ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
9 МАЯ — Денек ПОБЕДЫ
ДОЕХАЛИ ДО БЕРЛИНА
О помощи союзников сражавшейся Стране Советов заговорили сравнимо недавно. Вспоминает участник и свидетель тех событий, ветеран Величавой Российскей войны.
Владимир ТАБАКОВ
Фото из архива Л. Шугурова
Любой ГРУЗОВИК НА СЧЕТУ
Перед войной в газете "Правда" ежедневно печатали сводку "Выпуск машин". На последней полосе в правой колонке: Горьковский автомобильный завод — 400 (420), Столичный — 200 (220). не забываю: примерно 600 грузовых автомобилей в денек.
Война востребовала тыщи и тыщи машин — сотки тыщ! У германцев их было с излишком, а у нас… До авто державы Русский Альянс и в мирное-то время не дотягивал, а с началом военных действий, отступая, мы лишились большей части авто парка армии. Ну и фабрики сейчас не достаточно помогали: столичный уже в июле 1941-го эвакуировался — трехтонки поступать фактически закончили, Горьковскому пришлось нелегко.
Каждая машина, кроме того плохонькая, была на счету. Водитель расписывался за нее и отвечал головой, не имея права кинуть, что бы ни произошло. Кроме того пришедший в негодность автомобиль списать было нельзя.
Компаньон, вести войну в артиллерийских частях, сказал: чтобы сделать это, приходилось составлять фиктивный акт о том, что машина типо стёрта с лица земли прямым попаданием.
Машин чертовски не хватало. К примеру, отечественная 351-я стрелковая дивизия в декабре 1941-го прибыла на фронт без единой автомобили! Снаряды, продовольствие, людей в Красноватой Армии перевозили если не по металлической дороге, то на лошадях.
Что грузы — артиллерия была в главном на конной тяге.
В августе 1942 года Черчилль внес предложение Сталину поставлять больше танков. Ответ был: "Не требуется. Отечественная индустрия создаёт их две тыщи за месяц.
Давайте больше грузовиков"…
Америкосы сейчас начали работату на авто фабриках в три смены. Они дали само мало три четверти машин, предоставленных союзниками.
ДЖУЛЬФА Русская,
Автомобили — Южноамериканские
Сентябрь 1943-го. По окончании харьковского окружения, донской эпопеи, Сталинграда, Старенькой Руссы и Дорогобужа я взял назначение в военную приемку на иранской границе. Встречаем автомобили американской помощи. "Промежный" авто склад № 403 занимает плоскогорье севернее пограничного поселка Джульфа Русская. Малость поднимаясь к горам, оно превосходно просматривалось с юга, кроме того с иранского берега. Авто устанавливали по-армейскому ровненькими, четкими последовательностями. Из этого их перегоняли во Владикавказ, а позднее, по металлической дороге, на фронт.
В кузовах — лекарства, теплая одежка, запчасти для машин и — тушенка, тушенка. Та, свиная, популярная, пожалуй, труженику тыла и каждому бойцу под шутливым заглавием "2-ой фронт".
Автомобили идут к нам колоннами через Иран с Персидского залива: 400, 500, 600 ежедневно. не забываю, как в Джульфу прибыло в один денек 1000 машин! Число последовательностей на складе росло. К концу 1943 года их было уже не легко сосчитать.
Все плоскогорье почернело от грузовиков. Сейчас на перевалах Военно-Грузинской дороги начались снежные заносы, перегонять автомобили стало не легко.
И внезапно Джульфа ожила, загудела. Показались дополнительные перегонные батальоны, питание и… два мягеньких вагона руководства из Управления тыла Красноватой Армии. К концу марта склад фактически опустел. Что посодействовало?
Поведали: америкосы с иранской стороны сфотографировали забитое автомобилями плоскогорье, снимок выслали президенту Рузвельту. Тот — с укоризненной припиской — Сталину. Подействовало!
