Monca-mgnoveniya-istorii
Монца. Мгновения истории
Герхард Бергер и Микеле Альборето приносят дубль Ferrari в Гран При Италии ‘88
Автодром, расположенный в Королевском парке города Монца прочно занял собственный место в календаре Формулы-1 начиная с самого первого мирового чемпионата. В канун очередного Гран При Италии вспоминаем легендарные гонки, проходившие на «Аутодромо Национале», по одной из каждого десятилетия.
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 1953
9-й из 9 этапов
Второй год подряд в чемпионате мира, проводившемуся тогда по техническому регламенту Формулы-2, не было равных Ferrari и их фавориту Альберто Аскари. Этап в Монце был последним в сезоне и уже ничего не решал с турнирной точки зрения – Аскари завоевал собственный второй титул досрочно.
Наряду с этим итальянский ас установил рекорд, до недавнего времени казавшийся вечным, одержав девять побед. Во второй половине чемпионата его преимущество на автострадах уже не было столь подавляющим, но если не побеждал Альберто, то это делали другие гонщики на Ferrari 500, машине не знавшей поражений, Майк Хоторн и Нино Фарина, кроме того без оглядки на то, что все сильней становилась команда Maserati и их возвратившийся фаворит Хуан-Мануэль Фанхио.
СЛЕВА: №4 – Альберто Аскари (Ferrari 500), №50 – Хуан-Мануэль Фанхио (Maserati A6GCM), №6 – Нино Фарина (Ferrari 500) перед стартом. СПРАВА: Фанхио опережает соперников по ходу гонки.
Как раз аргентинец сумел ближе всех подобраться к Аскари в квалификации, третьей в первом стартовом последовательности была стояла Ferrari Фарины. Но, старт Фанхио провалил. Гонку возглавили Аскари и Фарина, но уже к 7-му кругу Маэстро отыгрался и смог выйти в фавориты.
Дальше всю гонку между ними шла очень острая и плотная борьба. Чемпионы сменяли друг друга во главе пелотона множество раз, а драматическая развязка наступила в последнем повороте последнего круга.
Тройка фаворитов (Аскари лидировал, Фарина – второй, Фанхио – третий) приблизилась к группе отстающих на пара кругов гонщиков. Альберто было нужно сместиться с оптимальной траектории, где его «пятисотку» нежданно занесло (предположительно из-за разлитого на асфальте масла) и в нее врезался «круговой» Онофре Маримон на Maserati. Нино Фарина чтобы не было столкновения был должен выехать на траву, чем воспользовался Хуан-Мануэль, вышедший на финишную прямую на первом месте.
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 1967
9-й из 11 этапов
Фаворитами сезона ’67 были пилоты Brabham-Repco – ее основатель австралиец Джек Брэбэм и новозеландец Деннис Хьюм. «Блэк его» команда и Джек являлись действующим мировым чемпионом, но в текущем году важную борьбу воображала Dream Team, созданная Колином Чепменом – болиды Lotus 49 с новыми моторами Ford-Cosworth DFV, за штурвалами которых сидели шотландец Джим англичанин и Кларк Грэм Хилл. Кларк уже победил в Зандфорте и Сильверстоуне, но в остальных гонках ему не везло и в турнирной таблице он очень сильно отставал от пары гонщиков Brabham.
В квалификации Джим обозначил собственные претензии на успех в итальянском Гран При, опередив на 0,3 сек. Брэбэма и на 0,8 сек. Брюса МакЛарена, выступавшем на болиде собственной команды.
Второй последовательность поделили единственный гонщик Ferrari Крис Эймон и Ден Герни на Eagle.
Джим Кларк на Lotus 49, оснащенном двигателем Ford Cosworth DFV.
Старт вышел сумбурным. Судья, дававший отмашку, был нетерпеливым и послал пилотов в бой, не дождавшись, в то время, когда все гонщики займут собственные позиции на старте. Лучше всех в данной ситуации сориентировался Герни, возглавивший пелотон, а Кларк провалился в середину.
