Неприятель НЕ Спит
Неприятель НЕ Спит
КЛУБ Автовладельцев
/Небезопасно!
Неприятель НЕ Спит
ПОСВЯЩАЕТСЯ "АКВАПЛАНЕРИСТАМ"
ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ПЛАТОВ
ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ
Небрежность противопоказана всем нам, но в особенности безрадостно "улететь" умелому водителю — такому "королю" дороги. Вобщем, это часто и подводит: умелый время от времени не подмечает собственных промахов.
Так и произошло с нашим читателем Ш., поменявшим за 30-летний период с хороший дюжина машин. Под майским дождиком ехал он на дачу, "девятка" слушалась безупречно, и водитель, превосходно знавший любой поворот, проходил их играючи, фактически не касаясь тормоза. Дорога плавненько развернула на лево, и Ш., попав в затяжную лужу, кроме того не притормозил. Но руль неожиданно "полегчал", и машина, как словно бы не касаясь воды, просвистела над обочиной….
Приземление в мелколесье выяснилось достаточно твёрдым…
Все вышло в считанные мгновения, на что в особенности пенял пострадавший. И вдобавок на то, что ему, мастеру зимней езды по гололеду, машина отказалась подчиниться!
Об аквапланировании шин (конкретно так именуют это явление) мы давненько не гласили. Пострадавшим возможно лишь пособолезновать, в особенности умелым, которым "проколоться" тут в самом деле безрадостно: так как каверзное аквапланирование появляется не на безлюдном месте! В той или второй степени повинет сам водитель.
И если он в самом деле умел, то опасность обязан предугадать.
Что все-таки это за "зверек" — аквапланирование? Из-за чего он бывает страшнее гололеди и просто подлавливает весьма уверенного в себе мастера зимней езды? Да что в том месте зимней!
Уж пилотам-"формульщикам" мастерства не занимать, а какое количество их вылетало с автострады из-за дождика!
Доподлинно ясно: коэффициент сцепления авто шины с незапятнанным, сухим асфальтом — около 0,8. С мокрым — раза в полтора-два меньше. Тут будем осмотрительнее…
Еще страшнее сцепление шин со льдом, где искусное управление вообщем невообразимо без особенных свойств.
Аквапланирование принципно отличается тем, что шина, скользя по воде, как глиссер, конкретного контакта с покрытием дороги вообщем не имеет. Тут коэффициент сцепления — нуль. Вот и "поуправляй" тут…
Изучения распознали, что по мере роста скорости перед колесом появляется водяной валик, а снизу, перед территорией контакта, шину приподнимает "водяной клин" (рис. 1). Тем посильнее, чем выше скорость. Несложно подсчитать: в случае если плоскую пластинку подставить воздушной струе, то при скорости 36 км/ч "скоростной напор" (дополнительное давление, появляющееся при торможении струи) будет мал — около 0,0006 кгс/см2. Вода же примерно в 800 раз плотнее — ее скоростной напор составит уже примерно 0,5 кгс/см2.
Не спешите делать физический опыт, сидя в передвигающемся катере. На ладонь придется силушка кг… 70-80! И увидим: она вырастает "по квадрату" скорости.
При 72 км/ч станет в четыре раза больше.
Любой кубический сантиметр воды — это осязаемый, доброкачественный гр массы, которую нужно разогнать в прорезях протектора и выбросить за его пределы. К тому же вода не только только плотный материал, а к тому же вязкий. Резвому перемещению по узеньким, к тому же зигзагообразным прорезям дополнительно сопротивляется. Таким макаром, чтобы выбросить любой "кубик" воды, к нему нужно приложить тем огромную силу, чем резвее мы едем. В итоге, в "клине" появляется давление, талантливое немного поднять колесо. И оно стопроцентно растеряет контакт с дорогой.
Вот это и имеется аквапланирование.
В случае если лужа достаточно глубока, а скорость лишь малость выше критичной, то само сопротивление валиков воды перед колесами громадное — скорость быстро падает, скольжение заканчивается. Еще страшнее въехать в лужу на скорости, при которой колеса в воду фактически не погружаются, "глиссируя" по самой поверхности. Сопротивление воды мало… и такой "полет" угрожает трагедией. Как это и произошло у Ш.
Итак, аквапланирование относится к тому же уровню гидродинамических явлений, что и скольжение глиссера или воднолыжника по поверхности водоема — сопротивление воды разрешает достигнуть высочайшей скорости. Узкий камень, кинутый повдоль "зеркала" пруда, превосходно по нему скользит, кроме того отскакивая в атмосферу… Ясно, что артиллерийский боеприпас, коснувшись поверхности воды под малым углом, способен отскакивать ввысь — рикошетировать!
Благодарю высочайшей скорости.
Возвратимся к шине. Внимательно приглядимся к ней. Основательно изношена? Мм два протектора, а кое-где и меньше… Многие, сберегая, ездят и на таких.
Лишь неизменно ли окажется сберечь? По сухой дороге — пожалуйста! По чистому льду?.. Как ни феноминально, высота (глубина) протектора тут не так принципиальна — лишь бы не совсем лысый! А в грязищи, снегу или воде требования совсем другие. Малая глубина канавок изношенного протектора мешает воде быстро освобождать территорию контакта, содействуя происхождению "клина".
