ПРАВИЛО ВЕЛИЧИЯ
ПРАВИЛО ВЕЛИЧИЯ
ТЕХНИКА
/КАТЕГОРИЯ "С"
ПРАВИЛО ВЕЛИЧИЯ
Громаднейшие
В ЕВРОПЕ ГРУЗОВИКИ ДЕЛАЮТ НА БЕЛАЗЕ
ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ
ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ
В большинстве случаев самосвал трудится по принципу: "грузи больше — вези потом". Но в карьере очень не разъездишься — плечо куцее. Чтобы поднять производительность, нужны авто очень громадной грузоподъемности.
Такие производят в Жодино, в Республике Беларусь, под маркой БелАЗ. Мы побывали на неповторимом заводе.
Компаний, изготавливающих самосвалы грузоподъемностью выше 30 тысячь киллограм, в мире единицы. Но лишь тут их собирают на конвейере! И это — добрая половина дела. Так как великана необходимо выслать к месту работы, а на жд платформу он не помещается. Вот и приходится по окончании обкатки снимать "излишние" эксплуатация и Ремонт. Потому процесс производства заканчивается лишь у клиента.
Хлопотно, но любой потребитель может избрать автомобиль по нраву, правильнее, по грузоподъемности. на данный момент в программке завода 10 серий от 30 до 220 тысячь киллограм. "Возможности" автомобили определяют два показателя: допустимые нагрузка на мощность и шину мотора.
Самый "небольшой" самосвал — ТРИДЦАТИТОННИК БелАЗ-7540. Силовых агрегатов пара — ЯМЗ (Ярославль), ТМЗ (Тутаев) и "Дойц" (Германия). Коробка гидромеханическая, с пятью передачами вперед и 2-мя вспять. Для щадящих критерий работы имеется вариант недороже: 3+1. Шины Бобруйского завода (18,00х25) вычислены на 8,5 тонны каждая.
В бескамерном варианте неспециализированную грузоподъемность автомобили возможно было бы немного поднять до 32 тысячь киллограм, но сдерживает отсутствие особенных ободьев и привязанность клиентов к камерам, что не умопомрачительно — их еще легче чинить.
СОРОКАТОННИК модели 7548 — развитие предшествующей серии: чуток посильнее движок, чуток толще колеса. Сначала ставили камерные покрышки 21,00х33. Позже освоили создание обода и перебежали на бескамерные для того чтобы же размера. Грузоподъемность сходу выросла на две тонны. Не так долго осталось ждать пришел черед 21,00х35.
С ними машина перевоплотился в сорокапятитонник. Лишь перенесли топливный бак и немного подняли оперение.
ПЯТИДЕСЯТИПЯТИТОННЫЙ вариант (серия 7555) опирается на бескамерные колеса 24,00х35. В случае если Бобруйскому заводу окажется прирастить их несущую свойство, автомобиль сходу перевоплотится в шестидесятитонник. Благо, мощности мотора (700-730 л. с. зависимо от марки) всецело достаточно.
Припас прочности автомобиля велик. При наличии крепкой "обуви" его хватит, чтобы увезти 65-70 тысячь киллограм.
ВОСЬМИДЕСЯТИТОННИК БелАЗ-7549 имеет большие конструктивные отличия: это независящие электромеханическая коробка и подвески колёс. Принцип ее работы достаточно несложен: движок крутит генератор, питающий электроэнергией мотор-колеса. Главные плюсы — высочайший ресурс, простота ремонта и обслуживания. Среди недочетов — мелкий КПД (85 против 95% у гидромеханической), стоимость и большой вес.
Размер шин — 27,00х49.
СТОДВАДЦАТИТОННИК (серия 7514) — незапятнанный "карьерист". Движки мощностью 1200-1300 л. с., электромеханическая передача. Увлекательная изюминка — электронный дифференциал.
Дело в том, что дорога в карьере идет по спирали. В этом многокилометровом повороте одно колесо повсевременно забегает, второе — отстает. Ранее мотор-колеса соединяли параллельно. И выходило, что при схожей нагрузке движки крутились с различной скоростью. Из этого и различный износ. Уравнять шансы посодействовало последовательное включение.
При нем тяга распределяется "по потребности". Новаторство, конечно, распространили на все следующие модели. Шины тут диагональные 33,00х51.