Радость Дена была недолгой – уже на втором круге забарахлил мотор. В фавориты вышел Кларк, но близко за ним ехали Брэбэм, Хилл и Хьюм. На 13-м круге Lotus Джима нежданно сворачивает в боксы – прокол колеса!
Возвратившись на автостраду 15-м, в круге отставания от фаворита, Кларк не опустил руки, а принялся штамповать стремительные круги друг за другом, быстро настигнув оторвавшихся соперников. Возвратившись в круг, шотландец продолжил ехать в квалификационном темпе, повторив на 26-м круге время поула, проходя соперников одного за другим.
Тем временем Хилл, Хьюм и Брэбэм продолжали борьбу за победу. На 30-м круге не выдержал мотор на машине Хьюма. Опасаясь схожих неприятностей, его босс и напарник мало сбавил темп, кинув погоню за Грэмом, но подпустил к себе Джона Сертиза на Lola-Honda (острые языки нарекли начинавшую в Монце машину Hondola).
За 10 кругов до финиша задымил двигатель Хилла, но Брэбхэм пролидировал всего два круга – его догнал и прошел Джим Кларк. Шотландец устремился к победе, а австралиец пропустил вперед еще и Сертиза.
Шел последний круг, Колин Чепмен уже подготавливался бросать в атмосферу собственную легендарную кепку, как в «Параболике» Кларк замедлился – в баках кончилось горючее. До финиша Джим доехал накатом, но только на третьей позиции, а Джон Сертиз опередил «Блэк Джека» на 0,2 сек.
Джон Сертиз (№14, Honda RA300) опережает на финише Джека Брэбэма (№16, Brabham-Repco направляться24).
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 1971
9-й из 11 этапов
Теоретически преимущество на скоростном кольце Монцы, на котором в 71-м еще не было шикан, должны были взять команды, применяющие 12-цилиндровые моторы. Это подтвердилось уже на тренировках, где соперничать за поул с гонщиками Ferrari, BRM и Matra реально имели возможность лишь Джеки Стюарт и Франсуа Север на Tyrrell.
Стюарт приехал в Королевский парк уже в ранге двукратного чемпиона, досрочно оформив титул. В этом сезоне у него по сути не оказалось конкуренции.
Чемпионский Lotus еще не оправился от утраты Йохена Риндта, погибшего тут же ровно годом ранее, в связи с чем Колин Чепмен решил вовсе не ехать в Италию, но послал часть персонала, Эмерсона Фиттипальди и газотурбинный Lotus 56B, заявившись по вывеской World Wide Racing. Лучший результат в квалификации продемонстрировал Крис Эймон на Matra, Жаки Икс (Ferrari) отстал на 0,4 сек., второй последовательность поделили представители BRM Йо Зифферт и Хоуден Генли, потом: Петерсон, Север, Регаццони, Стюарт.
В наши дни гонки в Монце напоминают многоцветный паровозик, проносящийся мимо зрителей за час с четвертью, но полвека назад все было в противном случае. Ежегодно зрители, собравшиеся в Мекке итальянского автоспорта становились свидетелями немыслимых сражений колесо в колесо до последнего выхода из Parabolica с бессчётными сменами фаворита.
Приз 71-го года не стал исключением. Со старта появилась плотная группа из девяти автомобилей: Ferrari Клея Реггацони, на эйфорию тиффози вырвавшегося в фавориты на старте гонки, March Петерсона, «Тирреллы» Севера и Стюарта, тройка BRM Зифферта, Генли и Гетина, еще одна «Феррари» Икса, конечно нежданно стремительный Surtees Хейлвуда. Деятельно применяя слип-стрим они сменяли друг друга во главе пелотона 26 раз.
Ронни Петерсон (№25, March-Ford 711) на первый кругах опережает Клея Регаццони (№4, Ferrari 312B2), следом за ними Франсуа Север (№2) и Джеки Стюарт (оба на Tyrrell-Ford 002), сзади Жаки Икс (№3, Ferrari 312B), Йо Зифферт (№20) и Хоуден Генли (№19, оба на BRM P160), Майк Хейлвуд (№9, Surtees-Ford TS9), Крис Эймон (№12, Matra MS120B) и Питер Гетин (BRM P160).
