Суперкары в деталях: Melkus (Мелкус) из ГДР
Суперкары из ГДР? Казалось бы, где социалистический режим и где роскошь, скорость и комфорт? Но все-таки они существовали. Собранные, что называется, на коленке из того, что было, простенькие машины Хайнца Мелькуса были единственными суперкарами в странах Соцлагеря, имевшими допуск и на дороги общего пользования. Немного о создателе Хайнц Мелькус родился в 1928 году в немецком городе Дрезден.
После войны, в конце 40-х годов прошлого века, он начал свою карьеру водителем развозного грузовика в одной из пивоварен города. В свободное от работы время Хайнц, влюбленный в скорость, частенько появлялся на гоночных соревнованиях и, случалось, завоевывал там награды. В 1950 году Мелькус основал собственную частную (ГДР-овский вариант социализма позволял такие вольности) автошколу, которая и стала основным источником его доходов.
Не оставлял он и увлечение гонками, и начал строить вместе с такими же энтузиастами открытые гоночные автомобили.
На фото: Хайнц Мелькус и его Veritas на гонках в Лейпциге в мае 1954 г.; фото: Wikipedia.org Кстати, Мелькус так и не вступил в Коммунистическую партию ГДР, поэтому деньги на создание и разработку собственных болидов шли из его собственного кармана. Организация получила имя Zentrum des DDR-Rennwagenbaus (Центр по производству гоночных автомобилей ГДР). Донорами агрегатов гоночных болидов были автомобили марки Wartburg – их простенькие двухтактные моторчики воздушного охлаждения легко форсировались и были весьма надежными. В 1959 году Центр был переименован в Heinz Melkus KG. 1959 – основание фирмы Heinz Melkus KG Продукция новичков была той же – формульные болиды, участвовавшие, в том числе, и в Кубке Дружбы социалистических стран.
Формульные болиды с агрегатами от Вартбургов заслужили уважение гонщиков не только из ГДР, но и из других стран соцлагеря. Формулы Мелькуса закупались и для гонщиков СССР. Мелькус и «Blechauto» в апреле 1961 года, во время подготовки к гонке Halle-Saale-Schleife; фото: Wikipedia.org Мелькуса сравнивали с другим известным гонщиком, итальянцем Карло Абартом, который тоже собирал гоночные автомобили Abarth малыми сериями. К Хайнцу даже приклеилось шуточное прозвище «Абарт с Востока».
Гонщики, выступавшие на автомобилях Мелькуса, не раз занимали призовые места в международных соревнованиях. Сам Мелькус активно участвовал в гонках и трижды выигрывал национальный чемпионат ГДР в 1960, 1967 и 1968 годах. Основываясь на полученном в гонках опыте, Хайнц часто подвергал модернизации свои болиды для улучшения их характеристик. 1969 – Melkus RS 1000 Первым дорожным, а не сугубо гоночным автомобилем марки стал Melkus RS 1000. В конце 60-х открытые гоночные автомобили Мелькуса с двухтактными моторами стали устаревать, и конструктор задумался о создании спортивного автомобиля, который может быть допущен и до дорог общего пользования.
Интересно, что Центральная комиссия ГДР по автомобильному спорту первоначально отказала конструктору в создании нового автомобиля. Но хитрый Мелькус решил это дело политически. В 1969 году ГДР отмечала свой 20-летний юбилей, и конструктор предложил сделать в честь этого знаменательного события подарок для страны – суперкар, полностью спроектированный и построенный в ГДР. Главным условием для реализации проекта было разрешение на эксплуатацию автомобиля на дорогах.
Автомобиль не продавался частным лицам. Все покупатели должны были состоять в Ассоциации автомобильных гонщиков ГДР (ADMV), от которой должны были получить разрешение на приобретение автомобиля. Причем такое разрешение могли получить только успешные пилоты, на счету которых было большое количество побед в гонках.
