ОСТАНОВИСЬ . Одномоментно!
ОСТАНОВИСЬ… Одномоментно!
ТЕХНИКА
/ОБОЗРЕНИЕ
ОСТАНОВИСЬ… Одномоментно!
НЕ РАЗГОН ДО "Сотки", А ТОРМОЖЕНИЕ ОТ НЕЕ — ВОТ ГДЕ Укрыта Время от времени Цена СУДЬБЫ
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
День назад И на следующий день
Стартуя от перекрестка с визгом покрышек, мы радуемся ускорению, вжимающему в спинки сидений, быстро уходящей на право стрелке спидометра — и сейчас, конечно, не вспоминаем, как будем возвращать ее назад. Да, прибегать к критическому торможению приходится нечасто — и слава Всевышнему. Это, как минимум, стресс у водителя и шишка на лбу пассажира.
Фольклор призывает не верить тормозам. И все таки они — последний бастион активной безопасности, и если он падет (не хватит хотя бы полуметра тормозного пути) — неприятности гарантированы.
Логично вследствие того что конструкторы уделяли и уделяют тормозам не меньше внимания, чем, скажем, движку, и прогресс в данном деле более приметен. Создатель в особенности остро почувствовал это, в то время, когда по окончании "Жигулей" был за рулем чудесным образом сохранившегося с 50-х годов ЗИМа. Кое-что в нем кроме того понравилось: вальяжная плавность хода, простор заднего дивана, возможность трогаться и разгоняться практически не переключая передачи… Но тормоза!
Чтобы осадить фактически двухтонный лимузин, собравший муниципальные 60 км/ч, приходилось так давить на широченную педаль, что, казалось, она (или спинка сидения!) отломится. И все равно узреть на асфальте чёрный след не удалось ни при каких обстоятельствах.
на данный момент мы избалованы усилителями, без которых не обходится кроме того крошка "Ока": заблокировать колеса на полном ходу может кроме того шикарная женская ножка, но… что все-таки потом? 40 с мелким метров, необходимые для полной остановки автомобиля со скорости 100 км/ч, на данный момент числятся всецело удовлетворительными, но имеется ли еще резервы для сокращения тормозного пути? Оказывается, имеется, и большие.
С ЗАКОНАМИ ФИЗИКИ НАПЕРЕВЕС
Энергию перемещения автомобиля просто так не убить. В случае если в первых рядах нет подъема, что имел возможность бы перевести кинетическую энергию в потенциальную, остается лишь обогреть окружающее место нагревающимися шинами и тормозами. Совершить это преобразование посодействуют силы трения — меж диском и колодками, колесами и дорогой.
Первую, вообщем говоря, возможно сделать сколь угодно большой и приостановить вращение колес фактически одномоментно. (Второй вопрос: превосходно ли, в то время, когда ставший неуправляемым автомобиль помчится на дымящихся шинах прямо и лишь прямо?) А вот искусственно придавить автомобиль к дороге с силой, превосходящей его вес, нечем. Аэродинамика тормозам не весьма окажет помощь — скорость-то падает…
Трение скольжения неизменно меньше трения спокойствия. Это значит, что тормозной путь автомобиля, идущего юзом, будет больше, чем на крутящихся колесах. Исходя из этого бывалые водители применяют прерывающееся торможение, не давая колесам совсем тормознуть.
Действительно, заставить ногу на педали мелко "дрожать", в то время, когда так охото надавить приложив все возможные усилия, дано не каждому, и исходя из этого эту задачку переложили на электронику.
Детекторы И "ТРОНИКИ"
Антиблокировочная совокупность — Abs задает прерывающийся режим торможения, отслеживая вращение колес при помощи датчиков. Это не только только сокращает тормозной путь на сухом однородном дорожном покрытии: делается возможно в любом случае сохранить маневренность автомобиля до последнего момента и, возможно, увернуться от столкновения. Как обидно бы это не звучало, Abs не непорочна. На дороге с неоднородным покрытием (к примеру, в то время, когда под одним из колес лед) она может кроме того понизить эффективность торможения, пробуя не допустить пробуксовки.
