КАМАЗ-ЧЕМПИОН ДАКАРА
КАМАЗ-ЧЕМПИОН "ДАКАРА"
ТЕХНИКА
Эксклюзив
КАМАЗ-ЧЕМПИОН "ДАКАРА"
Каковой он, грузовик № 1 в мире ралли-рейдов?
Андрей СИДОРОВ
Участь всех вторых — глотать чужую пыль. И избежать ее возможно всего 2-мя способами: безнадёжно отстать и финишировать, в то время, когда пыль за фаворитом и пена победного шампанского уже улягутся, или… приехать первым.
За 10 лет роли в ралли-марафонах отечественные КамАЗы принудили гласить о для себя, как о самых вероятных претендентах на золото в хоть какой гонке с их ролью. Ушли в прошедшее времена, в то время, когда на экипажи КамАЗа наблюдали как словно бы на дворовую команду, невесть как показавшуюся среди звезд мирового автоПодвескаа.
Разумеется, обогнать именитых соперников на серийном автомобиле невозможно: нужен особенный "боевой" боеприпас, сначала спроектированный и нацеленный на техническое приемущество и победу. Создание такой автомобили — дело трудоемкое, требующее широкого опыта, школы и… средств.
Реально это стало возможным в первой половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда партнером команды выступило громадное столичное АООТ "Мастер". Плоды содружества созрели весьма не так долго осталось ждать — уже через два года "КамАЗ-МАСТЕР" делается победителем ралли "Париж — Москва — Пекин-95", заняв все три ступени пьедестала.
В январе 1996 года в первоначальный раз за 18-летнюю историю гонки "Париж — Дакар" русский экипаж Виктора Столичных стал призером и откупорил бутылку простого шампанского, а в августе экипажи Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова занимают 1-ое и 2-ое места в "Мастер-ралли 96" и в первоначальный раз в истории российского автоПодвескаа завоевывают Кубок мира по автомарафонам среди грузовиков.
Эти же экипажи заняли 1-ое и третье места в личном зачете в ралли "Париж — Дакар — Каир-2000" и 1-ое место в командном.
За этими победами, не считая воли и мастерства экипажей, слаженной работы всей команды, стоят, конечно, совершенство и надёжность машин.
Машина, предназначенная для гонки, существенно отличается от собственного серийного аналога. Разумеется, и требования тут другие — цена автомобиля, его экономичность, долговечность, грузоподъемность отходят на 2-ой замысел. Его ценности — скорость, приемистость, свойство к долгосрочной и неотказной работе с экстремальными нагрузками, да так, чтобы экипаж однако оставался живым-здоровым.
Движок. На первых Подвескаивных КамАЗах устанавливали серийные моторы КамАЗ-7403, форсированные до 280 л. с. соответственной подачи настройкой и повышением горючего турбокомпрессора.
Грядущая форсировка проходила в два шага. 1-ый — достижение мощности 430 л.с. с громаднейшим внедрением серийных подробностей и привлечением привезенных из других государств девайсов. 2-ой — изготовка мотора в 500 л. с. при значительном трансформации конструкции, узлов и деталей, включая базовые.
Эти моторы, КамАЗ-7482, были весьма успешными и до этого времени стоят на "техничках", обслуживающих гонку, но мощность их достигнула предела. Более 500 л. с. взять с их невозможно. На современных автомобилях установлены уже другие движки — 7Э846 производства Ярославского и Тутаевского фабрик. По воззрению головного двигателиста команды Миши Мясоедова, моторы были весьма успешными.
Мощностью 830 л. с., они весьма нетребовательны и на протяжении последнего "Дакара" ни при каких обстоятельствах не отказали.
Коробка. Передать так высшую мощность и вращающий момент (290 кгс.м) русским коробкам, как обидно бы это не звучало, пока не под силу. Выбор приостановили на автоматической 16-ступенчатой коробке в блоке с раздаткой германской компании ZF и сцеплении "Сакс". Для остывания масла гидромуфты по краям автомобили установлены два радиатора. Любой обдувается своим электровентилятором мощностью 1 кВт.
В будущем же от "полуавтомата" желают отрешиться — без него все таки надежней.
Огромные ходы подвесок (400 мм) востребовали установки карданных валов, допускающих надлежащие углы излома осей. Так твёрдым требованиям отвечают шарниры GWB (Германия), трудящиеся с углами до 35°. Подобный шарнир создан в НТЦ завода и планируется к внедрению в создание.
