Пятерка супермашин из СССР
Так уж исторически сложилось, что самая лучшая и прогрессивная техника в СССР рождалась, как правило, для нужд «оборонки» и аэрокосмического комплекса: стрелковое оружие, самолеты и вертолеты, подлодки и танки, баллистические и космические ракеты… Касалось это и всевозможной транспортной техники: во времена СССР строили просто невероятные аппараты, причем не только на колесах или гусеницах! Наши друзья из «АвтоВести» выбрали топ пять супермашин.
ЗиЛ-Э167
Год постройки: 1962
По легенде, в начале 60-х годов этот раскрашенный в оранжевый колер экспериментальный вездеход зиловского СКБ Грачева, проходивший испытания в Сибири, здорово напугал американцев. Их спутники-шпионы якобы засняли несколько этих машин за короткое время в сильно удаленных друг от друга местах. И спецслужбы доложили в Белый дом, что русские создали партию снегоходов для нападения на США через Серный полюс.
Аналитикам и в голову не пришло, что спутники засняли одну и ту же машину: просто она резво перемещалась по тайге за счет своей невероятной проходимости!
УВЕЛИЧИТЬ
Была ли эта история правдой или только байкой – наверняка не скажешь. Зато точно известно, что в 1961 году Московский городской Совнархоз заказал ЗиЛу пассажирский снегоболотоход особо высокой проходимости для Крайнего севера. И требования были конкретные: колесная формула 6х6, большой клиренс, гладкое днище и способность лезть по любому снегу метровой толщины с грузом в кузове.
Но из-за занятости на других проектах в конструкторском бюро Грачева про этот заказ вспомнили только через год. Зато опытный образец сделали всего за два месяца, причем ведущим конструктором проекта была женщина! И уже в январе 1963 года ЗиЛ-Э167 ("Э" значит "Экспериментальный") отправился на испытания.
За несколько лет ЗиЛ-Э167 намотал больше 20 000 тестовых километров, показывая просто сумасшедшую проходимость на всех типах бездорожья, по которой он превосходил все отечественные колесные машины (включая автомобили 8×8) и не уступал гусеничным тягачам! Особенно машина отличилась в 1965 году на зимних испытаниях в ходе строительства нефтепровода Шаим-Тюмень.
Там зиловский вездеход легко месил метровые сугробы на прокладке трасс и перевозке грузов, а также растаскивал заторы из застрявших на "зимниках" колонн автомобилей. Увы, ни советские газовики, ни Министерство обороны так и не разместили заказы на производство этого супервездехода. Единственный выпущенный тестовый образец долгие годы мыкался по углам зиловской территории, ветшал и приходил в упадок. Пока, к счастью, не попал в добрые руки – и теперь, уже отреставрированный, он изумляет посетителей Военно-технического музея в подмосковной Черноголовке.
ЗиЛ-4904
Год постройки: 1972
Вездеходы на шнекороторных движителях, сделанных по принципу винта Архимеда, известны уже давно. Первый шнекоход изобрели еще в 1868 году, а в России первый патент на такую самоходку выдали в 1900 году. Из всего наземного транспорта, проходимость шнекоходов по бездорожью близка к абсолютной – там, где все колесно-гусеничное уныло вязнет и тонет, самоходная "мясорубка" уверенно прет вперед, да еще и плавать умеет.
Но почву такой аппарат ранит нещадно, по твердым поверхностям двигаться не может и вообще настолько специфичен и узкоспециален, что их разработкой занимались очень немногие компании. Но угадайте, где был создан самый большой в мире шнекоход? Правильно, в Советском Союзе!
УВЕЛИЧИТЬ
А создали его в том же знаменитом зиловском КБ Грачева, что и ЗиЛ-Э167. Вообще, зиловцы в 60-70 годы проектировали разные шнекоходы, отличавшиеся размерами, мощность и грузоподъемностью. Но самым большим стал ЗиЛ-4904 (он же ПЭУ-3).
Единственный опытный образец построили в 1972 году, и он получился огромным: 8,5 м в длину, больше 3 м в ширину и высоту, а клиренс превышал 1 метр! Чтобы облегчить машину, кабину сделали из стеклопластика, а сами здоровенные шнеки – из легких сплавов. В итоге сам аппарат весил 7 т и имел грузоподъемность в 2,5 т. Шнеки крутили два серийных зиловских 8-цилиндровых двигателя по 180 л.с. каждый.
ЗиЛ-4906 "Синяя птица"
Год постройки: 1975-1991
Плавающий поисково-спасательный комплекс с романтическим именем "Синяя птица" — последняя и, возможно, самая известная разработка зиловского СКБ. Примечательно, что этот комплекс, предназначенный для поиска и спасения экипажей космических кораблей, состоял не из одного, а сразу из трех автомобилей.
