Тест-драйв вездехода Hunta-Хаски (Ханта — Хаски)
Большинству любителей вездеходов название «Хаски», скорее всего, пока не очень знакомо, потому что уж очень нам запал в душу (а многим он там и наследил) рекламный ролик, где этот автомобиль назван королём бездорожья и где он бросает вызов хорошо известному Шерпу. Тогда вездеход назывался Hunta, что многие читали как «хунта». Правильно будет вообще-то «ханта», но нам уже всё равно: на российском рынке этот монстр будет называться именно так – Хаски. Хаски из Беларуси Прежде чем сесть за руль этой машины, надо выяснить, что это вообще за чудо и откуда оно взялось. И об истории Хаски интересно рассказал Александр Картынник, директор СП ЗАО «МАЗ-МАН».
Мне придётся сильно сократить его рассказ, но суть останется верной. Всё началось ещё довольно давно, в 2011 году. Судьба забросила Александра Васильевича на Дальний Восток, где ему пришлось передвигаться преимущественно морем. Далее – как в песне Высоцкого: «был шторм, канаты рвали кожу с рук…» Шторм, правда, был не совсем штормом, а скорее техногенным чрезвычайным происшествием, но итог почти тот же.
Небольшое судно приткнулось к материку, катер, на котором можно было бы добраться до обитаемых мест, вышел из строя, генератор не работает, запасов заряда батарей хватает буквально на один звонок… Само собой, лучше всего обратиться в МЧС, что и было сделано.
Оказалось, что наземным транспортом добраться до Робинзонов Крузо с Пятницами не получится, до них – около трёхсот километров болот. Людей вывезли вертолётом, но осадочек остался: как так получилось, что нет такой машины, да ещё и у МЧС? Непорядок.
И пришлось засесть за чертежи. Разумеется, производственной базой для вездехода стало предприятие «МАЗ-МАН». Та машина, на которой нам предстоит сегодня покататься, далеко не то, что собиралось на заводе в первые дни. Менялось многое, неизменным оставался формат вездехода – на нём обязательно нужно было ездить по болоту, он должен уметь плавать и перевозить как можно больше людей и грузов.
Но не надо думать, что Хаски создавался для МЧС, его целевая аудитория намного шире, а в первую очередь его уже успели оценить любители охоты, рыбалки и некоторых других экстремальных развлечений. Итак, смотрим на машину и пытаемся угадать, что она может. А заодно – слушаем комментарии разработчиков. Четыре лапы Первое, на что смотрим – колёса. Внедорожные качества вездехода во многом зависят именно от них. «Лапы» этого Хаски обуты в шины сверхнизкого давления БЕЛ-192 «БМЕ» размерностью 1 400х750х610.
Как раз с колёсами возни было много. Трудно было найти компромисс: много резины – это прочно, но тяжело, а мало – колёса получались лёгкими, но быстро выходили из строя.
Рисунок протектора тоже приходилось неоднократно менять, а в Интернете по поводу грунтозацепов до сих пор кипят страсти. Мол, они какие-то недоразвитые.
Но, опять же: именно такие покрышки оказались лучшими по сочетанию прочности, проходимости и веса. Кстати, их производят в Беларуси на ОАО «Белшина». Там же сейчас есть всё необходимое для изготовления этой резины, но продавать её может только «МАЗ-МАН», да и пресс-формы принадлежат именно этому предприятию, а не «Белшине».
Разработчики вездехода не стали преследовать идею знакомить будущих водителей этой машины с фрикционами, поэтому передние колёса вполне по-автомобильному поворачиваются, позволяя рулить как на обычной машине – рулевым колесом. Несмотря на то, что шины сверхнизкого давления и так неплохо справляются с амортизацией, Хаски имеет полностью независимую подвеску.
В этом можно убедиться без смотровой ямы или подъёмника – клиренс составляет 660 мм, можно просто заглянуть. Кроме двойных амортизаторов, непременно бросится в глаза наличие колёсных редукторов. Теперь вылезем из-под машины на свет божий и посмотрим на неё снаружи.
