Как Элон Маск в 2013 году чуть не продал компанию Tesla Гуглу
Сегодня Tesla Motors вполне состоявшаяся компания-автопроизводитель. Фондовая ставка довольно высока, продажи идут прекрасно, Model S получила отличные отзывы, покупатели ожидают следующую Model X, а производитель разрабатывает новую полностью автономную технологию вождения. Кроме того, Tesla строит аккумуляторный завод на пол миллиона батарей в год. В общем, жизнь удалась.
И мало кому известно, что два года назад компания была на грани банкротства.
Во всяком случае, до нынешнего понедельника, когда Bloomberg опубликовал отрывок из книги Элона Маска «Tesla, SpaceX и поиск фантастического будущего», выход которой ожидается 19 мая. В нем подробно рассказывается о борьбе компании за выживание весной 2013 года.
УВЕЛИЧИТЬ
Когда в середине 2012 года автопроизводитель запустил свою первую Model S, проблем с продажами не возникало. Но вскоре на реализации сказались некоторые недостатки и упущения. Такие как «глючившие» дверные ручки, некачественные противосолнечные козырьки, проблемные круиз-контроль, датчики парковки и даже отсутствие некоторых функций, присущих автомобилям других производителей.
Продажи замедлились, и к Дню святого Валентина 2013 года выяснилось, что Tesla из-за невыполнения плана продаж и падения акций скатилась вниз, а руководство компании скрывало от Маска серьезность проблемы.
Тогда он уволил руководителей высшего звена, продвинул на их место младших сотрудников и назначил бывшего исполнительного директора Daimler Джерома Гильена, чтобы тот поднял сервисное обслуживание на высший уровень и вывел дефектные автомобили «обратно на дорогу».
УВЕЛИЧИТЬ
Маск созвал руководителей всех отделов, включая проектный, инжиниринговый, финансовый и HR, и сказал: «Если мы не продаем автомобили, мы F… Так что меня не волнует работа, которую вы делаете.
Ваше новое задание – продажа автомобилей», заставив всех обзванивать потенциальных клиентов.
В первую неделю марта 2013-го он обратился к Ларри Пейджу, основателю и главному исполнительному директору Гугл, с предложением купить компанию. Тогда ее стоимость составляла 6 млрд. долларов США, а еще 5 млрд.
Google должен был вложить в развитие завода. Кроме того, Маск хотел получить гарантии, что поисковый гигант не закроет компанию прежде, чем она выпустит электрический автомобиль третьего поколения, и оставит его в руководстве в течение восьми лет. Пейдж принял предложение, но было «пару» точек преткновения, в основном из-за финансовых требований Маска.
УВЕЛИЧИТЬ
Пока юристы работали над конкретными условиями сделки, звонки сотрудников Теслы начали приносить свои результаты – продажи Model S стали расти в геометрической прогрессии. В течение двух недель было продано тысячи автомобилей, акции компании выросли вдвое, удалось даже погасить кредит Министерства энергетики США в размере 465 млн. долларов.
Естественно, Маск прервал переговоры с Google, он больше не нуждался в помощи.