УВЕЛИЧИТЬ
Для вывоза вернувшихся с орбиты космонавтов была создана пассажирская версия ЗиЛ-49061, которую спасатели прозвали "Салоном". Вторая – модель грузовик ЗиЛ-4906 с манипулятором (прозвище в среде спасателей – "Кран"), который вывозил на себе спускаемый аппарат. А в кузове второго "Крана" к месту посадки везли компактный и легкий плавающий шнекоход ЗиЛ-29061 с приводом от двух вазовских движков.
В случае, если спускаемый космический аппарат садился там, где даже пехота не пройдет, шнекоход снимали с грузовика – и он отправлялся за космонавтами, невзирая на любое бездорожье. А чтобы технику было хорошо видно на снегу, в степи и пустыне, все транспортные средства этого комплекса покрасили в специальный ярко-синий колер, за который ЗиЛ-4906 и ЗиЛ-49061, собственно, и прозвали "Синими птицами".
МАЗ-7907
Год постройки: 1985
Если вы думаете, что в советские годы "отжигали" только зиловские конструкторы, то позвольте вас разуверить. Не менее впечатляющие изделия рождались и в соседней Белоруссии.
Так, чудовищный двенадцатиосный (!) колесный транспортер МАЗ-7907 можно смело считать апофеозом и финальным аккордом советского монстростроения! Супергрузовик начали проектировать в Минске в марте 1983. И уже в 1985 году для испытаний на МАЗе собрали двух таких монстров, созданных специально под подвижный ракетный комплекс "Целина-2" с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 "Молодец". Здоровенная (22 м в длину) ракета весила 104 т, а с пусковым контейнером тянула примерно на 126 т. Неудивительно, что строившийся под "Молодца" МАЗ-7907 получился таким огромным: 28 м в длину, 4,1 м в ширину и 4,4 м в высоту.
УВЕЛИЧИТЬ
Впечатляют и технические решения. Например, это до сих пор единственный в мире самоходный транспортер, у которого все 24 колеса были ведущими! Причем из 12 осей 8 были сделаны поворотными, за счет чего у огромной "сороконожки" радиус разворота составлял всего 27 метров. Силовая установка и трансмиссия тоже были уникальны для такого типа машин. У танка Т80 был позаимствован газотурбинный двигатель, форсированный до 1250 л.с.
Он крутил генератор, а тот питал тяговые электромоторы – по одному на каждое из 24 колес! Правда, максимальная скорость этого колосса составляла всего 25 км/час.
МАЗ-7904
Год постройки: 1983
Конечно, 12-осный МАЗ-7907 способен впечатлить любого, но у него был еще более эффектный брат-предшественник – экспериментальное колесное шасси МАЗ-7904 с колесной формулой 12х12. Единственный опытный образец собрали в 1983 году, но до сих пор до конца неясно, для чего именно проектировался сей громадный механизм. По одной версии, его тоже строили под ракету "Молодец". По другой – для сбора по казахстанским степям отработавших блоков первой ступени ракеты "Энергия". По третьей гипотезе, МАЗ-7904 делали под программу "Энергия-Буран" для перевозки блоков ракетной системы на сборку.
УВЕЛИЧИТЬ
В любом случае, какой бы ни была причина создания МАЗ-7904, его размеры и характеристики до сих пор поражают! Махина собственной массой 140 тонн и габаритами 32,2х6,8х3,45 метра обладала грузоподъемностью в 220 тонн, то есть более, чем в полтора раза выше своей снаряженной массы! В движение исполина приводил корабельный дизельный мотор V12 объемом 42 л и мощностью в 1500 л.с.
Он крутил колеса через две 4-ступенчатые гидромеханические коробки и ступичные планетарные редукторы. На борту был и второй двигатель – 8-цилиндровый 330-сильный турбодизель ЯМЗ-238 работал как привод гидронасоса руля, компрессора тормозной системы и других вспомогательных агрегатов.
УВЕЛИЧИТЬ
МАЗ-7904 был одним из главных секретов советского автопрома. Его даже обкатывали и испытывали ночью, сверяясь с графиком пролета шпионских спутников – чтобы не засекли! В начале 1984 года транспортер доставили для испытаний на Байконур.
И после нескольких тысяч тестовых километров по казахстанским степям стало ясно – МАЗ-7904 с грузом слишком неповоротлив (радиус разворота составлял 50 м) и тяжел, и из-за огромных осевых нагрузок (по 60 тонн на ось) элементарно тонет на слабых грунтах.