Первыми, на 16-м круге, прекратили борьбу за победу Икс и Стюарт, еще через два круга не выдержал мотор и на Ferrari Регаццони. В конце гонки из-за неприятностей с двигателем не смог поддерживать оставшегося квинтета Крис Эймон, в очередной раз лишившись шанса победить хоть одну гонку в карьере.
Кульминация поразительно зрелищного Гран При случилась в последнем повороте последнего круга. Фаворитом в поворот зашел Франсуа Север, ближе всех к нему были Ронни Петерсон и Петер Гетин.
Ронни постарался пройти француза, но совершил ошибку на торможении и вошел в поворот через чур обширно, чем воспользовался Гетин, нападавший и Севера и Петерсона по внутреннему радиусу по самому краю автострады. Данный храбрый маневр принес Петеру первую и единственную в карьере победу. Пять гонщиков уместились в 0,61 секунды – самый плотный финиш в истории.
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 1988
12-й и 16 этапов
С первого этапа Мирового чемпионата ’88 все победы в гонках разыгрывались только в «Команды грезы» Рона Денниса, собранной под бело-красными цветами табачного гиганта Marlboro: сильнейшие пилоты – Ален Несложен и Айртон Сенна, созданное Гордоном Марри и Стивом Николзом отличное шасси McLaren MP4/4, и лучший двигатель – турбированная V-образная шестерка Honda.
В квалификации Сенна завоевал собственную десятую поул-позицию в сезона, Несложен, уступив 0,3 сек. расположился рядом. Второй последовательность стартового поля в полном составе заняли гонщики «Скудерии» Герхард Бергер и Микеле Альборето, а третий – команды Arrows, применяющей замечательные турбо-четверки BMW M12/13 под маркой Megatron, Эдди Чивер и Дерек Уорик.
Уже с первых кругов гонка развивалась по привычному сценарию – пилоты McLaren-Honda устремились к очередной победе. На 35-м круге нежданно закончилась гонка для Несложна – в первый раз в сезоне его подвел двигатель.
Под конец гонки начались неприятности и у Айртона Сенны, он был должен сбавить темп, но все равно имел возможность осуществлять контроль отрыв от преследовавшей его пары Ferrari. За два круга до финиша «Колдун» опережал Бергера на 5 секунд и вряд ли кто-то сомневался в очередной победе бразильца, но на пути Сенны встретился отстающий на два круга Жан-Луи Шлессер. Будущий двукратный победитель ралли-марафона «Париж-Дакар» заменял заболевшего Найджела Мэнселла и эта гонка Ф-1 станет единственной в карьере, но он вписал собственный имя в историю, как человек, отобравший у McLaren полное достижение по победам за сезон, не сумев поделить автостраду с фаворитом.
Болид Айртона остался находиться на автостраде, а Ferrari нежданно завоевала дубль на домашней автостраде. Еще более полезной эта победа стала в связи с тем, что всего за месяц до Гран При Италии на 90-м году судьбы погиб основатель «Скудерии» – легендарный Энцо Феррари. Стоит ли сказать, что любой итальянец видел в неожиданной победе Ferrari презент небес?
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 1995
12-й из 17 этапов
1995 год – вторая подряд схватка Михаэля Шумахера на Benetton и Дэймона Хилла на Williams за чемпионство. В Италию Михаэль приехал с 15-очковым преимуществом. Но, у местных болельщиков, как неизменно, были собственные фавориты – Жан Алези и Герхард Бергер.
Оба гонщика много лет отдали «Скудерии», но покидали Ferrari по окончании сезона, исходя из этого весьма желали порадовать тиффози прекрасным результатом.
Воодушевленный Алези подарил надежду болельщикам, каковые устроили для француза сицилийского его напарника и происхождения утепленные проводы, возглавив протоколы тренировочных заездов, но в квалификации продемонстрировал только пятый итог, уступив времени поула 1,2 сек. Первое же место на старте завоевал Дэвид Култхард (Williams-Renault), более чем на полсекунды опередив Михаэля Шумахера. Хилл проиграл Дэвиду еще больше, а между претендентами на титул расположился Бергер.