Те же покрышки, но круговые разрешили сделать машину 7513 на 100 30 6 тысячь киллограм. Понадобился лишь более замечательнейший мотор 1500-1600 л. с. и тяговые электродвигатели. Это одна из самых многообещающих моделей в программке завода.
Имеется умелый вариант с гидромеханической коробкой и многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами.
С громаднейшим — ДВУХСОТДВАДЦАТИТОННЫМ самосвалом серии 7530 удалось познакомиться ближе.
"Базой" стали шины размером 40,00R57 высотой три с половиной метра! А вот подходящего мотора сходу не нашлось. Тепловозный дизель Коломенского машиностроительного завода доходил по всему, не считая оборотов. Хотелось 1500-1900, а тихоход выдает всего 1000. К счастью, удалось подобрать генератор, "согласный" на такие условия.
Но ресурс неторопливого мотора составил 60 тыс. моточасов против простых для авто дизель-генераторов 13-16 тыщ! Благодаря умопомрачительной выносливости он пользуется у клиентов большей популярностью. Сейчас клиенту предлагают еще два типа движков — Уральского компании и турбомоторного завода "Камминс".
"Отечественный" был именно с ввезенной силовой установкой QSK-60. Движок — V-образный 16-цилиндровый, дизельный, рабочим количеством 60 л выдает 2500 л. с. Аппетит под стать — 670 (!) л/100 км. Потому припас возить приходится большой — топливный бак вмещает 3000 л.
Тепло, не отправившееся на нужную работу, рассеивается в четырехрядном радиаторе высотой 1800 и шириной 1500 мм. Позади установлен фактически двухметровый вентилятор. Чтобы на морозе не переохлаждать силовую установку, врубается он через гидромуфту при необходимости.
Tак дешевле — вращаясь, вентилятор потребляет "всего"… 140 л. с.!
"Дышит" мотор через четыре трехступенчатых фильтра. 1-ые две ступени традиционны — "циклон" для отсева громадных частиц и элемент из особого картона. 3-я ступень — страхующая.
Так как в разрезе, в особенности около экскаватора, в воздухе большое количество абразивной пыли. В случае если штора главного фильтра порвется, движок выйдет из строя до этого, чем машина выкарабкается на поверхность. А тормознуть на половине пути запрещено — дороги в карьере узенькие.
В курсе событий водителя держит индикатор засоренности.
Для запуска сперва применяли электростартер. Но обслуживать восемь аккумуляторных батарей по 190 А.ч выяснилось делом хлопотным и томным (столько свинца в одиночку не поднимешь!). на данный момент БелАЗы заводят, как танки, — пневмостартером. Совокупность включает два ресивера и запланирована на 6 стартов. В большинстве случаев этого не редкость достаточно кроме того в сильные морозы.
Оживший движок быстро восполняет припас сжатого воздуха. Трудится устройство превосходно, но при пуске кричит, как пожарная сирена.
Тяговый генератор — переменного тока с выпрямителем мощностью 1400 кВт. Охлаждается 2-мя встроенными вентиляторами, прогоняющими через него по два кубометра воздуха за секунду. Для сохранности "внутренности" предусмотрена защита от пыли.
Вся силовая установка размещена над фронтальной осью, а для обслуживания и осмотра окружена настоящим балконом с перилами и лестницей.
Мотор-колеса запрятаны в заднем мосту и связаны со ступицами через двухрядные дифференциальные редукторы с передаточным отношением 27,54. Электродвигатели — неизменного тока. Логичнее было бы переменного, как генератор.
И тогда преобразователь не нужен, и КПД выше, и капризный щеточный узел отсутствует. Но эта совокупность сложна в управлении и весьма недешево стоит. Окупится все лишь при передаче мощности выше 3000 л. с. А это уже второй класс грузоподъемности (280 тысячь киллограм и поболее).
Эти же движки в генераторном режиме трудятся как тормоза. Приобретаемой однако энергией "греют воздушное пространство", рассеивая тепло на принудительно охлаждаемых тормозных резисторах. Совокупность хоть и считается запасном, употребляется почаще вторых.
Навечно ли хватит рабочих дисковых тормозов с гидроприводом, в случае если повсевременно осаживать на спуске громаду весом 380 тысячь киллограм!
