Простые вопросы: куда пропали «распашные» двери?
Когда-то даже на дешевых автомобилях можно было увидеть двери, подвешенные на петлях к задней стойке, а сейчас это называют экзотикой. Наши коллеги из «АвтоВести» попробовали ответить, почему инженеры отказались от этого весьма удобного для потребителей решения.
Пик популярности "распашных" дверей пришелся на межвоенный период, когда их можно было увидеть на самых разных автомобилях. Включая те, что вошли в золотой фонд мирового автопрома, — от сравнительного доступного Citroen Traction Avant до самых дорогих и роскошных моделей престижной марки Horch.
На немалом числе машин такое решение применялось и в первые послевоенные десятилетия, но со временем инженеры остановились на схеме с креплением петель на передней стойке. И когда в 1971 году прекратилась сборка седанов Ford Thunderbird пятого поколения, в мире не осталось ни одного серийного автомобиля с дверями, открывавшимися против хода движения.
УВЕЛИЧИТЬ
Недостатки «распашных» дверей
Во-первых, не зря такие двери часто называют "дверями для самоубийц": эта конструкция существенно повышала шансы водителя или пассажира вылететь из машины даже при ДТП средней тяжести – особенно пока автомобили не комплектовались ремнями безопасности. Во-вторых, были случаи, когда недостаточно тщательная проработка аэродинамики приводила к тому, что на скорости двери пытались распахнуться – к примеру, в конце шестидесятых об таком эффекте писали некоторые американские журналы, тестировавшие японскую малолитражку Subaru 360.
В ситуации, когда безопасности уделялось все большее внимание, производители не желали рисковать – а в целом ряде стран отвечающие за сертификацию автомобилей структуры и вовсе поставили под запрет автомобили с «дверями для самоубийц».
В начале 2000-х годов это решение вновь стало немного актуальным. Сначала одна за другой появилось несколько моделей, где задние двери выглядели скорее как дополнительные створки передних – они были небольшого размера, а распахнуть их можно было только после открытия передних.
Причем это решение можно было увидеть как на спорткупе Mazda RX-8, так и на кроссовере Toyota FJ Cruiser. А вскоре после этого Rolls-Royce представил роскошный седан Phantom, у которого "самоубийственными" были полноценные задние двери.
УВЕЛИЧИТЬ
Как британцам удалось обойти действовавший в Евросоюзе запрет, до сих пор в деталях никто не рассказал. Одни утверждают, что чиновники сделали исключение, ознакомившись с работой электронных блокираторов (один из них не дает открыть дверь на скорости, другой – не дает машине набрать скорость, если автомобиль тронулся при открытой двери). Другие говорят, что Rolls-Royce сертифицировал машину с обычными задними дверями, а перенос петель подавался как индивидуальная доработка автомобиля по спецзаказу покупателя.
Впрочем, сейчас это не так уж и важно, ведь европейский запрет в итоге отменили в начале 2010 года. Первым этим воспользовался Opel – распашными дверями может похвастаться второе поколение компактвэна Meriva. Но конкуренты последовать примеру немецкой марки что-то не спешат.
Что же их останавливает?
УВЕЛИЧИТЬ
Во-первых, многие по-прежнему считают такое решение опасным.
К примеру, что произойдет, если пассажир припаркованного автомобиля неосторожно откроет левую дверь и движущийся по соседней полосе автомобиль не сможет избежать контакта? В этом случае «суицидальная» дверь может нанести тяжелые травмы, в то время как обычную может просто вырвать из рук и оторвать. Во-вторых, сразу несколько компаний утверждают, что клиенты вовсе не считают непривычное решение более удобным.
А раз так – производители не видят смысла увеличивать себестоимость задних дверей, тратя деньги на конструкторские работы и электронные системы страховки.