КНОПКИ И Кнопки
Кнопки и КНОПКИ
Кнопки
и РЫНОК КНОПКИ
Беря, не соверши ошибку
О обилии выключателей и моделей тумблеров ведает Антон УТКИН, продолжая тему рынка электрического оборудования (см. ЗР № 6, 7, 8 за текущий год).
Группы: 3709 — "Тумблеры";
3710 — "Выключатели"; 3720 — "Выключатели сигналов торможения" и 3737 — "Выключатели "массы".
Большинство изделий этих групп создано несколько дюжина годов назад, о чем гласит старенькое, буквенно-цифровое обозначение (П — тумблер, В — выключатель). Как показывает опыт, они надежнее современных. Последние — эргономичнее, привлекательнее, травмобезопасны, совсем смешиваются с панелями устройств, но однако отказывают еще почаще благодаря износа пластмассовых ослабления и деталей пружинных контактов.
Тумблер, в большинстве случаев, имеет более 3-х выводов, один из которых возможно попеременно замкнут на хоть какой из вторых или вообщем иметь пара электрически независящих контактных групп с неспециализированным механическим приводом. У выключателя в большинстве случаев менее 2-ух положений и два вывода (в случае если один, то 2-ой соединен с корпусом). Оба вида устройств довольно ординарны в изготовлении, потому из широкой номенклатуры электроприборов их делает наибольшее число фабрик.
Перечислю сходу все, указав и новые, еще не прижившиеся наименования тех фабрик, каковые их поменяли.
ПЗА (Псков, на данный момент АО "Авар"); ЛЗА (Петербург, на данный момент АО "Автоарматура"); ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.); ОКТАП (Октябрьский, Башкирия, на данный момент АО "АПРИ"); СОАТЭ (Старенькый Оскол, Белгородская обл.); ВЗОА (Вязники, Владимирская обл., на данный момент АО "ОСВАР"); АЭП (Рига, на данный момент RAR).
Домом стоит ПО "Точмаш" (Владимир). Это национальное предприятие с 1967 года производит весьма широкий перечень авто устройств, но не упоминалось в каталогах электрического оборудования, поскольку подчинялось не Минавтосельхозмашу, а закрытому ведомству.
на данный момент — о видах выключателей и тумблеров по назначению. Беря во внимание, что эти устройства довольно недороги, цены приводить на данный момент не будем.
Самые сложные и дорогие — так именуемые подрулевые тумблеры, управляющие работой световых устройств, стеклоочистителей, стеклоомывателей и иногда звукового сигнала. Для российских автомобилей , не считая "Волги", их делают фабрики АЭП, "Точмаш" и малость — ОКТАП. Двухрычажные семейства П-135, которыми ранее комплектовали VAZ 2101, 2102 и все классические "москвичи" (с 1976 года), на данный момент применяют только на машинах ИЖ (не считая 2126).
Трехрычажные типа 12.3709 (модификации 123., 124., 125., 129.) бывают как с металлической трубой, так и без нее. Употребляются они на VAZ 2103… 2107, 2121, "Оке", "Таврии", "Запорожце" и "Москвиче-2140-Люкс".
И, в итоге, двухрычажный функциональный тумблер 68.3709, освоенный когда-то заводом АЭП по итальянской лицензии, используется на автомобилях семейства VAZ 2108, 2109, "Москвиче-2141", "Таврии-Люкс", Izh 2126. Сейчас в продаже почаще встретишь тумблеры производства "Точмаша" — они дешевле. Не считая подрулевого 68.3709 в сборе, раздельно реализовывают и его модули: левый — 69.3709 и правый — 70.3709.
Подрулевые тумблеры для всех других отечественных машин делает завод ЛЗА. В его программке — как старые П-105 и П-110 (для ГАЗ-52, ЗИЛ-130, УАЗ, каковые кроме этого производит и завод ОКТАП), управляющие лишь указателями поворота, так и современные функциональные для автобусов и Камазов. Но большинство из производимых — раздельные, независящие тумблеры, устанавливаемые на управляющий колонке слева или справа. "Волговские" П-149-01 и 241.3709 подходят лишь к "волгам", выпущенным по окончании 1985 года.
А универсальные из семейств 40.3709 и 66.3709 — фактически на все современные грузовики — от "Газели" до КрАЗа.
Практически все выключатели и клавишные тумблеры кроме этого производит ЛЗА. В их широкой номенклатуре возможно выделить изделия 3-х поколений. 1-ое, показавшееся сперва 70-х годов на машинах ВАЗ, включает устройства ВК-134, ВК-343, П-147, П-150.
Они и сейчас употребляются на "жигулях", "волгах", автобусах и грузовиках, а модификации различаются числом выводов, положений и символами на кнопках.
