Таджикистан Время Горного Бадахшана, либо Шиш для тебя!
Отпуск окончился семь дней вспять. Дома не знают, где я, что со мной, – тут нет ни электричества, ни телефона. Выкарабкаться в цивилизацию невозможно.
Третьи сутки я и мой спутник – странствующий фотограф Марк Левитин, уговоривший меня путешествовать автостопом по Великому шелковому пути, – стоим на Памирском тракте и пробуем изловить попутку…
Вы катались верхом на яке? Также экстрим собственного рода.
Курорт, само собой разумеется же, понятие условное, в то время, когда идет обращение о высоте 3500 метров. Середина июня, но практически в любое время дует прохладный ветер, и по утрам мы стряхиваем с палатки лед. Не выдерживая холода, отвязываю от портфеля туристский коврик и заворачиваюсь в него. Больше нагреваться нечем: все утепленные вещи уже на мне.
Около многоцветные горы, украшенные снежными вершинами, но они меня больше не радуют. Холодно, жалко и хочется жаркого супа.
Любопытно, сколько времени мы проторчали на данный момент на Памирском тракте в надежде изловить попутку? Марк в очередной раз отправился в поселок купить сигарет и пищи. Он отсутствует подозрительно продолжительно – но, может, мне так думается от холода? Тут никто никуда не спешит: все равно жизнь распорядится по-своему. Значительно лучше отдохнуть и попить чаю с увлекательным собеседником.
Возможно, вот исходя из этого таджики – самый доброжелательный люд на свете.
ОТДЫХАЙТЕ!
В случае если попадете в Таджикистан и вам предложат попить чаю, учтите, что ранее чем через несколько дней вы ни за что не покинете дом, в что зашли на минутку! Побеседуйте с хозяевами обо всем на свете, обменяетесь адресами, попытаетесь все самое смачное, что может готовить хозяйка. Полюбив доброжелательного обладателя, от всей души станете кликать его к себе в гости. Действительно, вряд ли он приедет – люд в Таджикистане бедный…
По пути к «Шиш-Тебе». Байк застрял в грязищи, но это кроме того тонизирует.
Чуть переехав на попутной «газели» таджикскую границу (в компании 3-х их владельца и овец), мы неосмотрительно приняли предложение случайного прохожего зайти в его дом – попить чаю. Я забеспокоилась спустя сутки: мол, нужно ехать потом, в Душанбе, да и батарейки в камере садятся… Никчемно: в этом мире времени не существует!
Громадный дом увешан колоритными коврами ручной работы и вышивками. Две дочери Умара Умарова, Фатхия и Альхия, – кросотки в национальных костюмчиках, похожие на сказочных фей, – негромко передвигаются около нас, подавая лепешки, плов, чай, снова лепешки и плов… Местные жители прогуливаются на нас смотреть, как на диковину. Лежим на коврах, расстеленных на террасе, наслаждаемся горами. Стоит пошевелиться – женщины тут же поправляют расшитые подушки под отечественными головами, чтобы было еще эргономичнее. Разнежившийся Марк просматривает обладателю собственные переводы Руми – тот в восхищении!
С этого момента Марк – его самый друг!
– Обожаю российский стиль судьбы, – заявляет Умар, поедая приготовленный дочками борщ. – Вы отдыхайте, а на следующий день мы отправимся в дальний кишлак, чтобы вы сфотографировали моих своих родителей.
Горная река в округах Хорога. Вид с развалин зороастрийского храма.
Мы отправились – фотографировали стариков и старая женщина с гордой осанкой, а еще водопады и горные цветочки. Все семейство Умара, человек 30, позировало нам на террасах горных садов. В то время, когда через три денька мы с огромным трудом удалились из дома Умара, тот, по-моему, обиделся.
Также мне гости – всего на трое дней!
Позднее был Анзобский перевал, недавно открытый для проезда транПодвескаа (до самого июня он считается весьма небезопасным). Двигались по узкому серпантину на попутной «семерке» с разбитой на камнях подвеской. Справа пропасть, отделенная низкой снежной стенкой, оставшейся от расчистки дороги бульдозерами. Радиатор закипал чуть ли не любой час – тут, в горах, это естественно. Проехав самую высшую точку перевала, мы отпустили машину и пошли вниз пешком, чтобы пофотографировать горы. Позже добрались до Памира и дальше ехали в кузове грузовика, груженного капустой.
Подобравший нас водитель вез с собой красавицу-дочку, которая во время длинноватых остановок в ошхонах (это таджикский вариант чайханы) доставала домашние запасы, крошила в суп прихваченную с собой зелень, разламывала хлеб и по большому счету всячески заботилась за отцом.
Анзобский перевал – это звучит очень без шуток.
