Путешествие на автомобиле по Ближнему Востоку
Это сейчас слова «Сирия» и «Синайский полуостров» отзываются тревогой вперемешку со страхом и горем. Еще пару лет назад там можно было путешествовать на автомобиле. Даже в одиночку. Даже если ты – девушка. Свой первый автомобильный опыт я получила не где-нибудь, а в Сирии, так что ближневосточным стилем вождения меня не удивишь.
Впрочем, об этом я, пожалуй, расскажу ниже. Стран в регионе много, каждая из них отличается своим колоритом, и даже неплохо знакомый российскому туристу Египет – это не только отдых по системе «все включено» и пестрые флора и фауна Красного моря, но и весьма живописные автомобильные маршруты. ***** Так как мой самолет приземлялся в Тель-Авиве, первый автомобиль я арендовала непосредственно возле аэропорта. Все как положено: трансфер до здания прокатной конторы, пятнадцать минут формальностей, и крошечный «Пежо» уже мчит меня на север, на границу с Ливаном. Да, здесь вам не Дамаск: движение дисциплинированное, никто не забывает о поворотниках.
Климат тут специфический: если уж случается снегопад, страну парализует – ни о шипованной резине, ни о зимнем вождении здесь никто и слыхом не слыхивал, автобусное сообщение прекращается, дороги перекрывают. Зато в остальное время зима настолько сухая и теплая, что мотоциклисты не закрывают сезона, а потому двухколесный транспорт на местных магистралях – совершенно привычное явление.
Дорожных знаков в Израиле более чем достаточно. Некоторые из них выглядят непривычно: например, вместо нашего «уступи дорогу» – белого треугольника в красной рамке – здесь используется символическое изображение белой ладони на красном фоне. Почти любой съезд с главной дороги обязательно пересекается пешеходным переходом, над которым мигает желтый светофор – трудно не заметить. Обычные светофоры на трассах нередко устанавливаются и вне перекрестков – просто чтобы «отфильтровать» основной поток.
Считается, что это позволяет избежать заторов на въезде в город в часы пик.
Цвета, в которые раскрашен бордюр, помогают ориентироваться с парковкой: красно-белый цвет сигнализирует о том, что остановка запрещена, сине-белый – что необходимо оплатить стоянку, а обыкновенный серый разрешает оставлять машину без ограничений. Большая часть местных автомобилей оснащена автоматической трансмиссией. Таблички, призывающие выбирать пониженную передачу на горных дорогах, ориентированы, скорее, на водителей грузовиков. Некоторые указатели впечатляют, особенно на севере страны: «Осторожно, мины» или, скажем, «Дорогу могут пересекать танки!». ***** Сеть израильских дорог густая, а страну можно легко пересечь часов за шесть-семь, вернув машину в другом городе.
На арендованном автомобиле нельзя попасть в Палестину, ни одна страховка там не действует. Впрочем, некоторые дороги, которые пролегают через территорию автономии, контролируются Израилем. На съездах – напечатанные крупным текстом объявления, смысл которых сводится к тому, что дальнейшее продвижение вглубь Палестины – на ваш страх и риск, и что случиться с вами может все, что угодно.
А вообще, Израиль – исключительно пригодная для автомобильных путешествий страна. Что еще понравилось – все заточено под семейный отдых на природе. Тут вам и кемпинги всех сортов и мастей, и широкий выбор туристических мелочей, вплоть до газовых баллонов для горелок, в любом супермаркете. ***** Переехать на арендованной машине из Израиля в Египет не получится, так что мой микроскопический «Пежо» остается в Эйлате, а сама я двигаюсь вдоль прибрежной полосы пешком.
Покидая Святую Землю, стоит приготовиться к дополнительным тратам: на границе взимают сбор – около ста шекелей, то есть более двух тысяч рублей по нынешнему курсу. Примерно столько же стоит по нынешнему курсу полноценная египетская виза. Для тех, кто не собирается покидать пределы Синайского полуострова, существует специальный синайский штамп, который не стоит ни копейки. Однако за Суэцким каналом – там, где согласно политической карте мира, начинается уже другая часть света, тоже немало всего интересного.
Израильские пограничники славятся своей строгостью и дотошностью. Паспортный контроль запросто может выглядеть как форменный допрос и длиться не менее получаса, даже если проводит его миловидная улыбчивая барышня в очках. А почему в вашем паспорте столько арабских виз? А что вы делали в Африке?
