Nepokorivshie-vershinu-top-5-gonshikov-n…
Непокорившие вершину. Топ-5 гонщиков, не становившихся победителями гонок Формулы-1.
Крис Эймон на Ferrari 312/68 впереди Йо Зифферта на Lotus-Cosworth 49B.
Гран При Канады ’68. Фото с сайта reportca.net
3 августа 2016 года не стало Криса Эймона, новозеландского гонщика Формулы-1, которого многие, включая шефа McLaren Рона Денниса, считают лучшим в истории пилотом среди тех, кто ни разу не поднимался на вершину подиума.
Если взглянуть на историю выступлений Эймона в первой Формуле, то трудно не согласиться с Деннисом. Но Крис далеко не одинок в своей невезучести, были и другие пилоты, которые не один раз находились в шаге от триумфа, но разделяли призовое шампанское с победителем, стоя на ступеньку или две ниже. Итак, топ-5 гонщиков, никогда не побеждавших на этапах Чемпионата мира Ф-1, составленный по количеству финишей на подиуме.
5. ЖАН БЕРА (Франция)
Родился: 16 февраля 1921, Ницца
Умер: 1 августа 1959, трасса АФУС, Берлин
Выступал за команды: Gordini, Maserati, BRM, Ferrari, Behra Porsche
9 подиумов (2 вторых места, 7 третьих мест), 1 быстрый круг, 107 кругов лидирования в 54 Гран При (1951-1959)
Жан Бера на Гран При Голландии ’59. Фото с сайта www.f1-photo.com
– ЭДДИ ЧИВЕР (США)
Родился: 10 января 1958, Финикс, Аризона
Выступал за команды: Hesketh, Theodore, Osella, Tyrrell, Talbot, Renault, Benetton, Haas, Arrows
9 подиумов (2 вторых места, 7 третьих мест) в 143 Гран При (1978-1989)
Эдди Чивер. Фото с сайта www.bolshoisport.ru
– МАРТИН БРАНДЛ (Великобритания)
Родился: 1 июня 1959, Кингс-Линн, Норфолк
Выступал за команды: Tyrrell, Zakspeed, Williams, Brabham, Benetton, Ligier, McLaren, Jordan
9 подиумов (2 вторых места, 7 третьих мест) в 165 Гран При (1984-1996)
Мартин Брандл в компании Принца Альберта, Михаэля Шумахера, Герхарда Бергера и Флавио Бриаторе на подиуме Гран При Монако ’94. Фото с сайта www.f1-photo.com
– ВАЛЬТТЕРИ БОТТАС (Финляндия)
Родился: 28 августа 1989, Настола
Выступает за команду Williams
9 подиумов (2 вторых места, 7 третьих мест), 1 быстрый круг, 5 кругов лидирования в 84 Гран При (2012-до сих пор)
Вальттери Боттас на Гран При Австрии ’14. Фото с сайта www.f1-world.ru
Сразу четыре гонщика из совершенно разных эпох Формулы-1 разделяют пятую строку этого рейтинга. Интересно, что у всех из них не только одинаковое количество подиумов, но и соотношение вторых и третьих мест.
Если посмотреть на количество кругов лидирования, то Жан Бера, один из лучших французских гонщиков 50-х, имеет очень солидную статистику и если бы рейтинг выстраивался по этому показателю, то он уступил бы лишь Крису Эймону. Вальттери Боттас имеет символические 5 кругов лидирования, но являясь действующим пилотом, имеет все шансы не только приумножить их количество, но и однажды покинуть этот список. А вот Мартин Брандл и Эдди Чивер, напротив, относятся к гонщикам, которые провели максимальное число Гран При, так ни разу и не возглавив пелотон.
4. РОМАН ГРОЖАН (Франция)
Родился: 17 апреля 1986, Женева, Швейцария
Выступал за команды: Renault, Lotus, Haas
10 подиумов (2 вторых места, 8 третьих мест), 1 быстрый круг, 40 кругов лидирования в 97 Гран При (2009-до сих пор)
Роман Грожан на Гран При Канады ’12. Фото с сайта www.f1-photo.com
Карьера Романа Грожана в Формуле-1 началась не лучшим образом. В 2009 году француз заменил по ходу сезона Нельсона Пике-младшего в составе команды Renault.