Около – прекрасные горные пейзажи… Сижу на крыше передвигающегося в горах грузовика и нисколечко не опасаюсь! Но в мелком городе под заглавием Дарвоз нас, радостных и расслабленных, задержали бдительные сотрудники разведслужб и отобрали паПодвескаа. Выяснилось, отечественные пропуска оформлены ошибочно: для нахождения в приграничной территории нужно было выписать особенное разрешение еще в Душанбе.
Водитель с дочерью, обождав пара часов, уехали. До позднего вечера мы посиживали под портретом Феликса Эдмундовича, увенчанным цитатой про горячее и прохладные руки сердечко, и ожидали решения собственной судьбы. К вечеру началась буря, и нас, совсем обессиленных, отвели в гостиницу над рекой, строго-настрого запретив покидать город.
Три денька мы сходили с ума от безделья: на всякий случай фотографировать нам также воспретили. На четвертый денек мы потеряли терпение и внесли предложение оплатить собственную транПодвескаировку в Хорог под конвоем, чтобы руководство решило отечественную судьбу.
Сурок. Его племя живет тут издревле. Охото мыслить, что до переселения их в резервацию дело не дойдет.
В кабине КамАЗа каким-то образом разместились 5 человек – водитель, его отпрыск, отечественный конвойный, Марк и я. Через сутки пути по горной дороге машина безнадёжно сломалась. Пара часов просидели на берегу реки Пяндж, следя, как водитель с сыном, пробуя починить мотор, посредством громадной кувалды сгибают какую-то железку, призванную поменять сломанную подробность.
– Необходимо ловить другую машину! – сказали мы.
– Для чего? – опешил конвойный. – Вы же с этим водителем условились? Вот и отдыхайте…
В то время, когда мы в итоге добрались до Хорога, руководство побеседовало с нами ровно 5 мин., затем дало следовать потом. Формулировка уже не поразила: на следующий день днем зайдите за пропуском, а до тех пор пока отдыхайте…
Из Хорога мы добрались на маршрутке до санатория «на данный момент» – это место, где вообщем кончается мир. И вот стоим третьи сутки на безлюдной автостраде. Отдыхаем… Гневно голосуем каждой машине, но все водители демонстрируют символами одно и то же: либо «еду рядом и не так долго осталось ждать возвращаюсь», либо «мест нет»… А это как осознавать? Один из водителей высунулся из кабины чуть не по пояс и тычет пальцем в кузов: в том месте привязан здоровый як с кольцом в носу.
Рядом с таким не попутешествуешь. Но пополнили личный словарь жестов автостопа: «У меня в кузове як»… Стоим потом.
О чудо! Нас подобрал битком набитый «уазик», что направлялся в Мургаб. Пассажиры двинулись еще плотнее, мы втиснули в багажник ранцы, я села Марку на колени, и шофер не легко захлопнул дверь. На дороге огромное количество крутых поворотов, каковые отмечены специфичным памирским «дорожным знаком» – пирамидками из плоских камешков. Мчим повдоль границы с Китаем по горному плато потрясающей красы!
За обочиной среди ярко-желтых цветов стоят и свистят многочисленные сурки…
Мы в желанном городе Мургабе, на высоте 3600 метров над уровнем моря. Из этого до киргизской границы рукою подать, а в том месте рядом и город Ош, из которого возможно летают самолеты. Необходимо лишь преодолеть последний отрезок Памирского тракта.
Но все автобусы, каковые прогуливаются на Ош, индивидуальные, потому водители ездят, в то время, когда хотят. Сегодняшний автобус, думается, уже ушел, и нас… правильно, кличут в гости на чай!
Через четыре денька в гостях я без шуток занервничала.
Памирские «дорожные символы». Пирамидки из камешков дают предупреждение: в первых рядах ужасный поворот.
Мы успели осмотреть все местные достопримечательности, купить по высокой киргизской шапке, сфотографировать каждого торговца на рынке, а кроме этого побывать в прекрасном горном кишлаке Шиш-Тепе (в хулиганском переводе – «Шиш-Тебе»), расположенном поблизости 2-ух границ – афганской и китайской. В Шиш-Тепе добирались на мотоцикле, нанятом за маленькую плату. Конечно, байком это волшебство техники было в прошедшей судьбе, а в нынешней воображало собой груду разных подробностей, привинченных к кардану от «Урала».
Заместо коляски таджикские умельцы приладили древесный настил – чтобы больше помещалось груза. «Урал» чинили три денька специально для отечественной поездки, и, учитывая преклонный возраст байка, он вел себя не так уж не хорошо: застрял в грязи всего пара раз. Но километра за четыре до кишлака правое колесо разлетелось в лохмотья – было нужно идти пешком по ночным горам, о чем я никак не жалею: путь среди сверкающих под луной горных ручьев легкомысленно красив.
Малыши гор? Возможно и без того сообщить – обочина Памирского тракта к тому располагает.