А с чем связана ваша работа? Напоследок специальным бесконтактным термометром измеряют температуру.
Египетским пограничникам все на свете до лампочки. Этого, впрочем, не скажешь о египетских полицейских, а посты щедро разбросаны по всему Синайскому полуострову.
До Шарм-эль-Шейха, где расположены офисы большинства международных прокатных компаний, добираюсь на перекладных – по пути часто останавливают и проверяют паспорта. В одном таком импровизированном «полицейском участке», где проверка затянулась, даже предложили кружку кофе. Правда, растворимого. ***** Как это нередко случается, в наличии нет той машины, которую я бронировала через интернет, и в итоге за те же деньги мне достается автомобиль повыше классом и в комплектации побогаче. Особой разницы между процедурой бронирования в Египте и в Израиле я не заметила, а по цене получилось даже чуть выгоднее.
К слову, если в соседней стране наше, российское водительское удостоверение имеет законную силу, то для Египта, подписавшего Женевскую конвенцию, необходимы международные, которые вообще-то рекомендуется иметь всегда и везде. Скажу честно, я этим правилом пренебрегла, и пару раз на полицейских постах приходилось долго и усердно доказывать, что розово-голубая корочка – это не кредитка, не пропуск и не какая-нибудь скидочная карта, а самые настоящие права. Аборигены неслучайно выбирают автомобили с высоким дорожным просветом.
Самым незабываемым впечатлением от египетских дорог стали местные лежачие полицейские… нет, пожалуй, лежачие капитаны, генералы. Чтобы бережно проехать их даже на почти нулевой скорости, нужно долго приноравливаться, и все равно через раз слышен звук шкрябающего по камню дна – кровь стынет в жилах. Египетские автомобильные привычки довольно специфичны.
Так, многие здесь ездят с выключенными фарами, причем даже в темное время суток. Ближний или дальний свет включается неожиданно, обнаруживая во мраке легковушку или даже целый грузовик, и используется встречным водителем для того, чтобы поморгать им, приветствуя вас. Днем для этой же цели нужны поворотники – попеременно то левый, то правый. Надо ли говорить, что для обозначения маневра ими никто не пользуется?
Движение хаотичное, типичное африканско-азиатско-ближневосточное. На многополосной дороге фуры всегда будут в левом ряду, равно как и тихоходы. Езда по «встречке» – в порядке вещей, а в крупных городах сигнал светофора ни для кого не является руководством к действию. Водители из перпендикулярных потоков двигаются одновременно, не дожидаясь зеленого света, но умудряясь при этом избегать столкновений.
В этот безумный водоворот включаются также пешеходы, велосипедисты, моторикши и повозки. Поначалу это вызывает дикий шок, но, с другой стороны, хочешь жить – умей вертеться. Волей-неволей перенимаешь местные привычки и со временем становишься настоящим египтянином. ***** За пределами Синайского полуострова жизнь сосредоточена либо вдоль моря, либо вдоль берегов главной артерии – Нила, так что все значимые трассы проходят именно здесь. Качество дорог вполне приемлемое, одна из них, ведущая в направлении Луксора и Асуана – и вовсе шестиполосный автобан, совершенно пустынный. Дорожных знаков практически нет, равно как и разметки, и иногда очень непросто бывает понять, где место для разворота и где «встречка» – разделительная полоса местами достигает пятисот метров в ширину.
Топливо здесь относительно недорогое, только вот искать его можно долго, поэтому настоятельно рекомендую заправляться до полного бака при первой же возможности. В противном случае недолго докатиться и до полного безобразия. Например, до приобретения пары канистр странного вида и цвета 80-го бензина у какого-нибудь бедуина в затерянном посреди пустыни селении. ***** Египет – страна, которая живет за счет туристов, а потому и внимание к безопасности приезжих – самое пристальное.
Говорят, некогда на Синайском полуострове были случаи похищения путешественников бедуинами, и для местных властей это до сих пор головная боль, а потому здесь, в самой туристической части государства, полицейских больше, чем гражданских, а посты на дорогах – буквально через каждые сто километров. По этой причине быстро передвигаться по полуострову не получится: на каждом таком пункте вас остановят, проверят документы, а тем машинам, в которых есть иностранцы, придется встать на обочине и ждать. После этого… полицейские собирают техпаспорта до следующего поста (там документы возвращают водителям) и ведут колонну с зарубежными гостями под конвоем.
