Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097(сдача экзамена в ГИБДД)
Содержание статьи
1 Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 г. Москва «О допуске к управлению транспортными средствами» 2 Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений 2.1 I. Неспециализированные положения 2.2 II. Проведение экзаменов 2.3 III. Выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений 3 IV.
Обмен зарубежных водительских удостоверений 4 Приложение N 1 к Правилам 5 Приложение N 2 к Правилам 6 Приложение N 3 к Правилам 7 Трансформации, каковые вносятся в распоряжение Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 8 Приложение к распоряжению
Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 г. Москва «О допуске к управлению транспортными средствами»
Опубликовано: 31 октября 2014 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6522
Начинает действовать :8 ноября 2014 г.
В соответствии со статьей 25 закона «О безопасности дорожного перемещения» Правительство РФ постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений;
трансформации, каковые вносятся в распоряжение Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного перемещения» (Собрание актов Правительства и Президента РФ, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства РФ, 1996, N 3, какое количество.
184; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст.
5733; 2010, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780; 2013, N 31, ст. 4218; N 52, ст.
7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707).
2. Признать потерявшими силу акты Правительства РФ по списку в соответствии с приложению.
3. Министерству внутренних дел РФ в 4-месячный срок утвердить административный регламент по предоставлению национальной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
4. Абзац второй пункта 7 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных настоящим распоряжением, начинает действовать по окончании одного года по окончании дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Примьер-министр РФ Д. Медведев
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений
I. Неспециализированные положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения экзаменов на предоставление особого права на управление транспортными средствами соответствующих входящих и категорий в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного перемещения» (потом — экзамены, право на управление транспортными средствами), определяют состав технических средств контроля, предназначенных с целью проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, и устанавливают порядок выдачи русских национальных и интернациональных водительских обмена и удостоверений зарубежных национальных и интернациональных водительских удостоверений на российские национальные и интернациональные водительские удостоверения (потом — обмен зарубежных водительских удостоверений).
2. Проведение экзаменов, выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений и обмен зарубежных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Госинспекции безопасности дорожного перемещения МВД РФ, на каковые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче русских национальных и интернациональных водительских удостоверений и обмену зарубежных водительских удостоверений (потом — подразделения Государственной автоинспекции).
3. Проведение экзаменов у лиц, неизменно живущих в РФ, выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений и обмен зарубежных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Государственной автоинспекции по месту обращения указанных лиц.
Проведение экзаменов у лиц, временно живущих или временно пребывающих на территории РФ, выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений и обмен зарубежных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Государственной автоинспекции, расположенных в пределах субъекта РФ, в котором указанные лица временно живут или временно пребывают.
4. При отсутствия в подразделении Государственной автоинспекции по месту обращения лица возможности проведения экзаменов на предоставление особого права на управление транспортными средствами отдельных категорий либо подкатегорий и выдачи интернациональных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в подразделениях Государственной автоинспекции, имеющих возможность их осуществления.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, режиме работы подразделений Государственной автоинспекции и видах осуществляемой ими деятельности размещаются с применением информационно-телекоммуникационной сети Интернет в федеральной национальной информационной совокупности «Единый портал национальных и муниципальных одолжений (функций)» (www.gosuslugi.ru), на сайте МВД РФ (www.mvd.ru) и его территориальных органов на региональном уровне, на сайте Государственной автоинспекции (www.gibdd.ru), и на информационных стендах подразделений Государственной автоинспекции и в средствах массовой информации.
5. последовательность и Сроки исполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей русских национальных и интернациональных водительских удостоверений и обменом зарубежных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению национальной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений МВД РФ.
II. Проведение экзаменов
6. Экзамены складываются из теоретического и практических экзаменов — экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения.
Экзамены принимаются в следующей последовательности:
а) теоретический экзамен;
б) экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством;
в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения.
7. Экзамены проводятся уполномоченными чиновниками подразделений Государственной автоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов (потом — экзаменаторы), каковые достигли возраста 25 лет и имеют:
высшее образование; право на управление транспортными средствами тех категорий либо подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены; стаж управления транспортными средствами не меньше 5 лет.
