НА РАЗЛАПИСТОЙ НИВЕ
НА РАЗЛАПИСТОЙ "НИВЕ"
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
НА РАЗЛАПИСТОЙ "НИВЕ"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Неодолимое желание россиян выделить собственную особенность сплошь и рядом находит выражение в принадлежащих им машинах. В особенности приметно это у хозяев "Нивы" VAZ 21213 и ее модификаций. Покинем до тех пор пока в покое "кенгурятники", остальные и пластмассовые обвесы превосходно узнаваемые прибамбасы.
Лучше побеседуем о колесах, потому что хорошая добрая половина "нив" разъезжает никак не на собственных стандартных с шинами ВлИ-5 и ВлИ-10, а совсем на вторых.
Самую малость ТЕОРИИ
Плечо обкатки практически во всем определяется конструкцией фронтальной подвески (рис. 1). Отрицательное плечо снабжает более устойчивое перемещение при торможении и разгоне, в особенности на дорогах с разным коэффициентом сцепления под колесами (так именуемый "микст").
Плечо обкатки совершенно верно возможно отыскать лишь по сборочному чертежу фронтальной подвески автомобиля. Но этого не нужно. Достаточно знать его изменение, которое возможно высчитать по размерам колеса и шины.
Более принципиальный в этом случае параметр — "вылет колеса" (в большинстве случаев обозначается ЕТ). Способ его независимого замера (для колес с симметричными бортовыми закраинами) продемонстрирован на рис. 2. Чем меньше ЕТ, тем больше смещение колеса наружу, а плеча обкатки — в хорошую сторону.
У "Нивы" оно и без того хорошее, потому увеличение и совсем не лучше — мучается маневренность автомобиля.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Проиллюстрировать теорию примерами мы решили при помощи редакционного теста. Носителем колес стал VAZ 21214 с 1,7-литровым мотором и моновпрыском GM. Пробег автомобиля к началу работ составил 4650 км. В тесте применяли четыре варианта колес (на авто жаргоне — дисков) с шинами, размеры которых приведены в табл.
1. Эти композиции были выбраны, как более всераспространенные и к тому же не требующие переделки ступичных частей и узлов подвески.
НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!
Результаты измерений (табл. 2) подтвердили отечественные предположения. Значительное улучшение динамики — одна из событий установки "малеханьких" колес. 2-ая, стремительнее, психологическая — показания спидометра в таком варианте становятся уж весьма "оптимистичными".
Громаднейшая скорость во всех вариантах была достигнута на четвертой передаче. В базовом (шины ВлИ-10 и металлические колеса) обороты мотора при весьма достигнутой скорости 126,2 км/ч составили всего 4800 об/мин. В других случаях они колебались от 5300 до 5400 об/мин. Таким макаром, в заводской комплектации движок не выходит на обороты громаднейшей мощности.
Не считая того, с уменьшением массы и поперечника колес возрастает эффективность торможения, но основное — превосходно чувствуещь педаль тормоза.
Многие русские водители весьма амбициозны на дороге, а тут установка "малеханьких" колес, не считая всего остального, не требует издержек на форсировку мотора или вмешательства в коробку. Добавим психологический эффект от приметно завышающего скорость спидометра, так что уверить возвратиться к эталону будет совсем не просто. Итак, на мельчайших по поперечнику и поболее легких колесах автомобиль резвее разгоняется.
А вдруг шины к тому же завезенные из других государств, шоссейные, с низким сопротивлением качению и высочайшими сцепными качествами — это ли не успех "домашнего" тюнинга?
ПОРУЛИМ — ПООХАЕМ…
Использование широких низкопрофильных шин на колесах со стандартным значением вылета (в нашем случае 205/55-70 заместо 175/80) фактически не меняет плечо обкатки. А вот "мелкий" профиль шины благоприятно воздействует на устойчивость и манёвренность. В самом деле, автомобиль на легкосплавных 16-дюймовых дисках (ЕТ 58) с низкопрофильной шиной (205/55) резвее реагирует на поворот руля и лучше держит дорогу. Одновременно с этим на таких шинах не весьма поездишь по разбитому асфальту.
