НА КРАЮ ЗЕМЛИ
НА Краю света
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПУТЕШЕСТВИЕ
НА Краю света
ЕДЕМ К СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ
ТЕКСТ, ФОТО / АРТЕМ ТАГИРОВ, МОСКВА
У меня было давнешнее желание побывать в Заполярье. Но не в Финляндии или Мурманской области, где имеется асфальтовые дороги, а в том месте, куда в большинстве случаев добираются лишь аква или воздушным транПодвескаом. Конечно, основное условие — приехать в том направлении на машине. Решившись выполнить мечту, я выстроил особенный автомобиль — "уазик" на громадных "бронтовских" пневматиках низкого давления, каковые присваивают ему плавучесть.
А так как одному ехать не только только страшно, да и неинтересно, нашёл единомышленников — исследователей федслужбы аэрогеологии, каковые должны были сделать по пути исследования и некие наблюдения.
Первую часть маршрута Москва — Ухта прошли за три денька сравнимо легко — всего 1560 км по хорошим асфальтированным дорогам, через красивые места Костромской и Кировской областей. Очень не гнали — хоть в первых рядах и поставили обыденные колеса, загрузив несколько пневматиков на прицеп, все равно больше 70км/ч разгоняться страшновато. Не считая того, задерживало общение с инспекторами ДПС — фактически на каждом посту они интересовались, что же это все-таки за техника такая, а в то время, когда выясняли о цели, от всей души желали фуррора.
Последующий отрезок пути — 800 км от Сосногорска до Лабытнанги — было нужно преодолевать на жд платформе. С погрузкой и ожиданием очереди-разгрузкой издержали 5 дней, поскольку очень сильно большое количество народа ворачивалось из отпусков. Платформа стоит 15 тыс. рублей; эта сумма делится на две-три автомобили, каковые на ней находятся.
По окончании Инты и Печоры поезд отправился весьма медлительно, пропуская на разъездах встречные составы. Живущие прямо в автомобилях путники услаждались красивыми видами Полярного Урала, где в горах в августе еще лежит снег, текут реки с всецело прозрачной водой, а в равнинах вырастают лиственницы. В расположенном на Полярном круге Салехарде получили разрешение на посещение заповедника, пропуск в погранзону и направились потом.
На север от поселка Обский тянется около 250км металлической дороги, повдоль которой идет грейдер, местами весьма разбитый грузовиками. В районе двухсотого километра Уральский массив уходит западнее, на Пай-Хой, а мы держим путь на Ямал к Байдоратской губе.
На реке Юркута-яха ожидал сюрприз — мост без огораживаний и настила. Жд полотно длиной более пятидесяти метров легко… висит в воздухе, а до воды метров 10! К краям шпал с 2-ух сторон прибит железный уголок, в который, как оказывается, упираются колесами "уралы", с опаской переезжая эту пропасть. Незабвенное зрелище, в особенности из кабины: открываешь дверь, а понизу пустота… Отечественная машина из-за большенных колес была намного шире "Урала" — ей эту речку было нужно преодолевать вплавь. Ширина ее ниже моста метров триста — было нужно разгружать машину, перевозить прицеп, продукты и снаряжение на надувной лодке, а позже форсировать реку на "уазике"… с навесным мотором.
Тут опробовали средство для улучшения плавучести — заполненные пенопластом и запаянные тазики в фронтальных колесах. Ничего, трудится.
Потом все выяснилось увлекательнее и тяжелее, чем подразумевали. В вахтовом поселке дорожников покинули прицеп и двинулись в невинную тундру. Пошли целые песчано-суглинистые плывуны, озера и болота — светло синий-светло синий цвет преобладает на карте этих мест. Начались проблемы с ориентированием, не смотря на то, что все думается легко: имеется подробная карта, навигационный приемник GPS (в случае если это возможно так именовать) с реперами-вешками через каждые триста-пятьсот метров и машина, обладающая достаточной проходимостью. Попытались ехать повдоль реперов, но они, как на грех, ушли в болото.
К тому же спустился вешки и туман стали пропадать из виду. Забрали в руки GPS, задали маршрут, отправились. в первых рядах протока: попытались объехать — наподобие удалось, но сверились с прибором и сообразили, что отклонились еще посильнее, чем подразумевали.
Глаза никак не привыкнут к бескрайней, посверкивающей водой равнине.
Вечерело, разбили лагерь. Днем нашли вблизи стойбище оленеводов: они показались ночкой. Сперва те были насторожены, но, выяснив, что мы исследователи и не имеем огнестрельного орудия, расположились к нам, пригласили в чум на чаепитие.
Коренные жители не доверяют белому как снег человеку с ружьем, по причине того, что нередки случаи отстрела северных оленей, каковые тут все домашние. За чаем стало известно, что неподалеку идет превосходно набитая "лыжня" от гусеничных вездеходов до торговой фактории Усть-Юрибей.