8. Экзаменатор, имеющий право на проведение практических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «А», кроме этого может проводить экзамены на право управления транспортными средствами подкатегории «А1? и подкатегории «В1? с мотоциклетной посадкой либо рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1? (не считая транспортных средств с мотоциклетной посадкой либо рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1?, категории «D» — подкатегории «D1?, категории «СЕ» — подкатегории «С1Е» и категории «DE» — подкатегории «D1E».
Экзаменатор, имеющий право на проведение практических экзаменов на право управления транспортными средствами любой из указанных категорий либо подкатегорий, кроме этого может проводить экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством категории «М».
Квалификационные требования к экзаменаторам разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел РФ.
9. Для лиц, желающих взять право на управление транспортными средствами соответствующих категорий либо подкатегорий (потом — кандидаты в водители), проводятся:
а) теоретический и практические экзамен — экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством и экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения — на категории «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегории «C1?, «D1?, «C1E» и «D1E».
Если кандидаты в водители удачно сдали квалификационные экзамены по проверке теоретических первоначальных навыков и знаний управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1?, «D1?, «С1Е» и «D1E» в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей программы опытного обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (потом — организация, осуществляющая образовательную деятельность), проводится лишь экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения при условии, что:
квалификационные экзамены совершены с учетом требований, предусмотренных пунктами 12, 13 и 15 настоящих Правил, наряду с этим проверка начальных навыков управления транспортными средствами совершена на автоматизированном автодроме;
квалификационные экзамены совершены в присутствии экзаменатора. Наряду с этим ответ о направлении экзаменатора в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, принимается по результатам проводимой подразделением Государственной автоинспекции 6-месячной оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, начиная со дня поступления соответствующей заявки организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экзаменатор направляется в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, если по результатам совершённой оценки количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по проверке теоретических знаний, образовывает более 80 процентов общего числа лиц, сдававших экзамен, а количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по начальным навыкам управления транспортными средствами, — более 70 процентов общего числа лиц, сдававших экзамен.
Порядок сотрудничества с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и направления экзаменатора определяется Министерством внутренних дел РФ;
б) теоретический экзамен — на категории «Тm» и «Тb»;
в) экзамен и теоретический экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством — на категории «А» и «М» и подкатегории «А1? и «В1?;
г) экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством (проводится на транспортном средстве соответствующей категории и подкатегории с механической трансмиссией) — для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами с автоматической трансмиссией и освоивших программы увеличения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий с автоматической трансмиссией.
10.
Экзамены проводятся с применением технических средств контроля. Состав технических средств контроля, предназначенных с целью проведения экзаменов, и требования к указанным техническим средствам и условия их применения указаны в требованиях к техническим средствам навыков управления и контроля знаний транспортными средствами кандидатов в водители в соответствии с приложению N 1.
11.
Кандидат в водители, не сдавший один из предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил экзаменов, к следующему экзамену не допускается, повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения прошлого.
Для кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.
Кандидат в водители, сдавший теоретический экзамен, допускается к сдаче практических экзаменов — экзамену по начальным навыкам управления транспортным средством и экзамену по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения в течение последующих 6 месяцев.
12.
Теоретический экзамен принимается с применением автоматизированной совокупности (аппаратно-программного комплекса) на базе набора экзаменационных задач, организованных в экзаменационные билеты.
Содержание набора экзаменационных задач определяется Министерством внутренних дел РФ.
При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители:
а) Правил дорожного перемещения РФ;
б) Главных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей чиновниковов по безопасности дорожного перемещения;
в) законодательства РФ в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного перемещения, и уголовной, административной и гражданской ответственности водителей транспортных средств;
г) баз надёжного управления транспортным средством;
д) порядка оказания первой помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
13.
Экзамен по начальным навыкам управления транспортным средством проводится на автодромах, а также автоматизированных, и закрытых площадках, требования к каким предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам.
