого года дизели начнет собирать "Барнаултрансмаш" — сперва количеством 1,45 л, позднее — 1,52 л, а в том месте прейдет скоро выпуск и 1,8-литрового мотора; а ОПП (умело-промышленное создание) ВАЗа будет делать дизельные "четверки". С того времени прошло большое количество времени и вот весточка из Тольятти: "Планируем в Барнаул, отправились с нами, взглянешь создание, вдоволь накатаешься на дизеле — тут целых 3000 км будет, дорога одна чего стоит! — обо всем и поведаешь".
Отправился. Поглядел. Говорю.
Денек 1-ый
Спецы ВАЗа были уже в Алтайском крае — приезжали в том направлении на дизельных "четверке" (количество 1,45 л) и "Ниве" (1,52 л с турбонаддувом), проходящих тесты. Место отечественного рандеву было, таким макаром, предопределено — Барнаул.
Быстро притча отражается, да не скоро дело делается. До тех пор пока заместо дизельных моторов барнаульский "Трансмаш" поставляет ОПП ВАЗа лишь металлические коленвалы (под движение поршня 84 мм) для бензиновых 1,8-литровых движков "длинноватых" "нив". На сторону понемногу собирают дизель-электрические установки, в базе которых — 1,45-литровый мотор (самый 1-ый из дизельного семейства, шепетильно представленный журнальчиком 18 месяцев вспять) и 1,52-литровый.
А с мотором 1,8 л (ВАЗ-343) также вышла задержка, и чтобы ускорить дело, решить появившиеся трудности, в Барнаул и прибыла команда дизелистов с ВАЗа. Основное, что я вызнал от их при встрече — собраны 1-ые два "тыща восьмисотых" мотора! Намедни какой-то из них "покрутился" на щите. Сейчас его ставят на "четверку" заместо 1,45-литрового дизеля, прошедшего 120 тыс. км. И через один сутки мы на этом автомобиле стартуем в Тольятти, что, вообщем говоря, весьма особенно, а в чем или кроме того рискованно. Первому эталону мотора, пускай кроме того и не совсем нового, а всего лишь модернизированного, с увеличенным рабочим количеством, положено "проводить жизнь" в исследовательских боксах, а никак не под капотом автомобили.
Ну и не достаточно ли чего новичок может выкинуть! Данный, например, еще на щите огорчил перегревом на режиме, близком к полной мощности, весьма, кстати, мелкий — 48 л. с. Разбираться с этим решили уже на Вуале, а дорогой устроить мотору не нехорошее опробование, ускорить в некоторый мере процесс доводки.
2-ой движок — также 1,8 л, но к тому же с турбокомпрессором японской компании IHI — пускать будут 1-ый раз на данный момент, а позднее мы увезем его в Тольятти для доводки. Итак, визит на "Барнаултрансмаш".
Барнаул, прошу прощения за штамп, — город контрастов. В целом весьма изношенный авто парк ("жигули", "москвичи", видятся японские автомобили с правым рулем) разбавлен крутыми "тачками". Но вы не заметите тут ни "мерседесов", ни БМВ, ни "ford>.
Автомобилем престижа возможно лишь "Тойота-Лендкрюйзер-Стэйшн-Спэшл" — и ничто второе! В обязательном порядке "кенгурятник", золотистая эмблема, тонированные чёрные фары и 4,5-литровый движок. Видясь на улицах, их экипажи и джипы приветствуют приятель другу — кивок, взмах рукою и плавный разъезд.
Инженерный люд собрался у моторного бокса, где на щите уже стоит турбодизель ВАЗ-3431. 1-ая попытка запуска неудачна — не хорошо затянута насос и топливная трубка подсасывает воздушное пространство. И вот 2-ая… застучал, затарахтел! Но не все гладко — стука разумеется больше, чем положено непрогретому дизелю. Похоже, отказала одна из форсунок — игла зависла в открытом или полуоткрытом положении, горючего поступает в цилиндр большое количество больше, чем нужно, пылает оно не хорошо, мотор трудится враждебно, с металлическим стуком. Форсунку поменяли, но тут новенькая поруха — не достаточно давление масла.
Всего 1 кгс/см2 при 800 об/мин, и это на новеньком движке и еще не нагретом масле. На средних и огромных оборотах — 1,5-2 кгс/см2, а должно быть раза в два, в противном случае и в три больше. Придется его разобрать.
Денек 2-ой
Вчерашний турбодизель огорчил. Дело было не в маслонасосе — разборка продемонстрировала его полную исправность, и мучили мотор на громадных оборотах впустую. Перестал работать фирменный турбокомпрессор. Ось сломалась напополам, насосное колесо (подающее воздушное пространство на впуск) лежало в "улитке", а остатков оси не обнаружилось. Отказавший агрегат турбонаддува уже не держал давление масла. Грядущее разбирательство решили отложить до приезда в Тольятти, тем паче что "полетевший" компрессор был последним.