Дорожный просвет меньше, ну и свойство противостоять выбоинам и сколам похуже. Имеется и еще кое-что, о чем умалчивать не следует. Установленные на узенький обод 5Jх16 широкие низкопрофильные шины в повороте трудятся не хорошим образом. Для их был бы лучше обод шириной 6 или кроме того 61/2 дюйма.
Но тогда нужно будет уменьшить вылет… А он куда заметнее влияет на поведение автомобиля. С данной точки зрения 14-дюймовое колесо от GAZ 24 (ЕТ 0) — нехороший вариант.
Плечо обкатки с покрышкой шириной 205 мм намного больше в сопоставлении с базовым вариантом (у которого вылет 58 мм). Как это отражается на эмоциях водителя?
При маневрировании в стесненных параметрах (выезд со стоянки, парковка) растет упрочнение на управляющем колесе, которое и у стандартной "Нивы" громадно. Езда по распутью, в особенности с глубокими колеями, кроме этого доставляет массу заморочек. Однако "удары" на руле при проезде поперечных борозд или поверхностных канав становятся посильнее — сберегайте пальцы.
Установка колес с уменьшенным вылетом увеличивает склонность автомобиля к эффекту "закусывания". Попадая одним из фронтальных колес на поверхность с огромным сопротивлением качению (рыхловатый грунт или плотный снег), автомобиль быстро хочет попасть в эту сторону. Наряду с этим упрочнение на руле наращивается скачком, вприбавок неожиданно для водителя.
Сохранить данное направление перемещения автомобиля при таких условиях достаточно не легко.
Кроме того при простом торможении автомобиль на колесах, увеличивающих плечо обкатки (в особенности с ЕТ 0), весьма тянет в сторону фронтального колеса, у которого на дорожном покрытии громадной коэффициент сцепления или сопротивление качению. Что уж гласить об критической остановке. Поясним цифрами…
При торможении с 70 км/ч на "миксте" (колеса одной стороны на сухом, второй — на сыром покрытии) обычный автомобиль получалось задерживать в данном коридоре при упрочнении на тормозной педали до 200-250 Н. "Нива" на 14-дюймовых колесах с уменьшенным вылетом (ЕТ 0) в аналогичных параметрах оставалась в обозначенных конусами границах при упрочнении на тормозной педали менее 100-150 Н. Тормозной путь однако возрастал на 16-18%.
С ростом скорости критическое торможение на скользкой дороге с неоднородным покрытием может окончиться утратой траекторной стойкости автомобиля с следующим глубочайшим заносом задней оси и неконтролируемым вращением.
Плохие КОМПРОМИССЫ
Хоть какой серийный автомобиль — собственного рода баланс конструктивных ответов для данных эксплуатационных требований. Или, в случае если хотите, компромисс. Потому малозначительное, казалось бы, вмешательство в конструкцию ведет к улучшению одних, но ухудшению вторых линия.
Вопрос только в том, удовлетворяет ли это требованиям безопасности и как купленный результат применим для потребителя.
ЧТО Скажет ЗАВОД?
Отечественные выводы подтвердили спецы АвтоВАЗа. Авто модельного последовательности VAZ 21213 на заводе оснащаются колесами 5jх16 с вылетом обода 58 мм. Уменьшение поперечника колеса или увеличение ширины обода без конфигурации вылета приведет к касанию обода о верхний рычаг поворотного кулака. На авто семейства VAZ 21213, VAZ 2120, VAZ 2131 допускается установка колес 5jх15 при вылете 45 мм и 6jх15 при вылете 35 мм.
Использование колес с мельчайшим вылетом неприемлимо по стойкости и условиям манёвренности при торможении. Использование 14-дюймовых колес не разрешается. Необходимо учесть, что с 15-дюймовыми колесами должны употребляться шины такой размерности, наружный поперечник которых близок поперечнику шины 175/80R16, принятой для комплектации семь дней 21213.
К примеру: 195/80R15, 205/70R15, 205/75R15.
