Bolshoj-boss-na-smenu-vlasti-v-f1
Громадный Шеф: на смену власти в F1
Такие вот новости в эти дни – все уходят на пенсию. Сперва американский президент, сейчас Берни Экклстоун. Некоронованный король гонок F1 на 87-м году судьбы, наконец, дал согласие покинуть дело всей жизни на растерзание молодым :))
Думаю, к месту придется мой ветхий текст, написанный специально для портала Auto.Mail.Ru к 85-летнему юбилею Берни
Для начала, в случае если разрешите, парочка исторических смешных рассказов.
Это произошло в январе 1979-го на розыгрыше Гран-при Аргентины, открывавшего очередной сезон чемпионата F1. Незадолго до гонки в лобби шикарного отеля в Буэнос-Айресе к менеджеру команды Brabham Берни Экклстоуну подошел очень взволнованный Марио Андретти — пилот Lotus и в то время, кстати, действующий мировой чемпион.
Берни и Марио Андретти остались приятелями
— Что произошло, Марио, на тебе лица нет? — Берни хватило одного взора, чтобы выяснить — дело нечисто.
— Осознаёте, господин Экклстоун, тут такое… — Андретти очевидно ощущал себя смущенным. — В общем, господин Чапмен (хозяин и основатель команды Lotus — прим.автора) дал обещание мне 1000 фунтов, в случае если я… в случае если я… в общем, в случае если я столкну вас в бассейн. Поверьте, я ни в жизни, но…
— Постой-постой, Марио! — лицо Берни озарила легкая ухмылка. — Ты хороший юноша, благодарю за предупреждение, само собой разумеется. Но знаешь что? В случае если дашь мне половину обещанной суммы, я не стану возражать против того дабы самую малость искупаться…
Сейчас история номер два.
В осеннюю пору 2010-го на протяжении прогулки по вечернему Лондону на 80-летнего Экллстоуна и его спутницу Фабиану Флоси напали четверо молодчиков. Берни быстренько вырубили джебом в голову и сняли с обмякшего запястья часы Hublot. Кричавшую же на всю округу бразильскую фотомодель без лишних сантиментов избавили от ювелирки.
Не прошло и месяца, как самые популярные издания планеты запестрели наглой рекламой часового бренда Hublot. С блестящей полосы на читателя наблюдала грустная лицо Экклстоуна с подбитой губой и огромным бланшем около правого глаза. Подпись под фотографией красноречиво гласила: «Вот что люди готовы сделать за Hublot!».
Выходка швейцарских часовщиков может показаться кощунством. Как возможно применять образ несчастного побитого старика в собственных корыстных целях?!
Но что вы сообщите, в случае если фотографии «избитого старика» посланы в офис Hublot самим Экклстоуном? Фактически и вся мысль громкой рекламной кампании в собственности пострадавшему.
Английские таблоиды утверждали — цена имущества насильственным образом отобранного у Берни и Фабианы составила 200 тысяч фунтов. Никто, но, не знает, сколько Экклстоун получил, дав часовщикам использовать собственный побитый фейс в рекламе. Уж не продешевил как минимум.
И в этом целый Берни. Кроме того будучи миллионером, он готов унизиться, дабы получить несколько сотен баксов, а гнилой лимон, что иногда подсовывает ему будущее, умело превращает в лимонад, за которым выстраиваются целые очереди!
Гоночная карьера у Берни не сложилась…
Откуда по большому счету у Берни замечательный предпринимательский талант? Элитных учебных заведений он не оканчивал, друзей и влиятельных родственников ни при каких обстоятельствах не имел.
Пускай раздастся очевидно и пафосно, но замечательное деловое чутье и хватку матерого хищника Экклстоуну подарила жёсткая школа судьбы. Детство, которое по идее сулило пареньку шишки и синяки, на деле заложило фундамент его всемирной известности и сказочного богатства.