При проведении указанного экзамена у кандидата в водители проверяются начальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории либо подкатегории методом исполнения следующих испытательных упражнений:
а) начало и остановка перемещения на подъеме в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «В», «С» и «D» и подкатегорий «В1?, «С1? и «D1?;
б) маневрирование в ограниченном пространстве;
в) маневрирование и движение задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1?;
г) остановка и торможение при перемещении на разных скоростях, включая экстренную остановку, в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1?;
д) парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
е) парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «С» и «СЕ» и подкатегорий «С1? и «С1Е»;
ж) остановка для надёжной посадки либо высадки пассажиров;
з) расцепление и сцепление либо повторное сцепление и расцепление прицепа с тягачом в случаях проведения экзамена на транспортных средствах категорий «BE», «СЕ» и «DE» и подкатегорий «С1E» и «D1E»;
и) въезд в бокс задним ходом, за исключением случаев проведения экзамена на транспортных средствах категорий «М» и «А» и подкатегории «А1?;
к) проезд регулируемого перекрестка (для автоматизированных автодромов).
14. Экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения, в соответствии с приложению N 2.
15.
Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, применяемым с целью проведения практических экзаменов, в соответствии с приложению N 3.
При наличия у кандидата в водители медицинских ограничений и (либо) медицинских показаний к управлению транспортными средствами, подтвержденных соответствующим медицинским заключением о наличии (об отсутствии) у водителей (кандидатов в водители) транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний либо медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (потом — медицинское заключение), практические экзамены проводятся на транспортных средствах, оборудованных особыми приспособлениями или имеющих определенные конструктивные чертей в соответствии с имеющимся медицинским заключением.
По желанию кандидата в водители с нарушениями функции слуха проведение экзаменов может осуществляться в присутствии сурдопереводчика.
16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий с целью проведения теоретического экзамена и (либо) экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с применением учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Порядок определения соответствия условий с целью проведения теоретического экзамена и (либо) экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям настоящих Правил определяется Министерством внутренних дел РФ.
17.
К сдаче экзаменов допускаются предусмотренные статьей 26 закона «О безопасности дорожного перемещения» лица, достигшие установленного данной статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в соответствии с правилами соответствующее опытное обучение.
18. Для выдачи и сдачи экзамена российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляются следующие документы:
а) заявление;
б) паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение (при наличии);
д) документ, подтверждающий прохождение в соответствии с правилами соответствующего опытного обучения по программам опытного обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
е) письменное согласие законных представителей (своих родителей, усыновителей либо попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в правовом поле РФ, — при, в то время, когда заявителем есть лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица всецело здоровым (эмансипация) либо вступления его в брак в порядке, установленном законодательством РФ.
19. Заявление возможно подано в электронной форме через федеральную национальную информационную совокупность «Единый портал национальных и муниципальных одолжений (функций)» либо региональные порталы национальных и муниципальных одолжений (функций).
Заявление в электронной форме подписывается несложной электронной подписью заявителя. Оригиналы документов подлежат предоставлению при личном обращении заявителя в подразделение Государственной автоинспекции.
Сведения о документах, подтверждающих уплату заявителем национальной пошлины, запрашиваются подразделением Государственной автоинспекции с применением совокупности межведомственного электронного сотрудничества. Документ об уплате национальной пошлины возможно представлен заявителем самостоятельно.
20. По окончании рассмотрения представленных документов кандидату в водители назначаются место, время и дата проведения экзаменов.
21. Основаниями для отказа в приеме документов и заявления, нужных с целью проведения экзаменов, выдачи российского национального и международного обмена и водительского удостоверения зарубежного водительского удостоверения являются:
а) отсутствие документов, представление которых предусмотрено настоящими Правилами;
б) представление документов с истекшим сроком действия, за исключением водительского удостоверения;
в) наличие в представленных документах записей, выполненных карандашом либо имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, и отсутствие в них нужных сведений, автографов, печатей.
22. Об отказе в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене зарубежного водительского удостоверения должностное лицо подразделения Государственной автоинспекции обязано в соответствии с правилами сказать заявителю в письменной форме с указанием обстоятельств отказа.
23. Основаниями для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене зарубежного водительского удостоверения являются:
а) обращение по вопросам допуска к сдаче экзаменов лица, не соответствующего требованиям, установленным пунктом 17 настоящих Правил;
б) обращение по вопросам выдачи российского национального и международного водительского удостоверения, обмена зарубежного водительского удостоверения лица, не соответствующего требованиям, установленным пунктом 26 настоящих Правил;
в) наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами;
г) представление документов, не соответствующих требованиям законодательства РФ, и содержащих недостоверную данные;
д) представление документов, имеющих показатели подделки, и находящихся в числе потерянных (похищенных).
III. Выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений
24.
В РФ выдаются российские национальные и интернациональные водительские удостоверения, соответствующие требованиям интернациональных соглашений РФ.
Образцы русских национальных водительских удостоверений и образцы интернациональных водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел РФ.
25. Российские национальные и интернациональные водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих входящих и категорий в них подкатегорий:
а) категория «А» — мотоциклы;
б) категория «В» — машины (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная большая масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, кроме сиденья водителя, не превышает 8, машины категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого не превышает 750 килограммов, машины категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что неспециализированная разрешенная большая масса для того чтобы состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
в) категория «С» — машины, за исключением машин категории «D», разрешенная большая масса которых превышает 3500 килограммов, машины категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого не превышает 750 килограммов;
г) категория «D» — машины, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, кроме сиденья водителя, машины категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого не превышает 750 килограммов;
д) категория «BE» — машины категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки, машины категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что неспециализированная разрешенная большая масса для того чтобы состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
е) категория «СЕ» — машины категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов;
ж) категория «DE» — машины категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов, сочлененные автобусы;
з) категория «Тm» — трамваи;
и) категория «Тb» — троллейбусы;
к) категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы;
л) подкатегория «А1? — мотоциклы с рабочим количеством двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров, и большой мощностью, не превышающей 11 киловатт;
м) подкатегория «В1? — трициклы и квадрициклы;
н) подкатегория «С1? — машины, за исключением машин категории «D», разрешенная большая масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов, машины подкатегории «С1?, сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого не превышает 750 килограммов;
о) подкатегория «D1? — машины, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8, но не более 16 сидячих мест, кроме сиденья водителя, машины подкатегории «D1?, сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого не превышает 750 килограммов;
п) подкатегория «С1Е» — машины подкатегории «С1?, сцепленные с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что неспециализированная разрешенная большая масса для того чтобы состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов;
р) подкатегория «D1E» — машины подкатегории «D1?, сцепленные с прицепом, что не рекомендован для перевозки пассажиров, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что неспециализированная разрешенная большая масса для того чтобы состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.
26. Российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 закона «О безопасности дорожного перемещения» возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, удачно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
27. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, в случае если иное не предусмотрено законами .
Российское национальное водительское удостоверение, выданное до введения в воздействие настоящих Правил, вправду до истечения указанного в нем срока.
В случае если срок действия для того чтобы водительского удостоверения не указан, оно вправду в течение 10 лет со дня выдачи.
28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории либо подкатегории лишь с автоматической трансмиссией.
29.
Выдача российского национального водительского удостоверения вместо ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:
а) при истечении срока действия водительского удостоверения;
б) при трансформации содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его обладателя;
в) в случае если водительское удостоверение испортилось для предстоящего применения благодаря износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (или в его части) нереально выяснить визуально;
г) при поступлении заявления об потере (хищении) водительского удостоверения;
д) при подтверждении наличия у водителя транспортного средства трансформаций в состоянии здоровья, а также ранее не выявлявшихся медицинских показаний либо медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
30.
Для выдачи российского национального водительского удостоверения вместо ранее выданного российского национального водительского удостоверения заявителем предоставляются следующие документы:
а) заявление;
б) паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение (при его наличии).
31. При выдаче российского национального водительского удостоверения вместо ранее выданного российского национального водительского удостоверения записи и соответствующие отметки, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.
Наряду с этим при подтверждения наличия у водителя транспортного средства ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством в новое российское национальное водительское удостоверение вносятся отметки, подтверждающие наличие права управления тех категорий и подкатегорий транспортных средств, каковые выяснены медицинским заключением.
32. При выдачи российского национального водительского удостоверения вместо ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами «б» — «д» пункта 29 настоящих Правил, ранее установленный срок действия водительского удостоверения не изменяется.
33. Интернациональное водительское удостоверение выдается на основании российского национального водительского удостоверения без сдачи экзаменов.
