НЕ ТЯНИ — НАТЯНИ!
НЕ ТЯНИ — НАТЯНИ!
КЛУБ Автовладельцев
ЛИКБЕЗ
НЕ ТЯНИ — НАТЯНИ!
Для простой работы мотора цепь привода газораспределительного механизма должна быть натянута правильно.
Вячеслав ЛУКЬЯНОВ
Подходит время — и простой ровненький шум двигателя сменяется лязганьем, в особенности слышным при трансформации оборотов мотора. Холостой движение делается неровным. Похоже, цепь ослабела, думаете вы и строго по аннотации натягиваете ее. Но не так долго осталось ждать опять слышится какофония. Открываете капот — передняя часть моторного отдела вся в масле. Откуда оно?
И что делать?
Отыщем в памяти, как устроен привод газораспределительного механизма (ГРМ) "Жигулей". Распределительный вал приобретает вращение от ведущей звездочки коленчатого вала через двухрядную роликовую цепь (рис. 1).
Данной же цепью приводится звездочка масляного насоса. Чтобы цепь не провисала, предусмотрен непроизвольный натяжитель 8 с ботинком 7, а для сглаживания ("гашения") ее колебаний на протяжении работы — успокоитель 3. Ограничительный палец 6 в нижней части блока предутверждает спадание цепи в картер мотора, в случае если ее — к примеру, при ремонте — понадобилось снять со звездочки 1.
Условия работы подробностей ГРМ весьма напряженные. На их действуют значимые переменные нагрузки — следствие работы поршневой привода и группы клапанного механизма. Эти нагрузки, в главном, и отвечают за шум и износ цепи, с которого мы начали разговор.
Отыскав неприятности, сначала удостоверьтесь в надежности крепление успокоителя цепи — его задерживают на фронтальной крышке блока мотора два болта. При разрушении успокоителя (а иногда и просто от лишних вибраций) эти болты смогут отвернуться, открывая выход маслу, которое поток воздуха от вентилятора разбрызгивает по сторонам. Отчего ломается успокоитель?
В большинстве случаев, по причине того, что цепь при работе весьма весьма колеблется, чему содействуют ее неравномерный, в большинстве случаев, износ и не хорошо трудящийся натяжитель.
В случае если с креплением все в порядке, снимем клапанную крышку мотора и удостоверимся в надежности целостность самого успокоителя, взявшись за его верхний финиш. При затянутых болтах крепления успокоитель совсем не должен качаться, в неприятном случае вычисляйте, что в нем, как минимум, уже имеется трещинкы. Сломанный успокоитель необходимо поменять. Иногда кусочки сломавшегося успокоителя, упав, заклиниваются меж корпусом и цепью блока цилиндра или звёздочками и цепью 4 и 5. Чтобы извлечь осколки, приходится снимать звездочку привода распредвала. Кстати, заменяя успокоитель, смотрите за тем, чтобы его рабочая поверхность прилегала к цепи без перекосов. Для движков количеством 1,5 л в продаже бывают успокоители 2-ух видов — металлические и пластмассовые.
Случается, что гайки успокоителя закреплены небережно, криво. На металлическом это возможно исправить, отогнув крепления гаек, а на пластмассовом не окажется. Для движков рабочим количеством 1,2-1,3 л в большинстве случаев применяют металлические успокоители, но возможна и установка пластмассового.
Разные звенья цепи изнашиваются неодинаково — и эта неравномерность увеличивает ее колебания, что, со своей стороны, наращивает нагрузки на Ремонт и эксплуатация ГРМ. Более приметно это не редкость на движках, у каких цепь имеет 114 звеньев (VAZ 2101; 21011), по причине того, что это число кратно количеству зубьев на ведущей звездочке (19) и на звездочке привода распределительного вала (38). Свидетельствует, через каждые три оборота распредвала (6 оборотов коленвала) на каждой звездочке будут видеться одинаковые пары — "зуб звездочки — звено цепи", и картина нагружения цепи повторяется.
