Falstart-dlya-starta-pochemu-ne-slozhil…
Фальстарт для “Старта”: из-за чего не сложилась будущее самого прекрасного советского микроавтобуса
Новый год и рождество программные директора отечественных каналов вычисляют важным предлогом по миллионному разу прокатать в эфире всю комедийную классику советского кино. пропаганда и Тут пьянства в “Иронии судьбы”, и энциклопедия советского быта 80-х из “Чародеев”, и конечно же шикарная Наталья “Три порции шашлыка выкинула в пропасть” Варлей в бессмертной “Кавказской пленнице”.
Возможно по-различному относится к творчеству Гайдая, но “Пленницу” я обожаю. И за легендарную актерский состав, и за шутки, разошедшиеся в фольклор, и не в последнюю очередь за прикольные автомобили, каковые мелькают в кадре. Весьма хороша самопальная скорая, напоминающая медицинский ГАЗ-55 “Будь проклят тот сутки, в то время, когда я сел за баранку этого пылесоса”, совсем роскошен очаровательный кабриолет Adler Trumpf гомерической троицы Бывалый, Трус и Балбес, но круче всех футуристичный микроавтобус, на котором в конце ленты от неудачника Шурика окончательно уезжает красотка Нина.
Внимание, страшная картина! Приступ твёрдой ностальгии гарантирован.
Машинка такая симпатичная, а основное не обычная для советского периода, что в юные годы мы до хрипоты спорили, что за автомобиль фактически? Одни уверяли – иномарка, другие настаивали на самодельном происхождении бусика, я же как школьник, привычный с книжками Юрия Долматовского, склонял одноклассников к другой версии. Долдонил всем, дескать, Наталья Варлей уезжает на экспериментальном однообъемнике “Белка”, созданном экспертами НАМИ и фактически самим Долматовским.
Все в итоге были неправы. Таинственный микроавтобус в действительности именовался “Старт”, выпуском и разработкой которого занималось предприятие САРБ (Северодонецкая Авторемонтная база).
Сейчас по большому счету сложно осознать каким прекрасным образом “какая-то в том месте автобаза” внезапно забрала и создала цельный автомобиль. Однако, во второй половине 50-х годов во время хрущевской оттепели многие советские фирмы взяли экономическую самостоятельность, пускай и с известными оговорками. Про совнархозы слышали?
Вот-вот…
В то время, когда новым начальником главного транспортного управления Луганского совнархоза, в сфере влияния которого пребывала и САРБ, стал А. С. Антонов началось самое занимательное. Новый глава слыл человеком очень деятельным и активным.
Для начала товарищ Антонов решил в качестве опыта выстроить автомобильный прицеп для туристов – по сути дачу на колесах. Среди подконтрольных Луганскому совнархозу фирм было много химических фабрик, исходя из этого в качестве главного материала для мобильной дачи приняли ультрамодный в ту пору стеклопластик.
Опыт еще не успели признать успешным, а деятельный Антонов уже носился с новой идеей – разработкой автомобиля! Со стеклопластиковым кузовом!
Скромненькая заметка о ‘Старте’ в издании За Рулем. Пишут о замыслах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и показывают массу автомобили в 320 кг. Явная опечатка, само собой разумеется. Единичка куда-то запропастилась…
Само собой разумеется, шеф Луганского совнархоза осознавал – это уже совсем второй уровень сложности. Это не ремонт двигателей а также не разработка прицепа. Автомобиль – целая история.
Исходя из этого к проекту привлекли экспертов Харьковского Автодорожного университета, трудившихся в том числе над серией рекордных машин ХАДИ, а основное гениального инженера-живописца Юрия Андроса.
В качестве творческого объекта был выбран микроавтобус – дико востребованный в то время форм-фактор. Так как таких автомобилей советская автопромышленность производить почему-то еще не сподобилась.
В базу конструкции будущего буса легло шасси от “Волги” ГАЗ-21 (70-сильный 2,4-литровый мотор ЗМЗ-21А, 3-ступенчатая механика, свободная пружинная передняя и зависимая рессорная задняя подвеска) на что установили стеклопластиковый кузов, усиленный закладными подробностями.
Юрий Андрос (конечный слева) за работой над масштабной (1:10) моделью Старта. Благодарю вас, маэстро, за прекрасный автомобиль!
А вот масштабная модель. Оформление решетки радиатора легко отличается от серийной версии
Но основное – это дизайн! Слушайте, ну это с громадной буквы Д!
Термина дизайнер в советское время официально не существовало, но Андроса хочется назвать громадным мастером. Легко вследствие того что в начале 60-х он создал, пожалуй, самый футуристичный микроавтобус планеты Земля.
