Geroi-no-ne-legendi-10-luchshih-gonshikov-formuli-1-ne-s…
Храбрецы, но не легенды. 10 лучших гонщиков Формулы-1, не становившихся мировыми чемпионами
Господин Стирлинг Мосс и Нико Росберг. Фото с сайта www.motorsportmagazine.com
Фаворит мирового чемпионата Нико Росберг возглавляет еще один интересный зачет – рейтинг гонщиков, каковые ни при каких обстоятельствах не становились Чем-пионами мира, составленный по количеству побед на этапах.
Кто-то, как, к примеру, Майкл Хоторн либо Фил Хилл, за собственную карьеру только трижды поднимались на вершину подиума в Формуле-1, но однако, стали чемпионами. Кеке Росбергу, отцу Нико, хватило бы и одной побеждённой в чемпионате гонки, дабы окончательно вписать собственный имя золотыми буквами в историю Королевских гонок.
Другие же, как Дэймон Хилл и Ален Несложен, победили по 21-й гонке, а Найджел Мэнселл и вовсе 29, пока не стали, наконец, обладателями заветного титула. Храбрецам же этого рейтинга, не обращая внимания на бессчётные победы, добраться до полной вершины так и не удалось. Итак, 10 лучших гонщиков Формулы-1, ни при каких обстоятельствах не становившихся мировыми чемпионами.
10. ЖАКИ ИКС (Бельгия)
Появился: 1 января 1945, Брюссель
Поддерживал команды: Tyrrell, Cooper, Ferrari, Brabham, Yardley McLaren, Williams, Lotus, Ensign, Ligier
8 побед, 25 подиумов, 13 поул-позиций, 14 стремительных кругов в 122 Гран При (1966-1979)
Вице-мировой чемпион 1969, 1970
Жаки Икс, Гран При Бразилии ’73. Фото с сайта www.f1-photo.com
Жаки Икс, начинавший собственную спортивную карьеру в мотогонках, в первый раз поднялся на вершину подиума Громадных Призов в собственном первом полном сезоне, поддерживая Ferrari (1968 год, 4-е место по результатам чемпионата), а в двух следующих становился вице-чемпионом. В 69-м никто не имел возможности создать должную борьбу Джеки Стюарту на Matra-Cosworth, но бельгиец стал лучшим из остальных, а в 70-м Жаки, уже будучи в Brabham, не смог дотянуться по очкам Йохена Риндта, ставшего чемпионом посмертно.
Следующие два сезона Икс завершил четвертым, а предстоящая формульная карьера отправилась на спад. Но из автоспорта Жаки Икс не ушел и смог реализовать себя в гонках спортпрототипов, где стал одним из самых успешных гонщиков в истории: победил в Can-Am, два раза стал мировым чемпионом, 6 раз покорил 24 часа Ле-Мана. Помимо этого, Икс есть единственным победителем гонок Формулы-1, кому удалось победить марафон Париж-Дакар (1983 год).
9. МАРК УЭББЕР (Австралия)
Появился: 27 августа 1976, Куенбейэн, Южный Уэльс
Поддерживал команды: Minardi, Jaguar, Williams, Red Bull
9 побед, 42 подиума, 13 поул-позиций, 19 стремительнейших кругов в 217 Гран При (2002-2013)
3-е место в чемпионатах 2010, 2011, 2013
Марк Уэббер, Гран При Испании ’10. Фото с сайта www.f1-photo.com
Марк Уэббер блестяще начинал в Ф-1, приведя неисправимую Minardi к финишу на пятой позиции в домашнем Гран При. Следующие два сезона австралиец провел в Jaguar, по окончании которой перешел в сдающую позиции команду Williams, а в 2007-м присоеди-нился к проекту Дитера Матешица – Red Bull Racing.
В 2009-м машина, выстроенная Эд-рианом Ньюи, разрешала побеждать, а уже в 2010-м Уэббер боролся за титул. Марк лиди-ровал солидную часть сезона, но в последней гонке драматично уступил собственному партнеру по команде Себастьяну Феттелю.
Позднее окажется, что другого шанса у него уже не будет. Следующие три года Феттель не знал равных в чемпионате, а Уэббер вчистую проиграл собственному напарнику и по окончании сезона 2013 перешел в гонки на выносливость, где в составе команды Porsche стал мировым чемпионом.
