Суперкары в деталях: Vector (Вектор) Джерри Вейгарта
Производство суперкаров – практически как рулетка, многое зависит от удачи. Одни, как шведский вундеркинд фон Кенигсегг, будто бы рождаются под счастливой звездой, и быстро добиваются успеха. Джеральд Вейгарт начал собирать машины в тот год, когда юный Кристиан только родился на свет. Предательство партнеров, откровенный идиотизм богатых клиентов, вероломство инвесторов и одна неудача за другой – такова биография бренда Vector. И что вы думаете?
Упорный основатель компании до сих пор в деле! Немного об основателе Джеральд «Джерри» Алден Вейгарт (Gerald «Jerry» Alden Weigart) родился в столице автомобильной индустрии Америки, знаменитом «Городе Моторов» Детройте. С детства он начал интересоваться автомобилями и аэрокосмическими разработками. В 1970 году Джерри успешно заканчивает колледж по специализации «Дизайн».
Идея постройки собственного суперкара пришла к Вейгерту еще во времена учебы. Так, его дипломным проектом был футуристичный спортивный автомобиль с клиновидной формой кузова.
В том же 1971 году Вейгерт совместно с учившимся вместе с ним Ли Брауном основывают собственную дизайнерскую компанию Vehicle Design Force, которая располагается в городе Венис штата Калифорния. Помимо собственных дизайнерских идей, основным профилем новой компании становится выпуск опытных деталей и макетных образцов автомобилей, благодаря чему Вейгерт успешно сотрудничает с крупнейшими автомобильными корпорациями Америки, среди которых оказались Ford Motor Compamy и General Motors. 1971 год – основание компании Vector и первый концепт Но Джерри хотелось чего-то большего, чем работа на крупные корпорации.
Он мечтал о воплощение в жизнь своей давней мечты о собственном суперкаре. От мечтаний к действиям он перешел быстро: в 1972 году на автосалоне в Лос-Анджелесе был представлен полноразмерный макет нового суперкара Америки, который получил имя собственное The Vector. На фото: Vector Prototype 1972, Vector Prototype 1976 Публика встретила прототип с восторгом, футуристического вида макета даже попал на обложку автомобильного издания Motor Trend. Никаких реальных планов о серийном производстве у компании не было: прототип не имел ни двигателя, ни ходовой части. На автосалоне Вейгерт заявлял, что для его машины рассматриваются несколько вариантов двигателей, среди которых были оппозитный двигатель от Porsche и экзотический роторно-поршневый двигатель компании Mercedes-Benz из проекта С-111.
В этом же году Браун уходит из компании, а Вейгерт, переименовав свою компанию в Vector Cars International, начал работу над доведением своего детища до серийного производства. 1978 – Vector W2 Prototype В 1978 году, после долгих шести лет доработок, Вейгерт представляет свой новый автомобиль, получивший имя Vector W2 (Weigert, 2-я модель). Все работы производились в крошечной мастерской. Как и предыдущее детище компании, это был полноразмерный макет среднемоторного суперкара с клиновидным дизайном кузова, а уже в 1980 году этот же прототип был уже оснащен силовым агрегатом.
За спинами водителя и пассажира разместили нижневальный 5.7-литровый V8 Chevrolet. Полностью алюминиевый двигатель с системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic, сухим картером и двумя турбокомпрессорами Garrett был собран тюнинговой фирмой Donovan. Двигатель развивал мощность 650 л.с. и 800 Нм крутящего момента.
Заявленная Вейгертом максимальная скорость автомобиля – 380 км/ч, а разгон до сотни не привышал 4.5 секунд. С могучим двигателем была сагрегатирована 3-ступенчатая автоматическая (но с ручным режимом) коробка передач GM Turbo Hydra-Matic 425, доработанная с помощью компании B&M. Кузов-монокок был выполнен из стали, а внешние панели – стеклопластиковые. Отдельной особенностью дизайна автомобиля стали подъемные двери, открывающиеся вверх, как на Ламборджини.
Цена нового автомобиля достигала 125 000 долларов, а его мелкосерийная сборка должна была начаться в 1981 году. Vector W2 появлялся в прессе и получил хорошие отзывы от журналистов и испытателей, его тесты проводили журналы Motor Trend и Top Wheels, на испытания которого на соляном озере Бонневилль была зафиксирована максимальная скорость автомобиля 389 км/ч! Также автомобиль побывал и на тесте телепередачи Top Gear. Но финансов на создание серийных автомобилей не было, и к концу 80-х годов не было построено ни одного суперкара.