Бернард Чарльз Экклстоун появился 28 октября 1930 года в графстве Саффолк. Через некое время семейство Экллстоунов перебралось в Дартфорд — в том месте папа Берни, бывший капитан рыбацкого судна, отыскал работу крановщика.
Слова «зажиточный» и «беззаботный» к детским годам будущего обладателя F1 не относились никоим образом. Кроме финансовых затруднений его преследовали и другие напасти. Совсем в юном возрасте Берни чуть не ослеп на один глаз из-за врожденного порока зрения.
Очевидно, ему страшно докучал и скромный рост — мелким он был кроме того мелким. Взрослым-то Экклстоун «вымахает» всего на 1 м 64 см, а уж ребенком — имеете возможность себе представить… Быть может, но, как раз в рвении преодолеть комплекс роста кроется одна из обстоятельств его решительности и бесстрашия. В другом случае мальчишку заклевали бы сверстники.
Собственный вклад в формирование характера Берни внесла и война. Вторая мировая пришла в дом Экклстоунов решительно и неожиданно. В то время, когда в 1940-м немцы начали воздушные бомбандировки на Англию, район Берни был на первой линии огня.
Ночи ему довольно часто приходилось коротать в бомбоубежищах, а по утрам юный стервец в отыскивании, чем поживиться, бесстрашно прогуливался по еще дымящимся руинам.
Сложно определить не правда ли? Но да, это он – будущий хозяин F1
Не брезговал Берни и небольшим воровством. Кто кинет камень в мальчика, для продажи таскавшего картошку с окрестных фермерских угодий?
в один раз, дело было уже к концу войны, Берни обрабатывал очередную картофельную делянку, как внезапно услышал характерный, леденящий душу свист сверху. Подняв голову, он заметил пикирующую в его направлении крылатую ракету ФАУ-1.
— Так скоро я не бегал еще ни при каких обстоятельствах в жизни, — вспоминал позднее Экклстоун. — Но я сохранился, к тому же взрывом около вырыло целую кучу картошки!
Ничего не опасаться и не упускать возможностей — истины, каковые в действительности нужны каждому, Берни четко усвоил в самом раннем возрасте.
Начав предпринимательскую деятельность с продажи ворованной картошки, после этого Экклстоун переключился на легальные, не смотря на то, что так же, как и прежде наивные, но основное в полной мере удачные операции. Он договорился с местным булочником и скопом закупал пирожки, каковые после этого реализовывал одноклассникам на громадной перемене.
От булочек он перешел к авторучкам. Брал сходу помногу, а после этого с пользой сбрасывал на толкучке у Петтикоут-Лейн. К моменту окончания войны Берни осознал — школа ему ни к чему.
На какое-то время он кроме того устроился на официальную работу — это папа помог занять место помощника в лаборатории газовой компании Дартфорда, но продержался в том месте недолго. Не по причине того, что Берни претило впахивать на громадного дядю (не смотря на то, что и это также), легко все больше времени он зависал на гоночном треке — юного Экклстоуна увлекли авто- и мотогонки.
Хобби скоро превратилось в средство дохода. Перезнакомившись на гонках с уймой нужных людей, Берни осознал — рынок запчастей для мотоциклов настоящий клондайк!
Бизнес-схема по сути такая же нехитрая, как и при с ручками и булочками, — берёшь недороже и оптом, реализовываешь в розницу и подороже. Отличие — в карман.
Берни чуть исполнилось 20, в то время, когда вместе с другом Фредом Кромптоном, таким же развёрнутым на гонках и мотоциклах фанатиком, они организовали собственную компанию. Crompton&Ecclestone специализировалась на продаже подержанных запчастей и мотоциклов.
Правильно говорят — кризис время возможностей. Предугадав с главным направлениям — мотоциклы в небогатой послевоенной Британии были чуть ли не самым ходовым транспортом, — Берни и Фред начали быстро богатеть.
