НУ ВОТ, Пропала ДРОЖЬ В РУКАХ
НУ ВОТ, Пропала ДРОЖЬ В РУКАХ
ДИЗЕЛЬНАЯ "ЧЕТВЕРКА"
VAZ 21045
Изготовитель: АВТОВАЗ
Год выпуска: 2000
В эксплуатации "ЗА РУЛЕМ":
с мая 2000
Пробег на момент отчета: 125 тыс. км
Прошлые публикации в журнальчике:
2000, № 7, 11; 2001, № 1, 4, 9;
2002, № 1, 7; 2003, № 2, 4, 7
ВАЗ-21045 Это был 1-ый легковой дизель отечественного автопарка. Как каждый первенец, он доставил большое количество морок. Но на данный момент, готовя финишный отчет об эксплуатации VAZ 21045, мы испытываем легкую грусть — под окнами редакции больше не тарахтит баклажановый универсал, оповещая сотрудников: "Сачков к себе отправился!".
Первенец — это так как не только только заботы, да и эйфории…
В сентябре ему "ударило" 120 тыщ: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Свидетельствует, пора планировать в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтобы подвергнуть его полной ревизии. Дорогой именно соберём недостающий пробег.
4 НА 4
Четыре денька — и вот мы за четыре тыщи км от дома. Дорога в Республику Алтай "четверке" знакома. Еще в юности она первой из редакционных автомобилей проложила путь на восток.
Разумно не соревнуясь с торопливыми "десятками", победили европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи горючего скисал), а на сибирских просторах вышли в фавориты (отечественных 100-110 км/ч достаточно — тут как-то не принято лихачить).
Действительно, в этом случае путь был чуток дольше — лишняя сотка км в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу.
Бежать по торенной дорожке дизелю было несложнее — неспециализированная средняя скорость не учитывая обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что фактически на 5 км/ч выше результата 3-х летней давности. И это при фактически постоянном аппетите — расход горючего от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за 100 с излишним тыщ мотор не растерял сил.
Вобщем, это личная оценка, а конкретные особенности возьмём на заводе.
6 ИЗ 36,5
На этом самом щите "гоняли" только-только собранный движок сперва 2000 года — тогда "Барнаултрансмаш" выпустил первую тыщу дизелей ВАЗ-341. На заводе хранят эти питомцев: поднимаем дело № 897, это номер отечественного мотора… Мощность, которую он продемонстрировал "во младенчестве", — 36,5 кВт.
А на данный момент?
Ресурсный пробег, разумеется, не остался без следа — мотор выдал 34,3 кВт. Вобщем, это всего на 6% меньше исходной величины — совсем недурно!
Результаты измерений приведены в таблице, а нам пора приступать к операции, которую и инженеры, и доктора именуют идиентично. Пара часов — и движок разложен по косточкам.
Осмотр с пристрастием начали с основной эксплуатация и Ремонт — блока цилиндров. Отметим, что блок, кольца и поршни отходили далеко не весь срок. На 35-й тыще кольцо разбило канавку в поршне и натерло ямку в цилиндре (о причине — ниже); вышедшие из строя эксплуатация и Ремонт поменяли по гарантии. Второму блоку подфартило больше — на стенах цилиндров превосходно видны следы хона. Беря во внимание, что глубина хонингования в среднем 5 мкм, а блок отправляют в ремонт при износе 0,15 мм (75 мкм по радиусу), данной эксплуатация и Ремонт суждена еще весьма продолжительная судьба.
В случае если, конечно, с поршнями все будет нормально…
Дизельный поршень испытывает куда огромные нагрузки, чем бензиновый. Область около канавки первого компрессионного кольца испытывает недостаток в упрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переплавляют: электрическим лучом заносят добавки, каковые усиливают стойкость к нагрузкам. 1-ый комплект поршней был бракованным, зона и канавка переплава не совпали — вот и обстоятельство капитального ремонта на 35-й тыще.
Как обидно бы это не звучало, не нас одних осознала эта беда…
Тогда завод выполнил гарантийный ремонт мотора. Новые поршни, прослужив 90 тыщ, остались в хорошем состоянии, не смотря на то, что на одном канавка пара износилась — зазор меж кольцом и стеной 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. Спецы представили, что поршня хватило бы еще тыщ на 50, вторыми словами заявленный ресурс поршневая несколько отработает.
