Танк Т-34 Огнем и маневром
какое количество ни написано о войне, закончившейся 65 годов назад, и об этом танке — всего не поведать и уж тем паче не почувствовать. Да и уйти от данной темы невозможно
 Приказ седоватого, нахмуренного полковника из старенького, 1968 года фильма «На войне, как на войне» почему-либо врезался в память раз и навечно: «Поддержите нас маневром и огнём!»…
 С большим трудом, задевая всем, чем возможно, за все, что возможно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неловким педалям, пробую совладать с рычагом переключения передач, как словно бы приваренным к полу. Давлю кнопку. Коротко и глухо проухал машина и стартер заполнилась ревом старенького, но бодренького 500-сильного дизеля.
 Огня на данный момент не будет, а вот поддержать маневром тех, кто воевал  на таких автомобилях более 65 годов назад, попытаемся.
 ПРИЗЫВА 1940-ГО
 на данный момент не легко представить, что машина, признанная выдающейся многочисленными историками, политиками, армейскими – от Черчилля до Гудериана — добиралась до воинских частей и сборочного потока совсем не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Мишей Ильичем Кошкиным нашлось большое количество неприятелей – уж весьма необыкновенен танк, работы над которым начали в 1938-м. Машина вышла не по привычке тяжеленной, поскольку имела защиту не только только от стрелкового орудия, как прошлые массовые русские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес.
 Так как СССР будет «бить неприятеля на его собственной территории», а свидетельствует — танки скорым маршем отправятся по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-либо эти замыслы страшной в осеннюю пору 1941-го или томным летом 1942-го? В случае если и вспоминали, то с печалью…
 В 1938-м будущая война виделась по-второму. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись приверженцы в армии. За умелым прототипом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2.
 Позже сделали макеты А-32, а также с сильной 76-миллиметровой пушкой, а сперва 1940-го — вариант с более толстой броней А-34. Конкретно он по окончании мелких доработок и стал серийным Т-34.
 Решение о выпуске автомобили приняли в Москве, в марте 1940-го. Из Харькова, дабы совершить завершающий ход опробований, танки погнали в столицу… своим ходом. По окончании показа высокому управлению и опробований на полигоне в подмосковной Кубинке автомобили снова без помощи вторых ушли на «паровозостроительный». Неспециализированный пробег составил около 2800 км.
 В данной поездке промозглой весной 1940-го Кошкин взял пневмания, ставшее роковым. В сентябре 1940-го опытный конструктор погиб, но его машина, к счастью, уже стала серийной.
 Т-34 оснащали пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Под ним – запасные траки. 
 К началу лета 1941-го сделали около 1000 Т-34. По требованиям армейских готовили модернизированный вариант: в частности, старались сделать лучше не весьма комфортное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генерального штаба Красноватой Армии Г.Жуков востребовали увеличивать создание серийных автомобилей. Время для тестов неподходящее: через 6 дней немцы вошли в Минск, через месяц с мелким — в Смоленск…
 СИГНАЛ К АТАКЕ
 В молодости и фильмах юношества работа танкистов смотрелась некоторый лихой а также романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд 4 людей в тесноватой бронированной коробке, заполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». В том месте, действительно, воюют  в самоходке, но сущности это не меняет. У нас тут, в 2010-м — ни выстрелов, ни гари, ни тем паче риска попасть на мину или появляться мишенью «Тигра»…
 Место наводчика. Левое колесо несёт ответственность за поворот башни, правое – за перемещение ствола. Были и электроприводы, но почаще стрелки трудились вручную – так надежнее, ну и поточнее. 
 Отжал тугое сцепления, еле всадил  первую, рычаги стопроцентно на себя (водители-знатоки данной автомобили молвят: упрочнение до 70 кг!), на данный момент возможно кинуть сцепление и, додавая газ, отпускать рычаги вперед. Отправились! Лишь делать это нужно бы еще резвее! Какая уж тут атака? Кроме того с открытым лючком водитель среднего роста обязан пригибать голову, чтобы созидать дорогу перед самым носом автомобили.
 Как ехать, в то время, когда лючок закрыт? И какое количество трениться, пока обучишься с толком функционировать непокладистой «кочергой» коробки?
 Действительно, рычагами, тормозящими фрикционы, трудиться нетрудно. Потянул левый – машина развернула кроме того послушней, чем ожидал. Разумеется, Т-34 может разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу.
 Лишь не по привычке обдумывать, что кое-где в том месте сверху поворачивается и ствол.
 Круглая педаль за правым рычагом – газ, левая – сцепление, в центре – горный тормоз. Слева от рычага правого фрикциона ручка, которой устанавливают малые обороты мотора. Справа — рычаг переключения передач, еще правее – магазины для пулемета. 
 Справа – стрелок-радист, под ногами которого лючок для критической эвакуации. Но, в большинстве случаев, он появился ненужен, в особенности в случае если машина поднималась в колее. Молвят, ловкий радист ухитрялся покинуть танк через лючок водителя чуть не ранее его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж прирастили, высвободив начальника от функций наводчика). Начальник слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, фактически головой меж его коленями – наводчик, а справа – заряжающий.
 Гильзы выскакивают именно меж ним и начальником. Превосходно еще, что у гусеничной автомобили восхитительная плавность хода. По другому было бы совсем неясно, как тут возможно воевать – во что-то целиться и попадать!
 Прохладный ветер дует в лицо, ноги затекают от неловкой посадки, перенапряженные руки, думается, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не охото – постыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.
 Меж выхлопными трубами (они прикрыты броневыми колпаками) — лючок для доступа к узлам коробки. 
 ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ
 «Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… В первоначальный раз проявилось в резкой форме приемущество российских танков Т-34. Дивизия понесла значимые потери. Намеченное было пришествие на Тулу было нужно отложить». Интонация послевоенных воспоминаний Хайнца Гудериана максимально бесстрастна.
 По мемуарам свидетелей, в осеннюю пору 1941-го, в то время, когда 1-ые «тридцатьчетверки» прошивали полностью башни германских Т-III, боеприпасы которых отскакивали от массивных наклонных бронелистов русских автомобилей, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что по окончании кропотливого осмотра трофейного Т-34 у германцев кроме того показалась идея скопировать машину. Но «смущало, меж иным, не омерзение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой ответственных подробностей Т-34, в особенности дизельного мотора».
 Радиостанцией Р-113 оборудовали самые поздние Т-34-85, кроме этого другие послевоенные бронемашины. 
 Многие именуют «тридцатьчетверку» наилучшим танком 2-ой всемирный. Он, в самом деле, был маневренным, экономным, довольно простым в производстве. Дизельный движок снабжал наилучшую, чем у германских автомобилей пожарную Законодательство. Но недочетов у Т-34 также хватало: слабенькая оптика, неловкое место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Конкретно его, кстати, не считая дизельного горючего, возили в бочках, укрепленных на корпусе.
Жизнь танка на протяжении войны — максимально мала, не только только из-за мин и неприятельских пушек. Гарантийный ресурс мотора составлял всего около 100 часов, а 1-ые моторы отхаживали и совсем четверть этого срока. Еще бы!
 Двигатели-то, ну и сами танки делали, в главном, полуголодные женщины и мальчики из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Величавой Российскей не было на груди гвардейских значков, иногда оказались медали и ордена…
 Начальник размещался выше всех, под самым лючком. Он, как и наводчик, оценивал боевую обстановку через перископ. 
 Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, да и от сотворения новых автомобилей, конечно, не отказались. В декабре 1942-го под Мгой отечественные танкисты в первоначальный раз повстречались с «Тиграми», каковые отечественные 76-миллиметровые пушки имели возможность поразить уже лишь с 500-600 м. А позднее показались «Пантеры» с замечательной лобовой броней, державшей удары русских снарядов. Танкисты, прошедшие войну ведали, что в сражении с одним «Тигром» время от времени погибали до 10 «тридцатьчетверок». А также по окончании происхождения в 1943-м автомобилей с более сильной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала отечественных до самого финиша войны.
О стоимости Победы возможно делать выводы по сухой и страшной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 автомобилей растеряла 443, из их сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних мальчуганов… Возможно измерять войну стрелками и плацдармами на картах, но вернее все-же – судьбами обыденных людей, которых время и судьба научили преодолевать простой человечий кошмар и помогать превозмочь его тем, кто рядом.
А это, в действительности, и имеется — мужество.
…Вот и рычаги стали словно бы бы легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, как словно бы нам с ней и взаправду предстоит поддержать маневром и огнём ребят, ушедших в наступление больше 65 лет тому вспять…
 МАШИНА ПОБЕДЫ
 Серийное создание Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 V12 мощностью 500 л.с. и четырехступной коробкой начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го автомобили строили кроме этого в Горьком и Сталинграде, с 1942-го – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941-1942 гг. выстроили 1201 танк с бензиновым карбюраторным движком М-17. С 1942 года на Т-34 ставили пятиступные коробки.
 С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из 5 человек.
 На базе Т-34 производили огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, СУ-85, СУ-100; инженерные автомобили. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940-1945 гг. сделали 58 681 экземпляр всех Т-34. По окончании войны их кроме этого создавали в Чехословакии и Польше, Т-34 многие годы находились на вооружении полутора 10-ов стран.
 Редакция благодарит председателя совета директоров киноконцерна «Мосфильм» К. Шахназарова и военно-техническую базу студии за предоставленную помощь и машину в подготовке материала.
Просматривайте кроме этого:
- ГОЛЛАНДСКИЙ СЕЗАМ
 - Не может СЧАСТЬЕ
 - ZAZ Chance небольшой и с «автоматом»
 - Колесим по Германии
 - ТРИ НОВЫХ АЛМАЗА ОТ «МИЦУБИСИ»
 - машина С РЮКЗАЧКОМ
 - ОБМАНЧИВОЕ СХОДСТВО
 
Военное обозрение (02.12.2014) Неповторимая пушка
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
- 
Митсубиши Pajero в подробностях. Нарядный танк
Митсубиши Pajero в подробностях. Нарядный танк Несмотря на кожаный салон лучшей версии «Паджеро», жёсткий джип видно сходу: центральное место в композиции устройств дано монитору со схемой…
 - 
Против огня на каждый пожарный
Под истошное подвывание сирен эти грузовики спешат конкретно на пожар, без всяких «как». Все, что их соединяет воединыжды, – красный цвет. В остальном эти бойцы с огнем не только только…
 - 
Nissan Patrol. УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ Тесты Презентация Nissan Patrol УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ Мудрить с дизелями сейчас стильно. Ниссан не остался в стороне, представив Патруль с новым трехлитровым дизелем, в…
 - 
Peugeot 407 в качестве приза – экстравагантность
на данный момент большинство современных машин стали близки по надёжности и техническим чертам. Безпроигрышно отличиться на фоне одноклассников окажет помощь элегантный дизайн – как, например, в…
 - 
Спецавтомобили ГАЗ Игра без шуток
Догонялки – это не только только детская игра, да и занятие для взрослых. Догнать по «мясу и молоку», по уровню жизни, по рождаемости… А иногда нужно легко кого-либо догнать, к…
 