Abs и не всесильна — она призвана лишь уменьшать давление в совокупности, но не наращивать его. А это имело возможность бы в ряде всевозможных случаев пойти на пользу.
Все, точно, следили соответствующий клевок автомобиля при насыщенном торможении. Появляющийся момент разгружает заднюю и нагружает переднюю ось: значит, возможно прирастить давление в фронтальных тормозных цилиндрах, не рискуя заблокировать колеса. Схожий эффект проявляется и в поворотах — так как наружные колеса нагружаются посильнее внутренних!
Действительно, чтобы воплотить эти способности, нужно будет отрешиться от общего гидравлического контура с равным для всех колес давлением и руководить каждым тормозом персонально. Такая совокупность взяла заглавие SBC (Sensotronic Brake Contrtol) и, по всей видимости, вот-вот покажется на машинах. Как трудятся "тормоза будущего", какой ценой и каковой эффект он достигается?
Водитель стопроцентно освобождается от "силовых" обязательств — создавать давление в гидросистеме. Особенный насос поддерживает в ресивере с рабочей жидкостью 140-160 атм независимо от мотора, и это прибыльно отличает новинку от, скажем, простых пневмосистем грузовиков. на данный момент педаль тормоза лишь принимает желание водителя, которое, перед тем как передаться управляющим клапанам, будет всесторонне оценено компом. Ко мне стекаются сигналы от многочисленных подчиненных совокупностей: Abs, например, поставляет данные о скорости вращения колес, ESP (совокупность стабилизации) — об угле поворота, угловых и поперечных ускорениях автомобиля, коробка — о включенной ступени а также педаль акселератора ведает о том, как быстро водитель снял с нее ногу и перенес на тормоз. Последняя информация несет сигнал о предстоящем критическом торможении и разрешает еще до его начала избрать зазоры в аккуратных механизмах. Мелочь?
Но лишь она одна сокращает тормозной путь на 3%, а это, возможно, решающие полтора метра.
Обработка сигналов о скорости вращения и траектории перемещения колес разрешает подать весьма допустимое в данных параметрах давление в тормоз наружного фронтального колеса. Поведение автомобили остается размеренным в хоть какой ситуации, а тормозной путь уменьшается.
SBC пригодится и в муниципальный толчее: в пробке возможно включить особенный режим, в то время, когда автомобиль будет тормозить, чуть водитель снимет ногу с педали акселератора. Не позволит совокупность и скатиться вспять при остановке на подъеме: сама зажмет тормоза и отпустит их, в то время, когда водитель добавит газ.
Напомним, что идеология SBC в особенности легко возможно реализована в совокупностях управления по проводам, где трубки и обычные гидроцилиндры поменяли кабели и электромоторы. Многообещающими электромеханическими тормозами (Brake by wire), в частности, интенсивно занимается компания "Бош".
Не покинут без ответа исконный вопрос недоверчивого автовладельца: что случится, в случае если, не дай боже, обесточится бортовая сеть или закончит собственную работу гидронасос? Тогда последним импульсом отключающегося "мозга" SBC подключит основной тормозной цилиндр и вернёт хорошую схему торможения.
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ
В декабре прошедшего года компания "Континенталь" провела в Ганновере по поводу заезд экспериментального "Гольфа", что, разогнавшись до 100 км/ч, тормознул всего через 30 (поточнее, 29,44) метров! Рекордно мелкий тормозной путь светло продемонстрировал предел, к которому возможно и должно стремиться.
На этом "Гольфе", не считая электрогидравлической тормозной совокупности, трудящейся подобно обрисованной чуть больше SBC, разработчики применили активную пневмоподвеску (!) и управляемые рессоры, оптимизировав их характеристики для сокращения тормозного пути. Эти совокупности помогли стопроцентно показать себя экспериментальным шинам "Конти Брейк Контакт", все строение которых подчинено одной цели — громаднейшей эффективности замедления. Кстати, этим обоснованы их слабости: по износостойкости, долговечности, сопротивлению качению, боковой стойкости предложенный вариант был не самым наилучшим.
Рекордный "Гольф" напоминал серийный лишь отдельными агрегатами и кузовом… Вобщем, пока обращение шла о приятной демонстрации: замедление в 1,31 g (!) уже реально, не смотря на то, что цена ответа до тех пор пока безмерно высока.
