КАМАЗ ОПЫТ ВЫЖИВАНИЯ
КАМАЗ: ОПЫТ ВЫЖИВАНИЯ
ЭКОНОМИКА
/АВТОПРОМ
КАМАЗ: ОПЫТ ВЫЖИВАНИЯ
КАМСКОМУ ГИГАНТУ УДАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / Жора САДКОВ
По всем законам логики он был обязан умереть. Как существует завод, рассчитанный на каждогодний выпуск 150 тыщ грузовиков при потребности в их, не превосходящей 30 тыщ (это при хорошем раскладе!)? А вдруг добавить, что на этом гиганте в самый разгар экономических катаклизмов сгорело одно из главных производств, то вывод будет конкретным — не жилец.
В неспециализированном-то, против таких доводов и правда не поспоришь — завод не просто бедствовал, а неудержимо падал вниз В первую очередь 90-х. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века у него уже были долги в полтора млрд (!) баксов и обращение шла о полном банкротстве.
О том, что КамАЗ живой, возвестила пара лет вспять реклама на телевидении: "Танки грязищи не страшатся!". О том, что живет прекрасно, — сообщение: по результатам 2001 года автомобильный завод взял прибыль 42 миллиона рублей. Пускай символическую, она, наверное, и заводчанами воспринимается лишь как символ.
Но — чистую.
ИСТОРИЯ Заболевания
Когда-нибудь эта история войдет в книжки по экономике как пример антикризисной стратегии. Вот пара эпизодов. Апрель 1993 года. Сообщение СМИ: на КамАЗе сгорел завод движков. В то время, когда разгребли завалы — ужаснулись, лицезрев заместо станков груды искореженного металла.
За восстановление завода движков взялись всем миром.
Всего 18 месяцев потребовалось, чтобы моторный стал таким же, как до этого! Но завод, потребовавший на собственный восстановление полмиллиарда баксов, загнал КамАЗ в неподъемные долги.
Самый драматичный момент: 1997 год. По окончании очередной смены управления КамАЗ возглавил Иван Михайлович Костин, удачно директорствовавший на камазовском же заводе по ремонту движков. Погрязший в долгах, заложенный кредиторам КамАЗ было нужно как-то подымать. Как? развития и Европейский банк реконструкции, которому КамАЗ заложили в свое время под смехотворный кредит в 100 миллионов баксов, получал реализации и банкротства предприятия.
Казалось, это финиш. И сперва 1998 года завод тормознул. Такой вот производственный "Титаник".
Не смотря на то, что…
Тяжелое Исцеление
— Я был простой эксперт в области производства, но не экономики, — ведает Иван Костин. — Готовых рецептов не было, практически все было нужно делать интуитивно, втемную, наряду с этим весьма быстро. И уже в мае 1998-го создали стабилизиционую стратегию, складывающуюся из 26 программ.
Задачка номер один — сокращение издержек. Перевели закупки на валютную оплату (благодарю правительству Татарстана — поверили, дали кредит в 115 млн. руб. для пополнения обратных средств): избавившись от бартера, сократили затраты на 25%. Уменьшили издержки на "энергетику" на 30%.
Законсервировали часть оборудования, избавившись от затрат на его содержание и налогов.
Это на данный момент звучит гладко, но чтобы избавиться от "избыточной" принадлежности, было нужно, в действительности, поновой улучшить мощности фактически на всех фабриках КамАЗа! Были и неточности, но обучались сберегать с разумом.
— Ежедневно начальникам завода приходит сводка по расходам, — гласит 1-ый вице-президент КамАЗа П.Полторыхин. — Вот итоговая за февраль: экономия затрат на энергоэлементы — 1815 тыс. руб., на покупные воду, газ и пр. — 22 млн. руб. За счет чего? К примеру, смена на энергоемких производствах начинается в семь вечера, в то время, когда тарифы ниже. Но экономия — это лишь одна сторона дела.
Необходимо привести мощности в малогабаритное состояние и придти к второму принципу производства. От массового — к эластичному.
Заместо циклопических линий громадной производительности — мелкие эластичные обрабатывающие центры, талантливые быстро перестраиваться под новые программки, новые виды продукции. На заводе трудилось 115 тыщ человек. Уменьшили излишних за счет реструктуризации производства и управления, кроме этого передачи социальной сферы городу.
