Худшие механические коробки передач
Многие автолюбители, а скорее просто любители всего прошлого могут часами рассказывать, что коробка «автомат» ужасна. Их надежность под сомнением, ремонт – дорогое удовольствие. При этом механические коробки считаются чуть ли не эталоном надежности. Наши коллеги из «Колеса» опубликовали свой антирейтинг механических коробок передач.
Когда мы говорим о каком-нибудь новом (или не очень новом) автомобиле, то коробка передач часто остается в стороне.
Если не брать во внимание «особо отличившиеся» КПП, о которых речь пойдет ниже, чаще всего просто упоминают, что есть, мол, автоматическая коробка. В лучшем случае – уточняют, гидромеханика это, робот или вариатор. Динамика автомобиля прочно увязана в умах потребителей с одной лишь конструкцией двигателя…
УВЕЛИЧИТЬ
На самом деле, от коробки характеристики автомобиля зависят не в меньшей степени, чем от мотора. По сложности же КПП (даже механические) порой превосходят двигатели, с которыми работают. В них много деталей, порой очень сложно взаимодействующих друг с другом, а стоимость ремонта или замены часто сравнима с ценой «капиталки» и замены двигателя.
При этом автопроизводители часто заявляют коробки как необслуживаемые узлы, которые меняются исключительно в сборе.
Некоторое время назад, когда машины с автоматическими коробками передач составляли абсолютное меньшинство на наших дорогах, «ломучими» считались именно АКПП. Зачастую от покупки машины с «автоматом» отказывались, поскольку боялись поломок.
Со временем, ситуация изменилась, автомат стал надежным другом для сотен тысяч водителей, многие машины и у нас продаются только с «автоматами», а «механику» нельзя получить даже за доплату…
Opel F17
Одними из первых, кто столкнулся с проблемой частых поломок «механики», были владельцы недорогих и удобных «Опелей». Еще в конце 90-х годов на эти машины стали устанавливать МКПП с обозначением F17, обычную пятиступенчатую коробку для моторов 1.4-.1.6 литра, мощностью до 101л.с.
Надо пояснить, что родословная F17 уходит корнями в 80-е годы – четырехступенчатый «предок» с индексом F13 стоял еще на Opel Kadett, послужившим позже основой для создания Daewoo Nexia.
В 1999 году появились новые моторы 1.8 мощностью.125 л.с, на которые ставилась все та же КПП F17. Мина замедленного действия проявила себя уже через несколько лет. Поначалу немногочисленные, проблемы участились после установки этой серии моторов на все более и более тяжелых машинах, например Vectra C или минивен Zafira A.
УВЕЛИЧИТЬ
А с выходом еще более мощной разновидности моторов, мощностью в 140л.с., которые ставились и на Zafira B и Astra H, возник даже дефицит «контрактных» МКПП под замену. Доходило до того, что появились варианты переделок машин под другие МКПП, хотя это и было сопряжено со значительными сложностями.
Похожие проблемы случались и с другими МКПП Opel. Например, с шестиступенчатой M32, которая применялась на турбированных двухлитровых Astra и Zafira в середине 2000х годов.
К счастью, это семейство МКПП было быстро заменено на коробки F40, которые таких проблем не имеют.
Volkswagen 02T
Сразу стоит оговориться, что случаев выхода из строя этой КПП значительно меньше, чем в случае с Hyundai и Opel, однако определенный тренд существует.
Агрегат появился впервые в 1999 году на Audi A2 с мотором объемом 1.4 литра и мощностью 75 л.с как новое поколение МКПП, очень легких, с магниевым корпусом и облегченными валами.
Теперь ее можно встретить на Volkswagen Polo sedan и Skoda Fabia, и вместе со 105-сильным 1.6-литровым мотором они едва ли смогли бы претендовать на звание «идеальной пары». Казалось бы, коробки рассчитаны на заметно большую мощность и крутящий момент, но при активном движении все же выходят из строя. Часто как раз к концу гарантийного срока, что будет очень «приятным» сюрпризом для покупателя на вторичном рынке.
УВЕЛИЧИТЬ
Hyundai M56CF
Очередной опыт расширения линейки трансмиссий на все более и более мощные моторы. Коробки конструктивно схожего семейства, M5AF3, знакомы мастерам еще по Hyundai Accent второго поколения образца 2001 года и Hyunday Getz, где они работали в паре с 1.5-литровым 90-сильным двигателем и особой надежностью не блистали.
Случаи выхода из строя подшипников и валов встречались не так уж редко.
Модернизированные версии ставили на 100-сильные Hyundai i20, а вот когда дело дошло до установки на Kia Ceed/Hyundai i30/Solaris и другие машины с новыми моторами 1.6 семейства Gamma II мощностью выше 122 сил, то начались уже действительно серьезные проблемы. КПП не справляется с большим моментом и возросшей массой автомобиля. Нередки случаи замены коробок по гарантии, но на машинах старше пяти лет все уже может происходить за счет владельца.
УВЕЛИЧИТЬ
ВАЗ-2181
К сожалению, Opel — не единственный производитель, у которого обычная механика не отличается вечным здоровьем. Похожие проблемы проявляются у ряда моделей с относительно новыми и мощными моторами и немолодыми коробками.
Например, ВАЗовские коробки, которые мы видим на всех современных «Ладах», были рассчитаны на 70-сильные двигатели «восьмерок» и «девяток».
Рассчитаны, конечно, с запасом по мощности и моменту, а кроме того – исходная конструкция изрядно модернизирована за последние 30 лет. Но мощнее в полтора раза она не стала, и весь запас прочности выбран уже до конца. Так что рекомендуем покупателям подержанных «Лад», особенно с 16-клапанными двигателями мощностью 98 и 106 л.с., внимательно прислушиваться к тому, как работает КПП. Если предыдущий владелец ездил активно, используя на максимум возможности мотора, то подшипники могут уже быть "при смерти".
После их проворота замены потребует уже корпус МКПП.
УВЕЛИЧИТЬ
Кстати, во многом именно из-за отсутствия коробки нового поколения, которая могла бы «переваривать» действительно большой крутящий момент, АвтоВАЗ не запускает в серию автомобили с мощными двигателями.
Выводы:
Не будем спорить с фактом, что механические коробки в целом немного проще, а следовательно – надежнее автоматических. Те КПП, которые мы упоминали в этом обзоре, в среднем ломаются чаще остальных, но назвать их по-настоящему проблемными мы их не беремся. При покупке машины с коробкой с «дурной славой» обращайте внимание на гул при работе под нагрузкой – разгоне и торможении двигателем.
Если есть сомнения, то стоит проверить уровень масла, проверить коробку на подъемнике на предмет шума и посмотреть, нет ли частиц металла в масле.
Если повреждения серьезные, то стоимость восстановления будет не меньше, чем у автоматической коробки, и возможно, проще будет приобрести новый или «контрактный» агрегат.