ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ
ТЕХНИКА
/ЮБИЛЕЙ
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ
25 Годов назад
С Сборочного потока ВАЗА СОШЛА 1-ая "НИВА"
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
ФОТО / ВАДИМ КОТЛЯРОВ
Началась история "Нивы" в большинстве случаев для тех пор. Летом 1970 года город и завод Тольятти посетил Примьер СССР Алексей Николаевич Косыгин. С ублажение отметил заслуги заводчан — создание автомобиля "Жигули" VAZ 2101 и макета "Люкс" — VAZ 2103.
Но, заботясь о трудящихся сельской глубинки, премьер-министр внес предложение сконцентрировать упрочнения на новеньком направлении — сделать автомобиль, схожий "Жигулям", но завышенной проходимости.
Для этого было два пути. 1-ый, более простой — сделать лучше проходимость уже готового к производству VAZ 2101, немного подняв его над почвой и оснастив фронтальным ведущим мостом. Российский автопром имел опыт таких разработок: вспомните вэдовую "Эмку" ГАЗ-61, позднее "Победу" М-72 и "Москвич-410".
Но тот же опыт, отпрыск неточностей тяжелых, давал подсказку: настоящего "проходимца" так не взять. Оставался 2-ой путь, более непростой, но перспективный — создавать неповторимый автомобиль. Его и приняли.
Решили сотворить полноприводник с несущим (!) кузовом, весьма применяя Ремонт и узлы и эксплуатация "Жигулей".
Времени для проектирования было так не достаточно, что на первом шаге решили обойтись без дизайнерской проработки внешнего вида. А компоновочные ответы принимали по ходу разработки автомобили. И меньше чем через два года на свет показался 1-ый умелый эталон вэдового ВАЗа. По тем временам — невиданные темпы сотворения автомобиля. У него был открытый, как и надеялось внедорожникам той эры, утилитарный кузов с плоскими панелями, легким тентом и откидывавшимся вперед ветровым стеклом.
Но со собственной изюминкой — весьма передовой "внутренностью".
По-настоящему неповторимым стал агрегат. К умелому эталону 1,6-литрового мотора с коробкой враждебно пристыковали "раздатку". Ее входной вал соединили с валом коробки эластичной резиновой муфтой. Редуктор фронтального моста был враждебно связан с мотором. Таким макаром движок, коробка, редуктор и раздаточная коробка фронтального моста составляли единый агрегат. Отменная конструкция. "Раздатка" крутила фронтальный мост через обыденный вал без карданов!
ШРУСов у нас тогда еще не было, потому внутренние шарниры фронтальных приводов имели скользящие сухари. А внешние представляли собой двойные крестовины.
Самой увлекательной в коробки, обязательно, была раздаточная коробка. У рычага управления 5 позиций: подключен лишь задний мост, подключен лишь фронтальный мост, подключены оба моста (с твёрдой связью), понижающая передача (однако "враждебно" подключены оба моста), нейтраль.
С такой "раздаткой" автомобиль за секунду преобразовывался в задне-, передне- или вэдовый. Эта многовариантность оказала бесценную услугу испытателям при манёвренности и исследовательских работах проходимости. Позже, удешевляя создание, от такой "раздатки" отказались (а жалко!), покинув неизменный полный привод с межосевым дифференциалом. Фронтальный был малопривлекательным в параметрах распутья, а задний "не проходил" исходя из безопасности и убеждений стойкости.
Такую, поординарнее, раздаточную коробку применили уже на последующих образчиках будущей "Нивы" — 2Э2121.
По окончании сопоставления машины и полугода испытаний с ГАЗ-69 показалась уверенность: вазовский вездеход вышел! Меж тем, не забывая наказ премьера, дизайнер Валерий Семушкин, увлеченно трудившийся над видом будущей "Нивы", и ее ведущий конструктор Петр Прусов представили коллективу 1-ый вариант закрытого несущего кузова. С ним комфорт будущего вездехода предполагалось довести до роскошного, близкого к "жигулевскому". Сильно! Кроме того по меркам западных ведущих автостроителей.
Кузов приглянулся и главному конструктору В. Соловьеву. Так юные вазовцы навечно обусловили направление развития комфортных вазовских вседорожников.
Эталоны 2Э2121 2-ой серии уже были с закрытыми кузовами. Таких автомобилей, с неизменным полным дифференциальным приводом, собрали четыре. Эта схема разрешила применять с мелкими переменами задний мост "Жигулей", по причине того, что на него передавалась лишь добрая половина вращающего момента. К величавому огорчению, рвение упростить производственные разработки и удешевить машину стало причиной тому, что корпус "раздатки" "отделился" от корпуса коробки. На "Ниву" поднялась коробка от "Жигулей" практически без конфигураций.
