Как проходит пит-стоп в Формуле-1? [статья]
Пилоты и команды в Формуле-1 не могут позволить себе терять ни секунды — ни на трассе, ни на пит-лейн во время пит-стопов. О том, как поменять четыре колеса на болиде Ф-1 за 3,5 секунды на примере Force India.
УВЕЛИЧИТЬ
Издание «Мотор» начал свое общение с Марком Грэйем — шеф-механик Force India.
Марк:«В этой команде я работаю 9 лет – она успела сменить за это время четыре названия, а я – несколько позиций на пит-стопе. Сначала я работал с гайковертом, потом на снятии и установке колеса.
Сейчас у меня в руках «леденец». Со стороны выглядит все просто: я выхожу на пит-лейн параллельно своей позиции на пит-стопе и помогаю пилоту побыстрее нас найти. Как только он остановился на отметке, я опускаю «леденец» с надписью Brake на нос автомобиля (когда пилот видит эту надпись, он должен держать нажатой педаль тормоза.
На другой стороне написано In Gear – это значит, что гонщик должен включить первую передачу и быть готовым к старту).
Моя главная задача – следить за всем, что происходит. Но в первую очередь я обращаю внимание на парней с гайковертами (у них ярко-салатовые перчатки для привлечения внимания). Как только они все сделали, они поднимают руки вверх. Только после этого машину можно отпускать обратно на трассу».
«В течение уикенда мы проводим по сто тренировок, – говорит Грэм. – Главная – за 2 часа до начала гонки. Все надевают свои комбинезоны, мы проводим небольшое собрание. Если в пятницу мы можем экспериментировать, пробовать разных людей на разных позициях, то в воскресенье концентрация должна быть такой же, как в гонке. Каждую попытку в ходе тренировок мы снимаем на видео, которое затем анализируем».
Схема размещения механиков команды Force India
Читайте также: Pit Stop Red Bull Night Race
Ключевой момент всего пит-стопа – остановка. Главные ориентиры для гонщика – передний домкрат и руки механиков. Те парни, которые будут снимать передние колеса – Дэвид и Ник – выставляют ладони вперед.
У них ярко-оранжевые перчатки – это основной ориентир для пилота. Его задача состоит в том, чтобы передние колеса встали ровно под их руки. «Метки на асфальте ему не видны, они только для нас, – поясняет Марк. – Если пилот остановится не в том месте, это может стоить нам всем две-три секунды».
УВЕЛИЧИТЬ
Прозвища в команде Марк Грэй: «Я могу дать вам прозвища ребят.
К примеру, Саймона, который ставит левое переднее колесо, мы зовем «карманы» (Pockets). Весь первый день, когда он пришел к нам на базу, он стоял, засунув руки в карманы. Так и прилипло.
Дэвид на переднем правом колесе – Диско. Я уже не помню почему. Парень с задним левым гайковертом – Ягненок (Lambie), он пришел к нам сразу после школы, совсем молодым. К тому же у него белые волосы.
Сейчас ему 27, но он по-прежнему «Ягненок». Алекса с левым боковым домкратом мы зовем – плоский Эрик (Flat Eric). Почему?
Это не для прессы. Грэм, который ставит левое переднее колесо – покрытый копотью (Sooty). Тут все просто.
Он работает с композитами, поэтому его одежда все время в пыли.
Мое прозвище? Нет, у меня его нет. Хотя в последние дни, после того, как у меня появилась эта ссадина на брови, меня как только не называли.
Но я не скажу как».
Крис, передний домкрат:
Самое главное, чтобы пилот остановился на отметке.
В идеале, ему надо приехать на домкрат на совсем небольшой скорости – благодаря инерции его легче поднять. Страшно ли это? Парни с гайковертами сидят на коленях, но они в случае чего могут успеть отпрыгнуть. Мне прыгать некуда.
Он ударит меня при любом раскладе. Если он промахнулся, домкрат бьет мне в живот.
Быстро сбросить машину с домкрата – важнее, чем поднять. Мы стоим рядом с Марком, и он поднимает леденец быстрее, чем я выбрасываю домкрат.
Мне все равно, куда он полетит и стоят ли сзади операторы. Это их проблемы. Домкрат-то я выбросить успею.
