Репортаж с секретного центра Jaguar Land Rover
Англия. Гейдон. Здесь расположены центр инжиниринга и полигон Jaguar Land Rover. Именно здесь в серых коробках зданий хранятся сокровенные секреты фирмы. Немудрено, что каждого журналиста, оказавшегося на территории (пусть и по особому приглашению), по умолчанию считают потенциальным шпионом.
Мне не позволено расхаживать тут без сопровождения и строго запрещено фотографировать. Камеру телефона еще на входе заклеивают особо прилипчивой пленкой. А через пять минут, как нарочно, мимо неторопливо проезжает закамуфлированный по крышу автомобиль. Хоть зарисовывай в блокнот… Репортаж наших коллег из Авто Mail.ru.
Это же сверхновый кроссовер Jaguar F-Pace! За «шашечками» камуфляжа явно просматриваются ягуаровские облицовка и фары. Запоминаются непривычно крупные по меркам Jaguar формы, вытянутая передняя часть, сильный наклон лобового стекла, высокая поясная линия, небольшая площадь боковых окон, короткая скругленная корма. Очевидно, что серийная модель будет очень и очень близка к образу концептуального С-Х17 двухлетней давности. А вон еще один F-Pace несется по краю полигона.
Тормозит, выходят водитель и пассажир… Водитель (ого!) сам Ян Каллум, главный дизайнер Jaguar! Что-то обсуждает с коллегой, меняются местами, кроссовер срывается с места и скрывается. На финальную штриховку, вестимо.
Явить новинку миру должны осенью во Франкфурте.
УВЕЛИЧИТЬ
Технический семинар, ради которого я и приехал, вполне мог быть посвящен подробностям конструкции F-Pace. Но тема иная, причем еще интереснее!
Это неожиданно подробное посвящение в далеко идущие фирменные планы: англичане рассекречивают часть самых прогрессивных разработок из тех, что планируют внедрять на моделях JLR в период до 2030 года. Семинар открывает директор по исследованиям и технологиям фирмы Вольфганг Эппле (кстати, перешедший к англичанам из BMW). По его словам все перспективные задумки подчинены двум основным задачам: сделать автомобили JLR более самостоятельными (если угодно, инициативными) и при этом повысить уровень доверия к сложносочиненной технике, чтобы обилие вспомогательных систем воспринималось клиентами как необходимость и норма жизни. Приоритет, конечно, отдан системам безопасности.
Итак, экскурсия по выставке достижений.
От демонстрации к демонстрации по зданию центра, затем по открытым площадкам. Времени немного, темп осмотра «экспонатов» быстрый. Каждую систему разъясняет приставленный к ней инженер-куратор, и большинство из этих специалистов управляют «будущим» с ноутбуков, по-другому пока никак. Некоторые технологии уже имплантированы в автомобили, другие еще живут отдельной жизнью. Природа их компонентов и подробные схемы пока в тайне.
Эппле просит учесть, что работоспособность систем на самых начальных стадиях, до окончательных результатов очень далеко. И замечает, что не все идеи пойдут в серию.
УВЕЛИЧИТЬ Сейчас показатели самочувствия водителя демонстрирует выносной экран.
Предполагается, что у серийных автомобилей эти данные в числе других можно будет проецировать на лобовое стекло. Диагноз на фото констатирует норму: бодрость и отсутствие стрессов.
Передо мной стоит Jaguar XF, техник приглашает за руль, колдует с ноутбуком, и на экране под лобовым стеклом высвечиваются данные.
Оказывается, водительское кресло успело… прослушать мне сердце! Система называется Driver Wellness Monitoring. Под кожу сиденья вживлены медицинские датчики, которые реагируют на вибрации от сердцебиения и дыхания водителя. Контроль самочувствия идет непрерывно. Судя по данным на экране, я слегка взволнован — да, так оно и есть.
Если система отслеживает симптомы стресса, она пытается снизить напряжение, делая обстановку в салоне комфортнее для пользователя: меняя подсветку, настройки аудиосистемы и климатической установки. При сильных отклонениях от индивидуальной нормы (ее показатели владельцы задают заранее) предполагается автоматический вызов сторонней помощи. А в идеале электроника сможет перевести автомобиль на полностью автономный режим: как минимум, для безопасной экстренной остановки.
УВЕЛИЧИТЬ Система Mind Sense, отслеживающая мозговую активность водителя, перекликается с ранее анонсированной фирмой системой Drive Monitor System, в которой использована технология слежения за мимикой и движениями глаз сидящего за рулем. Интересно, что темные очки на водителе не мешают системе контролировать направления взгляда.
Следующее достижение — теперь уже не автомобиль, а стенд: кресло, руль, экраны. Система Mind Sense — часть проекта Sixth Sense — задействует технологии разных областей: медицинской, спортивной и аэрокосмической (конкретно речь о методике подготовки пилотов NASA).
