Моторное масло.
Все автомобилисты задавались вопросом, как обеспечить надежную и долгую работу двигателя. Своевременная замена моторного масла вот ключ к ответу на этот вопрос. Большой ассортимент моторных масел для двигателя может вызвать легкий ступор у современного автомобилиста.
Главное в этом вопросе сделать правильный выбор, ведь от этого будет зависеть долговечность мотора. Также необходимо помнить можно ли смешивать моторные масла, подробнее вот тут.
Классификация моторных масел.
Минеральное моторное масло получается путем очистки и перегонки нефти.
Синтетическое моторное масло создается синтезом газов. Полусинтетическое моторное масло является смесью минерального и синтетического моторного масла. Гидрокрекинговое моторное масло.
Теперь рассмотрим каждый вид моторных масел поподробнее.
Минеральное.
Производят из нефти путем дистилляции и рафинирования. Эти масла содержат много присадок и быстро теряют свои свойства. Различают три вида минеральных масел:
парафиновые нафтеновые ароматические
Все они отличаются друг от друга входящими в их состав углеводородами (ароматические соединения, нафтены, парафины). Для производства смазочных масел наиболее пригодны парафиновые базовые масла, характеристики по температуре и вязкости у них лучше. За окислительные свойства масла отвечает сера, которая также содержится в исходном сырье. Если процент содержания серы составляет меньше одного процента, то скорость износа двигателя будет меньше.
Если серы больше ее необходимо удалять из исходного сырья, а это приводит к удорожанию конечного продукта. Данный вид моторного масла рекомендуется применять, только если двигатель не работает в тяжелых условиях. На отечественных машинах применение минерального моторного масла будет целесообразным, поскольку оно не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников, из-за своей вязкости.
Синтетическое.
Получается в результате синтеза определенных химических соединений.
Синтетическое масло обладает рядом преимуществ по сравнению с минеральным маслом:
за счет текучести масла уменьшается трение между деталями при низких температурах двигатель работает без перегрузок и исправно масло не чувствительно к перегреву и нагреву масло в процессе работы двигателя масло не парафинизируется и не окисляется
Эти преимущества приводят к тому, что синтетическое масло гораздо дороже минерального. Синтетическое масло применяется в условиях повышенной нагрузки на двигатель, при высоких и низких температурах.
Полусинтетическое.
Является своего рода компромиссом между двумя видами моторных масел. Полусинтетическое масло, или иначе говоря, частично синтетическое получается в результате смешивания синтетических и качественных минеральных базовых составляющих.
В результате получается не очень дорогое масло, которое по своим характеристикам лучше минерального.
Применять полусинтетическое масло лучше применять при умеренных нагрузках.
Гидрокрекинговое.
Это еще один вариант улучшенного минерального масла.
Этот вид масла получают за счет «выпрямления» углеводородов, путем перегруппировки атомов, что в последствие приводит к получению изомеров. К минусам гидрокрекингового масла можно отнести то, что оно быстро теряет свои свойства.
Следует быть осторожными при выборе масла, так как недобросовестные производители могут указать его как синтетическое (единое название Castrol TXT Softec Plus, такое масло может быть и на минеральной основе и на синтетической).
Классификация масел по SAE.
Одной из основных характеристик моторного масла является его вязкость.
Легкость холодного пуска в морозы зависит именно от вязкости моторного масла. Ниже будет представлена спецификация, которая является международным стандартом. Эта спецификация различает три рода моторных масел по вязкости:
зимнее летнее всесезонное
Литерой «W» (winter, переводится как зима) и числом перед ней обозначается зимнее моторное масло (SAE 25W, 20W, 15W, 5W, 10W, 0W). Простым числом обозначается летнее масло (SAE 60, 50, 40, 30, 20). Всесезонное масло обозначается комбинацией двух видов масел (SAE 10W-40, SAE 5W30). Пример: моторное масло 5w40 или моторное масло 5w30.
Индекс «W», обозначает до какой минимальной температуры можно использовать моторное масло. Расчет температуры производится следующим образом: из зимнего индекса нужно отнять 35, в итоге получится та самая минимальная температура. Пример: Для масла с данной маркировкой SAE 5W40 нижний придел температуры равен -30 градусов. Это правило справедливо лишь для минерального масла, но не для синтетики.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам.
Существует две системы, которые определяют области использования моторных масел: европейская и американская.
С помощью испытаний в двигателях или стендах определяется принадлежность масла к определенному классу. Оцениваются следующие свойства:
моющие противоизносные антикоррозийные антиокислительные
Классификация API.