Ведущие мосты — собственной конструкции. Балки — серийные, усиленные снизу дополнительными коробами жесткости. До недавнешних пор и редукторы не достаточно отличались от стандартных, но с ростом мощности мотора выше 500 л. с. их крепкость стала недостаточной. На автомобиле КамАЗ-49252 показался частично унифицированный с подробностями КрАЗа.
В сварном металлическом корпусе он выдерживает момент 400 кгс.м.
КОЛЕСА — дисковые со съемным бортовым и разрезным замочным кольцами и тороидальными посадочными полками. Конструкция дюралевого диска разрешает поменять шину, не снимая колеса со ступицы. Шины — круговые бескамерные "Мишлен", размерностью 14.00R20 с регулируемым давлением от 1 до 5 атм. "Мишлен" к тому же исходя из этого, что на "Дакаре" повсевременно находится представитель компании, что на месте без проволочек готов рассмотреть рекламационные претензии. Сперва для комплектации раллийных КамАЗов заказывали шины с вдвое уменьшенной против эталона высотой шашек протектора — такая шина меньше нагревается на громадных скоростях.
Но, снабжая некоторый выигрыш в скорости, она наименее стойка к камням на автостраде, ее легче пробить, и отвоеванное время уходит на нередкие подмены колес. В будущем от такой модернизации решено отрешиться.
Громадные бескамерные шины получали герметичных разборных ободьев, потому внешнее бортовое кольцо установлено на обод с 3-мя резиновыми уплотнительными кольцами.
ПОДВЕСКА. Ей на гонках достается, пожалуй, больше всех. Чтобы автомобиль, двигаясь по распутью со скоростью легкого самолета (140-160 км/ч — обыденное дело), не развалился на ходу, энергоемкости подвески уделено самое внимание. Девятилистовые рессоры длиной 1800 мм, однообразные для обоих мостов, трудятся в наборе с гидропневматическими стойками со встроенными амортизаторами. К такому ответу пришли не сходу.
Перепробовалось огромное количество вариантов, среди которых виделись кроме того пружины от жатки комбайна, пока не присмотрели подходящие стойки на бронетранПодвескаере. Их-то и ввели в конструкцию. Благодаря прогрессивной характеристике сжатия газа (давление 40-1000 кгс/см2), пробои до буфера практически исключены.
Каждая такая комбинированная рессора способна принимать нагрузку до 10 тысячь киллограм, вторыми словами по мере необходимости возможно приземлиться по окончании прыжка и на одно колесо.
А чтобы под нагрузкой мост не закручивался на длинноватых листовых рессорах и не выводил карданные шарниры на запредельные углы извива, его кинематику снабжают реактивные штанги с резинометаллическими шарнирами на финишах.
РАМА. Сконструирована из заготовок серийных лонжеронов, соединенных сильными трубчатыми поперечинами. Но в будущем для роста жесткости ее собираются усилить целой мембраной, замыкающей целый силовой контур.
на данный момент, в то время, когда конструкция автомобиля-чемпиона более-менее ясна, самое время примерить на себя те эмоции, что испытывает экипаж на протяжении гонки.
Интерьер кабины, конечно, существенно отличается от серийного. Трубчатый каркас безопасности обрамляет ее изнутри по периметру и частично перекрывает просветы дверей. Вобщем, на это неудобство не обращают внимания — выйти из автомобиля на автостраде может заставить лишь принужденная остановка.
Но при возможной аварии каркас не дает кабине деформироваться.
Заместо стандартных установлены особенные Подвескаивные сидения "Спарко", подобранные под каждого члена экипажа. По другому запрещено, поскольку при такой тряске удержаться "в седле" не так легко. Фиксируют гонщиков широкие ремни с мягенькими накладками на лямках.
О том, что испытывает водитель в гонке, возможно делать выводы по белым как снег соленым разводам на ремнях.
Для механика и ног штурмана — особенные площадки-упоры, у потолка к дугам безопасности пристегнуты распорки — в случае если от случайного камня треснет ветровое стекло, их вставляют изнутри, меж потолком и фронтальной панелью, чтобы встречный напор воздуха не вдавил его в кабину. Ночкой на стоянке стекло, конечно, поменяют, но на автостраде дорога каждая секунда.