2-ое поколение — "кнопки" с подсветкой, показавшиеся в конце 70-х на VAZ 2105. В эти семейства (26.3710 и 72.3709) заходит огромное количество модификаций, применямых на современных машинах для включения различных потребителей. Все "кнопки" этих 2-ух поколений довольно взаимозаменяемы: в случае если количество выводов и положений данного прибора вам достаточно, его неизменно возможно поставить заместо штатного — посадочные размеры стандартны.
И третье поколение — компактные "кнопки". Довольно часто видящаяся из их — 581.3710, в первоначальный раз показавшаяся на VAZ 2108 (центральный выключатель освещения), а позже на всех следующих моделях ВАЗ, включая 2110. Компактные "кнопки" последних 2-ух семейств — 77 и 82 ставят на новейшую "Волгу" GAZ 3110 и павловские автобусы.
Современные кнопочные выключатели с фиксацией и подсветкой кнопки в надавленном положении, освоенные заводом ПЗА (семейство 37.3710), показались в первоначальный раз на VAZ 2108, а позже на "Москвиче-2141", "Таврии" и Izh 2126. Принципиальное их отличие от выключателей прошлых разработок — переход на выводные штекеры нового интернационального эталона — шириной 2,8 мм заместо прошлых 6,3.
Как показал опыт, псковские "кнопки" были эргономичнее питерских "кнопкой" — последние оправданны лишь для устройств с 3-мя положениями. Вобщем, заместо одной такой "кнопки" &направляться;Москвич" и ЗАЗ применяют два кнопочных выключателя — на "москвичах" и "тавриях" лишь такие. Сейчас ПЗА производит "кнопки" 4 семейств и 10-ов модификаций: 37.3710, 371.3710, 38.3710 и 381.3710, применяемых на автобусах и легковых автомобилях.
Среди их выключатели как с фиксацией, так и без, с подсветкой и без и т. д. Уровень качества псковских "кнопок" признано и в Европе — конкретно ими комплектуют панели устройств для машин "Audi".
Огромную группу вытяжных тумблеров старенькых моделей (П-38, П-44, П-300-П-312) производят фабрики ЛЭТЗ и ОСВАР. Ими комплектуют авто "Волга", "Газель", УАЗ, ИЖ, кроме этого автобусы и грузовики. Те, кто ездит на "Жигулях", вычисляют такие тумблеры верхом архаизма. Меж тем, конкретно "вытяжной" более комфортен, чтобы быстро включить внешнее освещение "втемную".
Одно дело — обхватить сиротливо торчащую кнопку и потянуть ее на себя и совсем второе — длительно тыкать пальцами в "торпедо", нащупывая не только только подходящую кнопку, да и нужное ее плечо. Не случаем вытяжные тумблеры обширно употребляются на современных американских машинах. Европейские же требования к пассивной безопасности принудили "очистить" панель от твёрдых, выступающих над ее поверхностью ручек.
Из тумблеров поворотного типа упомянем 63.3709 производства ПЗА. Он имеет четыре положения и используется на современных машинах нескольких фабрик для управления электровентилятором отопителя.
Выключатели аварийной сигнализации делают фабрики ПЗА и ЛЗА. На тех машинах, где стоят кнопочные выключатели семейства 37.3710, его роль делает какой-то из них. На всех иных используется единый универсальный включатель 24.3710 с круглой кнопкой и с расположенными по окружности 6,3 мм штекерами.
До середины 80-х годов единым выключателем аварийной сигнализации был весьма плохой вытяжной ВК-422. Его трубчатый пластмассовый шток .
К группе 3710 относятся и без того именуемые "лягушки" — выключатели, приводимые не рукою водителя, а любым механизмом автомобиля. К примеру, выключатели света заднего хода, герметичные шариковые ВК-403 и ВК-418 имеют резьбу М16х1,5. У первого — винтообразные контакты, у второго — штекеры шириной 6,3 мм.
Существует пара модификаций с разным упрочнением включения, каковые, в принципе, взаимозаменяемы. Употребляются они на всех русских машинах, не считая тех, что приведены ниже, и "Жигулей" с пятиступной коробкой.
резьба и-415 (Выключатель М14х1,5) применяют в четырехступных коробках "Жигулей" и в качестве "лягушки" стоп-сигналов на классических "москвичах".
"Лягушку" 55.3710 применяют в коробках "Самары", "Оки" и "Москвича-2141". У нее резьба М14х1,5 и штекеры шириной 2,8 мм. Все три выключателя делают фабрики ОКТАП и "Точмаш".
