Снегоход — своими руками
Как сделать самодельный снегоход В мире есть внушительное количество регионов, где снегоход — единственное средство передвижения в зимнее время. К сожалению, не все могут позволить себе эту дорогостоящую технику. А как же выглядят «снегоходы-самоделки»? Итак, снегоход будет состоять из двух частей: ведомой и ведущей. Первая опирается на полозья, а вторая представляет собой моторную установку «УМУ» с колесным приводом.
Части соединяются с помощью вертикального шарнира – благодаря этому они могут принимать разнообразные угловые положения. Небольшая несущая рама с рычагами управления и сиденьем водителя – это ведомая часть. Рама жестко скреплена с поворотной стойкой.
Полозья снегохода-самоделки — это пара широких лыж из дерева, которые соединены параллельно. Скобы шарнирных соединений должны быть установлены в средней части лыжи. Более того, в конструкции рамы нужно предусмотреть места для крепления оснащенной тормозными педалями платформы для ног. Рычаги управления соединены единой втулкой, под сидением водителя их фиксируют винтами. Резиновые наконечники надеты на рукоятки рычагов.
Тросовый механизм регулировки газа находится на правой рукоятке. Ведущий мост, оснащенный колесами низкого давления, установлен во второй части снегохода. Несущую раму рекомендуем изготовить из тонкостенной стальной трубы. Для того, чтобы согнуть ее, придется из двух прямых кусков собрать нижнюю часть поворотной стойки рамы. Остальные трубчатые заготовки нужно нарезать ножовкой по металлу.
Сопрягаемые детали нужно прихватить электросваркой строго в одной плоскости. Для этого по всей длине трубы необходимо постучать молотком. Следующим шагом является изготовление обкладок и фланцев опорной балки. Для того, чтобы установить опорную балку на несущую раму, необходимо прихватить сваркой обкладки с обеих сторон. Затем, нужно убедиться, что балка может легко перемешаться вдоль оси и вращаться на обкладках.
Наконец, угол фланца вставьте таким образом, чтобы свободные отверстия смотрели четко вниз. Приваривайте начисто только после тщательной регулировки. Еще одна более подробная схема и описание снегохода — вездехода на шинах.
Конструкция несущей рамы Основа снегохода — тот же гусеничный блок. Правда, он несколько уже. Поэтому, если вы уже сделали мотобуксировщик, его предстоит несколько доработать. Понадобится дополнительная рама, чтобы связать блок с передней управляемой лыжей, кузовом и сиденьем водителя. Ее можно собрать из двух продольных труб-лонжеронов диаметром 35×2 мм, объединенных спереди рулевой колонкой, а сзади—поперечиной из трубы диаметром 30×2 мм.
Способ соединения — сварка. Для прочности усильте стыки косынками из стального листа толщиной 2-2,5 мм. Рама соединяется с гусеничным блоком в четырех точках, где размещены подшипниковые узлы.
Лучше использовать подшипники скольжения, а втулки выточить из фторопласта или бронзы. Если же вы воспользовались подшипниками качения, то для них потребуются корпуса. Сделать их можно в виде хомута из стальной полосы толщиной 3-4 мм и шириной на 3—5 мм больше, чем сам подшипник. Крепят подшипник в корпусе сваркой в двух-трех точках.
Помните, что подшипник не должен перегреваться, а потому обмотайте его перед сваркой влажной асбестовой тканью. Конечно, наше крепление пригодно лишь для тихоходных передач, не требующих особой точности установки. Рулевая колонка на нашем снегоходе такая же, как у велосипеда. И если есть возможность, отпилите этот узел от старой рамы и приварите на косынках к лонжеронам.
В нижней части рулевого вала приварена поперечина из трубы диаметром 22×3 мм —к ней шарнирно крепится навеска передней лыжи. Основная деталь навески — опора П-образной формы, согнутая из стального листа толщиной около ,.3 мм. Крепеж шарнирного соединения — стальная шпилька с резьбой М8, две гайки с шайбами и пластиковая (или фторопластовая) втулка, установленная внутри трубчатой поперечины.
