Джереми Кларксон о том, почему ралли обречено на провал
Последние несколько лет «Формулу-1» ругают за бардак в регламенте. Обгонов становится меньше, чем на многоуровневой парковке, а за последнюю гонку стали начислять двойные очки – зачем тогда стараться весь сезон? Но бывает и хуже.
Например, в ралли… Известный телеведущий Джереми Кларксон, поднимает в своей авторской колонке тему автоспорта. Перевод Top Gear Россия. Далее прямая речь.
УВЕЛИЧИТЬ
Недавно я был в гостях, где не было спутникового телевидения. То есть в субботу утром смотреть совершенно нечего. Повтор реалити-шоу со звездами в джунглях за 2008 год, блондинки, продающие всякое барахло на аукционах, и передача “Дом под молоток” – тягомотина, несмотря на интригующее название.
И вот унылым, серым и дождливым субботним утром пришлось смотреть ITV4, куда сливают все, что недостаточно интересно для ITV1, 2 и 3. Другими словами, родной канал Чемпионата мира по ралли.
Какая скука! Две минуты показывают, как маленький Volkswagen (совершенно не похожий на те VW, которые можно купить) мчит по лесу в Уэльсе, а затем пилот по имени то ли Даи, то ли Мико рассказывает на малопонятной интерпретации английского о проблемах, с которыми он столкнулся, пока мчал по лесу. А дальше все то же самое, только про маленький Citroen и проблемы его экипажа.
УВЕЛИЧИТЬ
Когда-то этап WRC был самым популярным спортивным событием Великобритании! Организаторы хвастались, что смотреть ралли вживую собирается четверть миллиона человек. Разумеется, они не признавались, что считали и тех, кто видел раллийные автомобили по пути в строительный супермаркет.
Но теперь четверть миллиона точно не наберется. И вообще, судя по увиденному на ITV4, зрителей на трассе всего тридцать два, причем большинство больны на всю голову.
Один парень в футболке стоял у самого края дороги (именно там, куда угодит автомобиль, если его занесет) и энергично грозил кулаком проносившемуся мимо пилоту.
Стоит ли говорить, что чувак пришел один? Потому что а) не смог убедить друзей, что это отличный план на выходные, и б) друзей у него вообще нет.
Кажется, друзей не было ни у одного из зрителей.
Все тридцать два стояли далеко друг от друга, каждый в своей луже. У многих были старые фотоаппараты “Зенит” с телевиками, которыми они делали отвратительные любительские снимки грохочущего мимо Hyundai.
УВЕЛИЧИТЬ
Зачем?
Кому они их покажут? Кто скажет им: “Эй, Джон, а покажи-ка мне те две тысячи дерьмовых фото Hyundai, которые ты сделал в прошлый выходной!” Да никто не скажет. Эти фото так и проваляются на жестком диске вперемешку со скачанными обложками журнала для нудистов.
Если получится снять аварию, то, возможно, все будет по-другому. Но шансов на это почти нет. У ITV4 был вертолет и камеры во всех слепых поворотах, но пока я смотрел, на трассе не попалось даже самого мелкого ухабчика.
Так зачем автомобильные компании вроде Citroen и Volkswagen тратят миллионы на раллийные программы, если знают, что ралли смотрят шестеро по ITV4 и еще тридцать два человека с сомнительными файлами на жестких дисках – вживую?
Hyundai считает, что у него есть ответ.
Мол, бренд уже вовлечен в спорт благодаря спонсорству Кубка мира ФИФА-2014. Да, это умно: Кубок мира смотрит весь цивилизованный мир (Америку не берем). Но зачем нужно еще и ралли?
Мне это напоминает ситуацию, когда тебе дали “Оскара” за роль ковбоя и бабника, а ты пошел сниматься в рекламе автомобилей. Нет, говорит Hyundai, ведь “автоспорт – идеальная среда для автопроизводителя”. Да ладно…
Но проблема остается. С тех пор как запретили короткобазные quattro и огнедышащие Peugeot, ралли потеряло всю свою прелесть.
Продираться ночью сквозь лес, чтобы посмотреть, как мимо промчит финн на Polo (и не важно, какого размера у него антикрыло), будет только тот, у кого совсем жизни нет.
А пару Гран При Ф-1 в этом году провели для 80 000 зрителей, замаскированных под пустые сиденья.
А вот в Америке стадионы на 250 000 зрителей, и трибуны неизменно полны… Потому что в Америке организаторы понимают, что автогонки должны быть зрелищными. Что они проводятся не для пилотов или отделов маркетинга компаний-производителей, а для зрителей.
Ведь в конечном итоге за все платит именно зритель.
УВЕЛИЧИТЬ
Нужно объяснить пилотам, что если они хотят, чтобы им платили за то, что они носятся по кольцевым трассам, нужны ловушки поуже и взрывы покрасивее. А еще пусть отрастят себе харизму: перестанут рассказывать о проблемах с тормозами или радиосвязью и отобьют девушку у штурмана.
Нам нужны негодяи, по которым плачут таблоиды.
А автомобили? Какой-то там Red Bull или Williams?.. Разве интересно смотреть, как неизвестный нам пилот гоняет на каком-то Citroen по холмам Уэльса?
УВЕЛИЧИТЬ
Чтобы возбудить массы, нужно стравливать лучшие автомобили. Bentley Continental против Nissan GT-R и BMW M6 Gran Coupe против обоих.
И мы хотим знать наших пилотов: стоять за них горой или от души ненавидеть. Пусть Дарси Бассел на Lamborghini Aventador погоняется с Энтом и Деком на Aston Martin V8 Vantage – на кольце или в лесу, а еще лучше – и там, и там. Посмотреть такую гонку соберется полстраны.
А если это по-прежнему будут Даи и Мико на Citroen – автоспорт обречен.