Прекрасно? Да. Но показалась новенькая неувязка: карданные валы, соединяющие на данный момент "раздатку" с фронтальным мостом и коробкой, были источником дополнительных шума и вибраций.
На серии 2Э2121 тормоза фронтальных колес стали дисковыми, а запасное колесо улеглось под капотом.
Эталоны 2Э2121 вынесли груз опробований на надежность, а также южных и "горных" — в Средней Азии. Послужили они и для многочисленных лабораторных работ. А одна из автомобилей более одного года пребывала в кремлевском гараже.
Поговаривали, как словно бы сам Генсек, товарищ Леонид Ильич Брежнев, на ней на охоту ездил.
Сперва 1974 года два эталона "Нивы" уже третьей (3Э2121) серии были представлены на приемочные тесты — и удачно их выдержали, преодолев фактически по 60 тыщ км. Позже выстроили эталоны четвертой серии — на их инспектировали эффективность доводочных работ по купленным в ходе муниципальных опробований замечаниям. Чем резвее устранялись недочеты нового автомобиля, тем настоящее вырисовывалось его неспециализированное создание.
А в феврале 1976 года собрали умело-промышленную партию из 50 машин — так рапортовали XXV съезду КПСС (поточнее, людям, возложившим на заводчан так важное задание). В итоге, в апреле 1977 года, через 5 лет по окончании рождения первого эталона, авто VAZ 2121 начали сходить с промышленного сборочного потока. Эти "нивы" положили начало целой когорте успешных полноприводников.
Поздравляем!
Апрель 1972. 1-ый выезд Э2121 (В. Котляров, О. Тарасов, В. Давыдов).
Лето 1972. Тесты 2-ух образцов Э2121 на проходимость в сыпучем песке.
Весна 1973. Тесты Э2121 на проходимость (О. Тарасов и П. Кузнецов).
Осень 1973. На грунтовой автостраде. Позади — эталон первой серии.
1973. Вброд через Эмбу (1-ый испытательный автопробег).
1974. Госиспытания, пробег по Уралу.
1975. Эталоны 4-й серии, доработанные по окончании госиспытаний на Памире.
1975. Эталоны 4-й серии в Средней Азии: проверка бродопроходимости.
Сентябрь 1973. 1-ый испытательный пробег, пограничный город Термез на Аму-Дарье (В. Фатеев, П. Прусов, С. Четвереков, В. Котляров).
Просматривайте кроме этого:
- Хорошие Анонсы!
- ХОЗЯЕВА Или ПЕРЕКУПЩИКИ?
- Соцсети на корпоративной работе предел на общение
- Статистика Крушение мифа
- АЙ ДА БОЛТ!
- Комплектация Хэндэ Santa Fe Говорящая фамилия
- Мекка
1975 г. — Намедни (Леонид Парфенов)
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ЭКОЛОГИ С ГРОМАДНОЙ ДОРОГИ… МЫ И АВТОМОБИЛЬ ПОБОРЫ ЭКОЛОГИ С ГРОМАДНОЙ ДОРОГИ… Местные власти в Новосибирске вводят новые и новые поборы с автомобилистов. какое количество это будет продолжаться? Игорь…
-
ТОРНАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ТОРФЯНОВКУ
ТОРНАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ТОРФЯНОВКУ МЫ И АВТОМОБИЛЬ ТАМОЖНЯ ТОРНАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ТОРФЯНОВКУ Через финскую границу пролегает самый успешный и, основное, неопасный путь из Западной Европы в Россию….
-
Мерседес-бенз Actros Повелители громадной дороги
Мерседес-бенз Actros: Повелители громадной дороги С большим трудом продираюсь через пробки в Царицыно, откуда намечен старт пробега. По левой обочине нас лихо опереждает постоянная цепочка машин,…
-
Дорогой белою Кто же спорит — путешествовать совершеннее всего первым классом. Тепло, сытно, не трясет и удобства неизменно наготове. Но большое количество ли узреешь из окна автобуса, поезда или самолета?…
-
Дмитрий Федоров отобрал 10 самых увлекательных и красивых авто дорог мира, проехав по которым, вы запомните эмоции от езды и окружающий пейзаж на всегда. Любой возможно найдёт среди…