Завезенные из других государств кольца "Шоттле" прошли ревизию без замечаний.
Кстати, по окончании того варианта завод усовершенствовал разработку производства поршня, увеличив глубину проплава. А на данный момент в Барнауле испытывают совсем новые поршни: в зоне первого кольца у их упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Не считая того, имеется выработки по второй форме поршня: конструкторы обещают понизить расход масла до отметки бензиновых агрегатов.
Отечественный дизель просил примерно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, не смотря на то, что на практике данный расход смотрится чрезмерным. Проявление дизельного аппетита — выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при "допустимом" расходе картонный элемент через 5 тыщ уже принимал масляные ванны.
Рады заявить, что и эту детскую заболевание дизеля завод вылечил — шланг вывели за фильтр. Расход этим, конечно, не уменьшить, но, по последней мере, элемент не мучается, а обладателя не стращает лужа масла в "кастрюле".
Коленчатый вал, вкладыши, упрямые полукольца честно прослужили все 125 тыщ. Более того — размеры подробностей и по сей день укладываются в чертежные допуски, так что их смело возможно отправлять на участок сборки новых движков. То же самое относится к распредвалу и толкателям.
Как обидно бы это не звучало, так приятную картину подпортила головка блока цилиндров (ГБЦ): направляющие втулки были изношены, зазоры меж ними и клапанами составляли в нижней части до 0,2 мм. Управление по ремонту разрешает "вытерпеть" до 0,3 мм, так что припас у нас еще был — вопрос, какой?
Возможно, в неважном состоянии втулок имеется и отечественная вина: мы приехали в Барнаул с "никакими" термическими зазорами, клапаны были "зажаты". Привыкнув, что дизель с его конкретным приводом клапанов а-ля "Самара" лишь иногда требует регулировки, мы совершили ее сперва эксплуатации, позднее на 35-й и 70-й тыще и… расслабились, тем паче что больше одной-двух шайб поменять не приходилось.
Еще одним слабеньким местом в дизеле была прокладка меж блоком и головкой. Незадолго до разборки движок стал перенагреваться, а в расширительном бачке показались пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали верно — по окончании подмены прокладки все возвратилось в норму. Напомним, что ее пробой — не единичный случай, и вдобавок одна детская заболевание ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю необходимы личные болты ГБЦ, с огромным упрочнением затяжки. До некого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: иногда упрочнения не хватало и прокладки начинали пропускать.
На сегодняшних моторах блок и головку стягивают особенные дизельные болты — их реально отличить по особой головке.
Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, несложно спутать с новым. А в подшипнике насоса совокупности остывания показался мелкий вольный движение — лучше поменять, дабы не испытывать судьбу. Действительно, не любая "жигулевская" помпа (узел для дизеля отличается лишь огромным поперечником крыльчатки) выхаживает положенный ресурс.
Топливная аппаратура "Бош" вопреки уверениям скептиков ("ласковую плунжерную несколько сгубит русская "соляра", щекотливые регулировки падут под пятой русского сервиса") отработала 125 тыщ на "превосходно". Ревизия на 100-й тыще, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они лишь профилактически поменяли ролики ТНВД (топливного насоса наибольшего давления).
К форсункам и ТНВД совершеннее всего применять принцип: не мешай машине трудиться! Судите сами: в одном весьма именитом университете нам предлагали заплатить 250 баксов за подмену распылителей всех форсунок и регулировку ТНВД — дескать, "оно уже подстукивает". Было это 100 тыщ км тому вспять, а аппаратура все трудится… В один красивый момент нам попытались отрегулировать дымность на щите — в итоге мотор закончил тащить.
Еще бы — все его силы уходили, чтобы пропихнуть через глушитель ужасные порции сажи… В Барнаул мы приехали с ошибочно отрегулированным углом опережения впрыска горючего и перетянутыми форсунками — очередной результат неправильной работы сервисменов…
Конечно, иногда подкрутить гаечки и винтики ТНВД полезно — нам, например, приходилось наращивать обороты холостого хода в тёплую погоду, По другому мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность "строго на глаз", мы ведали. Как поменять форсунку — также, работа не из сложных.
Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не испытывает недостаток. Кроме того легкое постукивание форсунки не предлог для тревоги — само пройдет, в то время, когда вы угостите машину хорошим горючим.