8. ГЕРХАРД БЕРГЕР (Австрия)
Появился: 27 августа 1949, Инсбрук
Поддерживал команды: ATS, Arrows, Benetton, Ferrari, McLaren
10 побед, 48 подиумов, 12 поул-позиций, 21 стремительнейший круг в 210 Гран При (1984-1997)
3-е место в чемпионатах 1988, 1994
Герхард Бергер, Гран При Португалии ’88. Фото с сайта www.f1-photo.com
Герхард был современником «громадной четверки» Формлулы-1 – Несложна, Сенны, Пике и Мэнселла. Это и стало основной обстоятельством того, что, несомненно, гениальный и стремительный австриец не добился большего.
Первую победу Бергер завоевал в составе Benetton в 86-м, в следующем перешел в Ferrari, где стал пятым в чемпионате, уступив только пресловутой четверке, в 1988-м стал единственным, кто смог отобрать победу у «дрим-тим» в составе Сенны и Несложна и стал лучшим из остальных. По окончании ухода Алена Несложна из McLaren, стал напарником Айртона какое количество.
С последним ему удалось по-настоящему подружиться, что ранее не получалось никому. В 90-х Бергер возвратился в «Феррари», а оттуда в «Бенеттон», где одержал собственную последнюю победу и завершил карьеру. Герхард Бергер был весьма популярен среди болельщиков и любим журналистами, чему поспособ-ствовала его открытость, чувство и жизнерадостность юмора.
7. РОННИ ПЕТЕРСОН (Швеция)
Появился: 14 февраля 1944, Эребру
Погиб: 11 сентября 1978, Милан, Италия
Поддерживал команды: March, Lotus, Tyrrell
10 побед, 26 подиумов, 14 поул-позиций, 9 стремительнейших кругов в 123 Гран При (1970-1978)
Вице-мировой чемпион 1971, 1978; 3-е место в чемпионате 1973
Ронни Петерсон, Лонг Бич ’77. Фото с сайта www.f1-photo.com
Начав карьеру в March, Ронни Петерсон стал вице-чемпионом уже во втором сезоне, не смотря на то, что ни разу и не поднялся на высшую ступень пьедестала. Победы пришли к шведу в 73-м, уже в Lotus.
Петерсон блестяще совершил вторую половину чемпионата, систематично опережая собственного напарника, Эмерсона Фиттипальди, действующего мирового чемпиона, но Джеки Стюарта было уже не дотянуться. Ронни за весь год стал третьим, чем помог команде Колина Чепмене завоевать Кубок Конструкторов.
В следующем сезоне Петерсон стал фаворитом команды, одержал три победы, но закончил чемпионат только пятым, а позже отправился спад. Все изменилось во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда в его распоряжении был революционный «автомобиль-крыло» Lotus 79.
Единственным соперником Ронни Петерсона в борьбе за чемпионство был второй пилот «Лотус» – Марио Андретти. Финал чемпионата решила трагедия в итальянской Монце.
На старте произошёл завал, в машину Петерсона врезался Джеймс Хант, шведа отнесло в его болид и отбойник вспыхнул. Джеймс сам вытащил сотрудника из огня, Ронни послали в поликлинику. Травмы Петерсона были сверхтяжелыми, но в то время, когда уже казалось, что угрозы судьбы нет, он умер от жировой эмболии, реакции организма на стресс.
6. РУБЕНС БАРРИКЕЛЛО (Бразилия)
Появился: 23 мая 1972, Сан-Пауло
Поддерживал команды: Jordan, Stewart, Ferrari, Honda, Brawn, Williams
11 побед, 68 подиумов, 14 поул-позиций, 17 стремительнейших кругов в 326 Гран При (1993-2011)
Вице-мировой чемпион 2002, 2004; 3-е место в чемпионатах 2001, 2009
Рубенс Баррикелло, Гран При Европы ’09. Фото с сайта www.f1-photo.com
Чувствительный бразилец достаточно ярко выступал в командах Джеки Стюарта и Эдди Джордана, а на сезон 2000-го года получил кресло в Ferrari, точно в начале самого успешного периода ее истории и неоднократно имел в своем распоряжении стремительнейший болид. Вот лишь его напарником был Михаэль Шумахер, исходя из этого об участии в борьбе за титул обращение не шла.
