По прозвищу чита
По прозвищу "чита"
Машина была непохожа не только только на «москвичи», «победы», ЗИМы, да и на иномарки, которых было большое количество по окончании войны на улицах столицы. Капота в первых рядах, вычисляй, нет, в салоне – три последовательности сидений, как в ЗИМе, а звук мотора доносится из «хвоста»! Удивление тех, кому посчастливилось узреть это волшебство, было сопоставимо лишь с гордостью его создателей.
Так как основной идеолог автомобили Юрий Ааронович Долматовский шел к ней фактически 15 лет.
Идея автомобиля вагонной сборки потряхивала разумы конструкторов еще с 1920-х. В такой машине возможно рациональнее применять внутреннее место, ну и исходя из убеждений аэродинамики кузов имел преимущества. Это еще в 1920-х обосновали совместные изучения германского инженера Эдмунда Румплера и 1-го из германских университетов.
Среди 1930-х заднемоторный «вагон» выстроили на базе «Мерседес-Бенца 170 H» (ЗР, 2005, № 10). гонщик и Известный конструктор Андре Дюбонне сделал неординарный автомобиль, по форме напоминающий рыбу: без капота, но с плавником на заднем скате крыши – для стойкости и обтекаемости в поворотах. Под плавником скрывался серийный мотор «Форд».
Эти автомобили, сложные технологически и настороженно принимаемые публикой, так и остались примерами (на данный момент сказали бы – концепт-карами). Но на юных русских инженеров, скупо рассматривающих фото в попадавших им забугорных журнальчиках, они создавали большое воспоминание. В 1936-м совместно с А. Пельтцером (в будущем – создателем рекордных машин «Звезда») и Б. Поповым Долматовский проектировал заднемоторный автомобиль, нареченный по первым буковкам фамилий конструкторов – ПДП.
Как обидно бы это не звучало, потом древесного макета дело не пошло. А возвратиться к схожему проекту Долматовский сумел лишь по окончании войны.
В 1948-м он совместно с В. Арямовым и на данный момент. Терентьевым сделал макет модернизированной «Победы». Либо сам проект (хоть и не принятый к производству) приглянулся кому-то «наверху», либо сотрудники НАМИ уверили руководство, ссылаясь на фуррор серийных заднемоторных (сперва «Фольксвагена-Татры» и «Жук»), но санкцию на создание такового макета дал сам помощник министра В. Гарбузов. Сроки твёрдые: год – на проект, год – на постройку эталона.
«Наблюдать в будущее – так смело!» – решили конструкторы. Для автомобили с индексом НАМИ-013 практически все делали в первоначальный раз. Подвески всех колес – независящие, позади – торсионная.
Колеса – 13-дюймовые, чтобы не отымать большенными арками место в салоне. Выстроили умелый эталон всецело нового мотора – оппозитного четырехцилиндрового со степенью сжатия 9,5 и впрыском горючего в коллектор – а также автоматическую коробку!
Дизайн выбирали на конкурсной базе. Собственные макеты внесли предложение Шишкин, Арямов, Долматовский. В декабре 1950-го автомобиль еще воображал собой трубчатый каркас с целлулоидными панелями, более-менее защищающими водителя. На такой машине решили совершить пробную поездку по местности университета. Выдумка чуть ли не обернулась провалом: спуская автомобиль талью со второго этажа, его… уронили. К счастью, с мельчайшим вредом.
Поездка все-же произошла.
Работа шла совсем не гладко. Скажем, простая вещь – тормозные барабаны. Но 13-дюймовые, изготовленные на заказ (таких малеханьких в СССР не создавали), лопались.
Довести экспериментальный мотор не успевали. Поставили модернизированный агрегат от «Победы» ГАЗ-М20, мощность которого подняли на 13 л.с. – до 63,5 л.с. В то время, когда машину, в итоге, одели в кузов, в первых же поездках движок стал перенагреваться.
Было нужно, внимательно приглядевшись к чехословацкой «Татре», поставить замечательнейший вентилятор.
Неординарный кузов позвал у служащих университета ассоциацию с обезьянкой из пользующегося популярностью в те годы фильма «Тарзан». К НАМИ-013 быстро наклеилось прозвище «Чита». В 1951-м на автомобиле совершали недлинные поездки по окраинам Москвы.
А летом 1952-го предприняли и поболее дальние пробеги: на Столичное море, позже в Горьковатый и Ленинград.
Итак, задание министерства выполнено. Пора демонстрировать автомобиль научному совету университета: ему решать судьбу проекта. Точно, кроме того самые жаркие головы осознавали: серийным автомобилю не стать, но живописцы и конструкторы возлагали надежды, что увлекательный опыт не пропадет. НАМИ-013, по их воззрению, все таки имел возможность (конечно, по окончании доработки) стать базой нового русского автомобиля.
Основной инженер НАМИ Лялин, одобрив работу, советовал продолжать ее. К удивлению создателей «Читы», категорически против выступил основной конструктор НАМИ, прошедший основной ГАЗа Липгарт. Возможно, предпосылкой тому стала фактическая ссылка и недавняя опала Андрея Александровича из Горького в Миасс. По окончании погибели Сталина Липгарта направили в НАМИ, но такие повороты судьбы всецело способны отбить тягу к новшеству.