Поднялись на "лыжню" и двинулись потом, поднимая прямо из-под колес выводки полярной куропатки и разных водоплавающих. В низинах дорога терялась, а поверхность напоминала затопленное рисовое поле. Было нужно обучаться определять твердость грунта по колеру растительности: желтоватый — едем, желто-зеленый — возможно рискнуть, а на ярко-зеленый лучше не соваться.
Друг за другом переправы, в крутые берега приходится вбивать особенный якорь и подниматься на лебедке. Восемьдесят км до фактории шли три денька.
Фактория находится на 69-й параллели в устье реки Юрибей, которая перерезает полуостров Ямал напополам. Среди века тут проходил торговый путь-волок к поселению Мангазея и Енисею из Скандинавии и Архангельска. На берегу до этого времени находят осколки и бронзовые декорации глиняних изделий.
Найдены следы и тут еще более ветхой эры: куски скелетов шерстистого носорога, бивни мамонтов. на данный момент фактория — это пара домиков среди тундры. Тут скупают у оленеводов панты — рога юных оленей и реализовывают продукты.
По Юрибею проходит этническая граница меж северными народами — шаманистами-ненцами (самоедами) и хантами (лесными людьми), принявшими православие в десятнадцатом веке. Время как словно бы тормознуло в этих грозных краях. Разное живут, как и большое количество столетий вспять: охотятся на морского зверька, ловят рыбу, строят чумы, ездят на нартах в хоть какое время года.
Главное богатство и занятие — оленеводство, достояние измеряется не в деньгах, а в оленях.
Фактория Усть-Юрибей была конечной точкой "накатанной" вездеходами дороги. Потом летом не ездит никакая наземная техника. Мои спутники-геологи решили еще пройти на север на моторной лодке с местным охотником, я остался их ожидать.
Жил в чуме — восхитительном сооружении из жердей, обтянутых брезентом и оленьими шкурами. В центре пылает костер, над ним чайник. Предложение жарить рыбу ненцы восприняли с полным удивлением; было нужно, как и они, имеется сырую.
Смачно, но вот позднее весьма охото выпивать.
семь дней ранешней золотой озари прошла неприметно: рыбалка, прогулка на оленьих упряжках, починка снаряжения. Кстати, с машиной копаться не было нужно — за все путешествие (длиной 5500км) верный "уазик" не закапризничал ни при каких обстоятельствах. Идиллию уничтожил "колдун в голубом вертолете", что привез на факторию шестьдесят коробок водки. Что тут началось! Машину чуть удалось сохранить от разборки на сувениры.
Превосходно, что мои товарищи возвратились на последующий денек — распрощавшись с доброжелательными хозяевами, мы направились в оборотный путь.
Просматривайте кроме этого:
- ВРЕМЯ — Столичное
- Nissan Pathfinder (2005– н.в.) чёрный следопыт
- Рейд. Удостоверимся в надежности тормоза Мерзкая влажность
- ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В МИЛАН
- НЕУЖИВЧИВЫЙ Август ХОРЬХ
- НАУКА ЗАРЯЖАТЬ
- НАСЛАЖДАЯСЬ ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
[РВ] Преодоление речного завала в Карелии на протяжении сплава
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ПРЕЖНЕЕ СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ Драбант, трабант — вожатый, телохранитель . В. И. Даль, Толковый словарь российского языка ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ…
-
Парк ЗР Тоета Королла, Митсубиши Ланцер. «Японцы» на краю Европы
Парк ЗР: Тоета Королла, Митсубиши Ланцер. «Японцы» на краю Европы Это предлог, а вот настоящая обстоятельство: дать настоящую нагрузку редакционной парочке – « Тойота Королла» и « Мицубиси Лансер», ранее…
-
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ ЭКОНОМИКА Произведено в Российской Федерации С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ Гаубиц нам больше не требуется! — заявило в первой половине 90-ых годов двадцатого века высочайшее должностное лицо из центра, выразив отношение к оборонке в целом. Миша…
-
Lada Priora, Хэндэ Solaris, Фольксваген Polo, Рено Sandero суть
Салон «Хёндай-Солярис» пропылился, думается, навечно: у «Лады-Приоры» не замечательно врубалась 3-я передача, а для ремонта «Фольксвагена-Поло» было нужно обращаться на сервис. Лишь «Рено-Сандеро»…
-
АВТОМОБИЛЬ ПАРИТ НАД ПОЧВОЙ ОБОЗРЕНИЕ ЗР АВТОМОБИЛЬ ПАРИТ НАД ПОЧВОЙ Современный серийный автомобиль по неким чертям уже превосходит двух-,4-х местный самолет. Летать автомобилю не…