МОТОКРОСС Особенного Предназначения
МОТОКРОСС Особого Назначения
фото Павла КОСОЛАПОВА и из архивов ветеранов
-Воскресный летний денек 1941 года, первенство Москвы по мотокроссу. Соревнования в разгаре, на автостраде разгорелась напряженная борьба. Подвескасмены подъезжают к следующему контрольному пт, чтобы на листке сделать отметку, а позже, зажав его в зубах, продолжить гонку… Но контролера нет на месте. В полном удивлении направляются к финишу. "Соревнования отменяются — война…" Так для участников той гонки началась вторая борьба, грозная и ужасная.
Основной приз победителям — жизнь.
А уже 27 июня 1941 года на стадионе "Динамо" из Подвескасменов-добровольцев сформировывали 1-ые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Мотокроссмены, участвовавшие в том последнем предвоенном первенстве, вступили в ее последовательности. В задачки бригады входило исполнение спецзаданий по обеспечению связи, организация диверсионных действий и разведки в тылу соперника, ликвидация неприятельской агентуры, помощь партизанскому перемещению.
Фактически неизменно это означало риск взять пулю.
Сейчас каждому из тех фронтовых гонщиков уже далековато "за 80". Вобщем, "каждых" остались единицы. Трое из их поведали читателям "Мото" о военных деньках.
Геннадий ФОМИН, мастер Подвескаа по мотокроссу, заслуженный тренер СССР, в прошедшем тренер сборной страны, арбитр интернациональной категории, знатный вице-президент Интернациональной мотоциклетной федерации, полковник в отставке, ветеран ОМСБОН:- О начале войны я вызнал на тех соревнованиях и уже на последующий денек отправился в военкомат. Но мне отказали — мой год для призыва еще не подошел. Прочел в "Правде", что на стадионе "Динамо" формируется спецбригада из Подвескасменов. Совместно с товарищем — известным гребцом Александром Лаврушиным отправился записываться добровольцем. В этот самый момент меня забрали!
Не считая Подвескасменов, в бригаду вошел батальон испанцев, прибывших в СССР по окончании революции в их стране. Нас, новобранцев, выслали в Подмосковье осваивать армейские свойства, подрывное дело, ведение диверсионных действий.
Мы возвратились в Москву среди октября 1941 года. Обстановка в городе немыслимая: настроение у большинства паническое, еще не завершилась эвакуация, а неприятель уже в Крюкове… Подготавливались к обороне столицы, к уличным битвам. Бригада подошла к Кремлю. Отделение, которым я руководил, заняло нижний этаж ГУМа, именно наоборот Мавзолея.
Отдали приказ: покажутся танки — открывать огнь, сперва ломать технику. Но танки в город не вошли. Лишь в один красивый момент в воздушное место Москвы прорвался самолет, одна из бомб попала в Кремль… Чуток позднее подтянулись армейские части сибиряков, снабжавших оборону города.
Не так долго осталось ждать я перевелся в мотоциклетную роту. Рота была, а байков — нет. Нам отдали приказ обнаружить технику и конфисковывать.
Отымать у людей в пользу армии Новинки Автопрома практически не было нужно — большое количество трофейных досталось по окончании разгрома нацистов в Крюкове. Отечественная главная работа — поддержание связи с передовыми частями — так как провода линий передач рвались. Вот нас и высылали за сведениями, переправлять распоряжения, уточнять диспозицию отдельных частей и соединений. В открытый бой мы старались попусту не вступать — куда ответственнее была информация, которую везли.
Ну и как стрелять, в случае если руки держат руль?
На передовую возили и офицеров. В один красивый момент я вез в коляске полковника, как внезапно — немцы! Перегородили дорогу и открыли огнь. Дело было в пору, в то время, когда почва в снегу, а они в белых как снег маскхалатах — не разберешь, сколько их, откуда палят….
Я полковнику: "Ложись!" — и газ до отказа!.. В то время, когда вырвались, отъехали на неопасное расстояние и тормознули, смотрю — коляска вся в дырах от пуль, но ни в меня, ни в полковника ни одна не попала.
Позднее меня направили в спецотряд на Кавказ, в том месте пригодилось второе мое увлечение — альпинизм. В горах не до байков — тут воевал по-второму…
Юрий Повелитель, заслуженный мастер Подвескаа, неоднократный фаворит СССР по мотокроссу, младший техник-лейтенант в отставке, ветеран ОМСБОН:
— Летом 41-го на последнем предвоенном мотокроссе на первенстве Москвы я поддерживал команду Университета физкультуры. Кстати говоря, я был не просто Подвескасмен-любитель, когда-то это было моей профессией. В то время трудился на Столичном мотозаводе, испытывал и обкатывал новые тогда М-72. Эта модель с коляской была четкой копией германского Бмв. В то время, когда неприятель подступил к городу, завод эвакуировали в Ирбит, но я не уехал в тыл — хотел на фронт, не смотря на то, что меня и высвободили от военной работы. Нас воспитали патриотами, любой почитал за честь защищать Отчизну.