Интернациональное водительское удостоверение выдается на 3 года, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения, на основании которого оно было выдано.
34. Для выдачи международного водительского удостоверения заявителем в подразделение Государственной автоинспекции представляются следующие документы:
а) заявление;
б) паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение;
д) фотография размером 35×45 мм, выполненная в черно-белом либо цветном изображении на матовой бумаге.
35. Российское национальное либо интернациональное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:
а) в случае если истек срок действия водительского удостоверения;
б) в случае если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные эти его обладателя;
в) в случае если водительское удостоверение испортилось для предстоящего применения благодаря износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (или в его части) нереально выяснить визуально;
г) в случае если водительское удостоверение выдано на основании документов, каковые в соответствии с правилами были признаны фальшивыми (поддельными) или выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;
д) в случае если поступило прошение об потере (хищении) водительского удостоверения;
е) в случае если выдано новое водительское удостоверение;
ж) в случае если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
36.
При аннулирования российского национального водительского удостоверения выданное на его основании российское интернациональное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.
37. Лицам, имеющим в правовом поле РФ медицинские показания к управлению транспортным средством, в соответствующих графах российского национального и международного водительского удостоверения проставляются отметки об условиях, при соблюдении которых такие лица допускаются к управлению транспортным средством.
Российские национальные и интернациональные водительские удостоверения будут считаться настоящими при условии соблюдения указанных в них ограничений.
IV. Обмен зарубежных водительских удостоверений
38. Обмен зарубежного национального водительского удостоверения производится по итогам проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, в случае если иное не предусмотрено интернациональными контрактами РФ.
При наличия в зарубежном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (либо) подкатегорий, обмен зарубежного национального водительского удостоверения производится по итогам проведения экзаменов на право управления высшей из имеющейся в зарубежном национальном водительском удостоверении категории либо подкатегории.
При наличия в зарубежном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления отдельными видами составов транспортных средств, обмен зарубежного национального водительского удостоверения производится по итогам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств высшей из имеющейся в зарубежном национальном водительском удостоверении категории либо подкатегории.
Для целей настоящего пункта категории и входящие в них подкатегории транспортных средств являются высшими по отношению к входящим и следующим категориям в них подкатегориям транспортных средств:
категория «В» есть высшей по отношению к категории «А»;
категория «С» есть высшей по отношению к категориям «А» и «В»;
категория «D» есть высшей по отношению к категориям «А», «В» и «С».
Каждая из категорий либо подкатегорий транспортных средств есть высшей по отношению к категории «М».
39. Для обмена зарубежного национального водительского удостоверения представляются следующие документы:
а) заявление;
б) паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) зарубежное национальное водительское удостоверение.
40.
Обмен зарубежных национальных водительских удостоверений сотрудникам диппредставительств и консульских учреждений зарубежных стран в РФ и участникам их семей, сотрудникам интернациональных их представительств и организаций, аккредитованных при МИДе РФ, и участникам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки либо удостоверения, выданные указанным Министерством, производится без экзаменов и без предъявления медицинского заключения.
41. Зарубежные национальные и интернациональные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям интернациональных соглашений РФ в области обеспечения безопасности дорожного перемещения, обмену на российские национальные и интернациональные водительские удостоверения не подлежат.
42.
Выдача русских национальных и интернациональных водительских удостоверений вместо потерянных (похищенных) зарубежных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других странах, не производится.
43. Зарубежное национальное водительское удостоверение, на основании которого выдано российское национальное водительское удостоверение, возвращается его обладателю.
В апреле 2015 года ГИБДД выпустило более подробное разъяснение по поводу обмена зарубежных водительских удостоверений на российские.