ВЫРУЧИЛ…
Как-то капитан Айзенбанд, глава колонны, поведал историю. По дороге с Персидского залива в Джульфу произошло ЧП: грузовик "Шевроле" из его колонны столкнулся с армейским "Студебекером" янки. Милицейский осмотрел место происшествия, развел руками и заявил капитану: "Ничего не могу сделать, ваш водитель повинет!" Янки, водитель "Студебекера", также сказал: "Ваш ехал некорректно". Правильно — некорректно, а машина разбита, что делать?
Неподалеку был южноамериканский лагерь. Оттуда приехал их капитан — да и то же самое: "Сожалею, но повинет ваш водитель, помочь не могу". Катастрофа! Айзенбанд попытался разъяснить: "Вы — капитан, и я — капитан. Машина нужна фронту…
У меня будут неприятности".
Янки что-то буркнул, пожал руку отечественному и укатил. Колонна стоит, Айзенбанд не знает, как быть, с грустью смотрит в сторону южноамериканского кэмпа… Внезапно лицезреет облачко пыли. Поближе, поближе — и появляется новый "Шевроле", в точности как разбитый, лишь не защитного цвета, а ярко-зеленый. Водитель задаёт вопросы, где русский капитан.
Подходит: "Вот, капитан повелел передать вам эту машину". И, опоздал Айзенбанд ничего сообразить, как подошедший кран зацепил, потащил пострадавшую. Оформить передачу актом не удалось — янки кроме того не сообразил, чего от него хотят: ему начальник отдал приказ, он выполнил, какие конкретно еще бумаги!
"ВИЛЛИСЫ", "СТУДЕБЕКЕРЫ" И "КАТЮШИ"
Да, вэдовые "Шевроле" были хороши, как и такой же, 4х4, "Додж 3/4" и, конечно, "Виллис", отличный командирско-разведывательный автомобиль. Но владыкой фронтовых дорог был "Студебекер". В особенности — вэдовый, 6х6. Они кроме того пушки таскали! Поступали и две модели, похожие на него: Джи-Эм-Си и "Интернешнл". Его все именовали "Интернационал".
Эти три автомобили шли с колесной формулой 6х6 и 6х4. Именитые "катюши" устанавливали на их! Для фронтовых перевозок годились и бортовые "форды", и "доджи". Их было большое количество. Заместо простых отечественному водителю 2-ух ручника переключения и рычагов передач — на вэдовых автомобилях было четыре, кроме того 5. Дополнительные — фронтального ведущего моста, понижающей передачи. К тому же рычаг лебедки.
И на всех — непривычные щитки со обилием устройств — "как на самолете". Но заместо ключа зажигания на щитке слева был встроен простой рычаг. Как комфортно!
А меня, инженера, потрясло еще вот что. По ленд-лизу совместно с автомобилями приходили и коробки с запасными частями. Много-много. На каждом — упаковочный лист с перечислением содержимого. И еще — толковые, превосходно иллюстрированные пособия по эксплуатации и ремонту (действительно, на английском). В то время, когда, спустя десятилетия по окончании войны, мне было нужно чинить движок "Шевроле", на складе нашлись полные наборы подробностей с каталогами!
Такое обилие за мои два 10-ка "авто" лет я заметил в первоначальный раз.
ДОРОГА МУЖЕСТВА
Авто, купленные по ленд-лизу, доставались непросто. При перегонке такового огромного количества грузовиков преодолевали величавые трудности. Путь в две тыщи км от Персидского залива до границы с Русским Альянсом проходил через целый Иран, частично — по горному серпантину, дорогам без жёсткого покрытия, узеньким и небезопасным.
Для бесперебойной переправки автомобилей потребовалось 15 тыщ водителей! Где их забрать в отсталом и бедном Иране? Готовили всех желающих, независимо от "сословия" и грамотности. Было нужно обеспечить и дорожную техно работу, и мед помощь, и питание.