Было мне тогда 20 лет. Вся отечественная университетская Подвескаивная команда записалась в ОМСБОН. Не только только мотоциклисты — в бригаду зачислили многих узнаваемых Подвескасменов, скажем, легкоатлетов братьев Знаменских, легкоатлета и боксёра Бориса Галушкина и других.
Из мотоциклистов сформировывали роты связи. Кто, как не мы, имел возможность обеспечить сообщение меж армиями в тех параметрах!.. И мы действовали правильно, быстро, совершенно верно. И были бесстрашными… По шоссе очень не поездишь — обстреляют, потому почаще передвигались по пересеченной местности, через леса. Вот где пришлись кстати способности кроссменов! И все равно немцы и тут подлавливали: изучив отечественные "автострады", меж деревьями натягивали верёвки.
В 41-м зима грянула рано, навалил канаты — и снег не различишь. Многие мужчины налетали на их грудью и гибли, поскольку скорость развивали наивысшую — до 80 км/ч… Меня, возможно, Всевышний хранил, не смотря на то, что в то время его для нас не было.
Ездили мы на М-72, трофейных NSU, Бмв и Zundapp, позднее америкосы присылали Harley-Davidson и Indian. Техника не выдерживала нагрузок. Самая нередкая неприятность — от ударов ломалась ось коляски. С громадными перебоями доставляли горючее, так что заместо бензина довольно часто приходилось заливать в баки керосин а также самогон. Заводили с толкача — катили машину с горки. Заодно сами согревались — зимний период, по морозу на байке, сами осознаёте, не весьма приятно.
Но выбора не было — война устанавливала правила… Возили разведчиков, доставляли срочные донесения, подвозили капсюли и тол для мин. Эти штуки весьма небезопасны: от небольшого удара капсюли имели возможность сдетонировать… Потому их возили раздельно от тола — в коляске другого байка. Но время от времени об угрозы забывали. в один раз саперы минировали шоссе, выяснилось, не достаточно детонаторов.
А окончить дело нужно быстро — неприятельская колонна обязана вот-вот подойти. Тогда мой дорогой друг еще с университета Рауль Губайдулин (вообщем, его кличут Равиль, но в отряде были испанцы, они-то Равиля и стали именовать на личный манер — Рауль), итак вот он быстро встал на байк, кликнул: "Я сейчас" — и унесся прочь. И быстро возвратился. Раскрыл фуфайку — и все бросились от него прочь: Рауль сделал в подкладке надрезы и воткнул в их капсюли-детонаторы.
Рисковал подорваться, но доставил ужасный груз в самый раз.
Отечественная бригада принимала участие и в минировании Москвы, а позднее, в то время, когда нацисты отошли, и в разминировании. Я был в отряде, что минировал гостиницу "Москва", Колонный зал Дома Альянсов и другие принципиальные строения… Воображаете, какие конкретно эмоции испытывал, в то время, когда готовил к уничтожению то, что обожал, чем гордился любой москвич.
В 44-м меня выслали в спецотряд в Белоруссию. Эту местность уже высвободили от нацистов, но мы трудились "под германцев", каковые как словно бы еще остались тут. Дезинформировали соперника и ловили разведчиков.
Я доставлял их на байке в размещение руководства. не забываю, подготавливался к следующему выезду, завел байк. Начальник, услышав шум мотора, поинтересовался у собственного адъютанта: "Что же это все-таки за шум?" — "Повелитель прогревает байк". — "Устрой мат этому Королю!"
Но "мат" мне чуть не поставила… заболевание — я чудесным образом не погиб от сыпного тифа. Жора Знаменский, фаворит СССР по бегу, был у нас в отряде врачом, и совместно с помощником по санчасти Анатолием Шатровым фактически вынули меня с того света.
Равиль ГУБАЙДУЛИН (Рауль), многократный фаворит Москвы по мотокроссу, младший техник-лейтенант в отставке, ветеран ОМСБОН:
— Я воевать начал ранее — еще в финскую войну. По окончании нее трудился обкатчиком на Столичном мотозаводе совместно с Юрой Владыкой. И на тех памятных соревнованиях также выступал. Повстречались на стадионе "Динамо", где собирали добровольцев.