Роман не сразу смог освоиться за рулем новой техники, по всем статьям уступил своему партнеру, запомнился несколькими авариями и остался без места призового пилота на следующий сезон. В отличие от многих других подобных случаев, Грожан смог вернуться в «Королевские гонки».
Случилось это через два года, причем в ту же команду, но уже называвшуюся Lotus. Роман трижды за сезон финишировал на подиуме, но чуть ли не на каждом этапе продолжал попадать в аварии, а после одной из них даже отбыл дисквалификацию, пропустив один Гран При.
Это наказание пошло гонщику на пользу и уже в следующем году пилотаж Грожана стал куда более спокойным, а количество финишей на подиуме выросло в два раза. Вероятно, именно в том году у Романа Грожана был единственный шанс подняться на вершину подиума, например, в Гран При Японии, когда он дважды лидировал по ходу гонки, но проиграл обоим пилотам Red Bull, в первую очередь тактически. Больше столь хорошей машины у Романа уже не было, а в конце прошлого сезона он принял решение перейти в новую команду Haas в надежде однажды стать гонщиком Ferrari.
3. КРИС ЭЙМОН (Новая Зеландия)
Родился: 20 июля 1943, Буллс
Умер: 3 августа 2016, Роторуа
Выступал за команды: Reg Parnell, Ian Raby, Cooper, Ferrari, March, Matra, Tecno, Tyrrell, Amon, BRM, Ensign, Wolf
11 подиумов (3 вторых места, 8 третьих мест), 5 поул-позиций, 3 быстрых круга, 183 круга лидирования в 108 Гран При (1963-1976)
Крис Эймон. Фото с сайта www.roadandtrack.com
Крис впервые оказался за рулем болида Формулы-1 в 19-летнем возрасте, что для 60-х годов было необычайно рано. Его пригласил в свою команду Редж Парнелл, который видел в Эймоне будущего чемпиона, а вот на старт Ле-Мана организаторы новозеландца не допустили – слишком молод. Легендарный 24-часовой марафон покорится Крису Эймону в 1966 году, когда он будет выступать в одном экипаже со своим земляком Брюсом МакЛареном на Ford GT40.
Крис Эймон на Ford GT40 — победитель 24-х часов Ле Мана ’66. Фото с сайта www.topgear.com
67-й год Эймон начинает в Ferrari, впервые получив реальную возможность бороться с лучшими. За первый сезон в легендарной «конюшне» Крис четыре раза побывал на подиуме, но всегда на третьем месте.
В следующем сезоне новозеландец был очень быстр, трижды стартовал с поула, а всего с первого ряда – восемь раз, но лишь однажды попробовал вкус призового шампанского, финишировав вторым на Гран При Великобритании. В том же году произошли обидные сходы: в Испании у уверенно возглавлявшего пелотон Эймона отказал топливный насос, а в Канаде, лидировав со старта, Крис сошел за 18 кругов до финиша из-за отказа трансмиссии.
Еще один сезон в Ferrari не принес Эймону успеха (одно третье место и снова сход во время лидирования в Испании) и уже в 1970-м новозеландец оказывается в March. Казалось, что поначалу дела пошли в гору (в Бельгии и Франции он боролся за победу с Педро Родригесом и Йохеном Риндтом, соответственно, но оба раза финишировал вторым), но технические проблемы преследовали гонщика и в новой команде.
Крис Эймон покинул March и перешел в Matra, за рулем которой на Гран При Италии ’71 потерял еще одну возможную победу из-за отломавшегося визора шлема, а на Гран При Франции ’72 провел одну из своих лучших гонок. Стартовав поула он лидировал первую половину дистанции, но потом откатился назад из-за прокола шины, бросился отыгрываться, добрался до третьей позиции, уступив Эмерсону Фиттипальди, шедшему на второй позиции, всего несколько секунд.