По окончании чего осталось 55 тыщ.
Альянс Независящих
То, что пока не удается вторым автозаводам, вышло у КамАЗа. Тут поделили создание на три продуктовых блока: создание машин, блок компонент (агрегат, мосты, автобусные шасси, колесные диски и пр.) и заготовительное создание. И с 15 июня 2001 года любой из этих блоков начал жить и развиваться без помощи вторых, оставаясь однако в одной связке.
Такой вышел многопрофильный холдинг.
Ответ выяснилось действенным. Сперва вспоминали: как существует заготовительный блок, в который входят кузнечный, литейный и автомеханический фабрики? Где, не считая родного КамАЗа, найдёт клиентов? Выяснилось: у него — громадные возможности. Сейчас, например, кузнечный трудится с 13 компаниями в ФРГ, поставляет восемь наименований подробностей самой "Даймлер-Крайслер"! Делает заказы ИВЕКО, китайской Первой авто компании, делает нефтяникам разные фланцы для буровых.
Около 15% продукции блока идет на внекамазовский рынок, принося ежемесячно 16 миллионов рублей выручки. И это лишь начало.
Имеется анонсы и у блока компонент. Тут начали делать шасси для автобусов (до тех пор пока берёт лишь один завод — НефАЗ) и на вторичный рынок. Но основное — движок. По окончании реструктуризации долгов (кредиторы удостоверились в состоятельности антикризисной программки, и часть задолженности была погашена в обмен на акции КамАЗа, другую будут возвращать в течение 10 лет) был пролонгирован аккредитив по кредиту, предоставленному японским "Эксимбанком".
Это указывает, сейчас начнутся катигоричные перемены.
Начиная с 2001 года, КамАЗ закончил выпуск движков, соответственных нормам Евро 0 (они приносили огромную часть рекламаций. Уже сейчас в программке КамАЗа 97% дизелей соответствуют экологическим нормам Евро I — кстати, и уровень качества их повысилось). А с сегодняшнего года мелкими сериями запущены в создание моторы, надлежащие Евро II. На новеньком высокопроизводительном, современном оборудовании компании "Хеккерт" выпускаются блоки цилиндров.
Для КамАЗа это настоящий прорыв, наряду с этим по уровню свойства также. В наиблежайшей возможности — создание движков мощностью более 400 л.с. (до тех пор пока самый замечательнейший камазовский мотор — 360 л.с.).
Но, конечно, главным из продуктовых блоков остается авто. Может, когда-нибудь создание грузовиков станет лишь одним в последовательности вторых на КамАЗе, кроме того не самым громадным, но пока… До тех пор пока Камский завод остается авто и обязан мыслить о том, чтобы главная продукция не просто удерживалась на рынке, а завоевывала все более крепкие позиции.
23 года завод производил, в действительности дела, одинаковый грузовик. Да, продолжительные и долгие годы он оставался наилучшим в стране. Но время поменялось. Уже три года как сходит с сборочного потока самосвал полной массой 24 тонны, показалось и новое семейство КамАЗ-6520.
Имеется в производственной программке авто завода армейские грузовики многоцелевого назначения — семейство "Мустанг".
— Сейчас отечественная задачка — успеть приготовиться к вступлению в ВТО, а для этого требуется бежать на порядок резвее, — гласит И. Костин. — Необходимо гласить кроме того не о ЕвроII и ЕвроIII, а уже о ЕвроIV, вкладывать Энциклопедия грузовиков в новые разработки. В случае если такую цель не ставить, мы ни при каких обстоятельствах никого не догоним. Мы и без того можем достигнуть конкурентоспособности лишь при участии западных компаний. И КамАЗ ведет с ними переговоры.
Нужно совершить финансовый аудит, чтобы в мире знали: предприятие стало жизнестойким. Иначе говоря по последней мере, безубыточным. Это завлечет инвесторов (кстати, акции КамАЗа уже вырастают: с 9 центов во второй половине 90-ых годов двадцатого века до 43 центов в сегодняшнем — не близко, но имеется динамика!).
На заводе микролитражных машин в сегодняшнем году планируется ввести в строй новый окрасочный цех, прирастить мощности сварочной и сборочной линий. ЗМА готовит мощности под выпуск 75 тыщ машин в год, а потребности рынка шире. Но создание "Оки" сдерживает дефицит силовых агрегатов, каковые по ставляет АвтоВАЗ.