Тяжело представить, что ощущал обладатель поул-позишн, в то время, когда умудрился вылететь с автострады на прогревочном круге. К счастью, шотландец успел добраться до боксов, где его ожидал запасной автомобиль, но стартовать ему предстояло с пит-лейн.
Но, на первом круге гонка была остановлена красными знамёнами из-за массовой аварии, устроенной Массимилиано Паписом и на повторный старт Култхард опять занял первое место на стартовой решетке. Но успех в тот сутки очевидно была не на стороне Дэвида. Победив старт, шотландец провел в гонке только 13 кругов, сойдя с дистанции из-за развалившегося ступичного подшипника.
СЛЕВА: Михаэль Шумахер пробует на месте разобраться с Дэймоном Хиллом. СПРАВА: две Ferrari возглавляют пелотон – мечта тиффози. №27 – Жан Алези, №28 – Герхард Бергер (оба – Ferrari 412T2).
Гонку, к неописуемой эйфории трибун, возглавил Герхард Бергер. Австриец сумел обойти Шумахера еще на старте, покинув того разбираться с Хиллом, ехавшим следом, один на один. На 24-м круге фавориты чемпионата настигли Footwork кругового Таки Инуе.
Михаэль без неприятностей прошел японца, а Дэймон с таковой, казалось бы, весьма несложной задачей совладать не сумел. Более того, Хилл въехал в корму Benetton Шумахера – оба болида вылетели в гравий и замерли.
Шумми мигом выскочил из автомобиля и решительно направился в Хиллу, что не торопился покидать кокпит. Маршалам было нужно практически силой оттаскивать Михаэля от Williams англичанина, не смотря на то, что такое развитие событий было на руку именно Шумахеру – отрыв в чемпионате сохранялся, до конца сезона оставалось на один этап меньше.
По окончании волны пит-стопов пелотон вели уже две Ferrari, причем Алези лидировал, но такое положение вещей продлилось не продолжительно. Увы, повторить успех Гран При Италии ’88 им было не суждено.
На 33-м круге с болида Жана оторвалась камера и, нужно же такому произойти, попала в машину Герхарда, повредив тому переднюю подвеску. В то время, когда до финиша оставалось всего восемь кругов, трибуны Монцы притихли – Алези сходит с дистанции, его, как и Култхарда, подвел подшипник.
Вышедший в фавориты второй пилот Benetton-Renault Джонни Херберт нормально довел дело до второй победы в сезоне. На подиуме компанию англичанину составили Мика Хаккинен на McLaren и Хайнц-Харальд Френтцен на Sauber, для обоих это был лучший финиш в том чемпионате, а для последнего еще и первое в карьере попадание на подиум.
ГРАН ПРИ ИТАЛИИ 2008
14-й из 18 этапов
Титул Мирового Чемпиона 2008 года разыгрывали между собой Льюис Хэмильтон (McLaren-Mercedes) и Фелипе Масса (Ferrari). В их спор пробовал вмешаться гонщик BMW Sauber поляк Роберт Кубица, ехавший в том сезоне весьма стабильно, но важной борьбы с его стороны так и не было. Действующий мировой чемпион Кими Райкконен к этапу в Монце шансы на повторный успех фактически потерял.
Гран При Италии ’08 выдался очень дождливым. В квалификации ливень сыграл злую шутку со многими фаворитам: Хэмильтон, Райкконен и Кубица не сумели пробиться в третий сегмент квалификации, Масса зацепился за спасительную 10-ю строке.
Самым молодым обладателем поул-позиции в истории стал Себастьян Феттель, проводивший собственный первый полный сезон в Формуле-1, выступая в составе Toro Rosso. Следом за ним предстояло стартовать Хейкки Ковалайнену (McLaren), Марку Уэбберу (Red Bull) и Себастьяну Бурдэ – напарнику Феттеля. Масса в финале квалификации продемонстрировал шестой итог, уступив Нико Росбергу (Williams), а его главные соперники были существенно ниже Кубица – 11-й, Райкконен – 14-й, Хэмильтон – 15-й.
