ТИМ БУКТУ
ТИМ БУКТУ
АВТОКЛУБ
Страничка ИСТОРИИ
ТИМ БУКТУ
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ. ФОТО: ВИКТОР ПАНЯРСКИЙ
15 годов назад журналисты «За рулем» в первоначальный раз пересекли с севера на юг величавую пустыню Сахару на русских машинах.
Африканский город с таким заглавием размещен южнее Сахары. Он известен еще с XI века и постоянно хранил в себя тайну, что постоянно приводило к энтузиазму путников. По преданию, город начинался с колодца, за которым следила рабыня Букту. Во время дождиков туареги уходили со скотом на север, а рабыня оставалась сторожить колодец и зерно.
На оборотном пути номады произносили «Тим Букту», что означало «возвращение к Букту». Рабыни давным-давно нет, а город сохранился, действительно, его все почаще именуют Томбукту, не смотря на то, что и прошлое имя также в ходу. Вот и я снова повторяю «Тим Букту» и хочу возвратиться в том направлении, где побывал пятнадцать годов назад.
Тем паче, что для этого имеется предлог.
Летом 1989 года журнальчик «За рулем» организовал автомарафон Москва–Лагос на 3-х машинах VAZ 2121 «Нива». Маршрут проходил через Польшу, Чехословакию, Германию, Францию, Алжир, Мали, Кот-д’Ивуар, Гану, Того, Бенин, Нигерию. Почти три тыщи км пришлось на Сахару. Тогда в первоначальный раз удалось пересечь величавую пустыню с севера на юг на русском автомобиле. Это был самый ужасный и захватывающий участок пути.
И проходил он именно через Томбукту.
В Погибели ПРОШУ
НИКОГО НЕ ВИНИТЬ
Сахара – опробование не для слабонервных. Сначало в отечественной команде были четыре русских журналиста – Виктор Панярский и Олег Богданов от «За рулем», Николай Качурин от Альянса журналистов СССР и создатель этих строчков. Был с нами и германский фотограф Аксель Краузе, но перед самым выездом в Сахару он, ужаснувшись, сбежал со всей фототехникой, покинув записку с просьбой и извинениями понять, что он не может совладать с собой.
Что ж, усвоим его: в величавой пустыни раз в год погибают 10-ки смельчаков. Понадеявшись на автомобиль, на припасы воды и бензина, на везенье, в итоге, они отправляются, как позднее узнается, в собственную последнюю в жизни авантюру.
«Их нашли в восьмидесяти километрах западнее основной дороги в дюнах. Они вскрыли для себя вены… На заднем сидение старенького «Форда», на котором они направились из Брюсселя, лежали мумифицированные тела малышей.
Рядом с брачной парой был отыскан ежедневник жены…
«Машину уже не было возможности откопать, – писала она, – а вспять не было возможности возвратиться и по своим следам. Чувство полнейшей свободы сменилось полнейшей паникой. Через 40 часов по окончании того, как была выпита последняя капля воды, у малышей начались судороги, они теряли сознание. Нам стало ясно, что это финиш».
Заложенный на данной страничке «Штерн» нам передал портье совместно с запиской Акселя.
В случае если двигаться в Сахару от алжирской столицы, то 1-ая тыща км проходит по асфальтированной дороге. Но вот в то время, когда асфальт в Реггане кончается и ты подписываешь на должности спасательной работы «отречение», в каком заявляешь, что, пребывав в памяти и здравом уме, самостоятельно направляешься в пустыню и при негативном финале просишь известить близких и родных по такому-то адресу, путь к отступлению уже отрезан. на данный момент лишь надежда на самих себя, на технику, чтобы не подвела, и на госпожу Фортуну.
К сахарской летней жаре нельзя привыкнуть, с ней нужно согласиться. И все таки к двум часам денька она делается нестерпимой. Сейчас на песке туареги жарят лепешки, а европейцу охото закрыть в машине окна, зажмуриться и не дышать.