по поводу "плохой соляры": за три с половиной года мы всего два раза нарвались на открыто плохое горючее, в то время, когда мотор прекратил тащить и непринципиально пускался. Ценой 1-го отравления стала форсунка — прямо на челябинской улице мы ее поменяли, а снятую позже перебрали (пардон, прямо в подвале редакции) и с того времени возили с собой как запчасть.
О подвесном оборудовании гласить очень нечего — генератор тот же, что на бензиновой "классике", и вел себя прогнозируемо. Неповторимый узел — вакуумный насос — отработал целый срок без замечаний.
ПЛЮС 16-17
Дизельная модификация хоть какого именно автомобиля дороже бензиновой. Но благодаря мельчайшему расходу горючего отличие удается окупить. Как быстро?
Мы повсевременно следили за стоимостями бензина и дизтоплива, вычисляли средний расход — отечественный и аналогов, VAZ 21043 из редакционного автохозяйства. Дизельная "четверка" вышла в ноль при пробеге 76 тыс. км. К 125-й тыще она принесла, так сообщить, незапятанной прибыли больше 16 тысяч рублей. Пускай мала польза, но это всецело настоящие Энциклопедия грузовиков, каковые остались в кармашке!
Кстати, на данный момент, в то время, когда отличие в стоимости бензина и дизтоплива выросла до 2 рублей, "40 5-ая" окупается вдвое резвее!
Вы же не учли, скажет въедливый читатель, излишние литры недешевого масла, поглощенные дизелем. В ответ возможно напомнить про мельчайшую трудозатратность ТО (долой регулировку зажигания, зазоров в свечках, кроме того клапанов каждые 10 тыщ). Вобщем, имеется четкие эти — вот график затрат на эксплуатацию VAZ 21045 (см. рис.).
Не учитывая дизтоплива любой километр обошелся нам в 41 копейку — совсем прекрасно для всех "жигулей" при таком пробеге!
В общем, дизель по правде был "малобюджетным", подтвердив собственную репутацию. За это дизельные моторы и ценят в мире; возлагаем надежды, распробуют и у нас.
* * *
Дизель сделал собственный дело, дизель может уходить: автомобиль отработал ресурс и списан из автопарка ЗР. Результаты на этом продолжительном тесте он продемонстрировал не выдающиеся, не прекрасные — в целом легко хорошие. Но почему-либо жаль, что 125 тыщ и три с половиной года уже позади…
Движок ВАЗ-341 По окончании ПРОБЕГА 125 ТЫС. КМ:
1 — блок цилиндров; 2 — головка блока; 3 — распредвал и эксплуатация и Ремонт привода клапанов; 4 — насос совокупности остывания; 5 — ТНВД; 6 — клапаны; 7 — прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 — форсунки; 9 — поршневые кольца; 10 — масляный насос; 11 — поршни; 12 — шатунные подшипники и шатуны; 13 — коренные подшипники и коленвал; 14 — вакуумный насос. Зеленоватый цвет: узел прошел 125 тыс. км без замечаний и готов к грядущей работе (3, 5, 8, 10, 12, 13, 14). Желтоватый — ресурс пройден, но перед грядущим внедрением требуется ремонт (2, 4, 6).
Красноватый — подробность было нужно подменять в ходе применения (1, 7, 9, 11).
ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ "ЧЕТВЕРКИ"
(шпаргалка клиента)
Основное преимущество — экономичность, но рассчитываться приходится нехорошей, чем у бензинового автомобиля, динамикой. Иначе, мотор практически во всем "эргономичнее" на ходу, в особенности в случае если изучить его нрав. К примеру, ровнее тяга, не нужен "подсос". Кстати, благодаря прибыльной чёрту вращающего момента на дизельной "четверке" несложнее и надёжнее ездить по зимним дорогам (отмечено специалистами ЗР).
Как обидно бы это не звучало, зимний период же вас смогут подстерегать проблемы с запуском — ниже минус 20 автомобиль заводился без охоты. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы чуть ли отличите его рокот от бензинового собрата. Очередной довод "за" не так ценится в Российской Федерации: дизельная "четверка" выполнила нормы Евро II.