Под присмотром чемпиона "Дакара" Владимира Чагина сажусь за руль десятитонного чудовища, и мы выбираемся на пустынное пригородное шоссе. Реакция автомобили на газ в пол направляться срочно — КамАЗ срывается с места, как словно бы с цепи. Редчайшие легковушки, только-только обгонявшие нас, на данный момент мерцают справа в оборотную сторону. Что такое их ничтожные 100 против отечественных 170! Интенсивность разгона — как у "Самары" с движком 1500, но воспоминаний еще больше. Неожиданно легкий и послушливый по грузовым меркам КамАЗ потрясающе держит дорогу и одномоментно откликается на всякое перемещение рулем.
Под колесами заснеженный асфальт, а машина идет как словно бы по рельсам. Но наращивать скорость уже как-то не какое количество — как пишут острословы на задних бортах, быстро едешь — медлительно понесут.
Сворачиваем на поросший редчайшим кустарником кочковатый пустырь, в условия, приближенные к боевым. Полуметровый слой снега может скрывать под собой каждые неожиданности в виде позабытого строителями цементного блока или вмороженного в почву бревна. Не торопясь нарезаем два пробных круга, захватывая косогор и средних размеров бугры рельефа.
Грузовик завышенной проходимости идет всецело с уверенностью, без всякой склонности к зарыванию — отражается сниженное давление в шинах. на данный момент, по разведанному, возможно проехать и как нужно.
Оставляя за собой скопление снега, КамАЗ, думается, чуть касается колесами почвы. По выработавшейся годами привычке по окончании таких прыжков подбираешься и ожидаешь крепкого удара рамы о мосты. Но подвеска на удивление мягко сажает автомобиль на землю, так ни при каких обстоятельствах и не сработав до упора.
Удержаться "в седле" оказывают помощь ремни. Без их, думается, всецело возможно покинуть кабину через ветровое стекло.
На подъемах услужливый полуавтомат коробки немедля включает пониженную передачу, стоит лишь продавить газ до пола — кик-даун сберегает секунду-вторую на ручном переключении. Машина, подстегиваемая массивным движком, фактически взмывает на подъем.
Как обидно бы это не звучало, беден язык, чтобы передать все воспоминания, купленные за рулем КамАЗа особого назначения. Их необходимо прочуять самому. В последнем случае — узреть машину в деле.
Подвескаивная техника в мире повсевременно совершенствуется. На КамАЗе, конечно, также не почивают на лаврах и всецело возможно, что к последующей основной гонке года — "Дакару-2001" на старт выйдут не совсем такие грузовики, о которых мы тут поведали.
КамАЗ-49252
НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ Эти
Грузоподъемность, кг 4000
Масса оснащенного а/м, кг 10 000
Рассредотачивание нагрузки на дорогу от массы
оснащенного (полной массы) а/м, кг:
через фронтальный мост 5500 (7000)
через задний мост 4500 (7000)
Громаднейшая скорость, км/ч 180
Громаднейший преодолеваемый подъем, % (градусы) 61 (32)
Преодолеваемая вертикальная стенки, м 0,55
Допустимый наклон при перемещении по косогору, более 22о
Время разгона оснащенного а/м, с:
до скорости 60 км/ч 6,5
до скорости 100 км/ч 15
с 60… 120 км/ч 24
на пути 400 м 20,0
на пути 1000 м 35
Контрольный расход горючего на 100 км
с скоростью и полной нагрузкой 60 км/ч, л 30
Расчетный расход горючего на 100 км
в экстремальных параметрах, л 82-100
Припас хода, км 1000
Глубина преодолеваемого брода, м 1,7
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м 17,2
Меньший радиус поворота по следу
фронтального наружного колеса, менее, м 11
Внешний габаритный радиус поворота по фронтальному буферу, м 11,8
Движок
Модель — 7Э846, дизельный, четырехтактный, V-образный, восьмицилиндровый, с конкретным впрыском и турбонаддувом горючего.