Возможно, Рубенс до сих пор в обиде то ли на управление «Скудерии», то ли на Шумахера, то ли на собственную судьбу, а возможно и на дружно. Однако, будущее предоставила Баррикелло настоящий шанс побороться за чемпионат в 2009-м, в единственном сезоне Brawn GP, наследнице заводской команды Honda, но более юный напарник, Дженсон Баттон, был стремительнее и удачливее, а Рубиньо по результатам чемпионата уступил еще и Феттелю.
Завершал карьеру бразилец в Williams. Однако, Рубенсу удалось вписать собственный имя в историю, он провел в «Королевских гонках» 19 сезонов и есть рекордсменом по количеству совершённых Гран При. Особенно полезно это достижение тем, что Баррикелло пришел в Формулу-1, в то время, когда в ней не было места школьникам, а календарь не был резиновым.
5. ФЕЛИПЕ МАССА (Бразилия)
Появился: 25 апреля 1981, Сан-Пауло
Поддерживал команды: Sauber, Ferrari, Williams
11 побед, 41 подиум, 16 поул-позиций, 15 стремительнейших кругов в 241 Гран При (2002-до сих пор)
Вице-мировой чемпион 2008; 3-е место в чемпионате 2006
Фелипе Масса, Гран При Франции ’08. Фото с сайта www.f1-photo.com
Теоретически, Фелипе, как и Нико Росберг, еще может покинуть данный рейтинг, поскольку в следующем сезоне нас ожидают перемены в регламенте, а это может сыграть на руку конструкторам Williams, поскольку в Гроуве еще еще остались толковые конструкторы, талантливые отыскать в регламенте какие-то лазейки, но на практике это маловероятно, да и нет никаких обеспечений, что бразилец по большому счету останется в Формуле-1.
Карьера Массы во многом перекликается с карьерой его соотечественника Баррикелло. Оба начинали в командах, считавшихся кузницей кадров Формулы-1 собственного времени, оба в конце выступали в Williams, оба довольно продолжительное время были частью семьи «Феррари».
Фактически, Масса и заменил в том месте Баррикелло, но в отличие от земляка, Фелипе взял возможность стать мировым чемпионом за рулем красном автомобили. И не смотря на то, что в первоначальный год по окончании ухода Шумахера напарник Массы, Кими Райкконен, был более удачливым, уже в следующем сезоне как раз бразилец вел напряженную борьбу с Льюисом Хемильтоном до последнего круга завершающей гонки сезона, Гран При Бразилии.
Развязка чемпионата 2008 года стала одной из самых драматичных в истории автогонок, Фелипе взял верх, в боксах Ferrari уже начали поздравлять друг друга, в то время, когда оказалось, что Льюис финишировал на устраивающей его пятой позиции и стал чемпионом с преимуществом в одно очко. Эта победа по сей день есть последней в карьере Массы, а итоговое поражение стало первым тяжелым ударом, которое подкосило бразильца. Позже была чуть было не убившая Фелипе пружина, по иронии судьбы отлетевшая от автомобили Баррикелло и безрадосно известное “Fernando faster than you”, которое, наверное, совсем перевоплотило его из потенциального чемпиона в крепкого середняка.
4. КАРЛОС РЕЙТЕМАНН (Аргентина)
Появился: 12 апреля 1942, Санта Фе
Поддерживал команды: Brabham, Ferrari, Lotus, Williams
12 побед, 45 подиумов, 6 поул-позиций, 6 стремительнейших кругов в 146 Гран При (1972-1982)
Вице-мировой чемпион 1981; 3-е место в чемпионатах 1975, 1978, 1980
Карлос Рейтеманн, Гран При Германии ’75. Фото с сайта www.f1-photo.com
Карлос ярко начинал в Громадных Призах, завоевав поул-позицию на домашнем этапе, а после этого победил гонку в Бразилии, действительно, не входившую в зачет мирового чемпионата. Пять сезонов Рейтеманн провел в Brabham, за рулем которого в конце 75-го стал третьим в личном зачете, уступив Лауде и Фиттипальди.