Приложение N 1 к Правилам
Требования к техническим средствам навыков управления и контроля знаний транспортными средствами кандидатов в водители
Требования к автодромам, закрытым площадкам и автоматизированным автодромам с целью проведения экзаменов по начальным навыкам управления транспортным средством
1. В настоящем документе употребляются следующие понятия:
а) «автодром» — комплекс технических сооружений и средств, предназначенный для обучения вождению и (либо) проведения экзаменов по начальным навыкам управления транспортными средствами и обустроенный в этих целях разметкой и стационарным оборудованием для исполнения испытательных упражнений кандидатами в водители;
б) «автоматизированный автодром» — автодром, оборудованный автоматизированной совокупностью оценки и контроля навыков управления транспортными средствами кандидатами в водители, разрешающей фиксировать исполнение испытательных упражнений, обрабатывать и оформлять их результаты без участия экзаменатора;
в) «закрытая площадка» — участок местности с жёстким покрытием, ограниченный для перемещения транспортных пешеходов и средств, обустроенный временной разметкой и съёмным оборудованием для исполнения испытательных упражнений кандидатами в водители.
2. Автодром, закрытая площадка и автоматизированный автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, мешающее перемещению по территории транспортных пешеходов и средств, за исключением транспортных средств, применяемых с целью проведения экзаменов, и лиц, конкретно задействованных в проведении экзаменов.
3. оборудование и Размеры автодрома, закрытой площадки и автоматизированного автодрома должны снабжать возможность исполнения испытательных упражнений в зависимости от категории либо подкатегории транспортного средства, на право управления которым проводится экзамен.
4. Размещение территорий испытательных упражнений, технических средств организации дорожного перемещения на автодроме, закрытой площадке и автоматизированном автодроме должно снабжать возможность исполнения всего комплекса испытательных упражнений, предусмотренного для соответствующей категории либо подкатегории транспортного средства.
5. Территории испытательных упражнений автодрома, закрытой площадки и автоматизированного автодрома должны иметь однородное асфальто- либо цементобетонное покрытие.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16 процентов включительно. Применение колейной эстакады не допускается.
На участках, предназначенных для перемещения транспортных средств, должен быть предусмотрен отвод воды. Проезжая часть должна быть горизонтальной с большим продольным уклоном не более 100 промилле.
Коэффициент сцепления покрытия обязан снабжать надёжные условия перемещения и составлять не меньше 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «улицы и Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного перемещения».
В зоне перемещения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автодрома (закрытой площадки).
При понижении естественной освещенности до 20 люксов должны употребляться наружные осветительные установки. Отношение большой освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен быть больше 150.
6. Применяемые на автоматизированном автодроме и автодроме технические средства организации дорожного перемещения должны соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.
Рекомендуется применять дорожные символы I либо II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоры — типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004.
Допускается уменьшение нормативного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта с установкой соответствующей таблички по ГОСТ Р 52289-2004.
7. Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, разрешающими снабжать сотрудничество с транспортными средствами, применяемыми с целью проведения экзаменов, и осуществлять в автоматизированном режиме контроль, хранение и оценку результатов исполнения кандидатами в водители каждого экзамена и испытательного упражнения в целом.
8. Размеры автоматизированного автодрома должны снабжать возможность размещения на нем всех территорий испытательных упражнений с учетом габаритных радиусов и параметров поворота применяемых с целью проведения экзаменов транспортных средств, размеров предстартовой и послефинишной территорий, территорий исполнения испытательных упражнений и участков перемещения между ними, и технологических территорий для размещения диспетчерского пункта, элементов автоматизированной совокупности, технических средств организации установок наружного и дорожного движения освещения.
Требования к автоматизированной совокупности (аппаратно-программному комплексу) с целью проведения теоретического экзамена
9. Автоматизированная совокупность (аппаратно-программный комплекс) с целью проведения теоретического экзамена обязана (обязан) снабжать:
а) проведение в автоматизированном режиме теоретического экзамена на базе набора экзаменационных задач, организованных в экзаменационные билеты;
б) обработку результатов экзамена с выставлением оценки кандидату в их оформление и водители без участия экзаменатора;
в) хронометраж времени проведения экзамена;
г) хранение и формирование результатов экзамена каждого кандидата в водители;
д) защиту от несанкционированного доступа к установленному ПО.
10. В состав автоматизированной совокупности (аппаратно-программного комплекса) должны входить рабочие кандидатов и места экзаменатора в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное ПО с БД набора экзаменационных задач.
Требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов
11. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов устанавливаются на транспортных средствах, применяемых с целью проведения практических экзаменов.
12. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов должны снабжать в реальном времени:
а) запись дорожной обстановки спереди и позади транспортного средства;
б) запись действий кандидата в лица и водители, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством;
в) запись показаний контрольно-измерительных устройств (спидометр, контрольные лампы включения указателей поворота и стояночного тормоза);
г) аудиозапись заданий и команд экзаменатора;
д) сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, снабжающий ее целостность при отключении питания;
е) защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.
Требования к автоматизированной совокупности оценки и контроля навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители
13.
оценки навыков и Автоматизированная система контроля управления транспортными средствами кандидатов в водители используется при проведении экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством.
14. оценки навыков и Автоматизированная система контроля управления транспортными средствами кандидатов в водители обязана снабжать:
а) непрерывность процесса проведения экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством;
б) прием (передачу) и обработку информации, взятой на протяжении экзамена;
в) контроль исправности совокупности;
г) контроль исполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);
д) хронометраж времени исполнения испытательных упражнений (каждого по отдельности и всего комплекса в целом);
е) хранение и формирование результатов экзамена каждого кандидата в водители;
ж) распечатку в текстовом виде протокола экзамена и экзаменационного листа.
15. При исполнении испытательных упражнений автоматизированной совокупностью оценки и контроля навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители обязан осуществляться контроль за:
а) пересечением линий разметки (линий фиксации исполнения испытательного задания, окончания выполнения и линий начала испытательных заданий, линий «СТАРТ», «СТОП», «ФИНИШ», стоп-линий, контрольных линий);
б) остановкой в заданном месте;
в) переключением передач механической трансмиссии;
г) скоростью перемещения;
д) включением (выключением) аварийной сигнализации и сигналов поворота;
е) применением ремня безопасности;
ж) временем исполнения испытательного задания.
16. оценки навыков и Автоматизированная система контроля управления транспортными средствами кандидатов в водители должна иметь защиту от несанкционированного доступа к установленному ПО и данным, и исключать возможность корректировки информации, взятой на протяжении их результатов и экзаменов.
Приложение N 2 к Правилам
Требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения
1. Маршрут, применяемый с целью проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного перемещения (потом — маршрут), обязан содержать определенный комплект элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, и предусматривать возможность исполнения кандидатом в водители необходимых действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного перемещения.
2. Маршрут обязан снабжать возможность исполнения кандидатом в водители следующих маневров и действий:
а) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
б) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
в) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
г) левые, правые разворот и повороты на перекрестках;
д) разворот вне перекрестка;
е) проезд ЖД переезда (при его наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
ж) перестроение на участке дороги, имеющей 2 либо более полосы для перемещения в одном направлении (при их наличии на территории обслуживания экзаменационного подразделения);
з) обгон либо опережение;
и) перемещение с большой разрешенной скоростью;
к) проезд пешеходных остановок и переходов маршрутных транспортных средств;
л) остановка и торможение при перемещении на разных скоростях.
3. Маршрут обязан учитывать особенности исполнения указанных в пункте 2 настоящего документа действий кандидатом в водители на транспортных средствах разных категорий и подкатегорий.
4. Нужное количество маршрутов определяется с учетом территории обслуживания подразделения Госинспекции безопасности дорожного перемещения МВД РФ, но должно составлять не меньше 3.
5. Маршруты утверждаются главными национальными инспекторами безопасности дорожного перемещения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, а также по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, и комплексу «Байконур».
Информация об утвержденных маршрутах размещается на сайте Госинспекции безопасности дорожного перемещения МВД РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gibdd.ru) и на информационных стендах ее подразделений.
Приложение N 3 к Правилам
Требования к транспортным средствам, применяемым с целью проведения практических экзаменов
1. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах соответствующих категорий либо подкатегорий с соблюдением минимальных параметров для транспортных средств следующих категорий:
а) категория «А» — транспортное средство категории «А» без бокового прицепа с рабочим количеством двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, и большой мощностью, превышающей 11 киловатт;
б) категория «С» — транспортное средство категории «С» с разрешенной большой массой, превышающей 7500 килограммов;
в) категория «D» — транспортное средство категории «D», имеющее более 16 сидячих мест, кроме сиденья водителя;
г) категория «СЕ» — состав транспортных средств, складывающийся из тягача — транспортного средства категории «С», требования к которому установлены подпунктом «б» настоящего пункта, сцепленного с двухосным прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов;
д) категория «DE» — сочлененный автобус либо состав транспортных средств, складывающийся из тягача — транспортного средства категории «D», требования к которому установлены подпунктом «в» настоящего пункта, сцепленного с прицепом, разрешенная большая масса которого превышает 750 килограммов.