Руль снегохода — стандартный, от любого мопеда или мотоцикла. На нем монтируются органы управления: ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора (ручка «газа»), рукоятка выключения муфты сцепления, переключатель коробки передач и рукоятка привода скребкового тормоза. На руле установлен также привод декомпрессора двигателя и переключатели световых приборов.
На рисунке не показан сам тормоз, однако конструкция его достаточно проста, вы справитесь самостоятельно. Расскажем лишь, как он устроен. Скребковый тормоз напоминает дверную петлю.
Крепится он к задней части лыжи. «Петля» жестко фиксируется сверху- лыжи винтами и гайками с резьбой Мб, а его подвижная часть на так называемых «пальцах» — трех-четырех стальных стержнях, на конце которых нарезана резьба М8. При повороте они входят в отверстия, просверленные в лыже, углубляются в снег и гасят скорость. Управляется тормоз с помощью троса в боуденовской оболочке. Конец троса закрепляется на стальном уголке, прикрепленном к петле, и на ручке руля. В нейтральном положении тормозное устройство держит пружина.
Лыжа снегохода склеена из кусков фанеры толщиной 4…5 мм. В сумме пакет должен быть не более 18—20 мм. Склейку желательно производить на простейшем стапеле — прочной доске толщиной около 50 мм, в передней части которой закреплен фигурный деревянный брусок, повторяющий форму лыжи.
Пакет, состоящий из фанерных заготовок, промазанных эпоксидным или казеиновым клеем, а также подошвы из слоистого пластика (используется для отделки кухонной мебели) зажимается струбцинами и после подсыхания клея доводится до заданной формы. Вместо струбцин можно воспользоваться деревянными брусками, расположив их сверху и снизу заготовки и стянув так называемым «телеграфным бандажом» из мягкой стальной проволоки, закрученной с помощью воротка. Готовая лыжа крепится на рулевом валу и фиксируется амортизатором из стальной пружины или толстой упругой резины. Сиденье водителя проще всего взять готовое, например, от старого , полумягкого металлического стула или кресла. Для его крепления на снегоходе предусмотрена поперечина из трубы диаметром 22×2,5 мм и четыре опорные площадки из стального листа толщиной около 3 мм.
Наш снегоход оснащен легким грузовым кузовом. Он поможет вам быстро убрать и отвезти снег, привезти хворост или дрова. Сделан кузов из фанерных заготовок толщиной 8… 10 мм, соединенных дюралюминиевыми уголками и винтами М5 с гайками и шайбами.
Габариты — 350x1200x1600 мм. К раме кузов крепится с помощью стоек из стандартных труб сечением 22×22 мм, закрепленных сваркой. Топливный бак — пластиковая канистра емкостью 2—3 литра. Крепится она на передней стенке кузова. Не забудьте про отстойник с топливным краником.
Он может быть стандартным—от мопеда или мотоцикла. К-карбюратору канистра подсоединяется пластиковым или резиновым шлангом. Рама снегохода окрашивается алкидными или нитроэмалями с предварительной грунтовкой в два-три слоя нитрогрунтом.
Деревянные узлы (кузов и лыжа) пропитываются в два-три слоя горячей олифой и также окрашиваются эмалью. Установить втулки оси рычагов совсем несложно, а вот установка кронштейнов поворотной оси требует дополнительного внимания. Сборка рамы «снегохода – самоделки» завершается сваркой косынок жесткости и кронштейнов сиденья. Также можно для лыж сделать две распорки, два кронштейна с осями, а также саму пару лыж. К распоркам, вырезанным из отрезков трубы, необходимо приварить уголки, изготовленные из листовой стали.
Лыжи рекомендуем изготовить из листов фанеры, лучшим клеем послужит эпоксидная смола. Тяги и рычаги управления просты по своей конструкции, несмотря на то, что при их изготовлении потребуются токарные и сварочные работы. Вниманием советуем уделить аккуратности выполнения шарнирных тяг. Педали тормоза, сидение и платформу для ног изготовит несложно. Для того, чтобы соединить ведомую часть с ведущей нужна поворотная ось, которую следует изготовить из стальной трубы.
Сборку таких транспортных средств как «снегоходы-самоделки» завершает доработка кронштейна подножки, используемая для того, чтобы прикрепить поворотные тяги снегохода. Приятной поездки! Еще один проект простого самодельного трактора по ссылке на сайте.