Себастьян Феттель на Toro Rosso-Ferrari STR03 лидирует в гонке
Ливень отправился и в воскресенье, усилившись перед началом гонки, что подтолкнуло дирекцию гонки ответу о старте за автомобилем безопасности. Бурдэ заглох на старте, его мотор оживили, но гонку он продолжил последним.
Феттель сумел сохранить собственную позицию по окончании ухода с автострады сейфети-кара, с уверенностью осуществляя контроль отрыв от Ковалайнена. Масса вел борьбу с Росбергом, а самые активным на автостраде был Льюис Хэмильтон.
На 11-м круге англичанин прошел Райкконена, к 22-му прорвался уже на седьмое место, а в то время, когда лидирующая несколько дружно отправилась проводить пит-стопы, и вовсе вышел на вторую позицию, правда в борьбе с Уэббером не обошлось без контакта. Дальше гонка шла в переменных условиях.
Ливень закончился, автострада начала подсыхать, гонщики начали переходить на промежуточные шины. Одни отыгрывали позиции, другие теряли, но фаворит оставался неизменным.
Себастьян Феттель с уверенностью довел дело до первой в карьере победы. Она же стала первой и до тех пор пока единственной для Toro Rosso – коллектива из Фаэнцы, что до прихода Дитера Матешица именовался Minardi и о аналогичных удачах кроме того не грезил, являясь вечным аутсайдером.
Хейкки Ковалайнен сохранил собственную вторую позицию, а на третью ступень подиума встал Роберт Кубица. Хэмильтон, появлявшись по окончании собственного второго пит-стопа на седьмой позиции сзади Массы, так на ней и остался до финиша.
СЛЕВА: без оглядки на более высокую начальную позицию Фелипе Масса (Ferrari F2008) отыграл в чемпионате лишь одно очко у Льюиса Хэмильтона (McLaren-Mercedes MP4/23). СПРАВА: не так долго осталось ждать автоспортивный мир привыкнет к фирменному жесту Себастьяна Феттеля.
В статье использованы фото следующих Интернет-ресурсов: blogsport.com, gpportal.com.br, worldpress.com, f1fanatic.co.uk, formula1.com, dailymail.co.uk, formularacer.altervista.org, fstaa.com, formula1.hu, nogripracing.com, deviantart.net, redbull.com, gazetadopovo.com.br, scribblelive.com
LPS: История Моники…
Кроме этого к прочтению:
- Isle-of-man-tt-net-nichego-strashnee
- Geely-emgrand-x7-mnenie-posle-test-drajva
- Mitsubishi-pajero-sport-proshanie-s-legendoj
- Pervaya-vstrecha-s-chevrolet-volt-vtorogo-pokoleniya
- Na-porsche-pochti-darom
- Viatti-geoexp-stolp-kachi
- Kak-prikurit-elektromobil
Максимально увлекательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего необычного, поскольку…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 3 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 Основной задачей, которую в Ferrari поставили перед сезоном 2000 года –…
-
Geroi-no-ne-legendi-10-luchshih-gonshikov-formuli-1-ne-s…
Храбрецы, но не легенды. 10 лучших гонщиков Формулы-1, не становившихся мировыми чемпионами Господин Стирлинг Мосс и Нико Росберг. Фото с сайта…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena-istoricheskie-duel…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 4 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ГРАН ПРИ ЯПОНИИ 2000 16-й из 17 этапов Фавориты чемпионата…
-
Pretendenti-na-titul-iz-odnogo-garazha
Претенденты на титул из одного гаража Рекордно долгий чемпионат привел нас к занимательной развязке – в последней гонке сезона за титул поспорят…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena-istorich…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 1 Финиш XX века останется в памяти фанатов «Королевских автогонок» как время одного из…
-
Chem-zapomnitsya-2016-god-dlya-lyubitelej-formuli-1
Чем запомнится 2016 год для любителей Формулы-1 Кроме увлекательной борьбы за чемпионский титул, длившейся до последнего круга последней гонки…