Сейчас идут переговоры о передаче мощностей по выпуску моторов для VAZ 1111 на КамАЗ… Вобщем, завод микролитражных машин заслуживает отдельного беседы, и стоит, возможно, отложить его на позднее. Так как еще необходимо возвратиться к мотору, соответственному нормам Евро I и II.
НЕ БРОСАЯ ПЕДАЛЕЙ
Что стоило КамАЗу ввести его! Все Энциклопедия грузовиков, каковые оказались у завода, пускали на закупку оборудования для сотворения экологичных моторов, поскольку с 2001 года Росстандарт запрещает выпуск машин, не соответственных нормам ЕвроI. И они их сделали, думая, что на данный момент обойдут соперников. А соперники достигнули переноса ответа Росстандарта. Вот уже 2002 год, а в стране все еще создают старенькые движки.
КамАЗ снова затянул пояс и уже выходит на Евро II, но, наверное, и потом создание и соперники неэкологичных моторов. И так как потребитель изберет их! Пускай грязнее, но дешевле.
Да, камазовские дизели лучше, но они и дороже: турбонаддув, остывание наддувочного воздуха, новенькая коробка — все это стоит средств!
— К Январю начинаем выпуск тягача, что будет соперничать с МАЗом, — ведает председатель совета директоров КамАЗа. — Мы, конечно, создадим все, чтобы победить, но это будет весьма не легко! Чувствуем себя как на велике: чтобы не упасть, необходимо постоянно крутить педали.
Точно, так и должно быть. Лишь хотелось бы, чтобы однако дорога была поровнее. Пока же КамАЗ, набирая скорость, мчится по ухабам.
Но это лучше, чем негромко лежать на деньке.
— Я весьма признателен людям за то, что нам поверили, переместили совместно с нами эту громаду, — гласит Иван Костин. — И по сей день самое страшное было бы одурачить их ожидания. Чтобы этого не вышло, мы и трудимся.
Просматривайте кроме этого:
- Хэндэ стал любимым брендом австралийцев
- Технический осмотр в разных государствах ТО или не ТО?
- Обернуться НА ПОРОГЕ
- ЧЕМ ПОЧИСТИТЬ БЕНЗИН?
- ВАЗ-211340 Клуб-стандарт
- Ход В СТОРОНУ
- ТЕХНИКА ДВОЙНОГО Назначения
Опыт выживания в речной местности. [Часть 2]
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
КАМАЗ: СТРАТЕГИЯ — ВЫЖИВАНИЕ? АВТОПРОМ КАМАЗ: СТРАТЕГИЯ — ВЫЖИВАНИЕ? Узнаваемый тезис о том, что авто промышленность подобна локомотиву, вытягивающему из кризиса экономику в целом, всецело…
-
Опыт эксплуатации УАЗ Патриот. ДЕТСТВО ЗАТЯНУЛОСЬ
Опыт эксплуатации УАЗ Патриот. ДЕТСТВО ЗАТЯНУЛОСЬ UAZ Patriot Изготовитель: ОАО «УАЗ» Год выпуска: 2005 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2005 Пробег на момент отчета: 21 500 км Прошлые…
-
КАМАЗ ГРОМАДНОЙ — ЕМУ известный
КАМАЗ ГРОМАДНОЙ — ЕМУ ИЗВЕСТНЕЕ Тесты Большегруз КАМАЗ ГРОМАДНОЙ — ЕМУ известный В Набережных Челнах готов к серийному выпуску 20-тонный самосвал КамАЗ-6520. Андрей СИДОРОВ Чем больше грузовик, танкер,…
-
Опыт эксплуатации редакционных Форд Фокус, Kia Rio, Шевроле-Нива, Хэндэ Accent, Рено Symbol. Второгодники. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ Фаворит Год прошел довольно расслабленно. Ежедневная городская…
-
НА ОЧЕРЕДИ — ОМСК и УФА ЭКОНОМИКА /Взгляд ИЗНУТРИ НА ОЧЕРЕДИ — ОМСК и УФА Что такое СОК? Начнем с того, что это Ижмаш-Авто , а весьма не так долго осталось ждать — Уфимский завод авто моторов и Омский завод коробок…