ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПРЕЖНЕЕ
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
Известная "ТАТРА" ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ
Послевоенная Москва лицезрела всякие автомобили: стрекочущие, дымящие ДКВ (острословы расшифровывали: дурачина, кто придумал), прочные, безотказные БМВ, стильные "мерседесы", величавые "хорьхи". Но данный автомобиль смотрелся вторженцем кроме того не из другого мира, а с другой планетки. Обтекаемый кузов с диковинным плавником-килем на крыше, ветровое стекло из 3-х частей, три фары — не то дирижабль, не то катер.
Прохожие просили открыть капот и с удивлением обнаружили, что позади (!) стоит V-образная "восьмерка" воздушного остывания…
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
70 годов назад на заводе "Татра" в городе Копрживнице выстроили 1-ый макет с "аэродинамическим" — обтекаемым — кузовом. Для него шеф-конструктор компании Ганс Ледвинка избрал двухцилиндровый движок воздушного остывания — подобные агрегаты превосходно зарекомендовали себя на прошлых "татровских" моделях 11 и 12 (ЗР, 1998, № 4). Но мотор тут расположили позади. Через два года показалась экспериментальная "Татра-V570", а на Британском мотор-шоу показали модель 75 "Фицморис", нареченную так в честь британского дилера "Татры".
Машина с V-образным 4-х цилиндровым "воздушником" имела достаточно обыденную наружность, как словно бы намерено, чтобы больше изумить готовящейся сенсационной премьерой.
Она произошла в Париже в осеннюю пору 1934-го. "Татра-77" (такой индекс взяла дебютантка) поражала не только только неординарным, авангардным дизайном. Подвеска всех колес была независящая, на поперечных рессорах. Трехлитровый мотор V8 воздушного остывания мощностью 60 л. с. и четырехступная коробка с дифференциалом размещались в задней части просторного кузова.
За год выстроили всего 100 5 автомобилей. Кого-либо отпугивала цена (модель, конечно, была недешевой), кого-либо — необычность конструкции. Последующую модернизированную версию "77а" оснастили 70-сильным мотором, пара поменяли кузов.
Ледвинке и дизайнеру "Татры" Эриху Уберлакеру удалось довести на ней коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до 0,212! Нестандартный вид дополняли панорамное, из 3-х частей, ветровое стеклом и 3-я фара. И все таки не "70 седьмая" стала вершиной "Татры".
Самой известной моделью, прославившей марку далековато за пределами Европы и поразившую послевоенную Москву, стала "Татра-87".
"Татру-87" понемногу собирали кроме того на протяжении войны — машина пришлась по нраву германским офицерам. По драматичности судьбы в 1946-м именно дюжиной "татр" оснастили подразделение британской разведки, которое разыскивало прячущихся нацистских преступников.
Более всего прославил "восемьдесят седьмую" узнаваемый пробег журналистов и испытателей Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, где машина продемонстрировала изумительную надежность и крепкость. В конце 1940-х они пересекли Африку с севера на юг, проехав в том месте, где до "татровских" вообщем не катились авто колеса. Достигнув мыса Хорошей Надежды, путники телеграфировали в Прагу: "Воздушное остывание сохранило нам жизнь в пустыне".
Ганзелка и Зикмунд большое количество путешествовали и позднее, среди них и по СССР, посетили редакцию "За рулем" (журнальчик публиковал их путные очерки). Кстати, движок "Татры-87" стал храбрецом неординарного рекорда. Особенный поезд с обтекаемым локомотивом, преодолевший в 1936-м 397 км от Праги до Братиславы с остановкой в Брно всего за 4 часа 51 минутку, был обустроен 2-мя "татровскими" V8.
Модель делали до 1950-го. Всего было собрано чуток больше 3000 автомобилей: они разбежались по миру — от Швеции до Аргентины. На их ездили президенты Чехословакии Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий, звезды чешской эстрады, автомобиль попал кроме того в гараж известного кузовного маэстро Нуччо Бертоне.
Один южноафриканский банкир предлагал Ганзелке и Зикмунду за "Татру" два "Линкольна".
Меньше подфартило младшей сестре "87-й" — модели 97. Выпуск недорогой автомобили с 40-сильной "четверкой" начали в 1937-м. 2-мя годами позднее ее выставили на Берлинском автомобильном салоне, а не так долго осталось ждать сняли с производства.
Поговаривали — по приказу Гитлера, посчитавшего чехословацкий автомобиль соперником "Фольксвагену".
В 1946-м показался макет "Татры-107" — наследницы "97-й". Машина вышла неудачной. Конструкторам было нужно советоваться с Ледвинкой, что в то время посиживал в кутузке (в годы оккупации он был директором завода). Доработанную модель под именованием "600 Татраплан" начали производить в 1947-м. 2-мя годами позднее кузовное ателье "Содомка" сделало единственный автомобиль с откидным верхом — в качестве подарка И. В. Сталину на 70-летие. Кстати, генералиссимусу привезли и стандартную "87-ю" (машина Меркулова попалась на глаза и весьма приглянулась Светлане Аллилуевой).
Вобщем, сам "папа народов" к машинам был индифферентен.
"Татру-600&в первых рядах; недолго производили в Млада-Болеславе на заводе "Шкода". Машина оказала на конструкторов завода такое действие, что пара следующих десятилетий все легковые "шкоды" делали заднемоторными.