1 / 2 2 / 2 На капоте видим надпись – «overcomer». Что это, откуда и зачем? Оказывается, белорусы не просто сделали «короля бездорожья», но и ввели в обращение новый термин – оверкамер.
По-русски это означает что-то вроде «преодолевателя», «превозмогателя» или «проходимца» (в хорошем смысле слова). По замыслу специалистов, новый термин должен обозначить новый тип вездеходов. Поэтому отныне слова «вездеход» по отношению к Хаски в тексте не встретите, будем называть этого монстра оверкамером – может, слово и приживётся.
Уж коли обратили внимание на надпись, то посмотрим и на сам капот, точнее – на кузов.
Он изготовлен по, в общем-то, хорошо знакомой и неплохо зарекомендовавшей себя технологии «сэндвич»: снаружи – стеклопластик, внутри – пена для тепло- и звукоизоляции. Жёсткость обеспечивается конструкцией кузова и её металлическими элементами.
Оверкамер, в котором катался ваш покорный слуга, был прямо-таки в топовой комплектации, поэтому поверхность кузова была дополнительно обработана напыляемым защитным покрытием Line-X. Не знаю, что будет с ним в будущем, но выглядит достойно, даже чуточку нарядно, но одновременно не нарушает брутальности оверкамера. Впрочем, к чёрту дизайн!
Нам, суровым любителям мужской техники, все эти «плюшки» ни к чему, нам важно, чтоб оверкамер ездил (и плавал). Впереди установлена лебёдка. Она входит в базовую комплектацию, которая, к чести разработчиков, не такая уж и бедная. В ней есть даже ГУР, люк и магнитола! У нас имеется ещё и камера заднего вида, а можно даже в качестве дополнительной опции установить кондиционер и «запаску».
Зачем её таскать с собой – я так и не понял, но «докаткой-блином» тут точно не обойдёшься, а в «базу» сразу входит ремкомплект для быстрого ремонта шин.
Лимузин повышенной проходимости Открываем дверь в салон. Дверь, кстати, подвешена на наружных петлях – самое то для гопников, лучше им этот оверкамер не показывать.
Внутри Хаски производит очень и очень благоприятное впечатление. Не секрет, что производители вездеходов не слишком заботятся об интерьере, ездит – и ладно. А если не тонет, то вообще прекрасно.
Но в Хаски всё сделано иначе. Конечно, дерева и карбона здесь нет, не нужны они тут. Но в целом всё сделано очень удобно и даже не без претензий на нарядность. Тому, кто привык натирать фиброй мягкую панель своего Лексуса, тут может быть немного скучно, но не надо подходить к оверкамеру с общей меркой – тут нужен свой аршин, внедорожный.
Внутреннее пространство использовано прекрасно: два передних сиденья стоят как в обычном автомобиле, а вот три задних находятся не в ряд, средняя часть чуть ушла назад.
Тут можно вполне разместиться и вчетвером. Ещё два места есть в задней части, но сидеть придётся спиной к борту. В общем, семь человек тут разместятся по-королевски, но при желании можно посадить и десять. 1 / 2 2 / 2 Сиденья и панель обшиты кожзаменителем. Как бы я ни хотел, неровных строчек и торчащих ниток так и не нашёл.
Как и неаккуратно закрученных саморезов – всё сделано на совесть, что давало надежду на то, что и в эксплуатации никаких накладок произойти не должно. Скажу честно – я немного переборщил с оптимизмом. Приборная панель, видимо, решила сыграть на контрастах.
В целом утилитарная и строгая, как армейский Устав, она вдруг оживает цветным дисплеем бортового компьютера. На него мы будем смотреть позднее, пока изучим на всё остальное. 1 / 2 2 / 2 За рулём слева – блок управления давлением в шинах.
Выполнено, может, и не очень красиво, зато всё на нём понятно. Так же, как и на центральной и правой панелях – выключатель массы, манометр, управление гребным винтом, выключатели света и отопителя – всё просто, всё подписано, всё ясно. Жаль только, что все эти кнопочки-переключатели не выдержаны в едином стиле, но не так уж это важно.