Помимо пульса и дыхания, Mind Sense оценивает активность головного мозга, анализируя его импульсы разной частоты. Так определяется степень внимания и концентрации водителя. Если тот теряет бдительность или, еще хуже, начинает дремать, следуют бодрящие вибрации руля и педали акселератора, звуковые и визуальные предупреждения. Но где тут «мозговые» датчики? Конечно, крепить их на голову владельцу никто не собирается, датчики зашиты в рулевом ободе.
Берусь за руль и смотрю на экран, где набегает «загородная дорога», как будто еду по ней со средней скоростью. На соседнем экране графики четырех ключевых мозговых импульсов констатируют мою внимательность. Отворачиваюсь от «дороги» на технического специалиста. Система не проявляет беспокойства!
Ах, понятно, я же не ослабил внимание, а просто переключил его. Вновь смотрю на дорогу, но теперь пытаюсь расфокусироваться, рассредоточиться, это трудно, но вот оно — есть предупреждающий визуальный сигнал.
УВЕЛИЧИТЬ Помимо «Экрана-предсказателя», в планах у фирмы обучение автомобилей языку жестов. По идее, с помощью жестов можно было бы отдавать нехитрые команды, например, активировать стеклоочиститель, изменить уровень громкости аудиосистемы и т.п.
А на соседнем столе лежит загадочного вида панель. «Проведите над ней рукой». Глаза боятся, а рука чувствует некое «веяние», исходящее от панели. «Это волновой излучатель. А теперь, внимание на экран, цельтесь пальцем в любую из виртуальных кнопок, пробуйте нажать».
Делаю легкое движение, но не успеваю коснуться поверхности, как выбранная иконка меняет цвет, «нажимается». Задача мультимедийной системы c функцией Predictive Infotainment Screen минимизировать время, на которое отвлекаешься для операций с сенсорным дисплеем. Камеры следят за движением руки, компьютер анализирует предыдущие пять выполненных операций, сопоставляет данные, дисплей «догадывается», какую кнопку собираются на нем нажать, и срабатывает, не дожидаясь прикосновения. При этом ультразвуковой излучатель генерирует сообразную волну, и палец в воздухе ощущает подтверждающий тактильный эффект. Инженеры говорят, что «Экран-предсказатель» позволяет увеличить скорость успешного нажатия на 22%.
Но как долго придется привыкать к «предсказаниям» на практике? Поживем-понажимаем-увидим, отвечают.
УВЕЛИЧИТЬ Виртуальная реальность уже вовсю используется конструкторами в центре инжиниринга для разработки новинок.
На давнем техническом семинаре, посвященном запуску тогда еще абсолютно нового Range Rover Evoque, нам показывали «компьютерную комнату» стоимостью около ?2 млн., в которой работают с 3D-моделями.
Опутанный проводами техник, демонстрирующий систему Virtual Manufacturing Ergonomics, выглядит так, словно и впрямь прибыл из будущего. Парень экипирован для взаимодействия с виртуальной реальностью. На экране я наблюдаю тот же мирок, который видит он, — это заводской конвейер, на котором стоит полусобранный виртуальный автомобиль во всех подробностях.
С помощью своего компьютерного «аватара» техник имитирует сборочные операции и проверяет, удобно ли их выполнять. Система помогает методом «ненастоящих» проб и ошибок рассчитать и оптимизировать процесс производства новых моделей, экономит массу времени и сил. Сама, понятно, весьма недешевая.
УВЕЛИЧИТЬ На фото участок с «нестрашными» неровностями, которые не вызывают сильных колебаний подвески, но система Pothole Alert старательно фиксирует и такие. Скорость кроссовера во время демонстрации была не меньше 40 км/ч.
Теперь — на полигон!
Там ожидают серийные Range Rover. Каждый — со своим секретом. На Evoque предлагается проехать по участку с плохим асфальтовым покрытием.
Скорость не малая, радуюсь, что еще не обедал. Меж тем система Pothole Alert анализирует работу демпфирующих элементов подвески MagneRide с магнитно-реологической жидкостью. Этот Evoque способен в буквальном смысле пересчитать все неровности и ямы на пути.
И главное — должен запоминать их местоположение. Полученные знания, по замыслу, будут накапливаться в информационном «облаке» для клиентов фирмы, а связанные единой сетью автомобили смогут предлагать владельцам объезд плохих участков, станут автоматически снижать скорость на трудных участках и притормаживать перед особо опасными ямами-ухабами. «Логично, если доступ к нашей базе получат и дорожные службы. Насколько нам известно, ежегодный ущерб автомобилям от британских дорожных огрехов составляет 2,8 млрд фунтов!», — комментируют инженеры. Экспериментальный Evoque пока умеет лишь собирать разведданные.
