СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
"СОРОКОНОЖКИ" БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
РЕПОРТАЖ ЗР
"СОРОКОНОЖКИ" БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
Леонид САПОЖНИКОВ
"Были у Минского авто и подлинные потаенны… Об этом — в второй раз".
ЗР, 1997, № 4
ПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ
В первой половине 50-ых годов XX века по инициативе маршала Жукова (в то время помощника военного министра СССР) при Минском автозаводе было скооперировано особенное конструкторское бюро. Посвященные знали его задачку в самом неспециализированном виде: создавать для армии большегрузную авто технику высочайшей проходимости. Еще меньше было тех, кто ведал, что идет обращение об артиллерийском тягаче.
И уж совсем немногие, в круге 3-ем, были привычны со необыкновенными требованиями клиента к этому тягачу. Преодолеваемые подъемы — до 30 градусов, броды — до 1,3 метра, впечатляющий припас хода по горючему (в полтора раза больше, чем у легковой "Победы").
Колесная формула 8х8 и полуметровый дорожный просвет крепили догадку, что "артиллерийский тягач" предназначается не для войны в Европе или же… не для артиллерии.
Мир еще не знал, что стоит на пороге эры межконтинентальных баллистических ракет (они же — будущие ракеты-носители в космонавтике). Для их буксировки по сибирской да заполярной глухомани и нужен был МАЗ-535. Его 1-ые эталоны выехали с завода во второй половине 50-ых годов двадцатого века — за год до пуска на орбиту первого спутника.
Для серийного выпуска буксировщиков ракет на МАЗе показалось "создание колесных тягачей" — в действительности, завод в заводе. Воздух секретности около него доходила до бреда. В "Маленькой хронологии Минского автомобильного завода", составленной 30 лет спустя, отражен кроме того такой знаменательный факт, как "вступление в строй действующих заводской прачечной самообслуживания", а о производстве ракетовозов — ни слова. Готовые автомобили покидали цех лишь ночкой, строго по графику, согласованному с "компетентными органами", чтобы не уследили галлактические и земные шпионы. Но однако Кремль имел возможность, угрожая Западу "кузькиной мамой", продемонстрировать новые ракеты и тягачи на протяжении парада на Красноватой площади.
А спецу большое количество не требуется: сосчитав колеса, прикинул массу транспортируемой ракеты, а в том месте уж один ход до ее мощности…
В увесистом "Русском энциклопедическом словаре", изданном во второй половине 80-ых годов двадцатого века, я отыскал биографическую справку о доярке, взявшей звание Героя Соцтруда еще в сталинскую эпоху, но не нашёл фамилии головного конструктора тех ракетовозов — Храбреца, лауреата высших премий СССР, заслуженного деятеля науки и техники.
Чтобы хоть самую малость вернуть справедливость, назову его: Борис Львович Шапошник (1902-1985). (Подробнее о его творческом пути поведано в очерке "Закрытый конструктор Борис Шапошник" на стр. 96 — ред.).
МАРС Фактически НЕ ВИДЕН
По окончании многих лет противоборства 2-ух совокупностей на политическом небосклоне нежданно взошла Марс и мирная звезда, покровитель ракет, стал фактически не виден. Что уложить меж кабинами "сороконожки" вместо стёртых с лица земли СС-20? Стрелу подъемного крана?
Такой автокран — все равно что танк с плугом.
В новых параметрах производитель ракетовозов сумел, в итоге, легализоваться и взял собственное имя — МЗКТ (Минский завод колесных тягачей). Но заводчане вяло восприняли это знаменательное событие. Армейские заказы составили в первой половине 90-ых годов двадцатого века всего полпроцента от уровня 1989-го, штатских же клиентов было нужно кое-где обнаружить и кое-чем соблазнять.
К тому же растолковывать им, что МЗКТ — не какая-нибудь скороспелая компания, а прошедший скрытый завод, более 30 лет скрывавшийся под "крышей" МАЗа. К данной работе на предприятии не готовься и ностальгически вздыхали (ну и сейчас вздыхают) о временах, в то время, когда спрос подменяло распоряжение ЦК.
— Предлагали нам производить вместо тягачей либо полуприцепы, либо движки, либо легковые авто, — сказал мне директор завода Владимир Волков. — Но мы решили не покидать собственную нишу — особенных авто шасси. В ней мы защищены от новоявленных соперников: осваивать мелкосерийное создание такой неповторимой техники никто не возьмется. А уже имеющиеся забугорные аналоги без шуток уступают отечественным машинам по проходимости и раза в полтора дороже.
ВОЕНПРЕДЫ Ворачиваются
Сходу со мной на МЗКТ приехала и, согласиться, мешала мне говорить с главным конструктором Владимиром Чвялевым африканская делегация. На местности завода для нее выстроили целую колонну впечатляющих образцов продукции, в какой таким отставным генералом смотрелся длиннющий ракетовоз: восемь ведущих осей, колеса 3-х первых и 3-х последних — управляемые.
В случае если необходимо, завод вам сделает кроме того двенадцатиосник. На умелом спецшасси 7907 с колесной формулой 24х24 (!) ракеты поездить опоздали, а вот речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам неспециализированного применения с Березины за 150 км на озеро Нарочь.
Все на свете довольно. По окончании знакомства с этими гигантами мелковатым думается вэдовый четырехосник семейства "Волат" (по-белорусски — "богатырь") грузоподъемностью 22 т. Он отправился в серию в первой половине 90-ых годов двадцатого века как грузовик с бортовой платформой, а позже на базе для того чтобы же шасси завод начал производить самосвал и седельный тягач.
