Eskimosskij-volk-na-krishe-mira-chast-pervaya-dusha…
Эскимосский волк на крыше мира. Часть первая: Душанбе-Калаихум
Час ночи. Я просыпаюсь от того, что мне не достаточно воздуха. Практически разрываю на себе покрывшийся инеем спальный мешок.
Ветер треплет прекрасно закрепленную зеленую палатку, отчего она трещит, поет какой-то недобрый мотив. Под заиндевевшим куполом качается в такт ударам ветра взад-вперед прямоугольный светодиодный фонарь.
Включаю его, распахиваю полог, надеваю высокие ботинки, покрытые коричневой пылью. На улице -10 градусов по шкале Цельсия, ветер толкает меня куда-то в темноту, но дышать мне уже легче. На высоте практически четыре километра неприятности с дыханием во сне — бывает.
Это один из признаков горной заболевании.
Мало физических упражнений, и обратно в палатку, над которой нависло нескончаемым куполом броское, как в планетарии, звездное небо. Спальник остыл. Забираюсь в него в одежде, сняв лишь обувь и куртку.
Оставляю полог немного открытым, чтобы получить побольше кислорода. Перед тем как провалиться обратно в неспокойный сон, думаю — как же я был в этом необычном месте?
Трансазиатская экспедиция Amarok — экстремальный автопробег протяженностью более чем 12 тысяч километров из Астрахани в Благовещенск, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Китай и Монголию по следам великих русских исследователей Азии. Мушкетов, Северцев, Пржевальский… В честь путешественников взял собственный имя любой из восьми машин колонны.
На стекле кабины моего обновленного Volkswagen Amarok написано П. Семенов-Тян-Шанский. В роудбуке — самый сложный и страшный участок пути, из Душанбе через перевал Хабуработ, а дальше по маршруту Кулаи-хумб (Калаихум) — Хорог – Ош – Бишкек через легендарный Памирский тракт.
Дорога из Душанбе в горный Таджикистан – что любовь с первого взора. Начинается все как будто бы сказка, в окружении роз, которыми уставлены главные улицы Душанбе. Ваши перемещения слажены и приятны.
Радуешься тому, что твой партнер совсем не требует привыкания, как словно бы знаком с ним всю жизнь. В муниципальном потоке Amarok лавирует как легковушка. На хорошем шоссе жму педаль в пол, под капотом с бодрящим рокотом оживает 180-ти сильный мотор с двумя турбинами.
Восьмиступенчатая коробка передач незаметно выбирает передачи друг за другом, и автомобиль летит вперед. Легко сказка! Но миру, окрашенному цветом розовых стекол в роговых оправах суждено пройти опробования настоящей судьбой, и уже совсем не так долго осталось ждать.
При с Таджикистаном речь заходит о дорогах, уровень качества которых не выдерживает никакой критики.
Достаточно скоро хороший асфальт кончается, начинается узкий грейдер, на котором разъехаться со встречным «опелем» (почему-то, на них ездит целый Таджикистан) весьма непросто, в особенности, в случае если с горы спускается отара овец.
Местные обитатели сморят на отечественную колонну с любопытством, но дети кричат не здравствуй, а "хэллоу"…
Маленький путь – самый увлекательный, но он же и самый страшный… А время от времени – трагичный, о чем вспоминаешь на вантовом мосту через реку Сурхоб. Уникальность выстроенной в 1935 году конструкции (двухдисковая ферма с радиальным заполнением дисков) с пролетом длиной 120 метров меркнет перед чёрным прошлым.
За данный стратегический объект велись кровопролитные битвы на протяжении гражданской войны в 90-х годах прошлого века, о чем красноречиво напоминают разнокалиберные раны от пуль на опорах моста. В соседнем ущелье около дороги тут и в том месте валяются большие гильзы… А вот взорванные танки, каковые немыми монументами той войне находились тут и в том месте до недавнего времени, уже реализовали на металлолом китайцам.
Чем ближе к перевалу Хабуработ, тем хуже дорога.
Красные песчаники, огромные булыжники.
Рытвины. Водопады, текущие прямо через размытое полотно.
Петляя на протяжении ущелья, местами покрытая красными лужами колея сужается так, что нереально разъехаться со встречным автомобилем. Да что в том месте, в некоторых местах дабы из автомобиля со стороны обрыва, необходимо иметь крепкие нервы.
Скоро низкое свинцовое небо заволокло тучами, зарядил ливень.
Высота перевала – 3252.8 м, но уже на двух с половиной тысячах мы упираемся в плотный снежный пояс, толщина которого растет с комплектом высоты.
Прекрасно, что у моего Amarok – постоянный полный привод с дифференциалом типа «торсен», как у породистого джипа.
