ФЛАГМАН ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ
ФЛАГМАН ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ
АВТОКЛУБ
ИСТОРИЯ ЗИС-101
ФЛАГМАН ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
К данной машине отношение в СССР было особое. Автомобиль представительского, как гласили ранее – высшего класса, был под вниманием не только только управления завода имени Сталина, да и ЦК ВКП(б). Не случаем необходимость модернизации ЗИС-101 в июне 1940-го дискуссировала комиссия во главе с одним из самых знатных автолюбителей страны академиком Евгением Алексеевичем Чудаковым.
Освеженный ЗИС был обязан подняться на сборочный поток уже в третьей пятилетке – в 1942-м. К тому времени базовую версию 101-го производили бы 6 лет…
Разумеется, во второй половине 30-ых годов двадцатого века 1-ый автомобиль (штабная машина на базе АМО-Ф-15 не в счет) столичного завода принимало политбюро во главе с самим Сталиным. Показ техники высокому управлению был нормой, но семиместный лимузин вожди осматривали, конечно, очень придирчиво. Заводчане весьма волновались – знали, чем может окончиться неудовольствие Сталина. Но 29 апреля, в то время, когда два ЗИС-101 въехали в ворота Кремля, у «отца народов» было разумеется не нехорошее настроение.
Он радовался и шутил, автомобиль ему приглянулся. К тому же Орджоникидзе был весьма убедителен, уверяя, что машина не страшнее американских аналогов. Частично нарком был прав…
ЗИС-101, конструкция которого практически во всем была скопирована с «Бьюика», весной 1936-го в самом деле смотрелся прекрасно на фоне многих одноклассников. Просторный, с базой 3650 мм, семиместный лимузин был удобен, кроме того имел неслыханный большинством русских водителей отопитель салона. Часть автомобилей к тому же комплектовали радиоприемниками. Верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор количеством 5,8 л был рядным, но такой конструкции в те годы придерживались и некие именитые компании, а также очень почетаемая управлением СССР – «Паккард».
Движок ЗИС-101 развивал при 2800 об/мин около 110 л. с. С дюралевыми поршнями и увеличенной с 4,8 до 5,5 степенью сжатия агрегат возможно было форсировать до 116 л. с. Но технологические трудности не разрешали производить такой движок серийно.
Вот механические тормоза, пускай и снабженные сервоусилителем, смотрелись уже далековато не последним словом техники, как и двухдисковое сцепление.
Созданием автомобили руководил Евгений Иванович Важинский – с 1935-го основной конструктор завода. Его правой рукою стал Григорий Георгиевич Михайлов, кузовом занимался Иван Федорович Герман. Он некогда закончил Петербургское художественное училище, мечтал стать архитектором, замечательно отрисовывал.
Частично Герман делал работу дизайнера, но основной заботой была конструкция сложного, всецело нового для завода кузова. Потому конкретно он с 1937-го стал важным за создание ЗИС-101.
Серийный выпуск начали в ноябре 1936-го. Кузов, каркас которого частично делали из бука, получал старательности и особенного внимания. Чуток недотянешь саморезы – по просторному салону раздавался неприятный, совсем не представительский скрип.
ЗИС-101 стал флагманом третьей сталинской пятилетки, гербом российского автопромышленности. Члены политбюро как и раньше предпочитали «линкольны» и «паккарды», но бюрократы рангом пониже равномерно пересаживались в 101-е. Купить ЗИС, конечно, было нельзя. Возможно было… победить в финансово-вещевую лотерею (по последней мере, до самой войны автомобиль вносили в список призов).
И вдобавок – заслужить: ЗИСы давали известный ученым и мастерам искусств, таким, например, как «красный граф» Алексей Николаевич Толстой. Однако проехаться на ЗИСе имели возможность и обычные москвичи, и гости столицы: в столице лимузины трудились в такси.
Выпуск ЗИС-101 давался заводу с большим трудом. И по грузовикам-то замысел делали не всегда, а многие автомобили приходилось доводить до разума уже по окончании сборочного потока. Уровень качества лимузинов также повсевременно хромало. Но комиссия во главе с Чудаковым, куда вошли представители наркоматов, автохозяйств и таксопарков, отметила не только только производственные, да и конструктивные недочеты автомобили. В частности, масса ЗИС-101 была на 600–700 кг выше, чем у аналогов: один мотор тянул на 470 кг, однако не впечатляя мощностью. Заводчане осознавали: рабочая группа права, но средств на улучшение автомобиля не хватало.
Не считая того, завод, как и вся страна, повсевременно терял специалистов. Среди тех, кому предстояло модернизировать 101-й, уже не было Важинского, арестованного в марте 1938-го и не так долго осталось ждать расстрелянного.