В Шиш-Тепе я ухитрилась два раза потеряться в горах во время фотоохоты на диких полевых сурков и козлов, два раза без помощи вторых нашла дорогу, один раз чуток не погибла, поскользнувшись на сыпучке, упала с яка, на котором расстегнулась подпруга, обожгла для себя лицо на солнце так, что с него пластами сходила кожа, а позже, уже на обратном пути, заледенела в снежном буране.
Местные власти опять нас задержали – на всякий случай. Пара часов допрашивали в местной милиции, в которой не было света, – на отечественные паПодвескаа светили фонариком. В итоге пришел некоторый принципиальный глава и поинтересовался у отечественного проводника в первых рядах, чем мы занимались в приграничной территории.
– Они фотографировали сурков! – честно ответил Саюн.
Милиционеры поглядели на нас с удивлением и отпустили.
Ишак несет спутниковую тарелку. Забавно уже само по себе.
Автобусов до Оша все не было. Каждое утро на рынок приходили Разное с сумками и узлами, которым необходимо ехать в данный город. Просидев полдня на рынке и осознав, что автобуса опять нет, они не расстраивались, а нормально шли выпивать чай. Но в один раз автобус показался – в восемь утра, а в десять мы кроме того уехали.
Строго говоря, это был обыденный грузовик, к которому кое-как приварили автобусный кузов. Вещи и пассажиры подлетали до потолка, телек, что везла соседка, повсевременно врезался мне в пояснице то одним углом, то вторым, но никто не обращал на это внимания. По пути водитель сделал громадной крюк, чтобы посетить брата, живущего в отдаленном кишлаке.
Где они, само собой разумеется же, попили чаю.
Я принялась мечтать: вот возвращусь к себе, покажу 70 отснятых пленок… И пришла в очень доброе настроение. Но продолжалось оно недолго. Щуплый солдатик, что защищал блокпост у границы, сказал, что паПодвескаа у нас некорректные: на них должны быть серпы и молоты.
Поведав солдатику, что СССР распался и серпасто-молоткастых документов больше не существует в природе, мы попросили его поставить печать в российские. Солдатик ответил, что печати у него все равно нет – местным она не нужна, а русские тут не ездят.
Ткачество в кишлаке Шиш-Тепе. Безработицы как бы нет.
Мы поверили. Нужно ли гласить, что на киргизской стороне нас тут же задержали – типо за незаконное скрещение границы?.. На работу я запоздала на 14 дней.
ТРУДИТЕСЬ!
– Аня, я по окончании данной поездки пристрастилась к независимым путешествиям… и прекратила торопиться. Все равно жизнь распорядится по-своему, а раз так – для чего нервничать? Значительно лучше отдохнуть и попить чаю с увлекательным собеседником.
Просматривайте кроме этого:
- ВИНЧЕНЦО ЛЯНЧА, ПодвескаСМЕН И КОНСТРУКТОР
- МАЗДА-ПРИМАСИ
- АКАДЕМИЧНЫЙ СТИЛЬ
- И ТО, И ВТОРОЕ, И Возможно БЕЗ ХЛЕБА
- Против течения
- Подмена В РЯДАХ АТАКУЮЩИХ
- Skoda 422 обычные правды
Как распоряжаться смертью и жизнью по собственному усмотрению. По следам тайны. 05 01 2017
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ИМЯ ДЛЯ 3-х дверной ПРОИЗВОДНОЙ
ИМЯ ДЛЯ 3-х дверной ПРОИЗВОДНОЙ Citroen C2 ДОНАТО КОКО Donato Coco Появился в первой половине 50-ых годов XX века в Италии. С 1959-го живет во Франции. Закончил художественную школу в Безансоне по профессии…
-
ФИРМАТИК ДЛЯ ПРАГМАТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИРМАТИК ДЛЯ ПРАГМАТИКА Четырехглазый Mercedes Е-класса уже закончил быть в Российской Федерации экзотикой. Никто не оглядывается вослед, не показывает пальцем — привыкли….
-
«Соболь» ГАЗ-27527 для Деда Мороза
На чем приедет Дедушка Холод в Новеньком году? Мы решили – на автомобиле! Хватит ему уже пешком ходить, да на чем придется подарки развозить. Легко сообщить – не легко избрать. Стали спорить, какой…
-
Путешествие в Прибалтику Через времена
Прибалтика – то дальная, то близкая – хорошее место для десятидневного домашнего отпуска. И конечно, ехать лучше на машине, которая дает свободу передвижения. ПОГРАНИЧНЫЕ ЗАБАВЫ на данный момент мы…
-
ЗАРЯДКА ДЛЯ 10-ки ТЕХНИКА /ТЮНИНГ ЗАРЯДКА ДЛЯ 10-ки Опции НА Любой Денек ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО / Жора САДКОВ При оценке доделанных русских авто достаточно часто сталкиваешься…