Простые вопросы: Почему размещение тормозов зависит от многих факторов?
Даже на мощных машинах с большими тормозами суппорт достаточно компактен, чтобы его можно было установить с любой из четырех сторон тормозного диска. Однако конструкторы находят этому узлу спереди или сзади диска, но никогда — сверху или снизу. Почему же они так поступают разбирались наши коллеги с журнала «АвтоВести».
Как и множество других вопросов, которые встают перед конструкторами в процессе разработки автомобиля, вопрос о размещении тормозного суппорта — комплексный, то есть требует учитывать множество разнообразных факторов.
От себестоимости до аэродинамики — ведь тормоза должны по возможности меньше нагреваться и по возможности быстрее остывать, а остудить их без излишнего усложнения конструкции можно лишь набегающим потоком воздуха. В силу наличия разных факторов вообще не представляется возможным определить, какое положение суппорта является идеальным — у любого будут свои преимущества и свои недостатки.
Это интересно: Сколько стоит поменять карбоно-керамические тормоза?
УВЕЛИЧИТЬ
Отличный пример — болиды "Формулы-1". Казалось бы, при их создании конструкторы имеют максимум возможностей и минимум ограничений (по крайней мере, если сравнивать с процессом разработки серийных машин), а значит — имеют самые высокие шансы найти близкий к идеальному вариант. Но если мы тщательно изучим конструкцию современных гоночных болидов, то увидим, что использующиеся разными командами тормоза сильнее всего отличаются друг от друга именно расположением суппорта.
УВЕЛИЧИТЬ Передние тормоза одного из чемпионских болидов команды Red Bull — суппорт расположен под тормозным диском.
На серийных машинах такой конфигурации не встретишь.
К примеру, на некоторых болидах суппорты установлены снизу, и тормозные колодки "прихватывают" нижний сегмент диска. "Это логично — ведь чем ниже установлен суппорт, тем ниже будет расположен центр тяжести, — поясняет британский специалист Дейв Гринвуд, некоторое время занимавший пост технического директора команды Marussia. — Однако это решение не слишком практично: механикам достаточно часто приходится прокачивать тормоза, а при "лежащем" под диском суппорте этот процесс более трудоемок и занимает больше времени". Обязательно надо учитывать и эффективность охлаждения тормозов — по понятным причинам для гоночного болида этот момент не менее, а то и гораздо более важен, чем для недорогого семейного автомобиля. В результате нередко конструкторы "Формулы-1" выбирают компромиссный вариант — помещают суппорт в один из нижних углов виртуального квадрата, в который вписан тормозной диск.
То есть не снизу, а, к примеру, "сзади-снизу".
Статья: разбираемся в современных тормозах
УВЕЛИЧИТЬ Недавняя новинка Ferrari — купе 488 GTB, пришедшее на смену модели 458 Italia. Тормоза расположены по типовому для суперкаров принципу — в пределах колесной базы.
При этом один важный момент облегчает жизнь создателям болидов и усложняет ее инженерам, работающим над серийными автомобилями. Речь идет о компоновке подвески. Во-первых, в "Формуле-1" не требуется делать подвеску супер-компактной, чтобы осталось больше места для пассажиров и багажа.
Во-вторых, под широкие колеса "Формулы-1" приходится разрабатывать поворотные кулаки и цапфы задней оси — в результате чего точки крепления рычагов находятся достаточно далеко от тормозного диска. На серийных же машинах детали подвески скомпонованы гораздо плотнее — поэтому и суппорту место находится только сбоку.
УВЕЛИЧИТЬ
Но даже если варианты "снизу" и "сверху" исключены — все равно ведь остается выбор между "спереди" или "сзади". Как же в этом случае принимают решение конструкторы? Чаще всего — с учетом множества особенностей устройства подвески конкретного автомобиля: если вы проанализируете конструкцию "обычных" машин, то увидите, что примерно в половине случаев инженеры выбирают "передний" вариант, а в половине — "задний" (вне зависимости от того, идет речь о передних или задних тормозах).
А вот у конструкторов суперкаров в решениях больше определенности: ради лучшей управляемости они стремятся разместить тормоза ближе к центру масс автомобиля. То есть в пределах колесной базы: передние суппорты размещаются за передней осью, а задние — перед задней.