Давление наддува лишнее, кгс/см2 2
ход поршня и Поперечник цилиндра, мм 140х140
Рабочий количество, л 17,24
Масса, кг 1380
Номинальная мощность, л.с. 830 при 2500 об/мин
Громаднейший вращающий момент, кгс.м 290 при 1400 об/мин
Небольшой удельный расход горючего, г/л. с..ч 155
Число клапанов в цилиндре 4
Воздухоочистители (с 2-мя картонными
фильтрующими элементами в каждом) 2
Глушители 2 (прямоточные)
Совокупность смазки — смешанная, с мокрым картером. Остывание масла в водомасляном теплообменнике
Охлаждающая совокупность
Жидкостная, закрытого типа. Радиатор компании "Бер" трубчато-ленточный, с кожухом ваентилятора и расширительным бачком. Регулирование термического режима мотора — вязкостной муфтой и термостатом вентилятора.
Поперечник вентилятора 720 мм. Промежуточное остывание наддувочного воздуха типа "воздух-воздух", радиатор "Бер"
Коробка
Сцепление — двухдисковое компании "Сакс", сухое, с цилиндрическими нажимными пружинами. Ведомые диски поперечником 380 мм. Привод сцепления — гидропневматический
Коробка — в блоке с раздаточной коробкой, 16S220A компании ZF, гидромеханическая 16-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах
Карданная передача — из 4-х карданных валов с крестовинами на игловатых подшипниках. Привод фронтального моста 3-мя карданными валами с навесноыми подшипниками
Мосты — оба ведущие. Главные передачи — центральные двойные с коническими радиальными зубьями и цилиндрическими косозубыми шестернями. Передаточное число главных передач — 3,55.
Дифференциал конический с 4-мя сателлитами, с принудительной блокировкой. Полуоси стопроцентно разгружены.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска — передняя и задняя — зависимые, каждая — на 2-х продольных полуэллиптических рессорах, трудящаяся вместе с 4-мя гидропневматическими рессорами (стойками) со встроенными амортизаторами, с продольной реактивной штангой.
Рулевое
Управляющий механизм — ZF 8098. Передаточное число 18,3. Управляющий вал с 2-мя шарнирами равных угловых скоростей. Насос гидроусилителя — ZF 7674
ТОРМОЗНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Рабочая тормозная совокупность — двухпроводная, с раздельным пневмопри-
водом на фронтальный и задний мосты. Тормозные механизмы всех колес — барабанные, с внутренними колодками
ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ
Емкость топливных баков, л 2 по 420
Охлаждающая совокупность мотора, л 40
Совокупность смазки мотора, л 40
Картер коробки, л 21
Картер фронтального и заднего мостов, л по 8,5
Гидроусилитель управляющего привода, л 4,7
Фото Андрея СИДОРОВА
Просматривайте кроме этого:
- СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОР — ОТ КЛАССИКИ ДО МОДЕРНА
- НА ПЛЯЖЕ В КАМУФЛЯЖЕ
- ГРУЗОВИК — НЕ РОСКОШЬ .
- ШАНС АВТОПРОМА Необходимо ПРИМЕНЯТЬ
- Бедные родственники
- Детройт 2009 Автопром стремительнее живой .
- Тест Daewoo Nexia. Родословная от Адама.
Начать сперва. Владимир Чагин.
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ГЕЙША СТАНЕТ ЭКОНОМКОЙ КЛУБ Автовладельцев /БРАК ПО РАСЧЕТУ ГЕЙША СТАНЕТ ЭКОНОМКОЙ В АВТОПАРКЕ ЗА РУЛЕМ — ТЕХНИЧКА ИЗ Стране восходящего солнца ТЕКСТ / АНДРЕЙ КОЧЕТОВ, СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО…
-
Спецавтомобили ГАЗ Игра без шуток
Догонялки – это не только только детская игра, да и занятие для взрослых. Догнать по «мясу и молоку», по уровню жизни, по рождаемости… А иногда нужно легко кого-либо догнать, к…
-
Анонсы «Порше» умножает двери Премьера «Порше-Панамера» состоится лишь весной, но происхождение первых официальных фото – хороший предлог поведать о новинке. Пред нами не просто еще одна…
-
Тест Ауди TT. ИГРУШКА Громадного КАЛИБРА
Тест Ауди TT. ИГРУШКА Громадного КАЛИБРА ТЕХНИКА /ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ИГРУШКА Громадного КАЛИБРА АУДИ-ТТ ОТ ТЮНИНГОВОГО АТЕЛЬЕ АБТ Подвескаивный Audi ТТ начинал во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Предлагается с 2-мя…
-
Мазда6 последней генерации на все 100 соответствует водительскому стилю марки. Удовольствие от вождения – основнее всего! Поведение автомобили отличается точностью, однако подвеска по окончании…