Мотор не весьма надежен? Как обидно бы это не звучало, это было, но изготовитель вылечил детские заболевания, модернизирует конструкцию. К огорчению, сервис совсем не готов обслуживать и чинить дизель — утешением может служить ремонтопригодность и простота конструкции, надежность ввезенной топливной аппаратуры.
Дизельные "четверки" на данный момент в недочёте. Их будет производить "Ижмаш" — намечена программка до 5 тыщ автомобилей в год. Вобщем, данный недочет VAZ 21045 — небольшой тираж — на данный момент самим потребителям, создав спрос…
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО
ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ Щите
Новый Пробег
мотор 125 тыс. км
Мощность при 4500 об/мин, кВт 36,5 34,3
Момент при 2500 об/мин, Н.м 88 83,5
ТАК Вылечивали ДЕТСКИЕ Заболевания ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:
а — на неких первых моторах быстро изнашивались упрямые полукольца. Коленвал приобретал "свободу" в продольном направлении. Делему помогла снять конструкция с 4-мя полукольцами;
б — тёмный участок около канавки первого кольца — упрочняющий переплав. Тут его участок мелок, канавка будет разбита. На сегодняшних поршнях территория переплава увеличена — продемонстрирована пунктиром;
в — особенные "дизельные" болты крепления ГБЦ (справа) с огромным пределом текучести повысили надежность газового стыка. Они "крепче" притягивают головку к блоку. Возможно, на будущих моторах будет поменяна и прокладка;
г — через шланг вентиляции в воздушный фильтр попадало масло. По окончании модернизации оно минует "кастрюлю", поступая сходу во впускной трубопровод.
В конце 2000-го "четверка" совместно с дизельной "Волгой" наведалась в гости к родителям в Тольятти и Н. Новгород (ЗР, 2001, № 1).
При восстановлении мотора головка востребует ремонта: нужно будет поменять направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.
Топливная аппаратура "Бош" готова отработать очередной ресурс.
Ранешней весной 2001 года по окончании капитального ремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР, 2001, № 4).
Издержки на ремонт и сервис VAZ 21045 не учитывая затрат на горючее. Солиднейшие "ступени" показались в итоге приобретения шин, но не ремонта мотора!
В отпускной сезон-2001 два дизеля — "четверка" и "Волга" — махнули на юг (ЗР, 2001, № 9). Это лишь пара страничек редакционной биографии VAZ 21045…
…Которая завершилась в том месте же, где и началась — в Барнауле, на родине дизельного мотора ВАЗ-341. г.
Просматривайте кроме этого:
- Мерседес-бенз Viano слуга семерых господ
- ЛЕНД-РОВЕРУ — Полста лет
- НОВИНКИ 10-го СЕМЕЙСТВА
- Презентация Ауди TT. Прилежание оценят!
- Многоосные авто Анатомия великанов
- БРИЛЛИАНТ С НАБЕРЕЖНОЙ ЖАВЕЛЬ
- Nissan Paladin. Паладин — придет несколько
Фрагмент работы нарезка колец газового стыка на ГБЦ Renault Magnum
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
В ЧЕТЫРЕ РУКИ ТЕХНИКА /ТЕСТ СМОТРИНЫ В ЧЕТЫРЕ РУКИ МЫ С Товарищем ВДВОЕМ ОТПРАВИЛИСЬ НА ДИЗЕЛЕ… ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, АНТОН ЧУЙКИН ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ В народном хозяйстве страны Советов за…
-
ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА В эталоне суммы, подсчитанные разными специалистами, не должны различаться больше чем на пару-тройку сотен рублей – цена укрытых недостатков. По другому неизбежен…
-
Феноменальная снаружи, фактически напичканная самыми передовыми разработками, в 2003 году “пятерка” с заводским индексом E60 стала практически во всем революционной. Как это отразилось на…
-
2-ые руки люкс-компакты за 600 000 руб.
В Российской Федерации всегда были популярны авто Мерседес-бенз и Бмв. Действительно, цена на их, кроме того на ветхие, кусается. Но в линейке этих марок имеется и довольно дешёвые модели – А-класс и 1-я серия. Одним…
-
Тоета Avensis в подробностях. Европейское воспитание
Тоета Avensis в подробностях. Европейское воспитание 1-ые партии автомобилей и взаправду были с поныне малоизвестными болезнями. Позднее это еще длительно вредило репутации модели, не смотря на то, что главные…