К 25 годам Экклстоун достиг уровня достатка, до которого одноклассники, смеявшиеся над ним в школе, не доберутся ни при каких обстоятельствах в жизни. Берни выкупил долю компаньона в бизнесе по торговле мотоциклами, для жены и сравнительно не так давно появившейся дочурки купил дом с пятью спальнями в респектабельном квартале Лондона и наряду с этим в полной мере имел возможность себе позволить тратиться на собственное дорогостоящее хобби — гонки.
Подопечный Экклстоуна-менеджера Стюарт Льюис-Эванс, восходящая звезда английского автоспорта, которая, увы, так и опоздала взойти…
От мотоциклов он в далеком прошлом перешел к машинам, без особенного но спортивного успеха. Бессчётные старты в младших формулах запомнились, скорее, авариями, нежели важными результатами.
По окончании одного из инцидентов, в то время, когда на автостраде в Брэндс-Хэтч гоночный автомобиль Экклстоуна вылетел с автострады, пробил ограждение и остановился лишь на зрительской парковке, с гонками решено было завязать. К тому же Берни увлек новый интерес — он стал менеджером собственного хорошего приятеля Стюарта Льюис-Эванса.
Пилотом тот слыл очень одаренным, и по окончании серии удач в младших формулах Берни осознал — его подопечному пора на увеличение. Мелочиться не стали. Бизнес шел замечательно, недочёта в деньгах Экклстоун не испытывал и потому приобрел команду «Формулы 1» полностью.
Тем более, что заводская конюшня английского бренда «Коннот» (Connaught) испытывала значительные денежные неприятности и продавалась чуть ли не за безвозмездно.
Согласно данным из некоторых источников, за рулем этого «Коннота» «Формулы 1» находится как раз Берни, на протяжении попытки пройти квалификацию на кубке Монако 1958 года
Взяв в собственный распоряжение автомобили F1, Берни кроме того сам решил снять шлем со стенки. В сезоне 1958 года он два раза пробовал пройти квалификацию Гран-при, но оба раза неудачно.
Льюис-Эванс, наоборот, обратил на себя внимание серией броских выступлений и заслужил приглашение в заводскую команду Vanwall — одного из фаворитов той поры. Увы, идиллия продлилась недолго. В последней гонке сезона-58 мотор на «Вэнуолле» Стюарта заклинило на ходу, машина вылетела с автострады и загорелась. Восходящая звезда английского автоспорта умрёт от ожогов через шесть дней…
Подавленный смертью приятеля, Экклстоун на долгое время покинет гонки. Его возвращение состоится лишь в 1968-м — Берни станет менеджером безмерно гениального австрийца Йохена Риндта. Всего через два года тот победит мировой чемпионат F1.
Увы, посмертно… Австриец разобьется за три этапа до окончания чемпионата.
Очевидно, вины Берни ни в одной из катастроф не было, но он опять забрал паузу. Но уже не столь продолжительную. Мир «Формулы 1» всецело завладел сознанием предприимчивого английского дельца.
По сути Берни эргономичного случая, дабы возвратиться.
По ходу сезона 1971 года ему стало известно — Рон Торанак, главный конструктор и управляющий команды Brabham, ищет делового партнёра и инвестора. Экклстоун без продолжительных раздумий внес предложение 100 тысяч фунтов за всю команду. Ударили по рукам.
Какое-то время австралиец оставался совладельцем и по совместительству главным конструктором, но всего через год уступил Берни и оставшуюся долю в проекте. Через чур уж различные взоры на судьбу и на бизнес были у двух этих мужчин — прирожденных фаворитов, неуступчивых и принципиальных.
Великий Гордон Марри (на фото слева) начинал собственную карьеру в команде Экклстоуна
Берни не сомневался — для громадных побед Brabham нужно прекратить продажу и разработку клиентских автомобилей и сконцентрироваться на создании наилучшей техники для потребностей собственной команды. С позиций бизнеса это казалось не самым успешным ответом — клиентские машины делали «Брэбхему» хорошую кассу. Но пока деньги Экклстоуна интересовали меньше побед…
В долговременной возможности он был прав. Юный и поразительно гениальный южноафриканский инженер Гордон Марри, которого Берни продвинет на должность главного конструктора по окончании ухода Торанака, начнет выдавать шедевр за шедевром. В конечном счете, бразилец Нельсон Пике принесет команде два чемпионских титула — в сезонах 1981 и 1983 годов.