В 1977-м аргентинец занял место призового гонщика Ferrari а также сумел склонить в собственную сторону симпатии управления команды, каковые были не уверены в скорости восстановившегося по окончании прошлогодней аварии Ники Лауды, но в итоге австриец собрал в два раза больше очков, стал чемпионом и покинул «Скудерию». В сезоне 1978 года Рейтеманн опять закончил третьим, за пилотами команды Team Lotus, на вооружении которых стояла революционная 79-я модель.
В следующем году Карлос сам сел за руль чемпионской автомобили, но к тому моменту соперники не только смогли скопировать лучшие ответы «автомобиля-крыла», но и превзойти оригинал, отодвинув «Лотус» с чемпионских позиций. Разочарованный аргентинец дал согласие на договор второго пилота в Williams, где помог Алану Джонсу стать чемпионом 1980-го года.
Год спустя Рейтеманн решил забрать все в собственные руки и не пропускать вперед Джонса, сосредоточившись на собственной борьбе за титул. Карлос приехал на завершающий этап сезона фаворитом, но напоминал только бледную тень себя самого, финишировав 8-м.
Титул с перевесом всего в одно очко достался Нельсону Пике. По окончании двух первых гонок 1982-го (в одной из которых он финишировал на подиуме) Рейтеманн принял неожиданное для всех ответ завершить карьеру.
Интересен тот факт, что аргентинец два раза финишировал на подиуме на аргентинских этапах Мирового чемпионата по ралли (1980 и 1985 год). По окончании ухода из гонок Карлос Рейтеманн добился удач в политике.
3. ДЭВИД КУЛТХАРД (Англия)
Появился: 27 марта 1971, Твайнолм, Керкедбрайт, Шотландия
Поддерживал команды: Williams, McLaren, Red Bull
13 побед, 62 подиума, 12 поул-позиций, 18 стремительнейших кругов в 247 Гран При (1994-2008)
Вице-мировой чемпион 2001; 3-е место в чемпионатах 1995, 1997, 1998, 2000
Дэвид Култхард, Гран При Бельгии ’99. Фото с сайта www.f1-photo.com
По окончании ужасной смерти Айртона Сенны в первой половине 90-ых годов двадцатого века тест-пилот сильнейшей ко-манды того времени Williams-Renault Дэвид Култхард стал боевым гонщиком. В 95-м шотландец стал третьим по результатам чемпионата, уступив Михаэлю Шумахеру и то-варищу по команде – Дэймону Хиллу, но лишился места в «Уильямс» и был в выби-рающемся из кризиса «МакЛарен».
В 97-м году автомобили McLaren-Mercedes уже были дос-таточно стремительны, дабы бороться за победы, но еще не хватает надежны для борьбы за титулы. Дэвид выступал успешнее собственного напарника Мики Хаккинена, добился двух побед, и вдобавок одну дал финну по приказу из боксов.
В начале следующего года «серебря-ным стрелам» не было равных, но в первом Гран При Култхард опять пропускает Хаккинена вперед. Был это приказ из боксов либо джентльменское соглашение между двумя пи-лотами неизвестно и поныне, но затем Мику было уже не остановить, а Дэвид был вторым номером.
В 99-м в распоряжении Култхарда опять был лучший болид, но успешные гонки чередовались с провальными и чемпионом опять стал более стабильный Хаккинен. К следующем году ДиСи очевидно сделал работу над неточностями и в первой половине чемпионата именно он считался главным соперником М. Шумахера, но в итоге опять был только третьим.
В 2001-м Култхард стал первым номером команды, но Михаэль и Ferrari были через чур сильны, не смотря на то, что Дэвид и добился отличных показателей в карьере, по окончании которого стал неспешно сдавать. В 2005-м уже начавший седеть шотландец был уже в Red Bull, где совершил 4 сезона и завершил карьеру.
2. СТИРЛИНГ МОСС (Англия)
Появился: 17 сентября 1979, Лондон
Поддерживал команды: HWM, ERA, Connaught, Maserati, Mercedes-Benz, BRM, Vanwall, Cooper, Porsche, Lotus, Ferguson
16 побед, 16 поул-позиций, 19 стремительнейших кругов в 67 Гран При (1951-1961)
Вице-мировой чемпион 1955, 1956, 1957, 1958; 3-е место в чемпионатах 1959, 1960, 1961
Стирлинг Мосс, Гран При Англии ’55. Фото с сайта www.f1-portal.ru
Стирлинг Мосс небезосновательно считается самым невезучим гонщиком в истории Королевских автогонок. в течении семи сезонов англичанин завершал чемпионат в первой тройке, но чемпионом так ни разу и не стал.