На тех же М-72, каковые испытывали, и служил.
Из города на восток, в эвакуацию текли людские реки, а меж тем в Москве показались мародеры. Нам отдали приказ расстреливать их на месте! И мы их ловили, бывало, наказывали.
Но мародерство искоренили за некое количество дней.
Неприятель действовал на психику: по городу распространяли листовки — Москва не так долго осталось ждать падет, правительство уже уехало, не так долго осталось ждать восстановится новый порядок, дескать, встречайте с объятиями, а сопротивление довольно глупо… Не было возможности допустить, чтобы в души людей вселился кошмар, пораженческие настроения. Тогда и автомотоклуб устроил показательные выступления мотоциклистов на Ленинских горах — подъем на бугор. Мобилизовали всех мотокроссменов. Я кропотливо подготовил личный Бмв R51 — так как принципиально было, чтобы соревнования прошли по-настоящему, и обосновать: Москва живет!
Установил форсированный движок, раму без задней подвески, чтобы сделать лучше маневренность, укоротил базу так, что посиживал практически на заднем колесе. "Обул" колеса в шипованную резину, а для большего результата на выхлопные трубы надел эжекторы — они усилили гул мотора. Война — войной, но юный был, хотел покрасоваться перед публикой… Не смотря на то, что большинство участников падали, и их Новинки Автопрома пожарники баграми оттаскивали с автострады, чтобы не мешались, я же на одном дыхании влетел на скользкий бугор! Позднее в память о тех соревнованиях выпустили почтовую марку. А 7 ноября 1941 года в составе ОМСБОНа снабжал Законодательство на протяжении проведения вошедшего в историю 2-ой всемирный войны парада на Красноватой площади, по окончании которого все его участники прямиком направились на оборону столицы.
Тогда мы еще раз продемонстрировали, что без боя не сдадимся.
В то время, когда случился война и перелом покатилась на Запад, из служащих в ОМСБОНе организовали добровольческие партизанские группы для заброски в тыл соперника. Почаще сбрасывали на парашютах с самолетов. В 1943-м собрали такую группу для засылки под захваченный Орел. Всю войну мне часто приходилось заниматься ремонтом техники, восстанавливать кинутые Новинки и машины Автопрома, я единственный приспособился восстанавливать коробку "эмки" — первой легковушки, у которой повсевременно летел блок шестерней. Я достигнул, чтобы в состав группы для заброски под Орел ввели и меня — как и все, рвался в самое пекло.
И внезапно намедни вылета как назло сломалась "коробка" в машине начальника. Мне дали отбой, оставили на месте: без автомобили начальнику никак запрещено — нужно ее починить. Словом, я обязан был остаться. Не так долго осталось ждать начал узнавать, как в том месте мои парни, которых закинули под Орел.
А мне и молвят: всех расстреляли еще в воздухе, никто не выжил… Главная победа в гонке под заглавием "война" — жизнь.
Просматривайте кроме этого:
- Полцарства за Пегаса
- Готовность №1
- Трайк наоборот
- Хэндэ Solaris и автомобиль Фольксваген Polo Авангард или классика?
- Шевроле Orlando хочу быть джипом!
- Шевроле Aveo орудие близкого боя
- Ледяной дождик в Москве не умножил число аварий
22 июня 1941 года
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Особое ПОЛОЖЕНИЕ Животрепещуще! В РУЖЬЕ! Особое ПОЛОЖЕНИЕ В МВД подведены итоги первого шага операции Вихрь-Антитеррор , начавшейся 13 сентября. какое количество шагов в первых рядах? На данный вопрос на…
-
ТЕХНИКА ДВОЙНОГО Назначения СЕРВИС и РЫНОК Выбираем АВТОМОБИЛЬ: Suzuki Ignis ТЕХНИКА ДВОЙНОГО Назначения АЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО: Жора САДКОВ Продукт ЛИЦОМ Начинавший в прошедшем…
-
Явление «американца» Америке VICTORY Разве не умопомрачительно? Компания Polaris, более чем полста лет тому вспять застолбившая за собою «золотоносную жилу» в виде снегоходов, АТV и гидроциклов…
-
ВЪЕХАТЬ НА ЭЛЬБРУС! Информация на сайте журнальчика «Мото») 22.07. Старт экспедиции назначен на 25 июля 2003 года. Торжественные проводы на смотровой площадке Воробьевых гор. Приглашаются…
-
ЛАДЬЯ В RУКАВЕ Необычного вида Новинки Автопрома, увенчанные гербом в виде шахматной ладьи с буковкой «R», как-то так неприметно стали чуть не классикой «кастомайзинга XXI века». Как минимум,…