Все это выглядит довольно бессмысленным, но правила есть правила. К слову, из соображений безопасности для туристов также закрыты некоторые прекрасные дороги Синая, например, та, которая ведет через центр полуострова из Табы в Каир, позволяя срезать полпути и не объезжать вдоль побережья.
Здесь вам, конечно, не Саудовская Аравия, где представительницам слабого пола строго-настрого запрещено управлять автомобилем, но, тем не менее, женщин за рулем все равно исчезающе мало. К удивленной реакции дорожных полицейских привыкаешь быстро: они с удовольствием перепишут в свою толстую тетрадь данные из твоих документов, а потом будут долго желать счастливого пути, размахивая руками и приговаривая: «Вэлькам ту Иджипт». ***** Синайский полуостров – это не только пляжи и Красное море с его удивительными обитателями, но и уникальные горные пейзажи, старые монастыри, цветные каньоны.
Любители нетривиального отдыха Шарм-эль-Шейху предпочитают Дахаб – сильно разросшуюся бедуинскую деревню, вмещающую в себя какое-то невероятное количество наших соотечественников. Многие приезжают на зимовку: кто нырять, кто заниматься дайвингом или кайтингом, кто растить детей в мягком климате – а в зимние месяцы здесь исключительно приятно. Несмотря на то, что часть местной публики активно использует всевозможные средства для расширения сознания, и атмосфера здесь царит предельно неформальная, в Дахабе масса интересного и для любителей здорового и активного образа жизни – от индивидуальных занятий йогой до опции поменять ненадолго автомобиль на кроссовый мотоцикл, чтобы вдоволь порезвиться в окрестных песках. Для этого здесь даже имеются специально оборудованные трассы.
Впрочем, и за пределами Синая есть масса замечательных маршрутов.
За день, особенно на арендованной машине, можно быстро добраться сначала до мультикультурной Александрии на берегу Средиземного моря, затем до Луксора с его знаменитыми храмами и аллеей сфинксов, а оттуда уже и до Асуана близко. Дальше, правда, скорость падает километров до сорока в час, так как дорога пролегает через множество городков и деревень с оживленным движением и многочисленными искусственными неровностями. А в Асуане – знаменитые парусники, плотина – символ советско-египетской дружбы, отличный вид на Нил и ворота в настоящую, Черную Африку. ***** Что же до Сирии, о которой я писала в самом начале, то тогда, еще в 2011-м году, посетить ее в качестве туриста не составляло проблем, хотя все самые популярные достопримечательности вроде Пальмиры уже пустовали, роскошные гостиницы предлагали номера за бесценок, а блокпосты на дорогах попадались через каждые двадцать-тридцать километров. Несмотря на это, нам с друзьями удалось арендовать в центре Дамаска довольно свежий «Фокус» и объездить на нем практически всю страну всего лишь за неделю.
Еще тогда я не только была изрядно удивлена автомобильными нравами, царящими на Ближнем Востоке, но и поняла, что машина, неважно, арендованная или своя собственная, может быть универсальным инструментом для обогащения и удлинения путешествия практически в любом государстве мира. <a href=»http://polldaddy.com/poll/9313400/»>А вы бы поехали на Ближний Восток путешествовать?</a> Читайте также:
Статьи / Путешествия Запрещено все, что не разрешено: как живется автомобилисту в Швеции В России многие хотели бы жить, как в Европе. При этом часто россияне имеют слабое представление о том, как устроена жизнь в стране, с которой хотят брать пример. Постараемся исправить это и расскажем о том, чем… 65745 27 19 04.02.2016
Статьи / Путешествия Жизнь автомобилиста в Белграде: лето в декабре Признавайтесь: сколько раз вы, выходя утром на улицу под дождь или мокрый снег, думали «эх, сейчас бы лето»?
Воображение сразу рисует дорогой курорт у океана. Но лето в декабре можно получить совсем… 8326 0 20 02.01.2016
Статьи / Путешествия Путешествие в Эстонию: грязи, гонки и немного Америки Изучив столицу Эстонии — сказочный Таллин, мы отправляемся дальше. Эта страна славится спа-центрами, санаториями и пляжами на берегу Балтийского моря, а еще здесь проходит очень много интересных… 7779 0 5 20.12.2015