Несмотря на беду (вобщем, простую доводчикам и конструкторам моторов), барнаульцы и тольяттинцы довольны: 1,8-литровый дизель, 1-ый в Российской Федерации, все таки появился! на следующий день ему предстоит принять "боевое крещение" далекой дорогой.
Из Барнаула на запад возможно ехать 2-мя методами: через Новосибирск или Павлодар. Дороги сходятся в Омске, а потом — Петропавловск, Курган, Челябинск, Уфа и — здравствуй, дом — Тольятти. По словам алтайских водителей, кое-где меж Новосибирском и Омском магистральная дорога М51 общегосударственного значения (так в Атласе дорог — авт.) на 250-километровом участке и сейчас представляет собой грунтовый или щебеночный тракт, проходимый разве что для КамАЗов.
А исходя из этого направились накатанной дорожкой через Казахстан, по которой и прибыли "дизеля" на Алтай.
Денек 3-ий
Вот я и дождался дела — на четырех у нас две автомобили, так что на водительском месте времени предстоит совершить большое количество. Вспоминая эмоции от дизеля ВАЗ-341 количеством 1,45 л (3Р, 1996, №2), сажусь за руль прибавившей сил "четверки". Уступивший мне место Леонид Новиков, папа всех вазовских дизелей (сам лишь сделал первую сотку км на своем детище), гласит: "Конечно, это неандерталец.
Его еще доводить до разума необходимо, но уже сейчас видны незаурядные возможности".
Еще бы — со старенькым мотором "четверка" хороша была для города, а на автостраде получала расчетливой езды. На обгон лучше было предугадывать громадный припас — ускорялась машина без охоты, а постоянно идти с педалью "в полу" — неуютно. Сейчас — совсем другое дело, "машина для разгильдяя": сел, завел, ("подсоса" нет, необходимо лишь подождать, пока нагреются свечки накаливания, и включить стартер; запуск с "полуоборота"), передачу включил и отправился.
Добрался до пятой — и катись для себя, 120 км/ч машине даются легко, "в полгаза". Необходимо ускориться — прошу вас, лишь надави на педаль. Обгоны доставляют удовольствие.
Казахстан — пускай ближнее, но зарубежье. Минуем без отлагательств русский таможенный пост и выясняемся в "нейтральной полосе" — до казахской таможни еще км 10. В том месте также тишь: вяло скользнув взглядом по номерам, таможенник под казахским флагом машет рукою — проезжайте.
В республике собственная валюта — тенге. пункт обмена валют имеется на таможне, но если вы едете транзитом, он вам вряд ли потребуется: и на бензоколонках, и в общепите с радостью берут рубли. За проезд Павлодара на должности дорожной милиции нужно будет заплатить (10 тыс. рублей с автомобили), но город вы за эти Энциклопедия грузовиков не заметите — дорога на Омск проходит по самой окраине, где об урбанизации свидетельствуют разве что трамвайные рельсы.
Но налюбуетесь на пригородные коттеджи — немногим уступают подмосковным виллам.
"Неандерталец" проявляет нрав — по окончании 110 км/ч мотор начинает деятельно нагреваться. Не легко ожидать от нового агрегата покладистости. Возможные предпосылки перегрева — затянутый процесс горения, длящийся и при начале такта выпуска.
Таково мировоззрение едущих со мной специалистов ВАЗа: необходимо поработать над формой камеры сгорания, пока точь-в-точь такой же, как и на 1,45-литровом моторе; правильно установить фазы газораспределения (рациональные еще не подобраны) и, конечно, отыскать четкие особенности топливной аппаратуры. Конечная цель — взять мотор, современный кроме того по европейским понятиям: вихрекамерный дизель, удовлетворяющий нормам "Евро-2", мощностью 50 и 60 кВт с турбонаддувом.
Кстати, турбонаддувный дизель, но мельчайшего количества — 1,52 л, уже имеется и установлен на "Ниве" — 2-ой машине, совершающей путешествие с Волги на Алтай и назад. Пора познакомиться и с ним.
Денек 4-ый
"Нива" дизельная показалась весьма похожей на карбюраторную, в особенности — прошлую, с мотором 2121 количеством 1,6 л. Турбодизель также "обожает обороты". И быть бы ему никак не страшнее мотора 21213 (1,7), в случае если б не неожиданные трудности, появившиеся при мелкий частоте вращения коленвала. От дизеля ожидаешь хорошей тяги, а он трудится как-то неуверенно, с "провалами", ожидает помощи наддува. По всей видимости, данный мотор также требует доработки, ну и "Нива" тяжеловата для малолитражного мотора.