По классификации API («American Petroleum Institute» – Американский институт нефти) различают две категории масел:
«С» (commercial) «S» (service)
Моторные масла для бензиновых двигателей классифицируются категорией «S», а масло моторное дизельное классифицируются категорией «C».
На этикетке после категории будет идти еще одна из букв латинского алфавита, которая обозначает качества моторного масла. Правило: чем дальше буква от начала алфавита, тем масло лучше. Классы масел устаревшие на сегодня:
моторные масла для бензиновых двигателей — SA, SB, SC, SD, SF масло моторное дизельное — CA, CB, CC, CD
На сегодняшний день Классификация выпускаемых моторных масел по API имеет вид:
моторные масла для бензиновых двигателей — SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004). В скобках указан год выпуска двигателя. масло моторное дизельное — CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4(2002). Цифры означают двух или четырехтактный двигатель.
В случае если нанесено сразу две маркировки, масло считается универсальным.
Помимо этого в API есть маркировки EC2 и EC1. Эти маркировки обозначают масла, которые обладают энергосберегающими свойствами.
Классификация ACEA.
Классификации ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей) уделяет больше внимания противоизносным свойствам масел и более подробно характеризует области применения масел.
Моторные масла для бензиновых двигателей маркируются буквой A, а для дизельных буквой B и E. Также в маркировке присутствует цифра, чем она больше, тем лучше характеристики масла. Через дефис показан год изменения или утверждения спецификации.
Ниже будут перечислены спецификации по мере улучшения эксплуатационных характеристик:
моторные масла для бензиновых двигателей — А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002 масло моторное дизельное — B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002 масло для двигателей автопоездов и тяжелых грузовиков — E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99
Новый класс масел C появился в ACEA с 2004 года. Этот класс моторных масел подходит для использования, как в дизельных, так и в бензиновых двигателях.
Какое моторное масло лучше выбрать?
Для того чтобы не запутаться в этом вопросе необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля. Производители всегда указывают характеристики рекомендуемого моторного масла. При выборе масла необходимо учитывать:
тип двигателя год создания двигателя условия эксплуатации автомобиля степень износа двигателя совместимость примененных в двигателе материалов с конкретными видами масел
Пример: сальники и прокладки в старых моторах ВАЗа выполненные из нитрильной резины. Она в свою очередь не совместима с современными синтетическими маслами. Соблюдение рекомендаций производителя гарантирует вам исправную работу двигателя. Если вместо рекомендованного масла 10w-40 залить 10w-50 по большому счету ничего не будет, однако, стоит помнить, что масло 10w-50 будет более вязким при высоких температурах, что приведет к недостаточному смазыванию механизмов.
Из-за этого может повыситься расход топлива и износ мотора ускориться.
Использование более вязкого моторного масла нежелательно, оно хуже прокачивается масленым насосом к механизмам, что в свою очередь приводит к масленому голоданию. Если залить более текучее масло, то повысится износ деталей, так как у этого типа масла хуже смазывающие свойства. Также возможны утечки масла через зазоры.
Масло для разного периода эксплуатации.
В различное время своего жизненного цикла двигателю требуется определенный тип масла. Для обкатки мотора заливается специальное масло, которое меняется в определенный срок установленный заводом изготовителем.
Когда обкатка прошла необходимо залить более качественное масло. Позже придется снижать характеристики масла, так как расход будет увеличиваться из-за протечек при использовании менее вязкого масла.
Доливка и замена моторного масла.
Масло приходится менять в процессе эксплуатации машины.
Эту процедуру делают примерно раз в 10 000 км (как заменить ремень генератора, читаем здесь). При агрессивной езде и если у вас дизель интервал будет меньше. В изношенном моторе масло может потерять свои свойства раньше времени. Стоит отметить, что есть масла с маркировкой LongLife, интервал замены которого может составлять 25 000 – 15 000 км (статья замена масла в акпп думаю будет вам полезна). Далее будет приведен ряд негласных правил, которые должен соблюдать каждый водитель:
масло следует поменять после приобретения подержанной машины необходимо следить за уровнем масла и по необходимости доливать его смешивать моторные масла разных производителей не рекомендуется смешивать между собой масла разных видов не рекомендуется
Где покупать?
Моторное масло лучше всего покупать в специализированных магазинах, лучше у официального партнера производителя масел.
В этом случае у вас есть гарантия качества, конечно, бывают исключения. Покупать стоит масла проверенных фирм:
Лукойл Castrol Shell Zic Esso Mobil и другие
Но стоит помнить, что популярные марки чаще всего и подделывают.
Цена за один литр минерального моторного масла стартует с отметки в три доллара, полусинтетическое от шести долларов, а синтетическое от одиннадцати долларов.