Также автомобиль могли купить высшие чины власти ГДР (куда без этого). Индекс RS 1000 расшифровывается как Rennsportswagen – гоночный автомобиль, а цифра 1000 обозначала рабочий объем двигателя. На помощь Мелькусу были брошены силы крупных заводов ГДР. В основе конструкции — стальная рама от Wartburg 353, на которую крепились стеклопластиковые внешние панели, выклеенные на заводе Robur, известной фирме-производителе легких автобусов и грузовичков.
Дизайн кузова типа купе с дверьми типа «крыло чайки», чем-то напоминающий автомобили марки Порше и Феррари, был разработан в Академии изящных искусств.
За спиной водителя располагался серьезно модернизированный двигатель от той же 353-й модели Вартбурга. Трёхцилиндровый двухтактный моторчик с воздушным охлаждением объемом 992 кубических сантиметра в стандартном варианте оснащался однокамерным карбюратором чешской фирмы Jikov и развивал мощность 50 л.с. Хайнц Мелькус заменил один карбюратор на три мотоциклетных от Явы и поставил более производительную систему выпуска, в результате чего двигатель стал разивавать 75 л.с.
С таким двигателем легкий автомобиль массой 750 кг мог развивать скорость до 175 км/ч. Помимо стандартной дорожной версии предлагалась и гоночная. Главным отличием стал форсированный до 90 л.с. двигатель от Вартбурга. Повышение мощности сразу на 15 л.с. стало возможно благодаря установке дефицитных итальянских карбюраторов Weber или Dell’Orto. C ним машина, облегченная до 680 кг благодаря применению боковых окон из прозрачного поликарбоната и элементов подвески из легких сплавов, могла разгоняться до скорости свыше 200 км/ч.
Коробка передач была взята от того же Вартбурга, но подверглась изменениям — была добавлена пятая передача. Она была расположена между второй и третьей (!), а схема переключения выглядела так:
В единичных случаях Мелькусы оснащались 4-цилиндровыми 4-тактными двигателями от ВАЗ-2101 и Москвич-412, а в один из них даже был установлен двухлитровый двигатель от BMW 2002. К сожалению, история умалчивает, как он попал в Восточную Германию.
Существовал еще образец с двумя двигателями Вартбург, которые были соединены друг за другом через один коленвал и передавали крутящий момент на усиленную коробку передач. Силовой агрегат расположили над задней осью, что позволило оставить сзади немного места для багажа. Дополнительный багажник разместили и спереди, там же место занимают аккумулятор и автономный отопитель (не забываем про воздушное охлаждение).
Изготовление шасси, стекол и окончательная сборка автомобиля происходили в Дрездене на заводике Мелькуса. Из-за нехватки материалов многие комплектующие были использованы от других машин из Соцлагеря. Так, тормозная система была полностью позаимствована у Polski Fiat 125p – спереди дисковые тормозные механизмы, сзади барабанные. В автомобилях нашли применение даже цепочки от пробок для ванн, которые в Мелькусах держали крышку капота.
Всего с 1969 по 1980 год был построен 101 экземпляр Melkus RS 1000 по цене 30 000 дойчмарок каждый. 1973 – Melkus PT73 Spyder Prototype В 1973 году на основе купе RS1000 был построен родстер для кольцевых гонок. Автомобиль так и остался в единственном экземпляре, а дизайн перекликался с главным конкурентом – спортивным родстером Skoda Spider 728 S. Двухтактный карбюраторный двигатель от Вартбурга был форсирован до 110 л.с., но уже откровенно древний мотор не смог помочь РТ73 в победе в гонках.
Упадок После 1980 года дела у фирмы пошли не слишком хорошо. В 1977 году появляется новый гоночный болид под именем SRG MT 77. Имя SRG расшифровывается как Sozialistische Renngemeinschaft (социалистическое гоночное сообщество), а буквы МТ намекают на на двух создателей болида – сына Мелькуса Ульриха и гоночного инженера и конструктора Хельмута Тэсслера. Небольшими партиями гоночный прототип строили до 1985 года для участия в национальных гоночных сериях. В конце 80-х фирма тихо закрылась и продолжала лишь потихоньку заниматься ремонтом своих спортивных автомобилей и суперкаров.