Главное, что все органы находятся под рукой, что для оверкамера гораздо важнее. 1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5 Кстати, мы забыли сказать про винт. При переводе в рабочее состояние он опускается вниз, а его привод осуществляется с помощью вала.
В качестве дополнительного оборудования можно установить электрогенератор со сварочным агрегатом, так вот он тоже задействуется от механизма привода винта.
А теперь посмотрим на рулевое колесо и рычаги коробки передач и «раздатки». Отчего они так знакомы? Оттого что тут явно ощущается присутствие Шевроле Нивы. И не зря – не только КПП и «раздатка» пришли сюда от российского внедорожника, но и бензиновый двигатель вместе со сцеплением.
Но помимо варианта с вазовским мотором 1,7, есть еще и турбодизельный, с итальянским мотором CDM – его-то мы и испытывали. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 При объёме 1,9 л он развивает 90 л. с. Мало? Хватает! Передаточные числа такие, что оверкамеру этого вполне достаточно. Тем более, что крутящий момент дизеля составляет 291 Нм при 2 800 об/мин – довольно оборотистый агрегат.
Правда, с бензиновым чуть печальнее – всего 127,5 Нм при 4 000 оборотах. Отметим, что покупателям интересны и бензиновый, и дизельный моторы – предпочтения бывают разные. Где пройдёт Хаски?
Место для тест-драйва выбрали просто невероятной красоты и такой же сложности, в окрестностях деревни Зачаревье Витебской области Беларуси. 45 тысяч гектаров болот, лесов и озёр в нашем распоряжении. Конечно, проехать всё мы не успели.
Утром собравшихся на тест-драйв журналистов разбудил рокот моторов: подъехали сразу три оверкамера. Я, само собой, выбрал для себя люксовую версию – выглядит круче, стёкла тонированные, да и за руль сел не кто иной, как директор «МАЗ-МАНа». Александр Васильевич сразу взбодрил своих пассажиров: Вам попался самый неопытный водитель, я обычно езжу на «автомате». Но и самый безбашенный.
Неопытный безбашенный водитель за рулём оверкамера посреди крупнейшего болота на территории Европы? Да я как раз этим, можно сказать, и ехал! Не буду описывать поезду по просёлочной дороге деревни – тут можно было бы проехать даже на обычном кроссовере. Да что там, на Жигулях тоже можно, если со сноровкой. Начнём сразу с озера.
Довольно длинная база позволяет Хаски почти не бояться крутых спусков: опрокинуть оверкамер тяжело, так же, как и посадить его на свесы – они короткие. Если на некоторых вездеходах приходится искать более-менее пологий съезд, то на Хаски мы сделали банальный «бультых» и поплыли по водной глади. Плыли целой стайкой – сразу три оверкамера.
На соседних открылись люки, из которых на крышу стали выбираться коллеги-журналисты. Центр тяжести Хаски расположен низко, поэтому перевернуть его как в воде, так и на земле очень тяжело. Бородатые дяденьки резвились, как дети, фотографируя друг друга, вездеходы и даже самих себя. Неразвитые грунтозацепы не позволяют плавать, загребая воду, поэтому без винта не обойтись.
Есть в этом и преимущество – по воде Хаски бежит быстро. На выезде из воды я ожидал неприятностей: протектор слабоват, а винтом такую махину на берег не вытащить. Чуть-чуть потыкавшись в берег, оверкамер таки выбрался.
Всё оказалось проще и лучше, хотя, конечно, всему есть предел, и высоте берега тоже. Вылив из инструментального ящика воду, мы отправились на болото. Есть на болотах такие штуки – «окошки». Это те места, где вода выходит на поверхность. По обычным кочкам Хаски бежал, как алкоголик за бутылкой – легко, целеустремлённо, напористо.
Под словом «бежал» мы подразумеваем обычную скорость по таким местам – километров 10-15 в час, по хорошей дороге Хаски и 50 поедет. Но нас манило «окошко». И мы туда заехали.
Хорошо, что вышли из оверкамера заранее. Кое-как прыгая с кочки на кочку, кое-где проваливаясь по пояс (спасибо, меня вытащить успели), мы обходили Хаски вокруг, чтобы посмотреть, как он будет оттуда выбираться.
