Как проходят гонки NASCAR
Если вы спросите, какое самое популярное гоночное первенство в США, ответ, естественно, будет только один — NASCAR. Почему 4 километра – это много, от кого прячут механики колесные гайки, и как в NASCAR обходятся без телеметрии, читайте в фоторепортаже.
Наши российские коллеги из «Мотор» посетили этап Brickyard 400 на культовой трассе в Индианаполисе. Первое с чем они столкнулись – это запах в боксах гоночных команд.
Вместо бензина или масла, NASCAR пахнет едой. А еда, самая американская что ни на есть — бургеры, картошка фри и подсолнечное масло – именно такой аромат гуляет по всему паддоку. А для ребят, что работают на самой жаре, механики катят по пит-лейну тачки доверху заполненные напитками, вместо тележек с покрышками.
УВЕЛИЧИТЬ
По популярности гонки высшего дивизиона Sprint Cup уступают только матчам американского футбола – бейсбол с баскетболом оказались повержены более 5 лет назад. «Наскаровские» «Дайтона 500» и «Гонка всех звезд» обосновались в американской культуре бок о бок с ежегодными трансляциями Суперкубка и футбольными матчами на День Благодарения. Причины роста аудитории NASCAR связаны не только со зрелищностью гонок, в которых 43 пилота непрерывно борются друг с другом на протяжении добрых четырех часов, но и с особым характером гонщиков.
Участники NASCAR не лезут за словом в карман, неплохо шутят, часто матерятся и не гнушаются выяснять отношения с помощью кулаков или тычков в борт машины соперника.
Простота в NASCAR притягивает, в отличие от холеных пилотов Формулы-1 или чересчур интеллигентных гольфистов, гонщики Sprint Cup олицетворяют среднестатистического американца, который работает целую неделю, а в свой законный выходной не прочь пропустить стаканчик горячительного.
УВЕЛИЧИТЬ
Честно говоря, называть главный гоночный чемпионат США «НАСКАРом» будет не совсем корректно. NASCAR – это Национальная ассоциация по гонкам сток-каров, которая устраивает несколько серий одновременно. Особенностью американских гонок является возможность участия пилотов в нескольких дивизионах сразу.
Все эти чемпионаты объединяет не только овальные автодромы, но и относительная дешевизна участия. Например, конкурентоспособной команде Sprint Cup необходимо около 20 миллионов долларов на сезон, тогда как Формула 1 требует около 200 миллионов.
Наследие из прошлого
Не последнюю роль играет приверженность традициям: в NASCAR не сильно заботятся о совершенствовании техники, больше полагаясь на привычку и привлекательность для зрителей.
Так до 2011 года использовались карбюраторы, а непосредственный впрыск топлива появился лишь в этом сезоне. Главным нововведением стала возможность собирать данные о состоянии автомобиля после гонки. Да, вы не ослышались: до прошлого сезона команды NASCAR просто выпускали машины в гонку без телеметрии и ограничивались связью с пилотом.
Болиды получили электронный блок управления двигателем, но до полноценной телеметрии в духе Формулы-1 еще очень далеко. Даже моторное масло на поколение отстает от INDYCAR и Формулы-1.
Дозаправки
Забудьте о заправочных машинах, здесь баки наполняют из тяжелых канистр, которые вручную подносят из боксов. Из-за внушительного веса баллонов «заправщиками» становятся самые крепкие ребята.
За время остановки на пит-лейне им нужно залить в бак болида содержимое двух канистр, но из-за отсутствия современной телеметрии команды не знают в точности, сколько топлива в машине у пилота.
УВЕЛИЧИТЬ
Одна из изюминок NASCAR правильно рассчитать, насколько хватит пилоту полученного им топлива. Процесс происходит так: «конюшни» знают, сколько весит пустой баллон, до дозаправки механики взвешивают заполненный баллон, а после – израсходованный. Приблизительно представляя расход на одном круге, инженеры высчитывают тактику.
УВЕЛИЧИТЬ
Пит-стопы в NASCAR в среднем занимают по 13-15 секунд – с учетом того, что в большинстве случаев гонщики предпочитают менять по два колеса. Параллельная смена четырех колес запрещена, поэтому если команда обслужила, например, правую сторону машины, механики могут обежать корпус автомобиля и заняться левой. В Формуле-1 используется одна гайка для крепления колеса, в НАСКАР – четыре.
Чтобы ускорить процесс, в Sprint Cup гайки мажут специальным клеем.
УВЕЛИЧИТЬ
Болельщик всегда прав
К болельщикам здесь относятся с огромным вниманием, подобно клиентам американских магазинов, «всегда правы».
Для них устраивают нескончаемые автограф-сессии, прогулки по пит-лейну, а иногда объявляют «дни чествования фанатов», во время которых пилоты общаются с поклонниками и даже подают им напитки.
