РВЕМ КОГТИ
РВЕМ КОГТИ
ТЕХНИКА
НА ШИПАХ
РВЕМ КОГТИ
Отечественный обозреватель побывал в Финляндии — стране, где снежные заносы, лед на дорогах — обыденное дело. Как правильно ошиповать шину, какие конкретно шипы избрать, растолковали спецы компании "Турванаста".
Сергей МИШИН
Малость ИСТОРИИ
Неспециализированное использование шипов началось в Финляндии. Было это в 60-х годах. "Подбитая гвоздями" резина разрешила существенно понизить возможность аварий на зимних дорогах. Но шипы деятельно разрушали дорожное покрытие.
С того времени повсевременно ведутся изучения, направленные на повышение эффективности уменьшение и шипов износа полотна.
За четыре десятилетия шип здорово поменялся. Оптимизировав размер, массу его для автомобилей уменьшили втрое и во столько же снизили разрушающее воздействие на дорогу (рис. 1).
В Финляндии на данный момент создают шипы три компании — "Турванаста" (Turvanasta), "Скасон" (Scason) и "Тикка-Настат" (Tikka-Nastat). Не считая их, разработкой шипов занимается Технический исследовательский центр (VTT) — независящее национальное учреждение.
Царство ШИПОВ
Его величество шип складывается из "гвоздя" (твердосплавной вставки) и корпуса. Последний не редкость железной, дюралевый а также пластмассовый. Подбирая материал, стремятся понизить массу шипа, сходу обеспечив его крепкую посадку в покрышке. Одновременно с этим корпус шипа с наружного торца обязан изнашиваться совместно с протектором, пара опережая в этом твердосплавную вставку — так обеспечивается наилучшее (независимо от износа) выступание шипов над поверхностью колеса. (Некие именуют это "эффект зуба грызуна".)
срок службы и Рабочие свойства шипа в покрышке практически во всем зависят от количества так именуемых фланцев (поясков-расширений) на его корпусе.
Самые 1-ые — обычные однофланцевые шипы по виду напоминают гвозди. Их слабенькие места — недостающая сила давления на дорогу (шип опирается на резину лишь основанием) и довольно резвый шипа и боковой износ отверстия, ведущий к утрата последнего. Событий такового прогрессивного износа две. Во-1-х, довольно грязищи и открытый доступ песка в зазор меж шипом и шиной. Попавшие ко мне частички трудятся как абразив, "съедая" металл и резину.
Во-2-х, наибольшее удельное давление корпуса шипа на резину при торможении и разгоне. Но однофланцевые шипы более ординарны в изготовлении (штамповка), а потому и самые дешевенькие.
У двухфланцевых шипов на корпусе в высшей части имеется дополнительное утолщение. Такой шип давит на дорогу посильнее, по причине того, что опирается на резину не только только основанием, да и покатыми "плечами". К тому же из-за увеличенного поперечника высшей части удельное боковое давление на резину приметно ниже.
Это сокращает износ и увеличивает жизнь шипам. Двухфланцевый шип также штампуют, но его создание примерно на четверть дороже.
Трехфланцевый шип — уже с 2-мя поясками-утолщениями в высшей части. Еще более снижая боковое давление, они сходу являются типичным лабиринтом для грязищи и песка. Одновременно с этим "двойные плечи" существенно понижают нагрузку на покрышку в зоне корда. Эти шипы лучше держат дорогу, более износоустойчивы и надежнее удерживаются в покрышке.
Но их невозможно — нужна токарная обработка. Потому и обходятся уже наполовину дороже однофланцевых.
Повелитель шипов "Турванаста" — самый легкий шип "Вип" (Wip). По конфигурации он похож на двух- или трехфланцевые, но с углублением в основании (С торца шипа, обращенного вовнутрь покрышки — ямка). В итоге — завышенная "живучесть" в покрышке за счет более плотной заделки основания.
Резина снутри углубления дополнительно ограничивает его качания. Данный шип более трудоемок в производстве и стоит примерно вдвое дороже простого однофланцевого "гвоздя".
ПРОКОЛ, НО НЕ ПОЛНОСТЬЮ
В скандинавских государствах принят последовательность ограничений на использование шипов. К примеру, "сила прокола", та, с которой шип опирается на дорогу, не должна превосходить 120 Н (приблизительно 12 кгс). Сперва это позвано заботой о сохранности дорожного полотна (вспомните колеи на "правительственных" автострадах, прогрызаемые за зиму колесами массивных импортных автомобилей). Но будем помнить, что, неся нагрузку, шип давит и на резину (а через нее на каркас покрышки). А завышенные местные нагрузки на корд жизнь ему не продлевают.
Свидетельствует, и с данной точки зрения ограничение "силы прокола" всецело оправданно. "Нокиан Хакапелита 1" с неповторимой совокупностью шиповки "Эко Стад Совокупностей" стопроцентно удовлетворяет этим требованиям. "Силу прокола" ограничивает расположенная под шипами особенная подложка из мягенькой резины.
В 13-дюймовой легковой шине не должно быть больше 90, а в 14-16-дюймовой — 120 шипов и чем легче шип, тем лучше. Девяносто штук массой около 2-ух граммов любой дадут надбавку около 3% к массе шины, но по причине того, что они размещены на периферии колеса, еще больше существенно повысится его момент инерции. Результат — понижение динамических черт автомобиля (не считая езды по льду), повышение расхода горючего, сокращение срока работы коробки и т. д.