Само собой разумеется, в виде “Старта” – для собственного первого автомобиля Северодонецкая Автобаза выбрала очень незатейливое имя – в первую очередь угадываются мотивы американского дизайна. А четырехфарная совокупность освещения и бескапотная конструкция, наверное, навеяна чертами красивого заднемоторного (!) однообъемника Шевроле Corvair Greenbrier, начинавшего в 1960-м. В полной мере, вероятно Юрий Андрос был знаком с работой американских сотрудников, но назвать “Старт” калькой с “Гринбриера” значит обидеть живописца.
Начать с того, что коммунистический микроавтобус оказался не однообъемным как Corvair Greenbrier, а двухобъемным. Неповторимой изюминкой стеклопластикового кузова “Старта” стал багажник в задней части отделенный от пассажирского салона.
Ну а позже по части футуристики американец кроме этого очевидно уступал советскому коллеге. Посмотрите на фейерверк стилистических примочек “Старта”: огромные чуть ли не в половину габаритной длины боковые плавники, жёсткие брови передних фар уходящие на передние крылья, запоминающаяся и достаточно злобная пасть решетки радиатора, необыкновенная центральная стойка крыши в виде треугольника, залихватский “развал” задней оптики, двухцветная окраска наконец. Это было что-то с чем-то!
Ничего аналогичного в мире тогда еще не было. взглянуть на уже упомянутый Greenbrier, его сверстника Dodge A100, германские VW Type 2, европейский Ford Taunus Transit, французский Renault Estafette и десятки вторых микроавтобусов 60-х. Любой из них оптимален по-своему, но для того чтобы цельного футуристического образа нет ни у кого. “Старт” в полной мере можно считать лучшей адаптацией стиля детройтского барокко на микроавтобусную тему.
Любопытно, что целый модерновый северодонецкий дизайн был что именуется умозрительным. Как позже окажется целый напускной аэродинамизм микроавтобуса окажется величиной чисто декоративной. Наоборот, эффектное килевое оперение лишь ухудшит динамику воздушных потоков.
Для сравнения вот Corvair Greenbrier…
…а вот Старт. Что-то общее имеется, но, на мой взор, Старт круче
Но не будем через чур строги. Во-первых обращение о 60-х годах, а помимо этого Северодонецкая Авторемонтная база не обладала возможностями не то что западных автомобильных гигантов, но и отечественных специальных фирм.
По сути речь заходит о полукустарном проекте, в котором однако нашлось место не только для броского дизайна.
Отыщем в памяти саму компоновочную схему — десять мест плюс отдельный багажник. Опасаюсь совершить ошибку, но для того чтобы вот по сути двухобъемного микроавтобуса в мире точно не было.
Второе вопрос, что раздельно торчащий трюм, что совсем не видно с водительского места, затруднял маневры задним ходом. Но, об удобстве водителя тогда не очень заботились.
Неудачно скомпонованный педальный узел, а вернее через чур придвинутое к рулю водительское сидение, еще одно тому подтверждение. Не додавал машине практичности и доступ к двигателю, что осуществлялся… из салона.
Салон утомившегося Старта. Тут ностальгией не очень-то и пахнет
Процесс создания контрформы либо матрицы для кузовных панелей был весьма трудоемким и дорогим
Логично – в то время, когда на фактически нетронутое шасси любимого автомобиля Юрия Деточкина надели бескапотный кузов мотор был внутри, по сути поделив передний пассажирский салон и ряд сидений. Показав известную смекалку, инженеры САРБ оформили крышку капота как салонный столик. Не пропадать же добру…
Машину выстроили весьма скоро. Поговаривали, что первый макет в масштабе 1:10 и всецело ездовой прототип поделили практически полтора месяца!
Причем первый собранный “Старт” своим ходом отправился покорять Москву и, счастливо преодолев расстояние практически в 1000 км… мгновенно ее покорил! Наподобие как на смотринах в Кремле стеклопластиковый микроавтобус сильно поразил самого Хрущева.
Основной в то время распорядитель по автомобильным делам страны Николай Иванович Строкин (в будущем министр автопрома СССР) приказал обеспечить Северодонецкое предприятие полусотней шасси от “Волги” ГАЗ-21. На Горьковский автомобильный завод поступил соответствующий циркуляр.
Приехал в Москву и сходу всех покорил! Ай, малаца…
Что это как не победа романтиков от автомобиля из Северодонецка?! Жаль миг славы был недолгим.
В 1964-м Хрущева сместил Брежнев, через год совнархозы распустили, тем самым поставив крест на творческой самостоятельности на местах. Так что новые машинокомплекты в Донецк из Неприятного уже не придут. 50 штук и баста!
В будущем САРБ перебивался единичными заказами, в качестве заготовок шасси для которых шли в большинстве случаев списанные, очень сильно утомившиеся “Волги”. Но вправду началом финиша стали опробования “Старта” совершённые экспертами НАМИ в осеннюю пору 1965-го.
На самом деле, это был настоящий шанс для прекрасного детища Юрия Андроса стать вправду всесоюзным автомобилем. Микроавтобусов в стране так же, как и прежде не хватало. И тогда для всесторонней оценки конструкции пластикового красавчика, несколько “Стартов” послали на свежеоткрытый Дмитровский автополигон, а по окончании устроили автомобилям и опробование в настоящей среде обитания – на автострадах маршрутных такси.