УВЕЛИЧИТЬ
Впрочем, есть у такого сближения и обратная сторона: зрители, привыкшие к тому, что им везде рады, начали заимствовать у команд оборудование.
Например, при прогулке по пит-лейну множество колес остается под открытым небом без присмотра, болельщики могут при случае открутить пару гаек. Когда на пит-стопе пропажа обнаруживается, время уже потеряно – команде остается только в спешном порядке искать запасные гайки либо ставить другие шины.
Для того, чтобы прекратить подобную практику, в NASCAR стали закрывать диски картонными кругами.
Шины
Фанатам Формулы-1 «Индианаполис Мотор Спидвей» памятен скандалом 2005 года, когда из-за повышенного износа покрышек Michelin большая часть команд отказалась участвовать в гонке.
Аналогичный случай произошел на IMS в 2008 году в серии NASCAR. Монопольный поставщик шин для Sprint Cup компания Goodyear оказалась не готова к дебюту машин нового поколения на трассе в Индианаполисе с ее затяжными виражами.
УВЕЛИЧИТЬ
Повышенная нагрузка на шины привела к тому, что резина выдерживала всего десять кругов, после чего покрышки взрывались. В результате пилотам пришлось постоянно менять колеса: к моменту пит-стопов шины истирались до самого корда.
Чтобы не допустить неоправданного риска, администрация чемпионата выбрасывала желтые флаги через каждые десять кругов, давая пилотам возможность спокойно посетить боксы. К исходу заезда гонщики использовали каждую шину, привезенную Goodyear в Индианаполис.
День Гран При
Парад пилотов перед Brickyard 400 начинается в 12:30: с этого момента шоу-программа на трассе не прекращается ни на минуту. Проехав круг по автодрому, пилоты раздают интервью, которые транслируются на больших экранах, а затем садятся за руль и устремляются на стартовую прямую.
Здесь после очередного интервью объявляется традиционная минута молчания в память о жертвах аварий на гоночных трассах и военных конфликтов в горячих точках.
Стартовой решетки в европейском понимании этого термина в NASCAR не существует. Перед тем, как уйти на установочные круги, машины выстраиваются друг за другом вдоль стены.
После того, как машины заводят моторы, наушники у зрителей наполняются радиопереговорами пилотов.
И пока Хуан-Пабло Монтоя жаловался своему инженеру, что ничего не слышит, зрители прекрасно слышали и инженера, и самого Монтою, и всех остальных участников.
Плотный график – еще одна особенность Brickyard 400. На «обычных» гонках NASCAR в перерывах между заездами пилоты могут пожарить барбекю или расслабленно посмотреть трансляцию футбольного матча.
УВЕЛИЧИТЬ
В Индианаполисе же всем приходится работать. Любые «окна» в расписании уходят на обсуждение настроек и общение с прессой и болельщиками – а этот компонент в Америке возведен в ранг культа.
Каждый гонщик должен прийти к VIP-гостям своей команды и примерно полчаса уделить вопросам из разряда «до какой скорости способен разогнаться автомобиль NASCAR» и «какой номер машины у вашего напарника». Впрочем, подобные разговоры никого не смущают.
По меркам Sprint Cup четырехкилометровый «Индианаполис Мотор Спидвей» – излишне протяженный автодром. Большинство заездов «НАСКАРа» проходят на овалах длиной от 800 метров до 2,4 километра: прохождение такого круга занимает около 20-30 секунд. На IMS время поул-позиции было около 50 секунд: за такой интервал зрители успевают заскучать.
Грег Биффл на Ford Fusion: «Здесь трудно обгонять, так как трасса очень узкая. Все виражи здесь плоские, а скорости на прямых достигают 205-208 миль в час ? в таких условиях пилотам выгоднее оставаться позади соперника, чем пытаться его опередить, ведь стоит тебе поравняться с конкурентом, как твоя машина тут же теряет преимущество в скорости. В этом случае два пилота начинают двигаться параллельно ? и за ними тут же образуется аэродинамический мешок, в который норовит попасть кто-то третий. Затем этот третий встраивается в ту же линию, что и первые двое ? и у вас получается ситуация, когда машины идут бок о бок, но все равно не могут друг друга обогнать».
Украшением гонок становится борьба, которая часто заканчивается авариями.
УВЕЛИЧИТЬ
УВЕЛИЧИТЬ
Вас все еще удивляет, почему в Америке не жалуют Формулу-1?
Может быть, потому что в Sprint Cup гонки проходят каждую неделю, на победу претендуют 43 участника, атрибутику можно купить за демократичные 20-25 долларов, а качество телетрансляций – это пример, на который равняются в Европе.
УВЕЛИЧИТЬ
По материалам: Мотор.ру