Нет же, МЫ Хотим на данный момент!
Возвратимся, но, к серийным тормозам. Что нового уже показалось на машинах? Одна из главных воспримет — постепенный уход со сцены барабанных тормозов и неуклонный рост поперечника дисковых. Все правильно: требуется переводить в тепло больше энергии за все более куцее время.
Ну и Abs занесла собственную лепту: на данный момент фактически все тепло рассеивается в тормозных механизмах, а не меж шиной и дорогой. Потому диски делают вентилируемыми, изготавливают из новейших композитно-керамических материалов, не опасающихся громадных (за 1000°С!) температур. Приходится подтягиваться и тормозным жидкостям — их температура кипения с покон веков перевалила за 200°С и увеличивается.
Не считая вакуумного усилителя, за "пропиской" в серийном автомобиле обратился так именуемый "брейк эссист". Это устройство выявит критическое торможение и быстро увеличивает давление на поршень головного цилиндра независимо от решительности водителя. В отличие от многообещающей SBC, "брейк эссист" не имеет возможности перераспределять упрочнения меж колесами, а лишь "додавливает" педаль, обеспечивая включение Abs в работу.
Все же, легкий и недорогой "ассистент" иногда сокращает тормозной путь неопытного водителя на целых семь метров!
Собственную лепту занесли и шинники. Обучаясь у природы, они реализуют в покрышках эффект кошачьей лапы: при торможении серийная шина "Континенталь Премиум Контакт" помой-му расходится по асфальту, цепляясь за него большей поверхностью с кропотливо подобранным рисунком протектора.
Так, добирая где метр, где больше, удалось уменьшить тормозной путь нынешних автомобилей примерно до сорока метров со 100 км/ч и лишь внедорожникам да мини-вэнам "разрешены" излишние 5 метров.
И все таки читателям охото захотеть как возможно продолжительнее обходиться без замеров тормозного пути на дороге…
Величины тормозных и боковых сил при торможении в повороте. Слева — автомобиль с Abs, справа — с SBC.
Узлы "Сенсотроника" в автомобиле и на столе.
Многофункциональная
схема электрогидравлических тормозов — базы SBC.
Глиняние диски тормозов трудятся прямо до 2000°С!
Так тормозят на данный момент.
Просматривайте кроме этого:
- ПРОЩАЙ, ГИДРАВЛИКА?
- ПО АМЕРИКЕ НА МОТОРХОУМЕ
- Сберегать машина научит
- ДЕГУСТАЦИЯ
- 2396 неповторимых шин Michelin для Феррари 599 GTO
- 2-ые РУКИ
- Ауди S8. Большой, Подвескаивный, вэдовый
Расчет тормозного пути. тормозной путь и Скорость
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
О том, что в тормозных совокупностях вазовских автомобилей имеется «волшебник», слышали многие, но о значимости этого устройства знают не все. Оценить его действие на эффективность торможения взялись Сергей…
-
Особенный тест. Наука тормозить
Особенный тест. Наука тормозить – Персики! Находись!!! – вскрикивает супруга. Взгляд в зеркало, щелчок правым поворотником – и я пробую быстро затормозить на припорошенной песком обочине. Какое в том месте – с…
-
Рейд. Удостоверимся в надежности тормоза Мерзкая влажность
Рейд. Удостоверимся в надежности тормоза: Мерзкая влажность О «ЛОШАДКАХ» и Лошадях Инспектировать работоспособность тормозной воды в машинах отечественных людей мы решили в обычном русском городе. Выбор пал на…
-
Летние шины-2011 последние поступления
Обзор новинок намедни сезонного переобувания машин. Michelin Latitude Cross — для вседорожников Эта резина универсальная. Она вобрала в себя свойства, свойственные шинам для легковых…
-
КОМПЬЮТЕР, НАДАВИ НА ТОРМОЗА! ТЕХНИКА Посмотрим В БУДУЩЕЕ КОМПЬЮТЕР, НАДАВИ НА ТОРМОЗА! Какими лицезреют тормозные совокупности XXI века спецы известной компании Бош . Антон ЧУЙКИН 20 лет спустя….