А возможно, Андрею Александровичу было нужно не по нраву, что «Читу» ассоциировали с ГАЗ-12 ЗИМ – последним горьковским автомобилем, в разработке которого он учавствовал.
А с чем еще ассоциировать? Ни российских, ни забугорных аналогов у НАМИ-013 не было! При фактически той же, что и у ЗИМа вместимости, «Чита» была длиной всего 4900 мм – на 450 мм меньше и на 500 кг легче ГАЗ-12. Тесты показали: на 100 км НАМИ-013 расходует в среднем 13,5 л бензина, ГАЗ-12 – 16–17 л..
А громаднейшая скорость «Читы» – 130 км/ч – была на 5 км/ч выше. Все же точка зрения оппонента взяла верх. агрегаты и Узлы с автомобили сняли, каркас и кузов – порезали.
Скрывать макеты в СССР было не принято. Наоборот, о их вовсю ведали в прессе. За которой, кстати, внимательно замечали и иноземцы.
В июле 1955 года британский журнальчик «Мотор» охарактеризовал «Читу» как «пример передового технического мышления».
Годом позднее мир заметил «ФИАТ-600 Мультипла», в действительности – 1-ый серийный мини-вэн на базе малогабаритного заднемоторного автомобиля. В 1957-м в серию отправился вагончик БМВ-600. Конечно, эти автомобили не были прямым заимствованием мыслях, заложенных в НАМИ-013, – стремительнее доказательством, что путь, по которому, совсем не отставая от западных сотрудников, шли русские конструкторы, сулил возможность.
Кстати, в СССР среди 1950-х имел возможность показаться малогабаритный вагончик работы НАМИ – «Белка». Да и он поделил судьбу модели 013 (ЗР, 2005, № 2).
На рубеже 1950-х показались еще больше родные «Чите» «чужестранцы». В 1959-м – макет «Рено-900» с мотором в длинноватом хвосте. В том же году один из управляющих итальянского ателье «Гиа» Луиджи Сегре привез в Москву макет – макет «Селена». Опять же, сильно напоминающий НАМИ-013. Дизайн, конечно, более современный, респектабельный.
Ну, так В первую очередь работы над «Читой» прошло 10 лет! Кстати, Сегре подарил «Селену» русским дизайнерам и конструкторам – в знак, как тогда писали, «общности идей». Некое время «итальянку» хранили в музее Мосгортранса, сейчас она – в запасниках Политехнического.
Среди 1960-х неугомонный Долматовский снова трудился над заднемоторным вагончиком. Но машина ВНИИТЭ-такси (Всесоюзный НИИ технической эстетики) заслуживает отдельного рассказа…
Превосходно, что от «Читы» остались хотя бы старенькые фото да пара древесных макетов – из тех, что более полвека вспять принимали участие в конкурсе. как следует были изготовлены Ю.А. Долматовский около автомобили, в создание которой положил большое количество сил.В сопоставлении с «Читой» ГАЗ-12 ЗИМ проигрывал по практически всем черт.Под действием мыслях Долматовского в конце 1950-х художник НАМИ Эдуард Молчанов нарисовал набросок представительского автомобиля с задним движком.
В русской истории было весьма малость конструкций, опередивших время. НАМИ-013 – из таких.«ФИАТ-600 Мультипла» – 1-ый серийный заднемоторный мини-вэн.Создатели прототипа-макета «Гиа-Селена» не скрывали: их вдохновили работы русских дизайнеров.
Просматривайте кроме этого:
- Ауди A6. Его превосходительство
- Cadillac Escalade. В полном размере
- Fiat Punto, Fiat Palio. ДВА БРАТА, ДВА ФИАТА
- В Москве прошло ралли на «классике»
- Ягуар отметил 50-летие известного E-Type автопробегом хозяев Ягуар по Санкт-Петербургу
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ «ЗА РУЛЕМ»
- МАШИНА ИЗ КОПИЛКИ
RESTAURO FIAT 600 MULTIPLA DEL 1965
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ВРЕМЯ — Столичное Мы уже привыкли к этому, как к смене лета в осеннюю пору: финиш августа в Москве — пора наибольшей в Российской Федерации авто выставки, в особенности увлекательной в нечетные годы. Столица…
-
Перевоплощения ЧЕБУРАШКИ 1-ый ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ ИЗ ТОЛЬЯТТИ Сейчас не легко сообщить, кому — директору ли ВАЗа Полякову или главному конструктору Соловьеву пришла мысль заняться…
-
НИКАКИХ СЮРПРИЗОВ ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКАКИХ СЮРПРИЗОВ Итак, позади еще три месяца эксплуатации отечественного авто парка. Как продемонстрировала себя техника в зимние месяцы? Проанализируем пачку официальных…
-
Феноменальная снаружи, фактически напичканная самыми передовыми разработками, в 2003 году “пятерка” с заводским индексом E60 стала практически во всем революционной. Как это отразилось на…
-
Ретро. К мотору в корме! Прекрасный округленный кузов скрывал легкую трубчатую хребтовую раму, движок и независящие подвески… расположенный позади. До дебюта серийного КДФ, позднее названного…