Главное унести оттуда вовремя свои ноги. Пару раз было очень-очень близко…
Все четыре колеса обслуживаются по одному и тому же принципу.
Те, кто снимают колесо, стоят спереди. Есть лишь одно исключение – левое заднее колесо. Его снимает Эдриан – он стоит сзади. То, что использованное заднее левое колесо в итоге отбрасывается назад, важно по нескольким причинам.
Во-первых, именно с этого угла приезжает машина. Во-вторых, так удобнее работать другим.
В том же углу стоит Рик с задним домкратом.
А место в центре нужно для Рича. Он отвечает за то, чтобы машина была стабильна во время пит-стопа и не раскачивалась на домкратах. Как только машина приехала на позицию, он берется за верхний воздухозаборник одной рукой, а второй опирается на боковой понтон.
УВЕЛИЧИТЬ
Джонни, снимает правое заднее колесо:
Самое главное – оценить скорость машины и предугадать, где именно она остановится. У меня меньше всего времени, чтобы подстроиться. Остальные, в случае чего, могут немного переместиться, пока я хватаю колесо.
В идеале, схватить его надо еще до того, как машина полностью остановилась. Дальше все просто – снять как можно быстрее и не выбрасывать колесо куда попало.
Горячее ли оно? Конечно, примерно 80-90 градусов. Но у нас есть специальные костюмы, которые спасают. Ты чувствуешь жар, но все не так страшно – это две-три секунды. Чем быстрее ты снимешь колесо, тем лучше для тебя же.
Грэм, ставит левое переднее колесо:
Что самое главное? Не перепутать колесо. Я сам забираю его из боксов. Перед самым пит-стопом надо обязательно еще раз проверить, что у меня в руках именно левое переднее.
Когда машина уже на пит-лейне, я как можно быстрее стараюсь снять термочехол и подобраться с колесом как можно ближе к Нику, который снимает использованное колесо. Иногда они даже соприкасаются. Все, что остается – убраться побыстрее.
Гайковерт работает быстро. Когда Уилл, закручивающий колесо, закончил, он вскидывает руку вверх – это значит, что машина сейчас поедет.
Тогда я оборачиваюсь назад, чтобы удостовериться, что меня не заденет задним колесом.
Марк Грэй: «Покрышки, которые мы ставим на болид, вынимаются из термочехлов. Они даже горячее, и тем, кто надевает их, в этом отношении сложнее.
Они держат колеса примерно по 10-15 секунд, обняв их руками. В этом году мы изменили процедуру. Если раньше они приносили колеса уже расчехленными, то теперь чехлы снимаются на месте. Так колесо дольше сохраняет температуру перед установкой».
УВЕЛИЧИТЬ
Грэг, задний правый гайковерт:
Я начинаю целиться еще до того, как машина остановилась. Очень многое зависит от пилота. Важно, чтобы он остановился ровно там, где нам надо.
Погрешность – сантиметров пять с каждой стороны. Если больше, мне будет неудобно. Мы сидим на коленях и чтобы подстроиться, тратится много времени.
Важно и то, насколько он далеко от меня.
Я сижу на достаточно большом расстоянии от колеса, чтобы оставить место для Джона и Джонни. Поэтому если он остановился неправильно, мне приходится либо тянуться вперед, либо перебираться назад.
Время пит-стопа во многом зависит от самого пилота. Если он остановится там, где надо, мы сэкономим ему пару секунд.
Есть еще несколько человек.
Во-первых, сзади всегда дежурит Марк с запасным задним домкратом на тот случай, если сломался основной. Рядом стоит Гари со стартером. Если машина заглохла, он может запустить двигатель. В таком случае Джонни, который отвечает за правое заднее колесо, берет небольшую подставку и подкатывает ее под машину. Затем Рик сбрасывает ее с домкрата, освобождая место для Гари.
Когда двигатель запущен вновь, Рик снова поднимает машину, Джонни убирает подставку – машину можно отпускать.
УВЕЛИЧИТЬ
Задний домкрат. Частично выполнен из карбона.
УВЕЛИЧИТЬ
По материалам: Мотор.ру