Свечи зажигания — когда менять. Выбор и уход
Когда правильно надо менять свечи зажигания После приобретения автомобиля появляется вопрос — когда правильно менять свечи зажигания — по их фактическому износу или в рекомендованный производителем машины или свечей срок. Иногда необходимость замены возникает намного раньше рекомендованного срока, а бывает и наоборот, двигатель работает нормально, при этом рекомендуемый срок замены свечей давно вышел. Если внеплановая замена уж точно не навредит, то интересуют последствия, если не менять свечи зажигания в указанные (рекомендованные) сроки. Есть много факторов, которые влияют на то, как долго ваш автомобиль может работать на одном комплекте свечей зажигания без необходимости замены. Это и стиль вождения, марка и качество топлива, которое используется, марка и производитель самих свечей, общее состояние двигателя автомобиля.
Замена свечей зажигания – простая процедура, под силу любому новичку, да и новые свечи стоят не очень дорого. Однако, надо уметь определять, когда требуется замена свечей зажигания или высоковольтных проводов, чтобы двигатель был всегда в отличном состоянии. Новые свечи зажигания поддерживают оптимальную работу двигателя и его эффективность.
Двигатель автомобиля, при каждом рабочем цикле производит зажигания в нужное время для воспламенения рабочей смеси. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи. Но если в зажигании будут появляться проблемы, это влияет на мощность двигателя и на объем испарений топлива из двигателя, которые не сгорели. Новые автомобили оснащены бортовым компьютером, которые подсказывают водителю с помощью индикации на панели приборов Check Engine, которая указывает на проблемы в работе двигателя автомобиля. Чтобы уменьшить пропуски зажигания в двигателе и для поддержания его максимальной производительности, важно менять свечи зажигания, в то время когда они только начинают изнашиваться.
Производители свечей определяют период эксплуатации в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды. Так, для классических свечей, средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега (30-35 тыс. км). Для платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель.
Обычная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
Контактный вывод — предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания; Изолятор — предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания; Ребра изолятора — предотвращают электрический пробой по его поверхности; Центральный и боковой электрод — между ними возникает искра, которая и воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре; Уплотнительное кольцо — предназначено для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания.
Основные признаки неисправности свечей зажигания: затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но двигатель не заводится или заводится после длительного использования стартера) двигатель «троит» (его подергивает при езде, особенно заметно на холостых оборотах, уменьшена мощность, тяга) увеличен расход топлива увеличено СО в выхлопных газах ухудшена динамика двигателя (мотор плохо развивает обороты и соответственно, падает его мощность) Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд.
При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также, во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на поршень, шатун и коленвал. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.
Какие бывают свечи Длительное время использовались обычные одноэлектродные свечи. В принципе, они наиболее распространены и сейчас. Но прогресс не стоит на месте и сейчас появились новые, модные, крепкие и дорогие платиновые да ещё и с несколькими электродами по центру или сбоку. Платиновые одноэлектродные свечи зажигания Двухэлектродная платиновая свеча зажигания Трёхэлектродная Четырехэлектродная Отличием является специальная наплавка, в которой и содержится, этот дорогостоящий метал.
Иногда сам центральный электрод выполнен из сплава платины, которая более устойчива к коррозии и химическим разрушениям, нежели хромоникелевый сплав. Цена соответственно. Такие свечи более низки по характеристикам калильного зажигания. При этом срок службы увеличивается, чуть ли не в три раза. Для тех, кто не в курсе, калильное зажигание — это процесс которым нельзя управлять, возникает вследствие воспламенения рабочей смеси от раскалённых частей свечи.
Несколько электродов сделано как раз для увеличения службы свечи. Если вы думаете, что искра появляется между всеми электродами сразу, то вы заблуждаетесь. Между двух, как только поверхность одного из них засоряется, в работу включается следующий электрод, к которому электрическому току проще прорваться (где меньше сопротивление). Многоэлектродные свечи служат дольше, но ухудшают эффективность сгорания из-за маскировки этими дополнительными электродами очага воспламенения в камере сгорания получается, что кпд мотора с такими свечами ниже. Вдобавок, дополнительные боковые электроды интенсивно поглощают тепло, делая свечу «холоднее».
Так же играют большую роль в уменьшении службы эксплуатации свечей зажигания климат и условия эксплуатации. Как правильно выбрать свечу зажигания? Прежде всего, открыть инструкцию к своему авто. В ней обязательно указывается тип рекомендованной свечи или ее аналог.
Ну а если таковой нет, значит, подбираем свечу по калильному числу, которое должно быть наиболее близко к тому, которое имеет «родная» свеча, стоящая на двигателе вашего автомобиля. Калильное число – это величина, которая показывает время, по истечении которого, свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается.
Соответственно с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим «холодная». При небольших нагрузках отлично работают « горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает, это может привести к « калильному» зажиганию. Результат – потеря мощности двигателя.
Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности. Избежать калильного зажигания можно, надо только соблюдать несколько простых правил: первое — не допускаем ранней установки зажигания; во вторых – заливаем топливо, соответствующее данному двигателю; и в третьих – следим за внешним видом свечи. Как же узнать, когда нужно использовать ту или иную свечу?