Вейгерт даже перекрашивал и немного дорабатывал свой прототип, чтобы создать впечатление о создании нескольких автомобилей. Но восторженные отзывы журналистов стали первращаться в пессиместичные. Скептицизм нарастал, Вейгерт даже подал в суд на оскорбительную статью журнала AutoWeek о его детище, но проиграл его.
Кроме того, Джерри подал в суд на компанию Pirelli, назвавших свои новые шины Vector, на нарушение прав на торговую марку и на табачную компанию Vantage , которая использовала в своей рекламе изображения автомобиля. Вырученные деньги Джерри использовал на финансирование своей фирмы.
В 1987 году фирма была переименована в Vector Aeromotive Corporation и переехала в Вилмингтон в Калифорнии, еще несколько миллионов были получены от продажи акций. За годы испытаний прототип W2 накатал более 160 000 миль и даже успел сняться в американском сериале “Remington Steel”.
Опыт, полученный в результате опытной эксплуатации автомобиля, Вейгерт смог реализовать в серийном автомобиле Vector W8. 1989 — Vector W8 W8 представлял собой доработанную версию прототипа W2. Внешне, автомобиль отличал проработанный аэродинамически кузов, дизайн которого разрабатывали Вейгерт и Дэвид Костка.
Компания позиционировала W8 как «автомобиль с применением аэрокосмических технологий», что соответствовало действительности. В основе конструкции автомобиля – алюминиевый монокок, а внешние панели кузова делались из легкого и прочного кевлара. В автомобиле было применено более 5000 заклепок, при помощи которых были соединены элементы кузова.
Заклепки соответствовали авиационным требованиям на надежность и прочность. Автомобиль успешно прошел сертификационные испытания и получил допуск на дороги общего пользования. Интересный факт, конструкция автомобиля оказалась прочной настолько, что Vector смог пройти два обязательных краш-теста — фронтальный и удар сзади – используя одну машину! Над задними колесами разместили доработанный фирмой Rodeck двигатель V8 Chevrolet.
Рабочий объем увеличился до 6 литров, появился электронноуправляемый впрыск топлива Bosch KE-Jetronic и два более производительных турбокомпрессора Garrett AirResearsch T3 с интеркулерами. Были сохранена система смазки с сухим картером и 3-ступенчатая АКПП THM-425 с ручным режимом управления.
Для соответствия строгим нормам по экологии автомобиль оснастили каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов. Новый двигатель развивал 625 л.с. и 854 Нм крутящего момента. С ним 4,5-метровый автомобиль массой полторы тонны катапультировался с места до сотни за 4.5 секунды, а максимальная скорость достигла 350 км/ч.
Отдельного внимания заслуживает салон, который больше напоминал кокпит самолета. На центральной консоли разместили электронный дисплей, на который выводилась вся информация о процессах, происходящих в автомобиле. Рядом с ним скомпоновали кнопки включения ламп и дворников, а также лампы, информирующие о проблемах — например, о пониженном уровне масла или отключении подушки безопасности. Специальным тумблером водитель мог выбирать даже давление наддува, что позволяло ему координировать мощность двигателя. Салон автомобиля был отделан кожей и алюминием, а в оснащение входили кондиционер, электростеклоподъемники и продвинутая аудиосистема.
Как и многие американские автомобили с автоматической коробкой передач, Вектор был оснащен даже круиз-контролем. 1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6 Первая серийная машина, изготовленная по заказу саудовского принца Халида, была построена в 1990 году, а всего за три года производства было выпущено 19 «Векторов», включая два прототипа. Цена нового автомобиля в США – 455 000 долларов. 1993 – Vector WX3/WX3-R Prototype В 1993 году на Женевском автосалоне компания Vector порадовала публику концептом автомобиля нового поколения.
Прототип получил индекс WX3, где Х означает опытный автомобиль. Вместе с купе WX3 был представлен и первый для компании родстер WX3-R. Новые автомобили, нарисованные Вейгертом, были выполнены в духе предыдущей модели W8, но получили новые, более плавные обводы кузова.
Автомобиль был оснащен тем же 6-литровым V8, что и модель W8, хотя в планах у Вейгерта был 7-литровый 1000-сильный двигатель V8 с которым автомобиль смог бы разогнаться и до 400 км/ч. Но планам не было суждено сбыться. 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 На фото: Vector WX3 На разработку и постройку автомобиля было вложено много денег, и Вейгерт начал активную распродажу акций своей фирмы.