На движках VAZ 2103, 2106 подобные совпадения отсутствуют, по причине того, что цепь у их имеет 116 звеньев, что не кратно числам зубьев звездочек.
Контролируем износ цепи, немного подняв ее над верхней частью звездочки распредвала: в случае если упрочнением 5-10 кгс звенья удалось поднять более чем до середины зуба звездочки, то цепь весьма изношена и подлежит подмене (рис. 2). Учтите, что на наименее изношенных ее участках это может не оказаться, потому нужно проверить цепь в нескольких положениях коленвала. звёздочки и Цепь обязательно подменяют при полном ремонте мотора.
Вобщем, иногда еще всецело работоспособная цепь приметно провисает около натяжителя и успокоителя лишь по причине того, что неисправен сам натяжитель.
Рассмотрим, как трудится это устройство (рис. 3). Пружина 8 действует на стержень через шайбу 6. Движение плунжера в корпусе ограничен стопорным кольцом 4. В то время, когда гайка 1 отвернута, цанги сухаря высвобождают стержень 3, пружины 5 и 8 давят на плунжер 7, тот — на ботинок, и цепь натягивается.
При затянутой гайке стержень зажат цангами 9 и на плунжер 7 действует лишь малая пружина 5. Она отжимает плунжер от головки стержня 3 и в зазор меж ними при работе мотора затекает масло — при колебаниях цепи это устройство играет роль амортизатора. Благодаря зазору 0,2…0,5 мм меж плунжером и стержнем лишь сильные рывки цепи вынуждают трудиться пружину 8.
Но все это справедливо лишь при безукоризненной работе устройства! Мы же, осмотрев четыре натяжителя, снятых с гулких движков ВАЗ (пробег от 37 000 до 88 000 км), нашли, что малая пружина 5 в любых ситуациях не трудилась, по причине того, что плунжер был заклинен в корпусе. Дело в том, что в сжатом состоянии громадная пружина изгибается и, упершись во внутреннюю поверхность плунжера, перекашивает его в корпусе натяжителя (фото 1, рис.
3). Малая пружина защемляется — и плунжер уже не имеет возможности демпфировать колебания цепи. На большинстве новых натяжителей, испытанных нами прямо в магазинах, проявлялся такой же недочёт!
Сходу — из-за весьма неотёсанной обработки внутренней поверхности плунжера — его свободному перемещению мешает трение о пружину. На старенькых натяжителях витки пружины в средней части, в большинстве случаев, весьма изношены (фото 2), отчего миниатюризируется и упрочнение натяжения цепи.
В этом случае работа слабо натянутой цепи (все делалось, увидим, строго по аннотации) сопровождается большенными ударными нагрузками на успокоитель и натяжитель, при которых цанговый зажим не имеет возможности удержать стержень — от ударов последний еще поглубже утапливается в гайку (иногда с забияками — фото 3). Однако сухарь уже не сильный держит натяжение 3 — и стержень цепи делается еще меньше.
Вот так испытанная конструкция, будучи сделана на низком технологическом уровне, оказывается ненадежной: кроме того новый, из магазина, натяжитель не всегда работает, как обязан.
Мы были очевидцами такового "опыта": из-за недостатков натяжителя и цепи обладатель автомобиля два раза (на протяжении семи дней!) подменял уничтоженные успокоители цепи, а позже очередной (!) — с задранной рабочей поверхностью (фото 4), до тех пор пока, в итоге, не поменял и цепь, и натяжитель. Да и по окончании чего цепь шумела, а движок трудился нестабильно, по причине того, что оказалось, что цепь натянута все-же не хватает. Лишь натянув ее "нештатным" способом (см. ниже), принудили движок трудиться нормально.
Чтобы раз за разом не подменять натяжители в надежде на успешный экземпляр, возможно кроме того при неисправном устройстве нормально натянуть цепь и обеспечить бесперебойную работу мотора. Как именно? Имеется два способа. 1-ый:
— стопроцентно отворачиваем и снимаем колпачковую гайку;
— нажимая пальцем на стержень натяжителя, проворачиваем коленвал более чем на два оборота в направлении вращения (ручкой или за заднее колесо при включенной высшей передаче);
— в положении, в то время, когда стержень посильнее утопится в корпус натяжителя, затягиваем колпачковую гайку — это разрешает учитывать неравномерный износ цепи, разумеется, если он (см. выше) не чрезмерен.
