ПАМЯТКА АРТИЛЛЕРИСТУ
ПАМЯТКА АРТИЛЛЕРИСТУ
ДЕТОНАЦИЯ
Пришедшее из латыни красивое слово «детонация» (по-отечественному – взрыв) обхватывает огромное количество явлений, без которых население почвы и по сей день помаленьку воевало бы разве что прохладным орудием. А мы, просвещенные, вон как продвинулись… Хоть какой взрыв, кроме того мирный, в базе собственной разрушительный процесс. Чуть показались движки внутреннего сгорания, инженеры тут же столкнулись с грустным фактом: в неких случаях заместо обыденного сгорания в цилиндрах происходят аномальные явления: он трудится с резкими, высочайшего тона железными стуками, теряет мощность, перегревается.
Такое отклонение от нормы назвали детонацией – ниже вы удостоверьтесь, что непопросту.
ИЛЛЮЗИЯМ ВОПРЕКИ
Кто не встречал броских описаний того, как в цилиндре от искры «взрывается» рабочая смесь! Не верьте любителям красноватого словца – при простой работе мотора никаких взрывов нет.
В то время, когда сгорание идет «как по писаному» (в книжках для студентов), давление газов на поршень изменяется плавненько, мягко – это продемонстрировано зеленоватой кривой на рис. 1. Пламя от искры свечки разбегается обычным фронтом, равномерно захватывая целый количество камеры сгорания. Скорость перемещения фронта пламени в современных движках при насыщенной турбулизации (завихрении) рабочей консистенции – до 50–80 м/с.
У размеренного сгорания собственные плюсы: оно превосходно поддается расчету, с ним легче улучшить энергопередачу газов поршням, шатунам, коленвалу, коробки, исключив перегрузку подробностей, нарушение их смазки, резвый износ, поломку, небезопасные колебания и т. д.
«Жесткость» процесса (отношение скорости нарастания давления к углу поворота коленвала) в большинстве случаев не выше 1,5–2 бар/градус. На графике (рис. 1) об этом возможно делать выводы по наклону кривых к горизонтали.
Практически целый заряд в камере сгорания обязан сгореть до этого, чем раскроется выпускной клапан, а от того, как соотносится данный процесс с углом поворота коленвала, зависят мощность, вращающий момент, экономичность мотора, поле температур и т. д. Потому искра меж электродами свечки обязана показаться ранее, чем поршень достигнет верхней мертвой точки, – это именуют опережением зажигания (см. рис. 1). Оно не может быть схожим для совсем различных режимов работы мотора и должно изменяться в широких границах.
Лучший угол опережения зажигания устанавливает автоматика – от несложной механической до современной электрической.
А на данный момент об аномальном ходе – детонации. Для острастки начнем с последствий. Они достаточно разнообразны, но больше всего достается поршням. Примеры – на фото. Механические и термические нагрузки, не смотря на то, что и действуют локально, громадные.
Кромки поршней довольно часто оплавляются, перемычки меж кольцами ломаются, достается и кольцам. Детонация повреждает и другие эксплуатация и Ремонт: поршневые пальцы, шатунные вкладыши и т. д.
Одна из событий неудачи – недостающая детонационная стойкость горючего. К примеру, бензин АИ-80 (А-76) кроме того прошлым моторам ВАЗа со степенью сжатия всего 8,5 противопоказан. Вы это, конечно, осознаёте – и на АЗС зальете АИ-92. Для моторов с еще большей степенью сжатия (9,8–10,5) нужен АИ-95.
Но кто гарантирует, что вас не надули? Время от времени в бензобак попадает тот еще коктейль!
Как мы уже отметили, смесь, воспламенившись от искры, сгорает не одномоментно. Фронт пламени равномерно приближается к далекому углу камеры сгорания (территория 2 на рис. 2), и не смотря на то, что в том месте еще ничего не пылает, температура и давление за счет «поджатия» уже сожжённой частью заряда становятся выше, что активизирует движение окислительных реакций.
В случае если горючее не владеет достаточной детонационной стойкостью, в сжатой консистенции образуются неуравновешенные хим соединения, талантливые самовоспламениться от небольшого дополнительного «толчка». Но концентрация этих соединений по количеству территории 2 неодинакова: в точке, где они менее устойчивы, происходит 1-ый локальный взрыв, около которого с громадной скоростью (до 2500 м/с) разбежится ударная волна, скачком поднимающая давление и температуру. Пробегая через другие части заряда, родные к самовоспламенению, ударная волна «» их, рождая новые волны. За фронтом каждой ударной волны, как за локомотивом, движется детонационная волна, но процесс сгорания не мгновенен, по окончании прохождения волн смесь какое-то время догорает.
Все же скорость детонационного сгорания в 10-ки раза больше обыденного (его часто так и именуют – «стремительным»).
Кстати, «частокол» на красноватой кривой (см. рис. 1) – это лишь результат реакции датчика давления на отражения и ударные волны их от стенку. Наибольшие значения давления действуют локально, а среднее действенное давление в камере меньше, чем при простом сгорании.
Результат примерно такой, как при весьма резких ударах ювелирным молоточком по поршню и головке блока – следы останутся, а двинуть с места замечательные эксплуатация и Ремонт не легко. Вот эти стуки ударных волн и слышны при детонации. При работе с высочайшей нагрузкой для неких движков допускается кратковременная (одна-две секунды) детонация. Продолжительная же ведет к такому перегреву поверхностей, образующих камеру сгорания, что поршень начинает оплавляться. Кроме этого благодаря перегрева может начаться самовоспламенение консистенции до происхождения искры – так именуемое калильное зажигание, еще более подхлестывающее детонацию. В выхлопных газах вы увидите черно-зеленый дым (вылетают частички металла) – движку финиш!