После объединения Германии в 1990 году Хайнц Мелькус и его сын Ульрих уже не занимались выпуском собственных автомобилей. В июне 1990 года в автомобильной аварии Ульрих Мелькус погибает. Хайнц отходит от дел спортивных и договаривается о сотрудничестве с BMW, став одним из первых дилеров баварской марки в бывшей Восточной Германии. Сколько стоят автомобили марки Melkus?
Модель Год выпуска Когда продан? Где? Цена, евро Melkus RS 1000 1969 2007 Германия 48 500 Melkus RS 1000 1969 2009 Германия 59 500 Melkus RS 2000 2009 2009 Германия (завод) 105 000 Melkus RS 2000 GTS 2012 2012 Германия (завод) 122 000 В 2005 году умер Мелькус-старший. В знак памяти о нем, в 2006 году сыном Ульриха и, соответственно, внуком Хайнца Зеппом Мелькусом было объявлено о возрождении производства автомобилей Melkus RS 1000.
Партия в 20 экземпляров, построенных из оригинальных деталей, была выпущена в 2006 году. Но это было только началом возрождения фирмы. 2009 – Melkus RS2000 В 2006 году Зепп Мелькус объявил о создании совершенно нового автомобиля, который станет достойным наследником RS 1000. Новый автомобиль был анонсирован под именем RS 2000.
Поскольку Зепп Мелькус был пилотом Lotus и имел с этой фирмой обширные связи, за основу нового Мелькуса был взят именно Lotus Elise.
От идеи до создания первого прототипа прошло три года. Премьера новинки состоялась на автосалоне во Франкфурте 2009 года.
Команда дизайнеров во главе с Лутцем Фюгенером, профессором Института промышленного дизайна города Пфорцхейм, разрабатывала новый автомобиль по мотивам классических Melkus RS 1000. Суперкар остался верен традициям Мелькусов и сохранил подъемные двери типа «крыло чайки». В основе конструкции RS2000 – алюминиевая пространственная рама от Elise, на которую крепятся совершенно новые внешние панели из стеклопластика и карбона. От Elise остались и независимые двухрычажные подвески, а также тормозная система.
Над задней осью расположился рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 1.8 литра, тоже позаимствованный у Lotus Elise. Когда-то этот исходно тойотовский мотор с индексом 2ZZ-GE ставили на Toyota Celica, но специалисты Лотуса подвергли его комплексной модернизации, в результате которой он стал развивать мощность в 270 л.с. Были заменены впускная и выпускная система, появился более производительный компрессор, спецы из Лотуса также изменили программу управления двигателем и поставили кованые поршни, шатуны и коленвал.
С ним сагрегатирована 6-ступенчатая «механика» Lotus. С таким силовым агрегатом новый Мелькус весом 950 кг позволяет разгоняться до сотни за 4,5 секунды, а максимальная скорость достигает 250 км/ч. В отличие от аскетичного Лотуса, Melkus RS2000 имеет кожаный салон, электростеклоподъемники, кондиционер, ABS и даже две подушки безопасности.
Цена автомобиля превысила 100 тысяч евро, что вдвое больше цены донорского Elise. Продажи новых автомобилей исчислялись единицами – марка, практически неизвестная покупателям, отпугивала их ценником. В год производилось до 10 автомобилей – с этим надо было что-то делать.
2010 – Melkus 2000 GTR Для рекламы своих суперкаров Зепп Мелькус остановился на одном из самых эффектных способов – участии в гоночных сериях. Новый автомобиль, получивший название Melkus 2000 GTR, был разработан специально для многочасовых гонок серии FIA GT2. Болид получил удлиненный на 15 сантиметров кузов с развитым аэродинамическим оперением, а интегрированный каркас безопасности и систему безопасности установили согласно правилам FIA.