Надо иметь в виду, что условия работы свечей летом и зимой различны, следует вывод – правильнее всего иметь два комплекта свечей: летний с «холодными» и зимний с «горячими». Если вы ездите зимой и часто стоите в пробках, то лучше всего поставить свечи более горячие, ну а если летом вы гоняете на высоких скоростях, да еще и на дальние расстояния, то, конечно, поставьте холоднее. Для длинных расстояний и высоких скоростей – «холодные» свечи, а для коротких и на малой скорости – «горячие» свечи. Так же на выбор свечи влияет и размер двигателя, чем он больше, тем «холоднее» свеча. Та же самая свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая».
Как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, и как она будет отдавать тепло, зависит так же от материала изолятора и длины теплового конуса. Если вы правильно подобрали свечу, то при использовании ее, изолятор должен иметь светло-коричневый цвет. А если цвет изолятора очень светлый, даже белый, то это говорит только об одном, что эта свеча слишком «горяча» и нужно заменить, на более «холодную».
И еще один момент, если на свече вы обнаружили сильный нагар, значит при работе двигателя, свеча не нагревается до нужной температуры. В этом случае нужно заменить ее, на более «горячую» с меньшим калильным числом. «Горячие» и «холодные» свечи Температурный режим свечи маркируется калильным числом. Как правило, чем оно меньше, тем свеча «холоднее», то есть тем интенсивнее она поглощает тепло из камеры сгорания и рассеивает его в воздухе и головке блока. Чем больше — тем свеча «горячее». «Холодные» свечи применяют для высокофорсированных двигателей, а «горячие» — для относительно малонагруженных моторов.
Кривые температурного режима «горячих» (1), «умеренных» (2) и «холодных»(3) свечей зажигания Конструктивные отличия свечей с различным калильным числом заключаются, в основном, в длине теплового конуса изолятора, омываемого раскаленными газами. «Горячая» свеча (1) интенсивно нагревается, но медленно рассеивает тепло, «холодная» — наоборот (3). «Умеренная» свеча —посередине (2)
Уход за свечами зажигания Свечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами.
При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году — перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов. Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, такие как отвертка или шило, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор.
На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать. Черный влажный нагар (как на фотографии) говорит об избытке масла в картере двигателя. Сухой черный нагар свидетельствует о недостаточной нагрузке автомобиля. Сухой белый нагар — следствие слишком раннего зажигания.
В идеальном случае на конусе не должно быть никакого нагара, а его цвет должен быть между светло-коричневым и светло-серым. Подходящий инструмент для очистки свечей — щетка из тонкой стальной проволоки. Лучше же всего свечи очищать химическим способом. Химический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине.
2) Просушить. 3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название — уксуснокислый аммоний). 4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора). 5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой.
6) Хорошо промыть горячей водой. 7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты.
Зазор между электродами свечи регулируется подгибанием бокового электрода, причем для измерения величины зазора следует применять не плоский, а цилиндрический щуп (отрезок проволоки подходящего диаметра). Дело в том, что в результате износа в боковом электроде образуется выемка, поэтому измерение плоским щупом даст неправильный результат.
Для карбюраторных двигателей зазор должен быть 0,7–0,85 мм, а с системой впрыска – 1,00–1,13 мм. Для того что бы узнать зазор рекомендованный для вашего автомобиля, обратитесь к технической документации, Удобен специальный ключ (предназначенный для технического обслуживания системы зажигания) с набором необходимых щупов. Аккуратно подгибая или отгибая боковой электрод, добиваемся требуемого зазора. Влияние зазора свечей зажигания: Большой зазор хорошо влияет на воспламенение топлива, так как между контактами попадает очень много топливной и воздушной смеси, вероятность поджига которой очень велика.
К сожалению, при большом зазоре, вероятность обрыва искры намного больше. На высоких оборотах это проявляется как пропускание воспламенения в определенных цилиндрах (двигатель троит). Часто топливо взрывается уже в выхлопной системе и слышны хлопки.
Происходит это из за того, что энергии катушки не хватает что бы пробить большой зазор с такой большой скоростью (частотой) работы свечи. При маленьком зазоре искра будет очень мощная, но очень короткая. Из за малого доступа к топливо-воздушной смеси это может стать проблемой и свечи просто начнет заливать. Проявляется это опять в том, что двигатель начинает троить.
На больших же оборотах очень вероятен поджиг дуги на свече. Из за короткого промежутка и больших оборотов, искра просто не успевает разорваться и между контактами образуется постоянный поток плазмы. Это опасно, так как может привести даже к сгоранию катушки зажигания — по сути получается короткое замыкание на длительное время выхода (контактов катушки зажигания).
Двигатель тоже работает не стабильно на высоких оборотах и может даже заглохнуть (клинить). В случае подбора зазора между контактами свечи зажигания обычно преследуют две цели: 1. Добиться более высоких оборотов двигателя — если говорить точнее, то добиться высокой частоты срабатывания свечи и при этом стабильной работы двигателя. 2. Добиться экономии топлива — заставить двигатель стабильно работать на низких оборотах, всегда эффективно сжигая топливо в цилиндрах. Выбирайте свечи внимательно по рекомендациям авто-производителя и технической документации.
Вовремя проведенное техобслуживание свечей зажигания продлит как срок эксплуатации самих свечей, так и всего двигателя в целом.