В итоге контрольным пакетом акций завладела малазийская компания Megatech под руководством Томми Сухарто, которая к тому времени уже купила итальянскую Lamborghini. Руководство Megatech уволило Джерри с поста директора своей фирмы, предложив остаться главным дизайнером. Директором фирмы становится Питер Роуз, который раньше работал в компаниях TVR и Lotus. Возмущенный Вейгерт увольняет весь небольшой персонал своей фирмы и даже нанимает охрану для предотвращения проникновения представителей Megatech внутрь.
После таких действий Вейгерта увольняют из фирмы вообще. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 На фото: Vector WX3 Roadster Компания переезжает из Калифорнии во Флориду, в город Джексонвилль, где делит помещение с заводским сервисом по ремонту Lamborghini. Вейгерт создает новую марку Avtech, в которой успел зарегистрировать права на имя WX3.
Финансов практически не было, и ни одного Avtech так и не было построено. 1995 – Vector M12 У компании Megatech без Вейгерта дела шли получше. За основу нового автомобиля был взят прототип WX3. Заниматься новым автомобилем, получившем имя М12, поручили инженерам Lamborghini.
Первый серийный автомобиль был построен в 1995 году. Место 6-литрового V8 занял итальянский V12 от Lamborghini Diablo. 5,7-литровый двигатель, который как всегда разместили над задней осью, развивал 492 л.с. и 576 Нм крутящего момента. С ним сагрегатировали 5-ступенчатую механику производства ZF. С ней М12 разгонялся до сотни за 4.5 секунды, а максимальная скорость превышала 300 км/ч.
Установка нового силового агрегата подразумевала и изменения в ходовой части автомобиля. Колесная база стала длиннее, передний и задний свес укоротили, были поставлены новые двухрычажные независимые подвески, некоторыми элементами которых, например алюминиевыми рычагами, поделился Diablo.
Подвергся изменениям и дизайн автомобиля.
Главными отличиями от WX3 стала новая передняя часть с открытыми фарами, более развитые боковые воздухозаборники и перенесенные задние фонари. Кроме того, автомобиль отличается новыми легкосплавными дисками итальянской фирмы Campagnolo. Салон также был переработан: исчезла «самолетная» приборная панель, её место заняла более привычная. Был анонсирован и родстер М21, который так и не вышел из стадии набросков.
В 1996 году состоялась премьера М12 на автосалоне в Детройте. Автомобиль подвергся резкой критике журналистов, его ругали за низкое качество сборки. Известный телеведущий Джереми Кларксон, взяв М12 на собственный тест-драйв, высказался по поводу этого автомобиля резко негативно. В том же году продажи были приостановлены. Спроса на суперкар ценой 189 тысяч долларов практически не было.
1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 В 1997 году Вектор перешел под крыло компании TradeLink, которая занималась продажей предметов роскоши. На деньги фирмы было построено еще десять М12 за два года. В обще сложности было построено 17 экземпляров М12, среди которых было 14 серийных и три прототипа. Один из прототипов был переделан для участия в гоночной серии класса GT2.
Vector M12 GT2 участововал в одной гонке в своем классе в 1997 году на трассе Road Atlanta и не смог финишировать из-за поломки. А в 1998 году из-за проблем финансовых трудностей в MegaTech начинают распродажу своих активов.
Компанию Lamborghini удачно купила Audi, состоящая в концерне Volkswagen. Audi отказалась продавать двигатели V12 для Vector, и поэтому компания начинает спешно искать другие варианты.
В 1998 году в компании «бюджетную» версию суперкара М12, получившую имя собственное Vector SRV8. 1998 — Vector SRV8 Prototype Автомобиль был построен на основе кузова бывшего гоночного прототипа серии GT2. Предполагалось, что новый суперкар будет находится на ступеньку выше модели М12. Опытный образец снова оснастили американским мотором — легендарным 5,7-литровым нижневальным восьмицилиндровым 420-сильным двигателем LT1 от Chevrolet Corvette, который был сагрегатирован с 6-ступенчатой механической коробкой передач BorgWarner.
Трансмиссию, вместе с задним мостом, позаимствовали у Porsche 911. Ориентировочная цена машины планировалась около 100 000 долларов. Прототип так и не был доведен до серийного производства из-за нехватки финансирования.