Но счет система ведет на ура: быстрый темп не смущает электронику, мгновенный результат виден на экране присоединенного ноутбука.
Другой Range Rover оснащен системой Haptic Accelerator Pedal — его педаль газа с актуатором подает предупреждающие тактильные сигналы. Сопротивляется нажатию в случае превышения разрешенной знаками или заданной водителем максимальной скорости. Коротко пульсирует под ногой при опасном сближении с объектами на пути. Вибрирует с появлением в поле зрения радара велосипедистов.
Вольфганг Эппле говорит, что проект системы отслеживания хрупких двухколесных один из первостепенных для фирмы. Кроме того, ведется активная работа над «всевидящим» радаром, который использует 64 лазерных луча, и по эффективности, охвату, разрешению значительно превосходит нынешние устройства. На момент семинара суперрадар учили распознавать структуры разных материалов одинаково четко.
УВЕЛИЧИТЬ В идеале водитель должен лишь задать направление «автоматического» разворота и дать команду начать маневрирование, не беспокоясь даже о возможном появлении движущихся помех.
Ассистентами параллельной и перпендикулярной парковки нас не удивить. Со временем планируют удивлять функцией Multi-point Turn: способностью машины автоматически разворачиваться на 180 градусов. На данный момент никаких дополнительных камер не предусмотрено, задействованы только датчики стандартного парктроника. Подопытный Range Rover Sport выполняет сколь угодно приемов (впрочем, стремясь свести их число к минимуму) для разворота на узком огороженном участке «улочки», самостоятельно управляясь с рулевым механизмом, коробкой передач, ускорением и торможением.
Конечно, человеку оставлена возможность вмешаться. При этом на экспериментальной машине с водителем автоматика не общается никак, инфодисплей безучастен, задать начальное направление влево или вправо указателем поворота нельзя, вся коммуникация – исключительно через техника с очередным ноутбуком. Оператор демонстрирует примеры, и каждый начинается с маневра вперед.
Возможен ли разворот, начинающийся реверсом? «Мы постараемся заложить максимум вариантов, система еще обучается, – говорит техник. – Кстати, при возникновении движущейся помехи машина будет автоматически прекращать маневрирование».
УВЕЛИЧИТЬ Приложение дает возможность управлять с очень высокой точностью и передвигать автомобиль едва ли не по сантиметрам. Но прав Вольфганг Эппле, когда говорит о том, что доверие клиентов к сложной технике еще предстоит укреплять. Когда машина приходит в движение, первый порыв – выскочить с пассажирского места… на всякий случай.
Напоследок — самое эффектное!
Меня приглашают в Range Rover Sport пассажиром, техник запускает двигатель, отходит от машины на небольшое расстояние (точнее, не дальше 10 м) и начинает возиться со смартфоном. Внезапно Range Rover медленно трогается, ползет по офф-роуду, вывешивается и замирает на косогоре, покачиваясь, затем ползет дальше. Remote Control — дистанционное управление с помощью Bluetooth или Wi-Fi. На экране смартфона техник видит и поворачивает крупный «мультипликационный» руль и касается двух шкал а-ля эквалайзер, которые позволяют очень плавно управлять подачей топлива и тормозами. Приложение, по сути, заменяет помощника-сигнальщика, дает возможность ювелирно маневрировать на парковке или преодолевать особенно сложные фрагменты бездорожья.
Словом, для тех случаев, когда со стороны ситуацию видно гораздо лучше, чем из-за руля. Максимально возможная скорость 6 км/ч. Удобно!
И на первый взгляд относительно безопасно. Убрал палец с экрана смартфона, отошел слишком далеко или подошел чересчур близко — автомобиль мгновенно затормаживается. Лишь бы не на скользком уклоне. Составителям инструкций будущего придется попотеть, перестраховываясь.
УВЕЛИЧИТЬ А эти Jaguar F-Type и Range Rover учатся распознавать хозяйские предпочтения и предугадывать желания.
Простейший из вариантов: если владелец постоянно выбирает конкретную радиостанцию или определенный режим климатической установки, автомобиль вскорости начнет предлагать такие же настройки по умолчанию. А планов громадье: предлагать водителю массу полезной информации, маршруты согласно его деловому графику, своевременный набор телефонных номеров и многое другое. Резюме? Даже при коротком ознакомлении фирменные планы впечатляют.
И ведь рассекречена только малая их часть! Остается пожелать финансовой стабильности — и компании JLR, и… нам с вами. Покидая секретную территорию, я вновь вижу пресловутый закамуфлированный Jaguar F-Pace.
Возможно, следующее поколение этой модели будет управляться через смартфон и считать удары наших сердец.