Выключатели "массы" (несколько 3737) относятся к тем устройствам, каковые автовладельцу приходится устанавливать без помощи вторых. Ранее в продаже было огромное количество полукустарных конструкций: винтообразные, флажковые, электрические и т. д. Сейчас стоит поставить надежный выключатель "массы" ВК-318Б производства СОАТЭ в крепком металлическом корпусе с поворотной ручкой. Он используется на автобусах и грузовиках многих фабрик.
Прошлая кнопочная модель СОАТЭ, которая еще видится в продаже, наименее комфортна — упрочнение нажима велико.
Напоследок — пара советов тому, кто будет подбирать выключатель для какого-нибудь нештатного прибора в машине (дополнительные фары, плафоны, вентиляторы и т. д.) или для модернизации схемы электрического оборудования ("секретки", сигнализации и пр.). Сперва необходимо учитывать ток нагрузки — он не должен превосходить номинального для данного выключателя. В случае если на корпусе ток не указан, ориентируйтесь на назначение выключателя.
Скажем, применять в цепи противотуманок по 55 Вт каждая выключатель освещения композиции устройств неразумно — его контакты, рассчитанные на мелкий ток, быстро обгорят.
Для подачи питания на разные потребители весьма комфортны вытяжные тумблеры, о которых говорилось выше. Они в большинстве случаев имеют три положения, пара выводов и вычислены на ток 10 А. Такой до боли на панели устройств — достаточно просверлить одно отверстие. Весьма надежны ножные тумблеры П-39 и П-53А (создание ОСВАР), применяемые на грузовиках.
Их номинальный ток — 10 А, но, как показывает опыт, они выдерживают и вдвое больший.
Еще больше надежны и весьма комфортны (не смотря на то, что не весьма шикарны) "неавтомобильные" тумблеры, каковые производят предприятия радиоприборостроения. Они, в большинстве случаев, вычислены на напряжение 220 В и потому имеют доброкачественные металлические механизмы для скоростного отщелкивания контактов, снабженные металлическими пружинами. Весьма часто их выводы вычислены на соединение с проводами пайкой, что дает всецело надежный контакт. А разъемы проводов возможно сделать и на неком расстоянии от выключателя — это кроме того эргономичнее. Многие тумблеры для устройств имеют две, четыре и поболее пар контактов. Соединяя их параллельно, мы соответственно увеличиваем весьма допустимый ток выключателя.
Продаются такие тумблеры в магазинах радиодеталей и на радиорынках.
"Кнопка" из Петербурга.
"Кнопка" из Пскова.
Эмблемы фабрик электрического оборудования (слева вправо): ПЗА, ЛЭТЗ, СОАТЭ, "Точмаш".
Вытяжной тумблер из Вязников.
Выключатель "массы" из Старенького Оскола.
Качественные тумблеры от радиоприборов.
Эмблемы (старенькые и новые) фабрик электрического оборудования: ЛЗА, ОКТАП, АЭП, ВЗОА.
Просматривайте кроме этого:
- Закон о милиции Подробности
- Honda Цивик. В СЕДЬМОМ КОЛЕНЕ
- LAND ROVER FREELANDER. ЛЕНД-РОВЕР ПОСТУПИЛСЯ ПРАВИЛАМИ .
- ZF Фабрика шестеренок
- Москва vs. пробки Желаем знать, что будет
- Испытано на для себя Пораздавали маски зайчиков .
- Инвалидный тупик На коляске по «Крокусу»
Оптимизация установки электрического оборудования
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ РЕПОРТАЖ ЗР СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ Леонид САПОЖНИКОВ Были у Минского авто и подлинные потаенны… Об этом — в второй раз . ЗР, 1997, № 4 ПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ…
-
Во всемирной 10-ке Юбилейный 600-тысячный автобус – «старичок» ПАЗ-3205, на что приходится до 90% выпуска. Не смотря на то, что морально устарел, но все еще нужен в бедных регионах. История ПАЗа началась в…
-
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС МОСКВИЧА ? ЭКОНОМИКА ПО-РУССКИ Таковой итог долголетних попыток выстроить «национальный бизнес» на раздельно забранном предприятии. Заметят ли когда-нибудь свет новые авто от…
-
Автопром «в законе» ИЗ ДИРЕКТИВНОЙ – В РЫНОЧНУЮ Что воображал из себя русский автопром в конце 80-х годов прошедшего века? Исходя из убеждений зарубежных аналитиков, это была одна…
-
АВТОРЕМОНТ: Взгляд ИЗНУТРИ СЕРВИС АВТОРЕМОНТ: Взгляд ИЗНУТРИ Конспектировал Антон ЧУЙКИН Анатолий Вайсман превосходно известен отечественным читателям. Цикл статей о ремонте машин ВАЗ, публиковавшихся с…