1999 год – банкротство компании В 1999 году концерн MegaTech из-за финансовых трудностей объявил о процедуре банкротства. Сильно зависящий от финансовых вливаний спонсоров Vector был закрыт, в том числе, и из-за отсутствия спроса на свои автомобили и проблемы с поставками двигателей.
2004 год — возрождение В это время Джеральд Вейгерт не терял надежд вернуть своё детище. В 2000 году он разработал весьма успешный гидроцикл, который начал строить в собственной фирме Aquajet. Заработав на продаже водных мотоциклов небольшой капитал, Вейгерт пошел по судам. Ему удалось отсудить у обанкротившейся компании MegaTech своё имущество, в том числе сохранившиеся прототипы WX3, W2 и W8, а также оборудование по производству М12.
В 2004 году компания, сменившая имя на Vector Supercars, вернулась в родной Вилмингтон в Калифорнии. 2006 — Vector Avtech WX8 HPRV Prototype В 2006 Джеральд Вейгерт после затянувшейся паузы вновь объявляет о своей марке. Компанию снова переименовали, теперь она называется Vector Motors. Новый прототип, получивший имя Vector Avtech WX8 HPRV, был представлен на Лос-Анджелеском автосалоне 2007 года.
Имя Avtech указывает на применение авиационных технологии в конструкции автомобиля, а аббривиатура HPRV расшифровывается как Hyper Performance Road Vehicle — высокопроизводительный дорожный автомобиль.
Как и предыдущие творения Вейгерта, WX8 имеет характерный клиновидный профиль со смещенным вперед пассажирским кокпитом и расположенный посередине моторный отсек. Запоминающейся чертой во внешности нового суперкара стали передние фары от ставшей культовой Toyota Supra. Салон автомобиля имел три сиденья в ряд, как на легендарном суперкаре McLaren F1. В основе конструкции кузова – классический для Вектора алюминиевый монокок с внешними панелями из углепластика.
За спиной водителя на прототипе автомобиля расположился 7-литровый «корветтовский» двигатель V8 с индексом LS7. Оснащенный механическим нагнетателем и системой смазки с сухим картером, могучий мотор ориентировочно развивал более 750 л.с. Коробка передач – 6-ступенчатая АКПП с ручным режимом переключения передач.
Салон был отделан по высшему классу: кожаные сиденья, отделка панелей анодированным алюминием и углепластиком, аудиосистема высокого класса и кондиционер. Ориентировочно, автомобиль должен был разгоняться до сотни за 3 секунды, а максимальная скорость – превысить 400 км/ч. Но проверить это не удалось – автомобиль представлял собой неходовой макет. В планах Вейгерта было начать сборку своего детища в 2008 году, но из-за финансового кризиса эта идея так и не была воплощена в жизнь.
Что дальше? Сейчас Вейгерт занимается производством гидроциклов Aquajet, но не теряет надежд всё-таки начать сборку своих ярких и неординарных суперкаров. Так, на официальном сайте компании анонсирован WX8 с измененным дизайном кузова.
Для серийных Vector WX-8 предполагается наличие установки двух двигателей.
Компрессорный 7-литровый V8 от Corvette, в зависимости от настроек и топлива, ориентировочно должен развивать мощность от 750 до 1250 л.с. Разгон до сотни в самом мощном варианте должен достигать 2.7 секунды, а расчетная максимальная скорость превысит 440 км/ч. Для тех кому этого недостаточно, Джерри Вейгерт анонсировал 10-литровый (!) V8 с двойным турбонаддувом, мощность которого должна быть от1450 до 1850 л.с. в зависимости от настроек и топлива. Расчетные показатели этого монстра заставят покраснеть и самого Кристиана фон Кенигсегга: с нуля до сотни за немыслимые 2.3 секунды, а расчетная скорость вообще превышает планку 300 миль в час (480 км/ч)!
Хотелось бы надеяться, что неугомонный Вейгерт всё таки добьётся своего, разберется с возникшими трудностями и снова продолжит сборку своих суперкаров. Интересные факты: — Большинство автомобилей марки уходит в частные коллекции. Первый серийный W8 был доставлен саудовскому принцу Халиду. — В 1990 году известный теннисист Андре Агасси заказал себе на День Рождения W8 черного цвета с черным кожаным салоном. Компания Vector предупредила теннисиста о том, что его машина к указанному сроку не будет готова до конца, поэтому кататься на автомобиле было запрещено, и сразу после показа автомобиля Агасси должен был вернуть машину на окончательную досборку.