Крис Эймон проведет в Формуле-1 еще четыре сезона, выступая за различные команды, не входившие в число лидеров, включая свою собственную, пока в 1977-м не уйдет из автоспорта, так и оставшись самым невезучим пилотом в истории. Несмотря на то, что среди гонщиков без побед новозеландец уступает двум пилотам по количеству подиумов, он имеет первенство по кругам лидирования, поулам и сходам с дистанции, находясь на первой позиции.
2. СТЕФАН ЙОХАНССОН (Швеция)
Родился: 8 сентября 1956, Векше
Выступал за команды: Shadow, Spirit, Tyrrell, Toleman, Ferrari, McLaren, Ligier, Onyx, AGS, Footwork
12 подиумов (4 вторых места, 8 третьих мест), 3 круга лидирования в 103 Гран При (1980-1991)
Стефан Йоханссон на Гран При Португалии ’89. Фото с сайта www.f1-photo.com
После успешных выступлений в младших сериях, перспективный швед был приглашен в состав команды Shadow на сезон 1980 года, но дважды не прошел квалификацию и остался без контракта. Следующий шанс показать себя выпал в 83-м уже в составе Spirit, но на сезон 1984 снова остался без контракта.
Боссы Tyrrell вспомнили о шведе, когда понадобилась замена для травмировавшегося Мартина Брандла, а концовку сезона Стефан провел уже в Toleman, за рулем которого впервые финишировал в очках. В начале следующего года неожиданно появилась вакансия в Ferrari после увольнения Рене Арну и швед оказался в Маранелло. Красные болиды «Скудерии» принесли Йоханссону шесть подиумов за два сезона.
В составе Ferrari Стефан провел одну из своих лучших гонок в Ф-1 – Гран При Сан-Марино ’85. Начав гонку с 15-го места на стартовой решетке, но уже к 24-му кругу гонки он был пятым, а за четыре круга до финиша – вторым!
Когда лидировавший Айртон Сенна замедлился из-за опустевшего бака тиффози на трибунах ликовали – Йоханссон вышел в лидеры. Но радость была недолгой – топлива шведу хватило ровно на один круг. Еще троих пилотов в конце гонки постигла та же участь, а победившего Проста дисквалифицировали за недовес, отдав первое место Элио де Анджелесу, который ни разу за гонку не лидировал.
В 1987-м году швед переходит в состав другой топ-команды – McLaren, став вторым номером при Алене Просте. Стефан еще пять раз побывал на подиуме, но в 88-м году уступил место Айртону Сенне, отправившись в команды второго эшелона. В Гран При Португалии ’89 Стефан Йоханссон заработал свой 12-й подиум, управляя скромным Onyx-Ford.
1. НИК ХАЙДФЕЛЬД (Германия)
Родился: 1 мая 1977, Менхенгладбах
Выступал за команды: Prost, Sauber, Jordan, Williams, BMW Sauber, Lotus
13 подиумов (8 вторых мест, 5 третьих мест), 1 поул-позиция, 2 быстрых круга, 25 кругов лидирования в 186 Гран При (2000-2011)
Ник Хайдфельд на Гран При Великобритании ’08. Фото с сайта www.f1-photo.com
В конце 90-х Хайдфельд благодаря поддержке Mercedes и лично Норберта Хауга стал тест-пилотом McLaren, параллельно выступая в Формуле-3000. Не дождавшись вакансии в чемпионской команде, в 2000 году дебютировал в составе Prost-Peugeot.
Первый и единственный сезон в команде Алена Проста не принес Нику ни одного очка, что не помешало перейти в Sauber. Уже в третьей гонке за новую команду немец финишировал на подиуме, регулярно приезжал в очках и вместе со своим напарником Кими Райкконеном вывел Sauber на 4-е место в Кубке Конструкторов, уступив лишь лидерам того времени – Ferrari, McLaren и Williams.
