Какие еще бренды могут уйти с тонущего российского рынка
Информация об уходе Opel и Chevrolet с российского рынка взбудоражила просторы Рунета. Многие эксперты уже успели заявить, что это только начало, так как после ухода General Motors капитуляции перед лицом кризиса можно ждать от кого угодно… Выделяем еще несколько брендов, которые вскоре могут начать паковать чемоданы.
Показатели продаж новых автомобилей по итогам двух первых месяцев 2015 года выглядят так, как и должны выглядеть после падения в два раза национальной валюты — то есть унизительно. Seat, почуяв неладное, хлопнул дверью еще в конце прошлого года — но испанская марка никогда заметным игроком на российском рынке не была.
По этой же причине мало кто заметит, если с Россией попрощаются Chrysler или Alfa Romeo, которые за последние лет 15 успели приучить россиянам к своей переменчивой стратегии и нестабильным продажам, пишет «АвтоВести».
Другая ситуация с Chevrolet и Opel. Они продают немало машин, запустили локальную сборку и давно присутствуют на рынке. Если уж такие бренды стали паковать чемоданы, то можно предположить, что и другие зарубежные бренды как минимум рассматривают вариант побега с тонущего рынка.
Но кто это будет?
УВЕЛИЧИТЬ
Рассмотрим факторы, которые влияют на уход бренда. Во-первых, статистика первых двух месяцев демонстрирует, что сильнее всего страдают компании, работающие в среднем ценовом сегменте. И если в модельном ряду нет ни бюджетника, ни хорошо продающейся престижной машины — жди беды. Отсутствие локальной сборки — фактор риска, так как цены на импортируемые автомобили всего сильнее всего зависят от колебаний курса валют.
Простой пример: цены на собирающийся в России седан Citroen C4 сейчас начинаются с 12700 долларов, а на импортный хэтчбек C4 — c $16600. Наконец, имеет значение, насколько важен российский рынок для того или иного производителя. Если на него приходится полпроцента продаж, то логичнее забыть на нем хотя бы о время, чем подставлять голову под сыплющиеся сверху убытки.
Заглядывая в отчеты по продажам видим, что первые кандидаты на вылет — японская тройка из Honda, Suzuki и Subaru.
По объему продаж по всей России это менее 20 тысяч машин в год. Думаете, цифры сравнимы с Ford или Skoda? Ошибаетесь. Статистика больше подходит для премиальных марок вроде Lexus или Land Rover.
Проблема в том, что линейка представленных моделей в России достаточно скромна: у каждой из трех марок она состоит из пяти-шести моделей. Причем среди них не видать бестселлеров: наоборот, больше автомобилей «на любителя» вроде «горячих» Subaru или не боящегося грязи, но уж слишком простенького мини-внедорожника Suzuki Jimny. А на некоторых и любителей не нашлось — Honda, к примеру, не так давно приняла решение прекратить продажи модели Crosstour. И никакой локальной сборки.
Все это сказалось на продажах: Honda продемонстрировала рекордное падение в 90%, Suzuki провалилась на 76.
Впрочем, мести всех под одну гребенку не стоит: результат Subaru — минус 39% — вполне себе среднестатистический. Что касается официальной точки зрения, то представители всех марок делают исключительно оптимистичную мину и демонстрируют готовность обернуть непростые времена себе на пользу. Компания Honda несмотря на антирекорд все-равно выводит на рынок обновленный CR-V и новое поколение модели Pilot. Но кто поручится, что на закрытых совещаниях японские менеджеры излучают ту же уверенность в будущем, что и руководители российских представительств в беседах с журналистами?
А концерн Fiat Chrysler?
В нынешних условиях у топ-менеджеров концерна вполне может появиться искушение прекратить развлекающие публику, но не приносящие прибыли метания и окончательно завязать с Россией (2000 машин для Fiat, и 8000 машин для Chrysler за прошлый год). С другой стороны, марка Jeep достаточно прочно закрепилась за российский рынок. За 2014 было распродано больше восьми тысяч машин (причем почти две три приходится на достаточно дорогой Grand Cherokee). При этом надо отдавать себе отчет, что руководство концерна вряд-ли согласится терпеть убытки ради сохранения своего присутствия на не особо значимом для Jeep рынке.
Впрочем, Opel и Chevrolet наглядно показали всем, что при плохих финансовых раскладах и склонности топ-менеджмента ампутировать проблемные активы, не тратя время на попытки их «вылечить», не спасет и наличие собственного производства в России.
Поэтому имеет смысл почаще проверять пульс у демократичных марок, просевших зимой ощутимо сильнее конкурентов. К примеру, это Ford с падением продаж на 78% по итогам февраля и французская парочка Peugeot / Citroen — у обеих марок продажи просели больше чем на 80%. Конечно, с трудом верится, что эти марки вдруг остановят конвейер во Всеволожске или сборку седанов Peugeot 408 в Калуге — но начаться все может с не особо перспективных моделей, которые собираются за пределами России. Или уже началось: пару дней назад Citroen объявил о прекращении продаж хэтчбека С4.
Это только начало. Впереди скучно не будет.