А вдруг шина весьма широкая, с мельчайшей нагрузкой на контактную территорию и с мельчайшим, соответственно, давлением снутри? Увеличение площади контакта равносильно увеличению лыжи у Подвескасмена-водника — широкое колесо всплывает при мельчайшей скорости, нежели узенькое.
Кроме того новые шины ведут себя по-различному зависимо от конструктивных изюминок, типа каркаса, использованных материалов, рисунка протектора, его насыщенности, количества прорезей для эвакуации воды, их ширины, формы и т. д. Задачка в том, чтобы вода (в противном случае и жидкая грязь, мокрая снежная "каша" и т. п.) из территории контакта. С целью этого протектор делают направленным, в то время, когда главные канавки напоминают елочку (наверху — вершиной вперед). Тогда первой в контакт с покрытием заходит вершина данной елочки — и вода (грязь и т. п.) "не закрывается" в канавках протектора или их пересечениях, а мягко (но напористо!) вытесняется наружу.
Вобщем, у всех направленных шин имеется естественный недочет: крутить их запрещено. По другому вода потечет назад — от боковин к центру. Многие шины среди протектора имеют широкую кольцевую канавку, по которой часть воды сбрасывается вспять, также разрушая "клин".
Понятие "аквапланирование" распространяется не только только на минеральную воду, да и на запятнанную — напополам с глиной, песком и т. п. вязкость и Плотность такой консистенции еще больше, в чем многие неоднократно убеждались — в грязищи машина может закончить повиноваться еще ранее, чем в незапятанной луже! Весьма коварен снег, пропитанный водой. Так как самоочистка протектора — кроме того самого известного — происходит не одномоментно.
Завершая тему, упомянем о покрытии дороги. В случае если под колесами ровный асфальт, риск аквапланирования велик. Тут пленка воды всего в пара мм для обладателя лысых шин может обернуться неудачой.
А шершавый, крупнозернистый асфальтобетон исключает аквапланирование, пока вода не перекроет выступающие камни хотя бы на пара мм.
Подведем итог. По-настоящему небезопасно для нас аквапланирование с высочайшей скоростью и в многометровой луже: скользящая машина практически неуправляема и фактически лишена тормозов (по большей части, чем на льду). Автомобиль, не имеющий сцепления с дорогой, может развернуться боком кроме того от порыва ветра.
И кто знает, чем это кончится?
Что возможно этому противопоставить? Собственный разум! Сперва не "сберегать", ездя на лысых шинах. Да и с новыми зря не испытывать судьбу. Кстати, в поездке по зигзагообразной дороге с мелкими лужами личный "скоростной порог": в случае если в лужах колеса срываются в "букс", проскальзывают, машину водит в стороны, то въезжать с данной скоростью в огромную лужу неразумно. Покиньте это отпетым "романтикам".
Притормозите!
Так появляется аквапланирование: а — скорость меньше критичной; б — колесо "выплыло".
Так трудится шина с направленным протектором (вид из-под поверхности дороги).
Шершавое покрытие затрудняет
аквапланирование.
Просматривайте кроме этого:
- Хэндэ Matrix, Suzuki Liana. ВАГОННЫЕ СПОРЫ
- ОКА-КЛАСС
- ТРИ ТОЙОТЫ-КАРИНЫ
- Эвакуация
- Смотрю В ТЕБЯ .
- ПОСЕКРЕТНИЧАЕМ
- ПОСЛУШАЕМ, ПОНЮХАЕМ, Поглядим
Как безопасно войти в поворот на зимней дороге?
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Трейд-ин Citroen C5. Неприятель хорошего
Трейд-ин Citroen C5. Неприятель хорошего Много лет спустя данный стиль, по всей видимости, отпугнул постсоветского клиента: приобретение незнакомого чуда техники представлялось рискованным и…
-
БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ
БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ БЕЗРАССУДСТВО БЕЗРАССУДСТВО Неприятель СМЕЛОСТИ Жертв на русских дорогах — как в подлинной войне. Событий тому достаточно: и падение дисциплины…
-
ДРЕМЛИ, РОДНАЯ! КЛУБ Автовладельцев / ЧАЙНИКУ НА ЗАМЕТКУ ДРЕМЛИ, РОДНАЯ! НЕ ПОСТАВИТЬ ЛИ МАШИНУ НА ПРИКОЛ… ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЛИХОШЕРСТОВ Завьюжило… Холод, гололедь! Зима… А по забитым…
-
Поменять воду в бачке омывателя незамерзайкой, кроме этого дряблый аккумулятор новым направляться до пришествия холодов. Как это тяжело? Напомним, в тесте участвуют «Хёндай-Выговор», «Форд-Фокус»,…
-
НЕ ДРЕМЛИ ЗА РУЛЕМ! ЗАЛОЖНИКИ МОРФЕЯ
НЕ ДРЕМЛИ ЗА РУЛЕМ! ЗАЛОЖНИКИ МОРФЕЯ КЛУБ Автовладелец совбез НЕ ДРЕМЛИ ЗА РУЛЕМ! ЗАЛОЖНИКИ МОРФЕЯ АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ Никто не имеет возможности сообщить, в то время, когда и как это с ним…