С включенной блокировкой и на пониженной передаче он упорно, сантиметр на сантиметре, полз из «окна». Не быстро, но оверкамер из болота выбрался. За рулём в то время сидел уже другой водитель – дядя Рома (личность чрезвычайно колоритная, даже жаль, что не расскажешь про него в автомобильном журнале).
За то время, пока Хаски полз из «окна», он в кабине мог попить чай, кофе, выкурить пачку сигарет, поспать, может, даже посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Короче – выбирался долго. Но выбрался, притом, думается, что выбрался бы и из более сложного участка, но времени бы на это ушло чрезмерно много. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 Вот и подошло время первой поломки: сломался вал муфты крыльчатки охлаждения. Брак запчасти от стороннего поставщика, бывает.
Был и ещё один эпизод: открутился болт крепления насоса ГУРа. Это, конечно, не так страшно, но всё же. 1 / 2 2 / 2 Что сломали ещё? Каюсь, сломал щётку дворника – неудачно слезал с крыши. Больше сломать ничего не удалось, хотя мы очень старались.
Не удалось и застрять намертво. Мы даже лебёдку не смогли проверить в деле, оверкамер везде проходил своим ходом. Не всегда быстро, но проходил. За рулём Хаски Вот и пришло время взять быка за рога. Точнее, за руль.
Любой, кто ездил на Ниве или УАЗике, вполне справится и с этим чудом техники. Само собой, есть тонкости, но ведь и Нива с УАЗом ездят совершенно по-разному. Но давайте по порядку.
Посадка в оверкамере абсолютно классическая – как в легковом автомобиле. Выжимаем сцепление, включаем скорость и трогаемся.
Чёткость переключения передач осталась тоже от Нивы – весьма посредственная. Но если для дамы или изнеженного владельца Веспы с айфоном в клатче это и станет какой-то проблемой, то для всех остальных этот момент пролетит незамеченным. Тяги двигателя хватает, пониженный ряд пришлось включать только при преодолении небольшой речки.
Иногда даже забываешь, что сидишь в вездеходе, а под колёсами нет дороги – всё идёт само собой. К несомненным плюсам можно смело отнести комфорт при движении. Независимая подвеска и шины сверхнизкого давления делают пребывание в оверкамере нежным, как у мамы в животике. Что заставило насторожиться – так это геометрические характеристики.
С одной стороны, широкую и длинную машину тяжело перевернуть. С другой – её можно посадить на брюхо, а радиус разворота тут просто огромен. Наверное, это не так важно на болоте, но в лес соваться на Хаски я бы не стал. Можно, конечно, не стесняться и валить оверкамером деревья, но ведь мы не варвары!
Кстати, с размером связана и ещё одна характеристика – вес машины.
Более двух тонн – это уже много. Нам по секрету сообщили, что на заводе готовят ещё одну модификацию, с алюминиевым кузовом. Она должна быть легче.
Это было бы неплохо: во-первых, проходимость по болоту должна стать чуть лучше, а во-вторых, сейчас грузоподъёмность Хаски составляет одну тонну, а вот на воду он берёт только 700 кг. Более лёгкий кузов позволил бы, как мне думается, плавать и с полной нагрузкой. А ты кто? Напомним, в рекламном ролике Хаски бросал вызов вездеходу Шерп: мол, я – король, а ты кто? Давайте признаемся честно: упоминание Шерпа и вызов ему – это отличный рекламный ход.
Сравнивать эти вездеходы просто бессмысленно. Мы же не будем сравнивать Гелендваген и Феррари? Так и тут: у Хаски и Шерпа разные задачи, разное назначение. Туда, где застрянет Шерп, Хаски, думаю, не доедет. Но туда, куда доедет Хаски, Шерп своим ходом будет топать слишком долго.
Это если в двух словах. Больше ничего не скажу: оба вездехода хороши, каждый по-своему. Ну, а напоследок информация, ради которой вам и пришлось читать весь материал: стоит это чудо три с половиной миллиона рублей. Шерп – пять с половиной.
Побежим занимать очередь? 1 / 2 2 / 2