"Презент" ОТ ГИБДД
Любителям "домашнего" тюнинга направляться знать, что 7 декабря 2000 года был подписан приказ № 1240 министра МВД РФ, регламентирующий деятельность ГИБДД. Один из разделов приказа касается переоборудования автотранПодвесканых средств, находящихся в эксплуатации. В согласовании с этим документом внесение конфигураций, воздействующих на Законодательство перемещения, в конструкцию серийного автомобиля возможно лишь с разрешения ГИБДД на основании заключения завода-изготовителя или организаций, аккредитованных в Совокупности сертификации ГОСТ Р. Но это уже отдельный разговор.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПРАВКА
Автомобиль VAZ 2121 был сначала задуман для перемещения по плохим дорогам. Вот исходя из этого у него высочайший маленькая и дорожный просвет база. Чтобы прирастить дорожный просвет, на первых умелых образчиках "Нивы" использовали диагональные шины М-51 размером 6,70-15 с высотой профиля около 100%.
Но маневренность недлинной автомобили в таком варианте была неудовлетворительной — высочайшая шина "складывалась" в поворотах. Потому отважился применить 16-дюймовые покрышки с уменьшенной высотой профиля (ВлИ-5 — около 80%). Круговые ВлИ-10 с всесезонным рисунком протектора показались через хорошее десятилетие, да и их пропорции (175/80R16) далеки от современных эталонов.
Избранный вазовскими спецами размер практически во всем продиктован компоновочной схемой "Нивы", по которой запасное колесо помещается лишь под капотом — а в том месте кандидатуры "стандартному" размеру нет.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ООО "ПРОМА-КОЛЕСА ИЗ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ
НА ТЕСТ КОЛЕСА И "РАЛЛИ-КЛУБ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АКТИВНОЕ Роль и АВТОМОБИЛЬ В Опробованиях.
175/80R16 ВлИ-10 ЕТ 58
205/65R15 "Волтайр VS-20" ЕТ 35
205/55R16 "Семперит-Дирекшн" ЕТ 58
205/70R14 "Таганка М-284" ЕТ 0
Просматривайте кроме этого:
- КОНЦЕРН — ЭТО Не только только Авто
- Кнопки и КНОПКИ
- Закон о милиции Подробности
- Honda Цивик. В СЕДЬМОМ КОЛЕНЕ
- LAND ROVER FREELANDER. ЛЕНД-РОВЕР ПОСТУПИЛСЯ ПРАВИЛАМИ .
- ZF Фабрика шестеренок
- Москва vs. пробки Желаем знать, что будет
Высокопрофильные либо низкопрофильные шины?
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
У НИВЫ — Соперник ЭКОНОМИКА /ПО ЛИЦЕНЗИИ У НИВЫ — Соперник В КАЛИНИНГРАДЕ ЗАПУСКАЮТ Создание Русского Джипа… КИА-ПодвескаИДЖ ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ Чтобы…
-
НА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ НИВЕ 170 Тыщ НА VAZ 21213 По Москве — на Ниве ? Да, только на ней, и в особенности зимний период. Проездив на вазовских вездеходах более 10 лет, смею утверждать, что данный автомобиль как…
-
У Послушливого РУЛЯ КЛУБ Автовладельцев У Послушливого РУЛЯ Чуть ли не самые небезопасные поломки в автомобиле — те, в следствии которых он перестает подчиняться рулю. В отличие от трамвая…
-
Импортная машина ИЗ ТОЛЬЯТТИ /В СЕРИЮ ЧЕГО В НЕЙ БОЛЬШЕ — Шевроле Или НИВЫ ? Неуж-то свершилось? Общими усилиями российского автогиганта и забугорного инвестора — кроме этого автогиганта, но…
-
ЖЖOТ НЕ ПО-ДЕЦКИ Год выпуска 2008 / движок 1125 см з / громаднейшая мощность 146 л.с. / сухая масса 170 кг / приблизительная цена 562000 руб / «Бьюллы», как и «Харлеи», покупают Разное…