Посредине пути, в Тегеране, организовали хорошую базу. Но основное, что требовалось, — надежная охрана. Колонну возглавлял офицер, сопровождали два сержанта с овчарками. Преследовавшие караван банды нападали на ползущую ввысь по склону машину, вытряхивали водителя, а ее саму сбрасывали в ущелье.
Их целью было содержимое кузова — те же коробки с тушенкой, лекарствами, одежкой. Добыв таким макаром "продукт", иранцы реализовывали его на рынке, в противном случае и бессовестно предлагали нам за Энциклопедия грузовиков запчасти.
…Авто — и южноамериканские, и британские (их "остинов", "бедфордов" было меньше, поступали через Мурманск) — весьма помогали на войне. Выручали. Массивные, качественные, нетребовательные.
Они принимали участие в последнем пришествии и вошли в Берлин с фаворитами.
"Виллис-МБ" в Польше: Бельска, 1945. С 1940 по 1945 год компании "Виллис-Оверланд" и "Форд" (США) выпустили 639 тыс. таких автомобилей.
"Додж-WC51", он же "Додж три четверти", буксирует русское зенитное орудие.
Апрель 1945-го. Бойцы 3-го Украинского фронта ведут битвы на улицах Вены из бронетранПодвескаера МЗА1 (4х4). СССР взял из америки 3340 таких автомобилей.
Те же "студебекеры-US6", каковые принимал создатель, на местности Ирана.
Реактивные минометы — "катюши" на американских шасси "Шевроле-G7107" (4х4).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПРАВКА
К началу войны Красноватая Армия располагала 272,6 тыс. машин, из их завышенной проходимости — наименее 20 тыщ. 50 5 процентов парка составляли устаревшие полуторки ГАЗ-ММ. Предвоенный (1940) потенциал Германии и захваченных ею стран разрешал производить 600 тыщ машин в год. Фабрики СССР с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945 года сделали 205 тыщ автомобилей, из которых 150,4 тыщи поступили в армию.
По ленд-лизу (из америки, Великобритании и Канады) Русский Альянс взял 401 тыщу машин. Подробнее об этом — см. ЗР, 1990, № 3,4).
Просматривайте кроме этого:
- Воздушное пространство ПО Кармашку
- Потаенные ПРУЖИНЫ
- Полные ВЕЗДЕХОДЫ
- ПЯТИМСЯ К АВАРИИ
- Тенденции Мерседес-бенз S400 Bluehybrid Какой цвет в моде?
- Опель Astra Coupe. РИНГ РАССУДИТ
- ХАМЕЛЕОН РУЧНОЙ ВЫДЕЛКИ
12 Фильмов, в которых пришлось нелегко сниматься.
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО? Животрепещуще! АНКЕТА ЗР КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО? 50 тыщ ваших анкет разрешили отыскать настоящий срок работы машин. О чем как правило молвят автолюбители?…
-
БИТВА ЗА БЕРЛИН № 2 Животрепещуще /ДОРОГИ И НЕ-ДУРАКИ БИТВА ЗА БЕРЛИН № 2 Государственный секретарь ГОТОВ Зарыть В Почву 20 Миллиардов. Баксов ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО БЕРЛИН, МОСКВА, ЕКАТЕРИНБУРГ… Дальше…
-
ДОЕДЕТ ЛИ КОЛЕСО ДО МОСКВЫ? Канули в Лету времена, в то время, когда раздобыть что-либо путевое для автомобиля возможно было лишь по блату. на данный момент одних колес предлагают два-три 10-ка. Не весьма затрудняя…
-
Позабытая АВТОКОЛОННА АВТОКЛУБ Авто Величавой Российскей Позабытая АВТОКОЛОННА СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ Из года в год меньше тех, кто не забывает самую страшную во всемирной истории войну, кто может…
-
ПДД по-индийски Туристские агентства информируют об аренде машин примерно так: «Для этого необходимы интернациональные водительские права и страховка. Возможен наличный расчет. Но езда на…