Под конец сезона Мика Хаккинен заявил об уходе и Ник был одним из фаворитов на освободившееся место, но Рон Деннис предпочел напарника его напарника – Райкконена. Второй шанс попасть в топ-команду у Хайдфельда появился, когда в Ferrari готовили гонщика на перспективу, но это место снова занял напарник Ника – Фелипе Масса.
Карьера Хайдфельда пошла на спад, он даже потерял место в Sauber в конце 2003 года, но в последний момент подписал таки контракт с Jordan. В 2005-м немец попал таки в топ-команду – Williams-BMW.
Вот только дела у этого союза уже не ладились, хотя Ник и финишировал третьим в Малайзии, а в Монте-Карло и на Нюрбургринге (единственная поул-позиция в карьере) даже боролся за победу, но в обоих случаях финишировал вторым. Руководство BMW решило расстаться с Williams и купить Sauber, а руководитель автоспортивных программ мюнхенского концерна Марио Тайссен предложил Нику контракт.
За 4 сезона в кокпите BMW-Sauber Ник Хайдфельд 6 раз финишировал на второй позиции и еще дважды третьим, но в гонке, в которой у немца были наибольшие шансы на успех, Гран При Канады ’08, он по приказу из боксов сначала пропустил вперед партнера по команде – поляка Роберта Кубицу, а затем не атаковал в конце гонки и упущенный шанс. Недавно Ник признался в одном из интервью, что до сих пор вспоминает события той гонки.
После перемен в регламенте команда сначала откатилась назад, а потом BMW и вовсе покинула Формулу-1, Хайдфельд остался за бортом «Королевских гонок». Пропустив один сезон, Ник вернулся за руль призового болида команды Lotus-Renault, по иронии судьбы заменив своего бывшего напарника – травмировавшегося Кубицу. В сезоне 2011 Ник Хайдфельд провел 11 гонок, уступив место Бруно Сенне, хотя в начале чемпионата на Гран При Малайзии завоевал свой рекордный – 13-й подиум.
Ник Хайдфельд пропускает вперед Роберта Кубицу на Гран При Канады ’08. Фото с сайта commons.wikimedia.org
При подготовке статьи использованы статистические материалы сайта «Энциклопедия Формулы-1», wildsoft.motorsport.com.
ТОП5 ГОНОЧНЫХ ИГР
Также к прочтению:
- Eksklyuzivno-dlya-sobolevodov
- Ferrari-246gt-dino-1973-goda-i-nemnogo-rzhavchini
- Fevralskie-volokvihodnie-orgotchet
- Estestvennij-otbor-toyota-land-cruiser-200
- Jaguar-land-rover-experience-foto-i-video
- Fotoekspediciya-na-kraj-zemli-chast…
- Skolko-na-samom-dele-pridetsya-tratit-na-parkovku-v-moskve
Максимально интересные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Geroi-no-ne-legendi-10-luchshih-gonshikov-formuli-1-ne-s…
Герои, но не легенды. 10 лучших гонщиков Формулы-1, не становившихся чемпионами мира Сэр Стирлинг Мосс и Нико Росберг. Фото с сайта…
-
Bmw-i-honda-turbo-monstri-formuli-1-80-h
BMW и Honda. Турбо-монстры Формулы-1 80-х Нельсон Пике на Brabham-BMW BT54 и Найджел Мэнселл на Williams-Honda FW10. Гран При Бельгии ’85. Фото с сайта…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 3 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 Главной задачей, которую в Ferrari поставили перед сезоном 2000 года –…
-
Pretendenti-na-titul-iz-odnogo-garazha
Претенденты на титул из одного гаража Рекордно длинный чемпионат привел нас к интересной развязке – в последней гонке сезона за титул поспорят…
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего удивительного, так как…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena-istoricheskie…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 2 ЧАСТЬ 1 ГРАН ПРИ ЯПОНИИ 1998 16-й этап из 16 Календарь сезона ’98 был построен таким…
-
Mihael-shumaher-protiv-miki-hakkinena-istorich…
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 1 Конец XX века останется в памяти фанатов «Королевских автогонок» как время одного из…