Статья: разбираемся в современных тормозах
Керамические тормоза, карбоновые, карбон-керамические, композитные, композитно-керамические – это 5 разных решений или 5 разных названий для одного решения? Чтобы выручить запутавшегося в терминах читателя, наши друзья из «АвтоВести» раскладывают по полочкам авангардные технологии и прогрессивные материалы.
Не скроем тот факт, что сами производители могут обращаться с терминами весьма вольно (особенно при переводе на русский язык) и по-разному называть одни и те же технологии.
К примеру, покупателям суперкара Mercedes-Benz GT AMG среди прочего предлагают два разных комплекта тормозов с "композитными" дисками разного размера. При этом под "композитностью" наше представительство марки подразумевает наличие на этих дисках и насечек, и перфорации – сделаны же эти детали по-прежнему из металла.
Если речь идет об очень эффективных, но и очень дорогих тормозах современных суперкаров, то все производители используют одно и то же решение – диски из композитного материала, главной составляющей которого является карбид кремния, а для придания детали прочности используются карбоновые волокна.
Поэтому такие диски можно называть и композитными, и керамическими, и карбон-керамические – разве что определения "карбоновые" стоит избегать (о причинах – парой абзацев ниже).
УВЕЛИЧИТЬ Первой серийной машиной с керамическими тормозами 15 лет назад стала Ferrari Enzo.
Достоинств у керамических тормозов – только успевай загибать пальцы. Весят диски вдвое меньше, чем стальные – и снижение неподрессоренных масс положительно сказывается на управляемости.
Они гораздо более устойчивы к высоким температурам: если и деформируются, то намного позже (вдобавок и степень этой деформации благодаря свойствам материала гораздо меньше). Раз диск сделан не из металла – он не будет покрываться налетом ржавчины. Одним словом, единственная причина не купить керамические тормоза – это высокая стоимость: как правило, комплект сравним по цене с бюджетным седаном.
Сколько стоит поменять карбоно-керамические тормоза на BMW?
С точки зрения конструкции суппорта и материалов, из которых сделана тормозная колодка, продвинутые тормоза уже не так сильно отличаются от обычных. Конечно, детали от суперкара, чье название заканчивается на GT2 RSR Evo SV Black Edition, не перепутаешь с аналогичными элементами от Renault Logan. Но все-таки в этой сфере изменения по пути от бюджетного седана к гиперкару – скорее количественные, чем качественные.
Время от времени можно услышать о керамических тормозных колодках – но ошибкой будет думать, что они создавались специально для работы с керамическими дисками.
Дело в том, что вроде бы простая колодка устроена чуть ли не сложнее любой другой детали тормозной системы – при изготовлении фрикционной накладки используются десятки разных ингредиентов. Одной из разновидностей этих ингредиентов являются т.н. усилители, которые повышают износоустойчивость состава. Чаще всего эту функцию выполняют мелкие частицы металла, но порой их заменяют на керамику.
УВЕЛИЧИТЬ Материалы, которые используются в тормозах болидов Формулы-1, обеспечивают очень мощное замедление — но взамен требуют выполнения непривычных для рядового водителя процедур. К примеру, в начале каждого заезда тормоза необходимо на совесть прогреть.
У таких колодок есть свои достоинства могут обеспечивать стабильное торможение при более высоких температурах, и от них ощутимо меньше мелкой пыли, оседающих на других деталях тормозной системы. Но в силу того, что доля усилителей в накладке сравнительно невелика, керамические колодки – это один из вариантов привычной нам детали, а не принципиально новая деталь. Абсолютное большинство таких колодок продается отнюдь не по заоблачным ценам, а работает вместе с обычными чугунными дисками – и наоборот, композитные диски вовсе не требуют обязательного использования в комплекте с ними керамических колодок.
УВЕЛИЧИТЬ
В середине статьи мы упомянули, что продвинутые тормоза суперкаров вполне можно называть керамическими, но нельзя называть карбоновыми.
Почему? Потому что существуют "настоящие" карбоновые тормоза – такие, где и диски, и колодки сделаны из практически чистого спеченного углегородного волокна. Преимущества – высокая эффективность (из-за высокого коэффициента трения) и стабильная работа при еще более высоких температурах. Недостатки – сложный производственный процесс (занимающий недели и даже месяцы) и низкая эффективность при низких температурах.
Причем речь вовсе не о мозорах: полноценно работать карбоновые тормоза начинают, когда прогреются градусов эдак до 400. Поэтому используются они исключительно на гоночных автомобилях, водители которых не видят в необходимости прогреть тормоза особых неудобств.