СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПРЕЖНЕЕ
СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
"Драбант, трабант — вожатый, телохранитель".
В. И. Даль,
"Толковый словарь российского языка"
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Последнему "Трабанту", сошедшему с сборочного потока 30 апреля 1991 года, предстояла совсем не далекая поездка — невзрачная машинка заняла почтенное место в музее Августа Хорьха. Время "Трабанта" завершилось, как и эра противоборства "2-ух совокупностей" по обе стороны берлинской стены…
"Трабант" появился 45 годов назад, в то время, когда всю землю был под впечатлением от русского спутника — мелкого металлического шара, открывшего дорогу в космос. К 7 ноября 1957-го (братский СССР отмечал 40-ю годовщину революции!) в Цвиккау собрали предсерийную партию автомобилей Р50. Не так долго осталось ждать автомобиль стал тезкой первого галлактического аппарата: Trabant по-германски — спутник.
Конечно, восточногерманский однофамилец по конструкции был космически далек от русского. Но создателям "Трабанта" также было чем повытрепываться — автомобиль имел кузов с внешними подробностями из пластика. Правильнее, из отходов клееобразного наполнителя и хлопкового производства, "насаженых" на металлические ребра. Немцы назвали материал "дуропластом", а журнальчик "жизнь и Наука" именовал его "фенольнопресольформальдегидной смолой" (запомнили?).
Благодаря новенькому материалу машина весила всего 620 кг.
Корнями концепция "Трабанта" уходила во вторую половину 30-х, в то время, когда одними из самых фаворитных машин Германии были дешевенькие нетребовательные ДКВ. В конце 30-х в Германии ввели ограничения на металл — сперва он шел на армейские потребности. Тогда конструкторы концерна "Ауто-Унион", куда заходила компания ДКВ, вместе с химиками из "ИГ Фарбенгрупп" и "Динамит АГ" принялись за испытания с пластмассой.
ГДР взяла большую часть громадного наследия авто империи "Ауто-Унион" — фабрики "Хорьх" и "Audi". Кстати, последний перед войной производил и ДКВ. А вот сталелитейных компаний в Руре Восточная Германия с началом прохладной войны лишилась.
Фабрики в Цвиккау стали выпускать под маркой ИФА предвоенные ДКВ-F8 и F9 (последний до начала 60-х строили и в ФРГ), а технологи и конструкторы тем временем колдовали над пластиками.
В 1955-м показался автомобиль Р70 с предвоенным 20-сильным движком ДКВ-F8 рабочим количеством 0,7л. Основной гордостью конструкторов стал пластмассовый кузов.
Конвейерное создание "Трабанта-Р50" (в действительности это приметно модернизированная Р70) началось летом 1958-го, по окончании объединения бывших фабрик "Хорьх" и "Audi" в "Народное предприятие Заксенринг".
Многие годы было принято иронизировать над тесной двухтактной "тарахтелкой". Конечно, за продолжительную судьбу на конвейере "Трабант" безнадёжно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, "соответствовала мировым эталонам". Самым пользующимся популярностью французским народным автомобилем был "Ситроен-2СV" с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с движком мощностью 22л.с., "Subaru" запустила в создание 16-сильную модель 360. За берлинской стенкой хорошим спросом воспользовались мотоколяски типа "БМВ-Изетты" с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12л.с. На их фоне переднеприводный "восточногерманский "Фольксваген" (так машину иногда именовали на Западе), с "пол-литровым" 18-сильным двухтактным мотором, наибольшей скоростью и лёгким кузовом 90 км/ч, не смотрелся неприятным утенком. Логично: машину делали конструкторы германской — одной из наилучших в Европе — школ.
Они верили, что, удачно стартовав, "Трабант" и потом не отстанет от именитых соперников. Ну и "галлактическое происхождение" обязывало…
Сперва так и было. Уже в 1959-м мощность мотора подняли до 20л.с. В 1962-м, через год по окончании потрясшего мир полета Юрия Гагарина, поменяли мотор и отделку: на данный момент 600-кубовый агрегат развивал 23л.с.
Рождение первого многоместного галлактического "Восхода" в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова германского "Спутника" модели "Трабант-601", похудевшего на 5 кг.
Но галлактическое время летело все резвее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Эдвин и Армстронг Олдрин прошли по Луне, а ровесник галлактической эры уже фактически не изменялся. Он казался нескончаемым, как социализм — раз в пара десятилетий весьма старенького фаворита поменяет легко старенькый, но "главная линия" неизменна.
Визиткой ГДР были открытки и буклеты с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма — накачанные Подвескасмены, побеждающие на олимпиадах. А эмблемой массовой автомобилизации — "Трабант".
Из миллиона автомобилей, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, вторых стран "народной демократии". Над "Трабантом" медлено иронизировали, но… годами находились в очередях, чтобы купить недорогую, самую дешёвую машину.
Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже среди 60-х они взялись за макет 603 с новым роторным движком и кузовом. Но заместо новейшей автомобили начали создание версии "Трамп" с открытым кузовом без дверей. Часть таких машин поступила на работу в армию. В 1968-м мощность мотора прирастили до 26л.с. Последующие жёсткие конфигурации случились через…
22 года.
Действительно, на рубеже 70-х германские и чехословацкие конструкторы приступили к проекту современного народного автомобиля — его подразумевали производить в 2-ух государствах. Собирались привлечь к работе французов. Но в 1973-м, разглядев вопрос о новейшей машине, Политбюро СЕПГ законсервировало работу. Сперва 80-х показались макеты "трабантов" с впрысковым мотором и трехцилиндровым дизелем.
Машина с таким движком расходовала на опробованиях лишь 4,5л горючего на "сотку". Но средств на компанию производства у правительства не нашлось, ну и спрос на "трабанты" как и раньше не падал.
Только в 1988-м в Карл-Маркс-Штадте, что не так долго осталось ждать снова станет Хемницем, начали подготовку производства "фольксвагеновских" движков для "Траби". На орбите 2-ой год кружил неповторимый "Мир", а самыми пользующимися популярностью словами в Германии были перестройка и Горби… В серию "Трабант-1,1" с 41-усиленной подвеской и сильным мотором отправился 25 июня 1990-го.
К этому деньку выпустили уже более 2,8 млн. автомобилей.
2-ая жизнь автомобиля была недлинной — до весны 1991-го выстроили около 39 тыщ экземпляров.
Неприязнь весьма быстро сменилась любовью. Собиратели стали с радостью скупать модели разных лет. на данный момент в "Траби" с удовольствием фотографируются VIP-персоны — от политиков до Михаэля Шумахера. Как грибы расплодились фан-клубы, раз в год проходят многочисленные слеты хозяев. Умельцы старательно строят из "трабантов" лимузины, грузовики, кроме того бетономешалки(!) и, конечно, машины с откидным верхом.
Открытый "Трабант", по слухам, имеется кроме того в имении Фиделя Кастро.
Культ автомобиля (в особенности старенького), соответствующий для Германии, объединился с мемуарами о времени, которое ушло невозвратно. Для нескольких поколений эта машина — символ молодости, пускай и не совсем (или совсем не) сытой и свободной, но все-же радостной. А ее спутником был "Трабант".
"с покон веков-Р50/1" в первой половине 60-ых годов двадцатого века смотрелся всецело современно.
Одни из многочисленных "самопальных" кабриолетов "посттрабантовой" эры.
"Трабант-комби" середины 70-х.
Для раллийных автомобилей кудесники из Цвиккау умудрялись снимать с двухцилиндрового мотора 47 л. с. Заводская команда принимала участие кроме того в ралли "Акрополис" и "Монте-Карло".
Старший брат "Трабанта" — "Цвиккау-Р70". Автомобиль оснащали
22-сильным движком количеством 0,7 л.
Пляжно-армейский "Трабант-Трамп".
Просматривайте кроме этого:
- Субару Impreza WRX STI, WRX. Ты в порядке?
- Купить МАШИНУ В КАЛИНИНГРАДЕ
- «Громадное путешествие AMAROK» отметилось в Бурятии
- «Альфа-Ромео» в мечтах и наяву
- БЕРЛИНСКИЙ ТРОФЕЙ
- КАК ДВА ТУМАНА
- ПИР По окончании КРИЗИСА
"Тамерлан — завоеватель восточных земель" Проэкт"Энциклопедия"
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
«ВОСТОЧНЫЙ ДЕТРОЙТ» В том месте, кстати, и лишь в том месте производят эти респектабельные Подвескаивные авто, а не считая того – еще по миллиону в год движков для разных «ауди». И под капотом самого дорогого…
-
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ ЭКОНОМИКА Произведено в Российской Федерации С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ Гаубиц нам больше не требуется! — заявило в первой половине 90-ых годов двадцатого века высочайшее должностное лицо из центра, выразив отношение к оборонке в целом. Миша…
-
НА Краю света МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ПУТЕШЕСТВИЕ НА Краю света ЕДЕМ К СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ ТЕКСТ, ФОТО / АРТЕМ ТАГИРОВ, МОСКВА У меня было давнешнее желание побывать в Заполярье. Но не в…
-
ТЕСТ Хэндэ Terracan, Suzuki Grand Vitara XL-7. ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРЦЫ
ТЕСТ Хэндэ Terracan, Suzuki Grand Vitara XL-7. ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРЦЫ ТЕХНИКА /ТЕСТ Хэндэ Terracan, Suzuki Grand Vitara XL-7 ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРЦЫ Огромные Внедорожники — СУЗУКИ-ГРАНД ВИТАРА XL7 И…
-
АВТОМОБИЛЬ ПАРИТ НАД ПОЧВОЙ ОБОЗРЕНИЕ ЗР АВТОМОБИЛЬ ПАРИТ НАД ПОЧВОЙ Современный серийный автомобиль по неким чертям уже превосходит двух-,4-х местный самолет. Летать автомобилю не…