Агасси не внял советам и серьезно повредил автомобиль. По некоторым данным, на машине не был установлен радиатор, в результате чего двигатель перегрелся и произошел пожар, повредивший салон и кузов автомобиля. Теннисист потребовал от Вейгерта возврат денег за испорченную машину, сумма была выплачена, но история просочилась в прессу, что плохо сказалось на репутации автомобиля.
Сколько стоят автомобили марки Vector? Модель Год выпуска Где? Цена Vector W8 1989 США (завод) 455 000 $ Vector W8 1992 RM Auctions London (2012) 204 843 € Vector W8 1992 RM Auctions USA (2014) 275 000 $ — Шестой выпущенный Vector M12 был уничтожен в результате пожара в двигательном отсеке, а автомобиль с номером 13 пострадал в результате наводнения в Великобритании. — Автомобили марки Vector принимали участие в съемках многих фильмов и сериалов. Так, модель W2 снялась в сериале “Remington Steel”, причем под вымышленным именем Hunter Jet Star 6000.
Третий серийный Vector W8 красного цвета снялся в фильме «Восходящее Солнце» 1993 года, главные роли в котором исполнили Шон Коннери и Уэсли Снайпс. По сюжету это автомобиль японского бизнесмена и, впоследствии, по сюжету, он был уничтожен. Прототип WX3 появился в одном из эпизодов сериала “Burke‘s Law”. — Автомобили Vector W8 и Vector M12 появились в гоночной игре Gran Turismo 2 для Sony Playstation. — Логотип марки два раза менялся за годы производства автомобилей, и каждый из них был разработан Джерри Вейгертом. Самый первый, созданный для компании Vector Aeromotive, представлял собой стилизованную букву А (от слова Aeromotive) вписанную в пятиугольник. Позднее, для Vector Supercars, Вейгертом была разработана новая эмблема, представляющая собой два перевернутых треугольника серого и синего цвета, которые символизируют заглавную букву V в названии фирмы.
Производство автомобилей марки Vector
Изначально компания базировалась в небольшом городке Вилмингтон в Калифорнии. После покупки фирмы компанией MegaTech Вектор переезжает во Флориду, в город Джексонвилль, где делит пространство с заводским сервисом Lamborghini. После банкротства MegaTech Джеральд Вейгерт вернул свои права на марку Vector и компания опять вернулась в Вилмингтон.
Каждый автомобиль строился вручную по специальному заказу. Время постройки автомобиля занимает несколько месяцев ручного труда. За год компанией строилось от трёх до пяти автомобилей. Поскольку фирма не занимается производством собственных агрегатов, большое количество узлов и агрегатов закупается у других производителей. Главным поставщиком фирмы Vector был General Motors, который поставлял двигатели и коробки передач.
После покупки фирмы компанией MegaTech большинством узлов и агрегатов с Векторами делилась компания Lamborghini, но после продажи этой марки концерну Volkswagen сотрудничество с General Motors было возобновлено. В чем фишка Vector? 1. Американские среднемоторные суперкары, построенные с применением авиационных технологий 2. Первый в мире автомобиль, который прошел два обязательных краш-теста (фронтальный и удар сзади), использовав одно и то же шасси 3. Использование в качестве основы архаичных нижневальных двигателей V8 Chevrolet 4. Поднимающиеся вверх двери гильотинного типа, как на автомобилях Lamborghini
Читайте также:
Статьи / Суперкары Суперкары в деталях: Ascari, дитя Интернационала Клаус Цваарт, основатель небольшой фирмы по производству суперкаров Ascari — настоящий интернационалист!
Судите сами: миллионер Цваарт, имея гражданство Голландии, свою марку зарегистрировал в Англии, назвал в честь… 6 0 7 26.04.2015
Статьи / Суперкары Суперкары в деталях: Koenigsegg, шведская жара Мечты построить свой собственный автомобиль занимают хотя бы раз в жизни любого мальчишку. Почти каждый рисовал на последних листах школьных тетрадей фантастические машины, которые, конечно же, хотел бы воплотить в… 57 0 14 19.04.2015
Статьи / История Пыльные суперкары: Cadillac V-16, дважды по восемь С тех пор как маркетологи Cadillac озвучили слоган «Penalty of Leadership» (Обреченный лидировать) у инженеров не осталось другого выбора, кроме как раз за разом создавать автомобили, наголову превосходящие… 14 0 2 25.04.2015