Главный клиент внедорожных автомобилей МЗКТ — РАО "Газпром", а в возможности — кроме этого нефтяники Рф, Белоруссии, Румынии, для которых создаются шасси 6х6, 8х8 и 10х10 под агрегаты по ремонту скважин.
— Что такое трубопровод выстроить в пустыне? — рассуждает Волков. — В том месте же проедешь только на автомобиле такового класса. Отечественная техника трудится в непроходимых местах, где кандидатура ей — один лишь вертолет. Но, во-1-х, вертолет дороже.
Во-2-х, он доставит груз — и что потом? А от мотора автомобиля может трудиться буровая установка!
Военная тема в жизни МЗКТ ушла на второй план, но не заглохла: завод делает автопоезд для перевозки 60-тонных танков. (Кстати, многим думается, что танки не идут своим ходом для сохранности дорог, но это не совсем так. Легко у их мелкий ресурс, исходя из этого их и перевозят, где лишь возможно.)
Для строителей завод производит самосвал МЗКТ-6515 (8х4). Он может возить из карьеров на стройплощадки либо к местам дорожно-строительных работ до 21 т груза (скажем, щебня).
Читатель, у вас не закружилась голова от обилия колесных формул? У меня закружилась — еще в том месте, на заводе, в то время, когда хотел и не имел возможности выстроить их в какую-то совокупность. А позднее сообразил: никакой совокупности нет.
МЗКТ по силам выстроить автомобиль с хоть какой колесной формулой — от 6х6 до 24х24 и с движком — хоть русским, хоть ввезенным — по желанию клиента. Учтет и другие его требования, наряду с этим неповторимая машина, какой еще нигде нет, готовься не позднее чем через полгода. Это возможно благодаря модульному проектированию: новые авто помой-му складывают из готовых узлов-"кубиков".
Многие узлы — от движков, кабин, мостов до подшипников и ступиц — унифицированы с мазовскими, что упрощает потребителю ремонт. А вообщем задачка эта не из простых: МЗКТ имеет на просторах СНГ, включая Среднюю Азию и Сибирь, всего 120 штатных ремонтников. В прошлые времена их хватало: завод делал собственные тягачи так, что смело давал гарантию на 10 лет и позднее в большинстве случаев продлевал еще на 5. Сейчас, конечно, уровень качества уже не то.
— Потому, — поведал мне Волков, — мы возобновили соглашение с военпредами. Подключаем их к контролю свойства не только только военных, да и народнохозяйственных автомобилей.
Я задал вопрос, прибыльно ли устанавливать движки "Мерседеса" или, скажем, "Катерпиллера" с учетом их надёжности и высочайшего ресурса. И попал директору в болевую точку: у него только-только был тяжелый разговор с представителем российского моторного завода, предлагавшим новые движки по цене выше "мерседесовской". Не так долго осталось ждать и хорошие воронежские шины опередят по цены "Мишлен".
Не исходя из этого, выделил Волков, что производители русских девайсов — зарвавшиеся наглецы, а исходя из этого, что их разоряет и вынуждает повышать цены "путаница с налогообложением".
А ведь умеренная цена — одна из главных конкурентных позиций "сороконожек" в мире! Палки, вставляемые в колеса собственными же, ужасны, даже в том случае, если колес очень сильно большое количество…
МЗКТ-75165 — самосвал 8х8 грузоподъемностью 24 т.
Особенное большегрузное шасси под установка оборудования для бурения нефтегазовых скважин, кроме этого большегрузных кранов.
МЗКТ-79097 — особенный автомобиль для транПодвесканого и технологического обслуживания нефтегазовых разработок.
Цементовоз БЦМ-5642 Красногорского завода "Бецема" на шасси МЗКТ-751652 (8х8). Количество цистерны — 18 мз, грузоподъемность — 20 т.
Просматривайте кроме этого:
- Фольксваген Polo Sedan Денек взятия Бастилии
- КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО?
- С ПРОБЕГОМ .
- ЛЕВЫЙ МАРШ
- ИТОГИ 9 МЕСЯЦЕВ. КОМУ Оказывают помощь Стены
- ДРЕССУРА ЖЕЛЕЗА
- ЧЕМОДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ
"Оттащить маньяка от ядерной кнопки"
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Многоосные авто Анатомия великанов
У нас, где громадные местности практически лишены дорог, внедорожные многоосные авто просто не могли не взять распространения. Подвижный ракетный комплекс «Тополь-М» на шасси МАЗ-79221…
-
Кнопки и КНОПКИ Кнопки и РЫНОК КНОПКИ Беря, не соверши ошибку О обилии выключателей и моделей тумблеров ведает Антон УТКИН, продолжая тему рынка электрического оборудования (см. ЗР № 6, 7, 8 за…
-
ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК
ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК ПРЕЖНЕЕ ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК Лев ШУГУРОВ Возможно, он так и остался бы жить в родном Пинске и занимался бы тем делом, которое нашло…
-
ВОЕННАЯ Потаенна ТЕХНИКА Грузовик САМОСВАЛ ИЗ МИНСКА ВОЕННАЯ Потаенна НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ У каждого завода имеется потаенны. Огромные и небольшие. У МАЗа была громадная -…
-
МАЗ С ПАРТНЕРАМИ ПОТЯНЕТ ТЕХНИКА Дальнобой МАЗ С ПАРТНЕРАМИ ПОТЯНЕТ Белорусские магистральные тягачи последнего поколения МАЗ-5440 удачно прошли сертификацию в Российской Федерации. Андрей СИДОРОВ МАЗы числились…