В наилучшем случае его ожидает весьма дорогостоящий ремонт.
Детонационная стойкость бензина обозначена в его октановом числе. Одновременно с этим возможность происхождения детонации находится в зависимости от конструкции мотора, так что рекомендации завода-изготовителя по части применяемого горючего проигнорировать не следует. К примеру, для мотора ЗМЗ-24-01 («Волга») со степенью сжатия 6,7 хорошим выясняется бензин АИ-80.
Но для мотора 24Д со степенью сжатия 8,2 он уже неприемлем. Нужен, как минимум, АИ-92.
Да и оборотная подмена недопустима! При низкой степени сжатия сгорание высокооктанового горючего затягивается, это приводит к перегреву выпускных клапанов а также их обгоранию. Щедрость тут неуместна – мотору 24-01 бензины с октановым числом 91 и выше лишь в ущерб.
ПОМОГИ МОТОРУ
Как быть, в случае если по окончании заправки в пути началась замечательная детонация, поменять нехороший бензин нечем, а доехать нужно?
Отыщем в памяти, что еще провоцирует детонацию. Во-1-х, увеличенная нагрузка на движок: чем посильнее открыт дроссель, тем лучше заполнение цилиндров, больше масса консистенции, сжатой в камере сгорания, выше ее температура и давление. Из этого завышенный риск детонации.
К тому же совокупность питания устроена так (ЗР, 2004, № 2), что при огромных нагрузках пара обогащает смесь чтобы получить максимум вращающего момента или мощности – такая пылает резвее и жарче, также содействуя детонации.
Каждому нужно знать об изюминках мотора. Неопытный водитель «Жигулей» атакует подъемы «внатяг» и, кроме того заслышав стуки, не сбавляет газ. Это верный способ вызвать сильную детонацию и на хорошем бензине: у нее появляется больше времени для развития.
Создадим наоборот: прикроем дроссель, а обороты повысим, перейдя на пониженную передачу.
Но это верно, лишь в случае если исправен центробежный регулятор распределителя зажигания, По другому детонация возможна и на завышенных оборотах! У моторов переднеприводных ВАЗов с высочайшей степенью сжатия (9,8–10,5) это бывает и при громаднейшей мощности – в реве мотора не каждый выделит посторонние стуки. В случае если услышал – сбавь нагрузку, мощность.
По другому говоря, отправься медленней.
Последующий фактор – угол опережения зажигания. Уменьшив его, переместим максимум давления (голубая кривая на рис. 1) правее, не давая очень вырасти поблизости ВМТ. Часть мощности утратим, но побережем движок! Электрические совокупности современных машин по сигналу датчика детонации сами корректируют УОЗ. Конечно, пока исправны.
И – в ограниченных границах. Так, на VAZ 2110 многие сознательно употребляют АИ-92 заместо АИ-95. Но от опытов с АИ-80 лучше воздержаться.
А вот прием неординарный, испытанный «бывалым» на 1,5-литровом моторе VAZ 21083: переместить зубчатый ремень относительно шкива распредвала на один зуб в сторону запаздывания газораспределения. Заполнение цилиндров усугубляется – и детонации нет.
Что еще ей содействует? Конечно, завышенная температура в камере сгорания. А она находится в зависимости от теплоотвода: малость перенагрелся мотор – и уже отвечает гулом на открытие дросселя.
Вывод: пора привести в порядок совокупность остывания.
Возможность детонации выше, в то время, когда на поверхностях, образующих камеру сгорания, большое количество нагара; он также усугубляет теплоотвод и пара увеличивает степень сжатия. Обыденный источник нагара – дешевенькие масла с высочайшей зольностью, а время от времени и бензин туманного происхождения. Накрепко избавиться от нагара, не разобрав движок, не легко – выходит, ездить на бензине и качественном масле довольно часто дешевле!
Просматривайте кроме этого:
- Рейд ЗР. Краса . страшная сила!
- БТР-80 Сон в сапогах
- Форд Carado A 464 Все собственный везу с собой
- По-стремительному
- ДОВОДИМ ПОДРУЛЕВОЙ Тумблер. ЛЕГКИМ КАСАНИЕМ.
- Хэндэ Solaris место в центре
- ТагАЗ С100 таганрогское с южнокорейским
ДОРАБОТКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ базы
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
НУЖНОЕ Воздействие ДЛЯ КПД ТЕХНИКА Термодинамика НУЖНОЕ Воздействие ДЛЯ КПД Борьба за экологию и экономию породила новое поколение неординарных движков. Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ…
-
Движки Skyactiv раскрытые резервы
Лишне растрачивать средства на новые изобретения, в случае если потенциал сегодняшних конструкций далековато не исчерпан, – так вычисляют спецы Мазда, внедрившие разработку Skyactiv. Двигатель внутреннего…
-
Разумы изобретателей безустанно рождают другие конструкции простых агрегатов. Как правило это один из главных узлов автомобиля – движок. Отделим реальность от утопии? У OPOC…
-
НЕ В ТАКТ ТЕХНИКА /ЭКЗОТИКА НЕ В ТАКТ ДВА ТАКТА, ЧЕТЫРЕ… КТО БОЛЬШЕ? ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск: по такому циклу трудятся на данный момент большинство движков…
-
95 или 92? Неплохой – ЭТО КАК? Хороший бензин – это легко: с ним машина «едет», а «пальцы не стучат». Не считая того, морозным днем движок сравнимо , по окончании заправки не…