К тому времени, но, спортивные результаты собственной гоночной конюшни для Берни отошли на второй план. Так как громадный хитрец уже осознал, как в мире Гран-при получить феноменально солидные деньги.
Берни и Ники Лауда
«Имеется лишь один метод сколотить маленькое состояние в гонках F1 — начать заниматься ими с громадным состоянием». Это ветхая, но до сих пор полностью верная шутка из мира Гран-при честна по отношению ко всем обладателям команд. Не считая одного — Берни Экклстоуна.
Показавшись в F1 скорее по романтическим соображениям, британец достаточно скоро осознал — для проворного воротилы эти гонки настоящая находка. Все что необходимо — не потерять шанс. А уж с этим, как мы знаем, у Берни не было неприятностей с самого детства.
В 1975-м Экклстоун вместе с обладателями вторых команд F1 Кеном Тиррелом (Tyrrell), Колином Чапменом (Lotus), Максом Мосли (March), Тедди Майером (McLaren) Фрэнком Уилльямсом (Williams) организовали «Ассоциацию конструкторов Формулы 1» (FOCA). Созданная, дабы отстаивать интересы так называемых свободных конюшен, FOCA скоро переросла статус несложного профсоюза, быстро превратившись в основной управляющий орган Гран-при.
Предугадайте с одного раза, кто поднялся у руля данной могучей кучки? Конечно же, Берни.
— Ну это, в общем, ясно, — растолковывал положение вещей трехкратный мировой чемпион Джеки Стюарт. — У всех остальных участников «Ассоциации конструкторов» хватало забот и в собственных коллективах, но Экклстоун — он второй. Его энергии хватало на все!
Твёрдая дуэль с Жан-Мари Балестром окончилась полным поражением француза
Само собой разумеется, в особенности в случае если учесть, что делами собственной конюшни британец интересовался меньше. Но на должности секретаря FOCA он устроил настоящую революцию, всецело перекроив установленный порядок вещей.
По сути, основное его достижение — получение прав на телетрансляции гонок. Кто же обязан распоряжаться доходами от ТВ-показов Гран-при, как не команды, участвующие в этих самых Гран-при? Логично так как, не поспоришь.
Все случилось в весьма успешное время. В 70-е, в то время, когда «Формула 1» начала деятельно коммерциализироваться, телеправа запустили прибыльность чемпионата в стратосферу. Но это было лишь начало.
Совсем не так долго осталось ждать Берни, от лица FOCA, конечно, начал диктовать условия организаторам и спонсорам гонок, а в начале 80-х «Ассоциация конструкторов» и вовсе решила избавиться от контроля FISA — интернациональной организации, курировавшей вопросы автоспорта во всем мире. Конфликт, вышедший за рамки обоюдного неудовольствия сторон, чуть не расколол «Формулу 1», но в конечном счете все равно закончился победой Экклстоуна — FOCA достались все коммерческие права F1, за FISA закрепили только главенство в спортивно-технических вопросах.
Лихо, не правда ли? Ну а в то время, когда в первой половине 90-ых годов двадцатого века во главе FISA поднялся ближайший приятель Экллстоуна Макс Мосли, рейдерскую операцию по захвату власти в F1 возможно было вычислять завершенной.
Пройдя путь от хозяина команды до человека, в чьих руках собраны все нити управления таким огромным бизнес-проектом, как F1, Экклстоун у многих болельщиков вызывает скорее критику, нежели одобрение. Наряду с этим обстоятельства массового скепсиса сложно разложить на логические составляющие.