В случае если кроме того по окончании чего цепь трудится шумно, свидетельствует, натяжитель "не сильный". Это было и в обрисованном нами случае. Тогда поступили по-второму:
— сняли клапанную крышку с головки мотора и отвернули колпачковую гайку;
— применяя монтажку как рычаг, придавили ботинок натяжителя к цепи (однако натягиваются обе ветки цепи и выдвигается плунжер натяжителя. Для контроля возможно надавить пальцем на конец стержня);
— в этом положении навернули и затянули колпачковую гайку.
Что это дало? В этом случае монтажка делает ту задачку, с которой не совладевает натяжитель, — на данный момент плунжер занимает положение, при котором цепь достаточно натянута. Конечно, тем мы отказываемся от удобств, предоставляемых совсем трудящимся натяжителем, в то время, когда целый процесс "подтяжки" цепи возможно было бы выполнить за одну минутку.
Но где же его купить — безукоризненный?
Рис. 1. Цепной привод: 1 — звездочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель; 4 — звездочка привода масляного насоса; 5 — звездочка коленвала; 6 — ограничительный палец; 7 — ботинок натяжителя; 8 — натяжитель.
Износ боковой поверхности плунжера из-за перекоса.
Рис. 2. Так инспектируют степень износа цепи.
Рис. 3. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус; 3 — стержень; 4 — стопорное кольцо; 5, 8 — пружины; 6 — шайба; 7 — плунжер; 9 — цанговый зажим (сухарь).
Средняя часть витков пружины изношена от трения о внутреннюю поверхность плунжера.
На узкой части стержня видны забияки (проверка продемонстрировала, что стержень был не закален!).
Так смотрится рабочая поверхность сломанного пластмассового успокоителя по окончании пробега всего 60 км с не хорошо трудившимся натяжителем.
Просматривайте кроме этого:
- НЕ ПО ГОСТу
- Митсубиши COLT. Мелкий,КАК ВЫСТРЕЛ
- На свежайшую голову
- Жаркий пирожок новый Nissan Qashqai
- Наука упругости
- РАЗГОВОР С Папой АВТОГРАЖДАНКИ
- НАКЛЕЙКА НА СЧАСТЬЕ
Ботинки для настоящей зимы Фарадей 234
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ТЯНЕМ — ПОТЯНЕМ! Тесты ТЕСТ ТЯНЕМ — ПОТЯНЕМ! Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова и создателя Автомобиль с тяжеленным прицепом — картина на данный момент более чем обыденная. Время от времени, сопя и отдуваясь,…
-
Презентация Clio Рено Спорт. Муза тянется к Подвескау.
Презентация Clio Рено Спорт. Муза тянется к Подвескау. Согласитесь, перевоплотить автомобиль класса B, в каком главную массу водителей состовляют женщины, в беспрекословного Подвескасмена -…
-
ДЕТСКИЕ Заболевания ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТОГО
ДЕТСКИЕ Заболевания ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТОГО ДЕТСКИЕ и КЛУБ Заболевания ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТОГО Автомобилей, сначала лишенных недочетов, не существует — детскими болезнями мучаются все, и это не…
-
Автомобиль, пускай кроме того с авиационными нотами в заглавии, еще не самолет, потому проводить плановые ТО возможно и без помощи вторых. Шевроле Aveo ПЛОДЫ УНИФИКАЦИИ Самые пользующиеся популярностью…
-
В СВЯТЦАХ НЕ Числится В Российской Федерации Показался ИВЕКО-СТРАЛИС — ГРУЗОВИК 2003 ГОДА Имеется надежда, что новый тягач укрепит позиции ИВЕКО на загадочном русском рынке. Но… остры на язык земляки — Mercedes…