2. Практические экзамены проводятся на машинах с механической либо автоматической трансмиссией, имеющих левостороннее размещение рулевого управления.
3. Машины, применяемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (не считая транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Главных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей чиновниковов по безопасности дорожного перемещения, утвержденных распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного перемещения», и средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
При проведения экзамена по начальным навыкам управления транспортным средством на автоматизированном автодроме транспортные средства, применяемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы системами приёма и соответствующими приборами и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома.
Транспортные средства, применяемые при проведении практических экзаменов для лиц, имеющих в правовом поле РФ медицинские показания и (либо) медицинские ограничения к управлению транспортными средствами, должны быть оборудованы соответствующим особым оборудованием или иметь определенные конструктивные характеристики, соответствующие медицинским предписаниям.
4. Использование совокупностей активной безопасности автомобиля, осуществляющих контроль и поддерживающих в автоматическом режиме избранную водителем расстояние до движущегося впереди транспортного средства или облегчающих процесс парковки транспортного средства, при проведении экзамена не допускается.
Трансформации, каковые вносятся в распоряжение Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090
1. В Правилах дорожного перемещения РФ, утвержденных указанным распоряжением:
а) в пункте 1.2:
абзац семнадцатый дополнить предложением следующего содержания: «К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие подобные характеристики.»;
абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом либо без него, рабочий количество двигателя которого (при двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см либо большая конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, и квадрициклы с мотоциклетной посадкой либо рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) не учитывая массы аккумуляторная батарей (при электрических транспортных средств), и большую действенную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.»;
б) абзац второй пункта 2.1.1 по окончании слова «категории» дополнить словами «либо подкатегории»;
в) абзац третий пункта 2.7 изложить в следующей редакции:
«передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под действием лекарственных препаратов, в больном либо утомленном состоянии, и лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории либо подкатегории, не считая случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;»;
г) в абзаце втором пункта 19.1 слова «и мопедах» исключить;
д) абзац пятый пункта 20.4 изложить в следующей редакции:
«двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, и таких мотоциклов;»;
е) в пункте 21.3 по окончании слова «категории» дополнить словами «либо подкатегории»;
ж) пункт 21.4 изложить в следующей редакции:
«21.4. Обучаемому на автомобиле либо мотоцикле должно быть не меньше 16 лет.»;
з) абзац первый пункта 22.1 заменить текстом следующего содержания:
«22.1.
Перевозка людей в кузове грузовика обязана осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» либо подкатегории «С1? в течение 3 и более лет.
При перевозки людей в кузове грузовика числом более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется кроме этого наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» либо подкатегории «D1?, при перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D».»;
и) в абзаце двадцать пятом раздела 3 приложения 1 к указанным Правилам слова «без коляски» заменить словами «без бокового прицепа».
2. Абзац третий пункта 12 Главных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей чиновниковов по безопасности дорожного перемещения, утвержденных указанным распоряжением, по окончании слова «категории» дополнить словами «либо подкатегории».
Приложение к распоряжению
Список потерявших силу актов Правительства РФ
1. Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных выдачи и экзаменов водительских удостоверений» (Собрание законодательства РФ, 1999, N 52, ст. 6396).
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 670 «О внесении дополнений и изменений в распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396? (Собрание законодательства РФ, 2000, N 38, ст. 3805).
3. Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2001 г. N 808 «О внесении дополнений и изменений в Правила сдачи квалификационных выдачи и экзаменов водительских удостоверений, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396? (Собрание законодательства РФ, 2001, N 48, ст. 4526).
4. Пункт 3 трансформаций, каковые вносятся в распоряжения Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного перемещения, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 106 «О внесении трансформаций в кое-какие распоряжения Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного перемещения» (Собрание законодательства РФ, 2009, N 8, ст.
971).