Сперва Мосс трижды проигрывал великому Хуану-Мануэлю Фанхио, причем в первоначальный раз они были напарниками по господствовавшей в чемпионате Mercedes-Benz. Практически, Стирлинг являлся единственным соперником аргентинца в те годы.
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда Фанхио повесил шлем на гвоздь, Мосс, выступавший в Vanwall, был самый близок к успеху, но уступил второму англичанину, Майклу Хоторну, по результатам чемпионата всего одно очко. Возможно заявить, что Стирлинг сам подарил соотечественнику победу в чемпионате на Гран При Португалии, за два этапа до конца сезона.
Судьи дисквалифицировали финишировавшего вторым Хоторна за перемещение в обратном направлении, на последнем круге его Ferrari заглохла и он должен был скатиться с горки накатом, дабы завестись. Мосс, победивший в той гонке, вмешался и доказал, что его соперник не нарушал правила, поскольку двигался за пределами автострады.
В те годы Мосс считался стремительнейшим гонщиком, он был фактически непобедим, если не подводила техника, что, к сожалению, случалось достаточно довольно часто, а в первой половине 60-ых годов двадцатого века досрочно завершил карьеру по окончании тяжелой аварии. В 2000 году его заслуги были оценены королевской семьей и самый известный гонщик, не становившийся чемпионом, был удостоен рыцарского звания, а для болельщиков господин Стирлинг Мосс окончательно останется величайшим джентльменом в истории Формулы-1.
1. НИКО РОСБЕРГ (Германия)
Появился: 27 июня 1985, Висбаден
Поддерживал команды: Williams, Mercedes-Benz
19 побед, 47 подиумов, 25 поул-позиций, 19 стремительнейших кругов в 195 Гран При (2006-до сих пор)
Вице-мировой чемпион 2014, 2015
Нико Росберг, Гран При Австралии ’16. Фото с сайта autond.ru
История Нико Росберга пишется на отечественных с вами глазах. Все мы замечательно знаем и видели, как Нико стал первым гонщиком, которому удалось появляться впереди Михаэля Шумахера по результатам сезона, выступая с ним в одной команде, как он боролся за титул с Льюисом Хэмильтоном и, пока что, два раза подряд уступил. Фактически, сумеет ли немец покинуть данный рейтинг, вернув пальму первенства легендарному Стирлингу Моссу либо же станет новым «самым главным неудачником», и есть главной интригой нынешнего мирового чемпионата.
БОНУС. НАЙДЖЕЛ, Что СМОГ
НАЙДЖЕЛ МЭНСЕЛЛ (Англия)
Появился: 8 августа 1953, Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир
Поддерживал команды: Lotus, Williams, Ferrari, McLaren
31 победа, 59 подиумов, 32 поул-позиций, 30 стремительнейших кругов в 191 Гран При (1980-1995)
Мировой Чемпион 1992; вице-мировой чемпион 1986, 1987, 1991
Найджел Мэнселл, Гран При Англии ’92. Фото с сайта www.autoexpress.co.uk
Любимец всей Англии, Найджел Мэнселл, наровне с Аленом Несложном, Айртоном Сенной и Нельсоном Пике, считался самым стремительным гонщиком 80-х – начала 90-х прошлого столетия и был самым невезучим из них. Чемпионом «Биг Найдж» стал, в то время, когда у его сотрудников по «Громадной четверке» было уже по три титула.
Два года подряд, в 86-м и 87-м победа в общем зачете уходила от Мэнселла в последней гонке сезона – Просту и Пике, соответственно, а в 91-м англичанин проиграл чемпионат Сенне. В 92-м у соперников не было шансов.
Мэнселл победил тот чемпионат с невиданным доселе преимуществом – за пять этапов до конца, имея за спиной 29 побед. Никто так продолжительно не шел к титулу.
При подготовке статьи использованы статистические материалы сайта «Энциклопедия Формулы-1», wildsoft.motorsport.com.