Так как на самом деле как раз Берни перевоплотил «Формулу 1» в грандиозное зрелище, которое увлекает много миллионов болельщиков. По телевизионным рейтингам гонки Гран-при уступают лишь чемпионату мира по футболу, за возможность взять право проведения этапа спорят самые богатые страны и самые влиятельные люди мира. И это уже не говоря о том, что именно при Экклстоуне безопасность гонок F1 выросла многократно.
Сейчас, в отличии от эры 50-70-х, в то время, когда фатальные инциденты на автострадах считались нормой судьбы, трагедии единичны. Кто не забывает, что крестовый поход за безопасность Гран-при начался еще в 1978-м, в то время, когда как раз Берни назначил на должность главного врача F1 известного нейрохирурга Сида Уоткинса? Именно он практически с нуля обустроил совокупность медицинского обеспечения гонок и принимал самое активное участие в увеличении безопасности Гран-при.
Само собой разумеется, Экклстоуну возможно припомнить и множество вторых, мягко говоря, вызывающих большие сомнения а также странных ответов. Достаточно упомянуть очередной запрет и возвращение дозаправок, практически насильственное закрытие мирового чемпионата по гонкам на выносливость, подтолкнувшее к переходу в F1 заводских команд Peugeot и Jaguar, скандал с подкупом антиникотинового лобби в Англии, постоянное жонглирование техрегламентом…
Но прямой вины Экклстоуна ни в одном из «нечистых делишек» так никто ни при каких обстоятельствах и не доказал. Да и то сообщить, все действия Берни постоянно преследовали и преследуют одну цель — процветание F1. Пускай это кроме того свидетельствует, в том числе, и его личное процветание.
По состоянию на 2016-й состояние Бернарда Чарльза Экклстоуна исчислялось 3,1 миллиарда долларов. Сейчас уже намного больше…
Благодарю за внимание!
TrunkMonkeys
??????
Берни со своей второй женой Славицей Радич, которая выше мужа на четверть метра
А это Тамара – одна из двух дочек неравного, по-крайней мере в некоторых смыслах, брака
ГРОМАДНОЙ Шеф НА ЧЕЧЕНСКОМ ЯЗЫКЕ
Кроме этого к прочтению:
- Mezhdu-nebom-i-zemlej-odin-den-iz-zhizni-mechtatelej
- Skolko-krovi-vipet-desyatiletnyaya…
- I-katastrofa-eta-proizojdyot-34-goda-nazad-cherez-d…
- Viatti-geoexp-mestia
- Viatti-geoexp-ot-lyubvi-do-nenavisti-odin-sh…
- Garazh-eamph-motors
- Elektroforez
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Mclaren-mp42-tag-porsche-skromnyaga-rekordsmen
McLaren MP4/2 TAG-Porsche. Скромняга-рекордсмен В то время, когда речь идет о лучших болидах в истории Формулы-1 McLaren MP4/2 с турбодвигателем TAG-Porsche…
-
Konec-epohi-berni-ekklstouna-v-formula-1-novij-rulevoj
Финиш эры Берни Экклстоуна. В Формула-1 — новый рулевой Берни Экклстоун В понедельник, 23 января долгий начальник гонок Формулы-1 Берни…
-
Гараж E H Motors Всем привет) Сейчас я все чаще снимаю людей за работой. Ежу по гоночным гаражам, общаюсь с командами и замечаю за их судьбой…
-
Лодка не для рыбалки. Формула на воде — считается одним из самых рискованных видов спорта. В моем понятии «Формула 1» на воде и на суше – это самые…
-
Chem-zapomnitsya-2016-god-dlya-lyubitelej-formuli-1
Чем запомнится 2016 год для любителей Формулы-1 Кроме увлекательной борьбы за чемпионский титул, длившейся до последнего круга последней гонки…
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего необычного, поскольку…
-
Pojmaj-menya-esli-smozhesh-avtomobiln…
“Поймай меня, в случае если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 2: “Формула-1” Штефан Белофф за рулем Tyrrell 012 Чемпионат F1 проводится аж с 1950 года….