Результаты были не через чур впечатляющими. Прекрасный и футуристичный “Старт” нежданно по всем принципиальным позициям проиграл заочный спор рижскому РАФ-977.
Автобусик из Прибалтики, кроме этого выстроенный на шасси “Волги”, не баловал дизайном и во всех смыслах воображал собой значительно более классическую конструкцию с цельнометаллическим кузовом.
Скромненький “рафик” был более крепким, как ни необычно более экономичным (сказалась нехорошая аэродинамика “Старта”), а основное намного более недорогим в производстве. Полукустарная разработка проклейки стеклопластиковых кузовов, освоенная САРБом, подразумевала громадной количество ручного труда. Вот из-за чего цена новенького “Старта” практически в два раза превышала цену “Волги” – 9,5 тысяч рублей против 5 тысяч… Автоматизация процесса, со своей стороны, представлялась геморроем, с которым никто не захотел связываться…
Оказалось, что стеклопластик, что фактически и сделал вероятным футуристичный дизайн “Старта” в один момент поставил крест на амбициях массового производства.
Неспециализированный тираж “стартов” составил чуть больше много экземпляров. Причем, в дополнение к автомобилям из Северодонецка небольшие партии микроавтобусов собирали еще в Донецке и Луганске.
Не обращая внимания на фактическую вечность кузова – что станет со стеклопластиком-то?! – до наших дней дотянули совсем немногие “старты”. Но, в частных коллекциях попадаются и восстановленные ходовые реплики и экземпляры.
Мой хороший друг, которому удалось поездить на выжившем “Старте” не скрывал разочарования: тухлая динамика, нехорошая устойчивость в поворотах, низкая энергоемкость подвески, плохо организованное место водителя. По-любому, сыроватая оказался машина у северодонецких энтузиастов…
Я же ничего этого слышать не желаю. Для меня “Старт” окончательно останется той стильной машиной из “Кавказской пленницы”, которая красивым летним днем легко и изящно увозит красотку Ниночку к ее самым сокровенным мечтам.
Благодарю за внимание!
TrunkMonkeys
??????
Тест на внимательность. Отыщите отличия между этим Стартом…
…и вот таким. На первый взгляд все также самое, но приглядевшись возможно подметить другой дизайн центральной стойки крыши. Все вследствие того что на этом снимке машина изготовленная в Луганске на заводе ЛАСЗ
Еще один усталый Старт…
Старт в работе известного автомобильного живописца Александра Захарова
Пластиковый кузов коррозии не опасается. Хороший вариант для реставрации
Part 1 — Howards End Audiobook by E. M. Forster (Chs 1-7)
Кроме этого к прочтению:
- Gora-bukva-podyom
- Bmw-i3-kak-quotmashina-na-kazhdij…
- Toyota-land-cruiser-j100-poslednij-iz-nastoyashih
- Contiecocontact5-deshevaya-rezina-spokojnaya-ezda
- Ferrari-lotus-porsche-kakoj-sportkar-vi…
- Pervij-v-rossii-test-topovogo-ko…
- Ravon-nexia-r3-mnenie-posle-test-drajva
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Lamborghini-countach-150-1979-darth-vader
Lamborghini Countach 1/50 1979 Darth Vader. Каждому храбрецу нужен антигерой. Антагонист. Свету нужна тьма, красному цвету — желтый, Бертоне нужен…
-
Gonki-skandali-lesli-nilsen-i-kerroll-shelbi-istor…
Гонки, скандалы, Лесли Нильсен и Кэрролл Шелби: история сверхлегкого суперкара Consulier GTP (1988-93) Изучив автопромышленность США, любой разумный…
-
V-novij-garazh-so-starimi-tachkami
В новый гараж со ветхими тачками. Всем привет. Моя машина упорно советовала отправиться и заменить масло . Исходя из этого, мы выдвинулись в сторону аэропорта…
-
Velikij-i-uzhasnij-tot-samij-ferrari-f40
Великий и страшный: тот самый Ferrari F40 Сейчас основное событие глобального фестиваля крутости – дуэль Роналду и Месси. Юноши уже лет десять пробуют…
-
Toyota-caldina-t240-universalnij-universal
Toyota Caldina T240. Универсальный универсал Toyota Caldina – возможно самый популярный полноприводный универсал Toyota Motor Corporation. Первое…
-
Top-10-samih-stilnih-avtomobilej-sssr
ТОП-10 самых стильных машин СССР Автомобильный дизайн в СССР жестко регулировался производственной необходимостью и бюрократическими нормами. Полет…
-
Aleksandr-zaharov-s-lyubovyu-k-avtomobilyam
Александр Захаров – с любовью к машинам Автомобильная индустрия у нас это, увы, не область балета либо изучений космоса. Так уж…