Конструкторы во главе с Михайловым (он стал главным) произвели в этих параметрах, что имели возможность. Мотор с дюралевыми поршнями, развивавший 116 л. с., отправился в серию. Кузов лишили древесных подробностей. Автомобиль взял однодисковое сцепление, карбюратор типа «Стромберг» с падающим, а не восходящим потоком. Сообразно моде подновили наружность: показалась округленная (так именуемая аэродинамическая) радиаторная решетка и поболее вытянутые фары.
ЗИС-101А начали производить в августе 1940-го. Параллельно в весьма мелких количествах производили машины с откидным верхом ЗИС-102.
Но все осознавали: останавливаться на этом запрещено. ЗИС все заметнее отставал от заморских и европейских ровесников. Потому на заводе готовили сходу две модернизированные предположения.
ЗИС-101Б снаружи отличал выступающий багажник, заменивший архаичную грузовую решетку. Приметно поменяли панель устройств: огромные прямоугольные циферблаты смотрелись всецело современно, как и новый руль с блестящим кольцом звукового сигнала. На ЗИС-101Б находились модернизированные рессоры и шестнадцатилистовые рессоры заместо девятилистовых.
Модель ЗИС-103 делали параллельно, по всей видимости, с таким же модифицированным кузовом и основное – с независящей фронтальной подвеской. Наверное, она была подобна южноамериканским конструкциям тех пор: пружины и вильчатые рычаги. Кстати, схожая была у послевоенного ЗИС-110. Конструкторы трудились и над форсированным примерно до 130 л. с. мотором, но стоял ли такой на предвоенных макетах, доподлинно неясно.
ЗИС-103 готовили, по всей видимости, на более далекую возможность, а модель 101Б намечали производить уже в 1942-м.
Тесты начали в мае 1941-го. 7 июля закончили создание ЗИС-101, 22-го Москва пережила 1-ые налеты, а работы по ЗИС-101Б вели… до 15 октября. 2-мя деньками ранее немцы вошли в Калугу, 14-го – в Калинин. А через четыре денька по окончании остановки работ по легковому ЗИСу – 19-го октября – вышло распоряжение ГКО о внедрении в столице осадного положения…
Наверное, о испытателях и конструкторах, занимающихся автомобилем , в суматохе . А они делали собственный дело. И не зря: уже в 1942-м вышло правительственное распоряжение о разработке нового представительского автомобиля.
ЗИС-110, конечно, был совсем второй машиной, но опыт модернизации 101-го, обязательно, пригодился.
Всего собрали 8752 ЗИС-101, из их около 600 в версии 101А, а открытых 102-х совсем малость. Будущее предвоенных умелых образцов, а также ЗИС-Подвеска (ЗР, 2003, № 11) и ЗИС-101Б, неизвестна.
До наших дней дожили считанные 101-е (открытых ЗИС-102, «Наверное,» ни 1-го), в большинстве случаев, с неродными моторами. Да и по сей день предвоенные лимузины смотрятся убедительно, а их тесные по сегодняшним меркам салоны, думается, до этого времени хранят потаенны прошедшего века.
Просматривайте кроме этого:
- 50 премьер
- ФИРМАТИК ДЛЯ ПРАГМАТИКА
- ЗАПИСКИ ЭКСПЕДИТОРА
- Чёрный Денек КАЛЕНДАРЯ
- Фольксваген Crafter революция в малом количестве
- Обозрение. Все типы гибридов Скрестив бензин с электричеством
- МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ
Пятилетки Выпуск 3
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Шевроле Evanda. Флагман негромкой гавани
Шевроле Evanda. Флагман негромкой гавани Согласиться, я и сам не ожидал так приятных воспоминаний от «Шевроле». В особенности по окончании того, как за некое количество дней до теста собрал о ней…
-
СЖИМАЕТСЯ ТРЕТЬЕ КОЛЬЦО Животрепещуще Скорость — 100 км/ч СЖИМАЕТСЯ ТРЕТЬЕ КОЛЬЦО О необходимости третьего авто кольца в Москве заговорили еще полста лет вспять. Но только в конце 90-х…
-
ПЯТИЛЕТКА № 2 Большой спрос сейчас на продукцию новых автосборочных производств. 1-ая посткризисная пятилетка — время, в то время, когда они появились (или возродились) и поднимались на ноги….
-
Спецавтомобили ГАЗ Игра без шуток
Догонялки – это не только только детская игра, да и занятие для взрослых. Догнать по «мясу и молоку», по уровню жизни, по рождаемости… А иногда нужно легко кого-либо догнать, к…
-
Лимузин ЗиС-101 во второй половине 30-ых годов двадцатого века стал первым представительским автомобилем, серийно выпускавшимся на Заводе имени Сталина в Москве. На заседании в народном комиссариате тяжеленной индустрии 20 июля 1932 года…