Для пикапов это уникальность –в этом классе чаще видится «парт-тайм». Но имеется и обратная сторона медали – у для того чтобы Amarok нет понижающей передачи. Но для аналогичной экспедиции, следующей хоть по убитым, но все же дорогах – мала беда.
Кроме того на всесезонной резине, применяя внедорожный режим трансмиссии, по глубокому насту удачно пробиваемся к вершине перевала. Занесенная снегом автобусная остановка и застрявший микроавтобус в кювете – вот и все, что нас встречает.
Рывок троса, бедолаги на свободе. Путь через перевал меньше главной дороги, на нем практически нет автомобилей – но снег тут не чистят, и в течение практически полугода дорога не употребляется. С дороги, кстати, лучше не сходить — в полной мере возможно наткнуться на мину времен войны…
Драматичный спуск в окружении вечно высоких, заснеженных тёмных скал воспринимается как происходящее в 3D кинотеатре.
По сравнению с другими пикапами этого класса, Amarok комфортен и негромок, думается, что сидишь в своей квартире на диване, а не едешь по одной из самых страшных дорог в Таджикистане.
По мере спуска, снег растворяется зеркалах заднего вида. Горы снова покупают желто-красную окраску.
Просвечивают через облака заснеженные горные пики.
Скоро мы уже в городе Калаихум на афганской границе. В кишлаках по ту сторону реки Пяндж (по ней проходит граница) в кромешной тьме светятся окна. Ужин за громадным столом на высоких стульях.
На стене – огромный портрет президента Таджикистана Эмомали Рахмона в полный рост. За окном – муниципальный праздник. Мальчишки танцуют под радостные национальные напевы со сцены.
Из беседок на углах площадки на них с опаской и завистью наблюдают матери и сестры в цветных платках.
По периметру – милиционеры в форме советского примера, да армейские с автоматами – в наша гостиница приехал на китайском «хаммере» какой-то генерал. Заглядываю за зеленые занавески мечети – и осознаю, куда с улиц делись все мужчины (включая продавца из палатки с фаст-фудом). Время молитвы. Восток – дело узкое…
Просматривайте все посты про мое путешествие на Памир:
1. Часть первая: Душанбе-Калаихум
2. Часть вторая: Калаихум — Хорог
3. Часть третья: Хорог-Мургаб
Текст и фото — Артем Ачкасов. Создатель благодарит издание GEO Российская Федерация за организацию участия в экспедиции.
Фильм Мир драконов: Ожившая фантазия
Кроме этого к прочтению:
- Armyanskoe-radio-i-cordiant-snow-cross-2
- Ezdovie-vpechatleniya-o-novoj-nokian-hakkapeliitta-9
- Prud-chast-1
- Budni-na-treke-hampton-downs
- Henri-tojvonen-nichya-v-srazhenii-s-group-b
- Gaz-21-iii-seriya-mmmmmmyata-chast-2
- Konec-epohi-berni-ekklstouna-v-formula-1-novij-rulevoj
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Eskimosskij-volk-na-krishe-mira-chast-vtoraya-kalaihum-horog
Эскимосский волк на крыше мира. Часть вторая: Калаихум — Хорог Сутки второй. Отечественная колонна движется на протяжении реки Пяндж. Разбитая дорога все так же идет по…
-
Kak-mi-ne-doshli-do-pshehskogo-vodopada
Как мы не дошли до Пшехского водопада Вот обожает у нас народ лепить каждому водопаду звучные ярлыки. Самый большой, самый большой, самый-самый из самых и…
-
Audi quattro days в Москве. Кстати имеется продолжение, ссылка на следующий день будет в конце поста! Точно в то время, когда многие слышат привычное словосочетание…
-
Vw-vot-vot-vipustit-svoj-pervij-motocikl
VW вот-вот выпустит собственный первый мотоцикл! 0 0 VW вот-вот выпустит собственный первый мотоцикл! Фото: — Германский автоконцерн Volkswagen вот-вот…
-
Lamborgini-miura-semejnaya-relikviya-provela-28-let-v-sarae
Ламборгини Миура – домашняя реликвия совершила 28 лет в сарае. Дорога в самое сердце Генри Форда. Не пропустите. Не так долго осталось ждать продолжение) Эту историю поведал…
-
Mashina-dzhona-lennona-vagon-kotorij-kachaet-rok-n-roll
Машина Джона Леннона: вагон, что качает Рок-н-ролл. Существует пара вещей, каковые приводят к выводу относительно природы послевоенных…
-
Toyota-hilux-pick-up-gun126l-sinij-vorotnichok
Toyota Hilux Pick Up GUN126L. светло синий воротничок Toyota Hilux – это тот автомобиль, которому Toyota Motor Corporation обязана собственному благосостоянию, так…