Двигатель от Тойоты форсировали до 320 л.с., а для повышения надежности системы смазки в предельных режимах был установлен сухой картер. Три автомобиля участвовали во многих гонках серии, но не показали хороших результатов.
Сказывались проблемы с надежностью и более низкие показатели, чем у конкурентов. Сам герр Мелькус участвовал на своем болиде в гонке 24 часа Нюрбургринга, но сошел из-за технических неполадок. 2011 – Melkus 2000 GTS В 2011 году в компании задумались о расширении модельного ряда. Место компрессорного двигателя Тойота занял двухлитровый двигатель Volkswagen 2.0 TSI с индексом EA888 с турбонаддувом.
Он подвергся серьезным изменениям. Инженеры Melkus путем увеличения хода поршня и диаметра цилиндра смогли повысить литраж двигателя, поставили более производительные турбокомпрессор и интеркулер, доработали программу управления мотором. В результате двигатель развивает 350 л.с. взамен стандартных 210.
1 / 3 2 / 3 3 / 3 В паре с мотором работает 6-ступенчатая механика. Модификация, представленная на выставке Top Marques Monaco 2011 года, получила приставку GTS в своем названии. Новый турбомотор позволил легкому суперкару массой всего 975 килограммов катапультироваться до сотни за 3.9 секунды, а максимальная скорость новинки составила 300 км/ч. Цена на автомобиль составила 122 000 евро.
2012 – Банкротство компании Летом 2012 года компания Melkus начала процедуру банкротства. Небольшое количество покупателей и высокая цена привели к тому, что в компании не смогли покрыть текущие расходы фирмы. В общей сложности за три года производства компанией было выпущено всего около 40 автомобилей RS 2000 всех модификаций.
Были шансы привлечь крупного инвестора со стороны, но они не увенчались успехом, и марка с более чем 50-летней историей канула в Лету. Сравнительные характеристики автомобиля Melkus 2000GTS и ближайших одноклассников
Интересные факты — Эмблемой марки Melkus стало символическое изображение одного из гоночных болидов конструкции Хайнца Мелькуса — Из-за дефицита необходимых деталей в автомобилях применялись буквально подручные средства: так, в конструкции капота были… цепочки от пробок для ванной — Из 101 выпущенного автомобиля Melkus RS 1000 до наших дней дожило 66, все они находятся в заботливых руках коллекционеров или фанатов марки Производство автомобилей марки Melkus
В эпоху и Хайнца, и Зеппа Мелькуса компания базировалась в Дрездене. Каждый автомобиль строился вручную по специальному заказу. Время постройки автомобиля — около месяца ручного труда.
Соответственно, за год удавалось собрать 10-15 автомобилей. На производстве автомобилей в последние годы трудилось 10 человек – они были заняты и в сборке, и в испытаниях. В чем фишка автомобилей Melkus? 1. Единственный суперкар из стран Соцлагеря, который имел допуск на дороги общего пользования 2. Применение устаревших двухтактных двигателей в ранних моделях 3. Двери типа «крыло чайки» 4. Широкое участие гоночных автомобилей марки Melkus в соревнованиях, в том числе международных
Читайте также:
Статьи / Премьеры Суперкары в деталях: Bowler, дикие Land Rover Дрю Боулера Суперкар, в понимании большинства, — это нечто приземистое и очень быстрое. Стоп, а что мешает внедорожнику быть суперкаром?
Тем более если он тоже быстр не в ущерб брутальности. В общем, мы решили, что достаточно… 28 0 11 23.05.2015
Статьи / Премьеры Суперкары в деталях: Wiesmann, из жизни рептилий Автомобили братьев Висманнов просто невозможно спутать на дороге с какими то другими суперкарами: дизайн, созданный по мотивам классических автомобилей 30-40-х годов прошлого века с характерными развитыми крыльями… 27 0 14 16.05.2015
Новости / Спорт Пятеро против двадцати четырех: суперкары в суточном марафоне «24 часа Нюрбургринга» Британская команда Aston Martin Racing выводит на старт легендарной гонки сразу пять машин. 1 0 1 08.05.2015