…Сперва лета 1941-го папа забрал Рэма Меркулова в командировку в Белоруссию. В том месте столичный старшеклассник в первоначальный раз заметил поразительный автомобиль, на котором ездил командующий армейским округом. Это была "Татра-77". Рэм втюрился в машину с первого взгляда, но, конечно, никак не имел возможности считать, что спустя несколько лет, в 1945-м, сам сядет за руль более идеальной "Татры-87". Автомобиль 1940 года попал в Москву из Германии совсем новым, с пробегом всего…
34 км. По окончании нудной тысячекилометровой обкатки Рэм удалил из-под двухкамерного карбюратора ограничитель и, выехав на пустынное шоссе, вдавил педаль акселератора в пол. В то время, когда стрелка спидометра достигнула отметки 160 (!), будущий армейский летчик скинул скорость: показалось чувство, что отрываешься от почвы.
Устройство автомобили Рэм постигал сам, бывало, на неприятном опыте. В один красивый момент по совету умелых водителей залил в коробку свежайший нигрол. Ударил холод, задние колеса отказались крутиться — не так долго осталось ждать агрегат было нужно выбирать.
Коробку с отдельным маслонасосом нужно было заправлять лишь моторным маслом…
…"Татра-87" превосходно доходила для далеких путешествий. Замечательнейший движок, просторный салон, в дополнительном багажнике за задним сидением умещался взрослый человек (испытано!). Единственный недочет — слабенькая "печка". Воздуха, нагреваемого выпускной совокупностью, для отечественных зим мало.
Но летом в Крыму "Татра" гордо обходила закипавшие на серпантинах "победы" и "москвичи". На пустынном черноморском берегу машину задержали пограничники, без шуток подозревая, что такой "аппарат" способен уплыть за границу…
… По окончании пробега за 200 тыщ на "87-й" поменяли поршневые кольца и расточили цилиндры (их на "Татре" возможно снимать по одному). Токарь ворчал: "Что за цилиндры у ваших байков? Ни один резец не берет!"
Более жёсткого ремонта за полмиллиона км автомобиль не востребовал. Обладатель иногда меняет манжеты и тормозные накладки да обрабатывает шерстяной потолок… нафталином. Машина не растеряла ни ходовых особенностей, ни возможности поражать кроме того вкусивших вкус автолюбителей диковинной конструкцией, базы которой в Копрживнице заложили 70 годов назад.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ
РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА
ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.
Макет "Татра-V570" 1933 года (движок 2-цилиндровый, 855 см3).
"Татра-77" достигала 145 км/ч, расходуя в среднем 15 л бензина на 100 км.
"Татру-603" производили с 1956 по 1974 год. Пара автомобилей собрали специально для фаворитов соцстран. Белую как снег "Татру" Фиделя Кастро кроме того снабдили кондюком.
"Татра-87" в Африке. Данный рейд положил начало традиции, которую "татры" — на данный момент уже грузовые — поддерживают по сию пору. А книжка Ганзелки и Зикмунда "реальности и Африка грёз" о путешествии 1947-1948 гг. выдержала огромное количество переизданий, а также на русском, и кроме этого взяла продолжение.
Просматривайте кроме этого:
- ИЖ-2126 4х4. Зимний период НЕ ИЖДИВЕНЕЦ
- ЭКОЛОГИ С ГРОМАДНОЙ ДОРОГИ .
- Контролируем маневренность Хэндэ Solaris
- ПРОВОДА и ВОДОРОД
- ДЕТКА, ЭТО GLIDE. SUPER GLIDE
- Кения без сафари
- Тоета Королла Verso. Такая нужна самому!
АВО — аппарат воздушного охлаждения
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
НОВИНКИ 10-го СЕМЕЙСТВА ТЕХНИКА НОВИНКИ 10-го СЕМЕЙСТВА 10-ка . У всех она приводит к различным чувствам: кто-то ворчит по поводу ее формы, кто-то с досадой напоминает, что 1-ые эталоны…
-
Ауди A2. МЛАДШИЙ В СЕМЕЙСТВЕ ТЕХНИКА /ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗНАКОМСТВО c Ауди A2 МЛАДШИЙ В СЕМЕЙСТВЕ Дюралевый КУЗОВ КАК ФИРМЕННОЕ БЛЮДО Audi Готовый к производству Audi А2 был представлен публике на…
-
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ Хозяев АНКЕТА ПОРТРЕТ НА ФОНЕ Хозяев Вешнее шоссе вольно. Лишь иногда проносящиеся встречные додают в кровь толику адреналина. в первых рядах замаячила вторая машина -…
-
Семейство ВАЗ-2110 в подробностях. Борьба противоположностей
Семейство ВАЗ-2110 в подробностях. Борьба противоположностей ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1995 год. Начало производства автомобиля VAZ 2110. Движки – бензиновые, Р4, 8-клапанные 1,5 л, 51 кВт/69 л.с. и 53 кВт/ 72…
-
Семейство Форд Фокус Наводим на фокус
Семейство Форд Фокус: Наводим на фокус ГЛАЗА РАЗБЕГАЮТСЯ Малость найдется массовых моделей, предлагающих так обеспеченный выбор. Четыре кузова, не считая купе-кабриолета и заряженной…