ОСОБЕННОСТИ Национальной ШИПОВКИ
Но долговечность и эффективность шипов зависят не только только от конструкции. Принципиально их правильно установить, обеспечив лучшую высоту шипа над резиной. В случае если шип очень выступает — быстро расшатается и выпадет, в случае если чуть виден — не нехороших сцепных параметров от такой шины ожидать нечего (рис. 2). "Турванаста" рекомендует золотую середину — 1,2 мм. Проконтролировать корректность установки до боли легко. Твердосплавная вставка выступает из корпуса шипа именно на расчетную величину, так что при посадке необходимо лишь скооперировать торец корпуса с поверхностью покрышки.
Возможно мелкое заглубление (до 0,5 мм), но кроме того мелкое выступание — никогда!
По окончании установки шипов шина обязана полежать три-четыре семь дней при комнатной температуре. Сперва, это относится к двух- и трехфланцевым шипам. Такая выдержка нужна для того, чтобы резина "затекла" в углубления меж выступающими плечами.
По другому шипы быстро вылетят из покрышки.
Не считая того, для конечной самоустановки шипа нужна обкатка (около 1000 км в щадящем режиме, без торможений и резких разгонов). Лишь по окончании чего возможно получать от шины все, что она может дать.
Неожиданные РЕЗУЛЬТАТЫ
Я приехал в "Турванаста" не только только за информацией. Планировались "практические занятия" — сравнительные опробования разных шин на северном полигоне компании "Нокиан тайрс". Но сорокаградусный холод перепутал карты, вынудив отрешиться от тестов с подменой шин на автостраде.
Решили применять две автомобили с различной резиной. Действительно, однако пара нарушалась чистота опыта (так как всецело схожими авто быть не смогут).
Но результаты заездов по ледяной автостраде . На нешипованной шине "Хакапелита Q" время прохождения скользкой автострады выяснилось кроме того на пара секунд лучше, чем на шипованной "Хакапелита 1"! Ну и поведение первой автомобили было более четко и более с уверенностью.
Тайну нам не так долго осталось ждать раскрыли спецы. Оказывается, в сильный холод (минус 30° и ниже) эффективность шипованной шины падает — тогда и у ее нешипованной сестрицы появляются настоящие шансы на победу. Хитрость шины Q в том, что ее протектор изготовлен из весьма синтетических материалов и мягенькой резины. А протектор "единички" — из обыденных (так как она обязана прочно задерживать шипы).
В сильный холод 1-ая шина осталась эластичной, а 2-ая задубела так, что верхний слой ее протектора закончил сжиматься и "производить коготки". К тому же быстро усугубились сцепные характеристики самой резины.
2-ая тонкость выявилась при дискуссии графика зависимости сцепления от температуры (рис. 3). Оказалось, что в случае если теплее минус 4-5° — эффективность шипованных шин падает, по причине того, что лед делается мягеньким и не хорошо держит шипы.
Но и нешипованным шинам в таких параметрах трудиться страшнее: при их проскальзывании по "теплому" льду сходу появляется пленка талой воды — собственного рода смазка.
Вывод: при температуре, близкой к нулю, необходимо быть в особенности усмотрительным — кроме того на самых наилучших шинах.
"Турванаста" вычисляет хорошими последующие особенности шипов (см. табл.).
Рис. 1. Изменение по годам массы ее воздействие и шипов на сохранность покрытия дороги.
Рис. 2. Зависимость сцепных долговечности и параметров шины шипов от выступания из покрышки.
Рис. 3. Так зависит эффективность работы шипов на льду от окружающей температуры. Кривая размещена условно — для определенной шины она может сдвигаться ввысь или вниз.
Просматривайте кроме этого:
- кольца и Цепи
- Получить на second-hand
- Тест Бмв M5. Гонка оружий
- Обзор всех на данный момент производимых заднеприводных моделей ВАЗ. Воззвание к классике
- СНИМАЕМ С УЧЕТА. ГЛАВНЫЙ ПРОГОН
- ЧЕЙ НОМЕР ЛУЧШЕ?
- Lada Granta богач, бедняк .
КВН Верховная лига. Вне игры. Сутки рождения КВН. Часть 1
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
.ИЗ Кошмара ГОРОДОВ РВУТСЯ ЗА ГОРОД Автомобили
…ИЗ Кошмара ГОРОДОВ РВУТСЯ ЗА ГОРОД Автомобили РЫНОК Совместно с ВАМИ НА ДАЧУ …ИЗ Кошмара ГОРОДОВ РВУТСЯ ЗА ГОРОД Автомобили Мы весьма любим природу (а не только только автомобили). Недавно три раза…
-
УМНЫЕ И НЕУЯЗВИМЫЕ Необходимо сообщить, в мире грузовиков, прицепов, автобусов и карьерных самосвалов царствуют не только только другие наименования моделей, величины и размеры которых рекомендуют…
-
КУДА УЕДУТ ШИНЫ СИНТЕТИКА и РЕЗИНА, Электрические ДАТЧИКИ и Малость ВОЗДУХА — РЕЦЕПТ КОЛЕСА Будущего Но, подобрав комфортные ботинки на будущий сезон, любопытно отвлечься от прозы судьбы и…
-
РЕЗИНОВЫЕ Потаенны Эксплуатация и ВЫБОР ШИН фото из архива редакции БОМБА ДЛЯ Неприятеля Каким бы накрученным ни был байк, его свойства смогут быть реализованы лишь надежным контактом шин с…
-
Чёрное И Белое как снег ТЕХНИКА Тюнинг Чёрное И Белое как снег АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ МИЦУБИСИ-ЛАНСЕР EVO VI В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВАРИАНТАХ Мощности не бывает довольно много — По другому для…