Ремонт дисков авто.
Ремонт колесных диско авто на сегодняшний день является одной из самых востребованных услуг в автосервисах. Новый диск стоит не малых денег, отсюда возникает резонный вопрос: можно ли произвести качественный ремонт литых дисков? Представляю Вам инструкцию по ремонту автомобильных дисков.
Диагностика.
Устанавливаем диск на проверяющее устройство (ПУ).
Как на балансировку, предварительно очистив от грязи и окислов посадочные плоскости и отверстия диска. Поставим стрелку на расстоянии 0,5 – 1 мм от недеформированной части посадочной поверхности диска, и отметим места (с указанием границ), где стрелка касается диска – это так называемые «шишки» (обозначим их как «+»), а место «провала» или ямы (обозначим как «-») отметим дугой, с указанием границ. Также отмечаем биение боковых плоскостей и биение центра диска.
В случае если на задней части диска отмечается большой «+» (120 градусов и более) и большой «-», то это может быть «восьмёрка» или «биение центра».
При «восьмёрке» «+» на передней и задней полках будут на противоположных сторонах диска относительно центральной оси. В этом случае боковые поверхности будут ходить вправо-влево.
При биении центра (т.е. не по центру просверлено отверстие в чашке), большие шишки будут на передней, задней и центральной части диска в одном месте.
Фото 1: Диагностика
Фото 2: Вытяжка центра диска (положение 1)
Фото 3: Исправление «восьмёрки» в положении 3
Фото 4: Исправление «восьмёрки» в положении 4
Установка диска.
Устанавливаем диск на ось станка, отцентрировав диск конусом или кольцами, зажимаем гайкой. Выбираем нужную высоту установки диска, подкладывая шайбы сверху или снизу. Можно устанавливать диск на штифты, как показано на фото 5.
Фото 5
Стенд имеет 4 основных положения работы:
Положение 1 служит для вытяжки «ям» Положение 2 служит для отгибания больших заломов на стальных дисках Положение 3 служит для давления в переднюю полку диска и устранения заломов полок внутрь диска Положение 4 служит для давления в заднюю полку диска и устранения заломов полок наружу диска.
Вытяжка «ям».
После диагностики приступаем к исправлению сначала самой большой деформации (восьмёрка, эллипс или большая «яма»).
Главное – определить, от какого удара произошла деформация диска, и приложить усилие обратное тому, от которого произошло искривление. Различных деформаций может быть много, поэтому убираем их поэтапно.
«Ямы» можно вытянуть несколькими способами (установив винт станка в крайнее нижнее горизонтальное положение, зафиксировав это положение фиксатором):
а) Тянуть «яму» без подпорок, отцентрировав диск конусом или кольцом. Одновременно будет убираться и «восьмёрка».
Большой залом убираем, постепенно передвигая лапу от краёв «ямы» к центру. Можно тянуть большим или малым сегментом.
б) Малую яму и «ямы» на передней полке диска убираем на подпорках, поставив их на «+». Обязательно «яму» на передней части диска тянем на подпорках, чтобы не согнуть вал.
в) «Яму», величина которой больше, чем расстояние между подпорками, можно тянуть на подпорках, устанавливая одну – на «+», а другую – в центр «ямы».
Вытянув «яму» в «+», устанавливаем подпорку на этот вытянутый участок, постепенно приближаясь к центру «ямы». Подпорки можно устанавливать в любом месте диска, передвигая их вверх- вниз.
При вытяжке «ямы» натянуть «яму» винтом, чтобы она меньше пружинила, можно осадить ударом молотка через проставку по буртику диска.
«Яму» тянуть можно разными приёмами:
1) Осадить «+» на ПУ ударами молотка через проставку, и там же убрать биение буртика.
Потом приступаем к вытяжке «ямы», постепенно без сегмента, продвигаясь от краёв к центру. Недостаток этого метода заключается, в том, что требуется больше времени, но меньше вероятность, что диск лопнет.
2) Вытягиваем «яму» большим сегментом (как правило, без подпорок), одновременно пробивая по «шишкам», при этом, после того, как шишки осажены, винт будет легче крутить. Не надо прилагать очень большого усилия, лучше помочь ударом по «+», это хорошо делать через деревянную (буковую) проставку.
При работе большим сегментом, нужно чтобы края сегмента не давили на ту часть диска, которую держат подпорки. Необходимо, чтобы был зазор, иначе происходит сжатие диска, а для этого нужно большое усилие. Вытягивая «яму» можно просаживать загиб буртика наружу ударом.
Яму можно тянуть как на беговой дорожке, так и на центральной части диска.
Устраняя деформацию одной полки, не следует доводить её до нуля, а поэтапно переходить к исправлению деформации на другой полке (если она больше той, что осталась на первой полке). Сделав почти круглую заднюю полку, нужно посмотреть наличие «восьмёрки» – если есть, то устранить её.
Если задняя часть прыгает немного вверх-вниз, то это биение, скорее всего, происходит за счёт «восьмёрки».
3) Можно тянуть «яму», уперев диск снизу на подпорки или упор, чтобы не сделать «восьмёрку». Под диск в этом случае лучше положить дубовую доску.
Устранение «восьмёрки».
«Восьмёрку» можно убрать следующими способами:
1) Вытягивание ямы сегментом без подпорок, зажав крепко тарелку диска;
2) Давлением сверху на заднюю полку подставкой с сегментом.
В этом случае устанавливаем станок в положение 4 – крайнее вертикальное. Давим в том же месте, где буртик заднего обода и плоскость переднего обода будет в верхней точке биения. В этом случае «+» на задней посадочной поверхности диска будет в противоположной стороне от места давления.
Надавив сверху на диск – «+» уменьшается;
3) Установив винт в положение 3 (второе вертикальное положение) можно «восьмёрку» выдавить, прилагая усилие в переднюю полку, поставив нужный костыль;
4) Маленькую «восьмёрку» можно исправить ударом в чашку, бьём там, где «+».
Станок также убирает боковую деформацию на полках диска. Для этого ставим упор внутрь полки диска, приводим давление снаружи диска сверху в положении 4 (как при исправлении «восьмёрки»).
Загиб передней полки у диска без буртика с наружной стороны («красивого», «обтекаемого»), который лапой вытянуть не получается, она соскальзывает вверх. Мы можем придавить под любым углом, используя для этого специальное приспособление в положении 4 станка (как при исправлении «восьмёрки»).