За границей дизелей с таким рабочим количеством малость; так что вся надежда на 1,8-литровый — уж он-то даст машине прыти.
Урал-батюшка красы дарует непередаваемые. От всей души питаю зависть к челябинцам — у большинства дачи в горах или, стремительнее, в предгорьях. Куда в том месте Арденнам — отечественные места лучше. На склоны громадных бугров, в луга и леса уходят заманчивые грунтовые дорожки. Подъемы, спуски, пологие виражи автострады предоставляют массу свойств для автомобиля и оценки мотора. Вот где хорошие места для презентаций новых моделей, в случае если лишь когда-нибудь отечественные фабрики сподобятся на такое.
С этими идеями пересекаем границу Европа — Азия (обозначенную столбом на весьма нечистой площадке) — дом уже близко.
Для объективности увижу, что "Нива" не отставала от "четверки" кроме того на длинноватых подъемах (в отличие, кстати, от многих вторых автомобилей, соревновавшихся с нами; куда в том месте, бензиновые собратья "подыхали"). Универсал нападал горы Урала на пятой передаче, джип — на четвертой, да и понизу, и на вершине автомобили шли в паре.
Денек 5-ый
Ну, вот в итоге и Тольятти. Ездить по стране — здорово, она у нас в самом деле громадная и красивая. Конечно, восточнее Урала придорожный сервис оставляет желать большое количество наилучшего (западнее — легко наилучшего), дороги так для себя: то "стиральная доска" подстережет, то рытвина; разметка только в городах, да и то не всех.
Но люд ездит и по делу, и праздно (к примеру, в отпуск).
Что ж, возможно подвести некие итоги. Итак, 1,8-литровый дизель состоялся. "Детские заболевания" его возможно вылечить. Кстати, зафиксированные на щите 48 л. с. — разумеется заниженный показатель, их бы не хватило, чтобы ехать 120 км/ч, в противном случае и больше, что мы для себя иногда разрешали.
А на данный момент основной вопрос — будут ли делать дизельные автомобили на Вуале? И решить его должны те, кто определяет политику завода. Надеюсь, они знают, что в политре хоть какого именно уважающего себя авто предприятия имеется дизель. Но пока, наверное, "Барнаултрансмаш" больше заинтересован в дизеле ВАЗ, чем сам ВАЗ, как и раньше отворачивающийся от постылого дитяти.
Длительно ли так будет? Весьма охото, чтобы предлогом для материла о барнаульском дизеле стало сообщение о начале хотя бы мелкосерийного его производства по заказу ВАЗа.
Снаружи – ничего приметного, но снутри у "четверки" и "Нивы" дизельное сердечко.
Романтика громадной дороги – ранешний завтрак на берегу реки Белой как снег недалеко от Уфы.
Просматривайте кроме этого:
- Peugeot iOn Освежитель воздуха
- Универсалы LADA Kalina, Priora Не кочегары мы, не плотники
- Августейшие, часть II
- Мини и макси
- Утилизация Кто и за что возьмёт 50 тыс. р.?
- Корейский с таганрогским выговором
- ПЕРЕД Смертью ПОТЕЛ .
Дизель шоу: истории из судьбы — семья | Дизель студио Украина
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Врач Дизель Powered by IVECO — припоминает водителю колоритная надпись справа от устройств. Мол, трудись расслабленно — под капотом итальянский дизель. …Точно в канун Денька…
-
В ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДИЗЕЛЕ ТЕХНИКА /КЕМПЕР В ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДИЗЕЛЕ ПОД КАПОТОМ ДОМА НА КОЛЕСАХ — МОТОР ГАЗ-560 ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ Несколько лет вспять на отечественном тесте уже…
-
Форд Фокус. С ФОКУСОМ ПО ЖИЗНИ
Форд Фокус. С ФОКУСОМ ПО ЖИЗНИ Тесты Тест Форд Фокус С ФОКУСОМ ПО ЖИЗНИ Понять автомобиль за два-три денька знакомства тяжело: многие черты его нрава остаются за кадром . Будь времени…
-
ДИЗЕЛЬ С ХОЛОДИЛЬНИКОМ, ТЕХНИКА /МОДИФИКАЦИЯ ДИЗЕЛЬ С ХОЛОДИЛЬНИКОМ, Или ИСТОРИЯ С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ ЖАРА… НЕ ЕДЕТ… С редакционными дизельными универсалами вы не…
-
Семейство Lada Samara Жизнь в «Самаре»
Семейство Lada Samara: Жизнь в «Самаре» ВЫБОР ЗА ВАМИ Было время, в то время, когда «самары» первого и второго поколений соседствовали на конвейере. Позднее неких «старичков» сняли с производства, вторых, к…