Гидросистема, кстати, единая для всех; не считая тормозов, она включает рулевое и механизм опрокидывания платформы. Блок аксиально-поршневого и пластинчатого насосов приводится от мотора своим карданным валом. В целях безопасности тормоза и руль снабжены пневмогидроаккумулятором.
Его хватает, чтобы приостановить самосвал и по одному разу развернуть колеса вправо-влево. По особому заказу смогут поставить дополнительный насос с своим электродвигателем. Производительности хватает на поддержание рабочего давления при буксировке с заглушенным мотором.
Подвеска всех колес — зависимая, на пневмогидравлических цилиндрах. Упругое тело — сжатый азот.
Рабочий орган самосвала — громадной кузов ковшового типа с защитным козырьком. Вещь массивная, потому его совсем собирают и сваривают уже на месте. Предусмотрен подогрев платформы отработавшими газами. На каменистых карьерных дорогах меж великанских сдвоенных колес, не редкость, застревают камушки (кг так в 100). Чтобы их своевременно выковыривать, меж шинами вольно болтаются свисающие с кузова особенные штанги.
Они-то и наблюдают за свободой междуколесного места, выталкивая из него посторонние предметы.
В кабине водителя нет ничего для того чтобы особого. Не считая того, что размещена она в 5 метрах над почвой! Другое — "как у людей".
Пневмоподрессоренное регулируемое кресло, трехслойное ветровое стекло, вентилятор, отопитель, зеркала заднего вида, противосолнечный козырек. Нет рычага переключения передач — режим "вперед-назад" выбирается тумблером.
Руководить машиной с "капитанского мостика" на удивление легко. Все реакции гиганта так естественны, что не так долго осталось ждать забываешь — правишь-то фактически двуэтажным домом, к тому же сидя на крыше. Непривычны лишь весьма задумчивый отклик автомобиля на педаль акселератора (чтобы сработала регулирующая электроаппаратура, нужно время) да педаль электродинамического замедлителя под левой ногой.
Кто же руководит неординарными автомобилями? Водители категории… "С". Необходимо лишь иметь опыт безаварийной работы и пройти стажировку.
Все правильно: БелАЗ — одиночный грузовик с разрешенной громаднейшей массой более 3-х с половиной тысячь киллограм.
Задняя подвеска — пневмогидравлическая.
Вентилятор потребляет 140 л.с.
Зависимая передняя подвеска.
Самый громадный серийный БелАЗ-7530 запланирован на 220 тысячь киллограм.
Лестница к движку.
Рама с картером заднего моста на конвейере.
Рабочие тормоза — дисковые.
Половинки кузова сварят у клиента.
Просматривайте кроме этого:
- Костоправка
- КУЗОВА ПОЛЕГЧАЮТ
- Дело о бездельничание
- Импортная машина ИЗ ТОЛЬЯТТИ
- Таинственный МАР
- БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
- Охрана от угона Волк и девять козлят на противоугонный лад
Фестиваль бардовской песни Исконь! С пластинами PowerStrips и " правило" не страшно!
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ НА ЧЕТЫРЕ ТЕХНИКА /Семейство ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ НА ЧЕТЫРЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОД ПО ВЕРСИИ Audi ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ Эра дорожных вэдовых машин началась с Ауди-Кваттро , которая…
-
ПРАВА И ПРАВИЛА Оборотная ПРОПОРЦИЯ
ПРАВА И ПРАВИЛА: Оборотная ПРОПОРЦИЯ МЫ И АВТОМОБИЛЬ Опыт ПРАВА И ПРАВИЛА: Оборотная ПРОПОРЦИЯ какое количество необходимо обучаться, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. Дмитрий ЖЕРНОВ, Алексей Протцов Условия…
-
ЗА РУЛЕМ ПРАВИТ БАЛЛ Для чего вообщем нужна балльная оценка? Какая машина резвее «по паПодвескау» – посоветуют эти производителя. Подтвердить их на практике или опровергнуть призваны отечественные…
-
Новые Правила получили юридическую силу
В Российской Федерации упрощают совокупность регистрации машин. Новые Правила по закону получили юридическую силу. Лена Шитикова ведает о наиболее значимых инновациях При смене обладателя по обоюдному согласию бывшего и нового…
-
ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ ПДД В Обстановках ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ Продолжаем начатую в четвертом номере рубрику ПДД в обстановках . По статистике ГИБДД более аварийными числятся перестроение и перекрёстки…