Отечественные автомобили не были обустроены кондюками, не смотря на то, что такая возможность уже была: в то время их ставили на «лады» и «нивы», поставляемые на экПодвеска. В Тольятти нам растолковали, что при +50° кондюк не будет действен, а потребление горючего может возрасти чуть не вдвое. Нам нужно было сберегать горючее, цена которому в пустыне не баксы и не фунты, а сама жизнь.
Чтобы уменьшить зависимость от капризной электроники, на моторы установили вентиляторы со шкивовыми приводами, а не входившие тогда в моду электроприводные. «Нивы» превосходно управлялись с жарой. До этого времени не усвою, как это ни одна машина ни при каких обстоятельствах не перенагрелась и не закипела, не смотря на то, что им было совсем несладко. Нам же, чтобы не «закипеть», приходилось выпивать по ведру горячей, а время от времени и жаркой воды – лишь так возможно было сохранить аква баланс организма.
Местному обитателю такой расход показался бы непростительным расточительством. Туарег вообщем по нескольку дней обходится без воды. Для человека же, в первоначальный раз попавшего в пустыню, и 10 часов вероятно окажутся смертельными. Тогда в этот самый момент найдут труп – рот забит песком, руки конвульсивно вцепились в почву. Это свидетельство безотчетной пробы утолить жажду. Ясно, из-за чего ралли-рейд «Париж–Дакар» проводится лишь зимний период?
Но выбора у нас уже не было.
ПО КАРАВАННОЙ ТРОПЕ
К счастью, будущее была к нам благорасположенна, но моментов, в то время, когда фортуна, казалось, совсем от нас отвернулась, хватило с излишком. 1-ое, чему нас научила Сахара, так это определять зыбкие пески. Конкретно они воображают самую громадную опасность для путников на автомобиле.
Сначала машина теряет скорость, а позднее зарывается всеми 4-мя колесами. Основное тут в самый раз тормознуть, чтобы примыкающий автомобиль имел возможность протянуть лебедку и дотянуться до тебя еще с твёрдой поверхности. Песок так прочно держит жертву, что рвутся тросы.
Тогда и лишь одна надежда на спасительную лопату.
Гнетущее воспоминание оставляют кинутые в песках автомобили, поточнее, то, что от их осталось. Все подвесные эксплуатация и Ремонт растащили мародеры, а кузова Сахара отпескоструила и перекрасила на личный вкус. Когда-то красноватые, голубые, белые как снег, зеленоватые, автомобили имеют цвет гнилостной вишни.
От Реггана в Алжире до стоящего на малийской границе Бордж-Моктара дороги нет. Лишь мачты маяков, отстоящие друг от друга на 10 км и отмечающие направление. Трудность содержится к тому же в том, что от 1-го маяка не видно другого и первую половину пути приходится ехать наобум, стараясь однако не потерять из виду маячок, оставшийся позади. Кое-где на половине пути меж маяками, в то время, когда 1-ый фактически скрывается из виду, на горизонте показывается новый.
Где-то видятся огромные металлические бочки из-под горючего. Они, не редкость, также дают подсказку нужное направление.
ПОЛНОЕ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ
Пустыня неразговорчива. Тут нет звуков. Стоит тревожная тишь, как словно что-то непредотвратимо надвигается на тебя. Чувствуещь непонятную жуть, и начинает мерещиться линия-те что.
Лишь рокот мотора возвращает к действительности. Но вот, наверное, и мотор не может возвратить к действительности. Что-то со мной не так. Почему-либо ноги у меня мокрые, на коврике плещется вода.
Точно, переутомление. Быть может, это 1-ые галлюцинации от обезвоживания? Тогда коллапс, поскольку дойдя до определенной стадии, обезвоживание необратимо, сколько ни вливай в себя воды, ничто уже не окажет помощь. В испуге останавливаюсь.
Останавливаются и другие автомобили.
Контролирую, не протекла ли охлаждающая совокупность. Нет, это легко вода, но откуда? Обследую багаж. Так и имеется – прохудились пластмассовые бутыли. Одна, 2-ая, 5-ая, десятая…
От высочайшей температуры и неизменной тряски у их около донышек появились трещинкы. Комфортная и легкая пластмассовая упаковка не бьется, да и она не выдержала тесты. В других автомобилях та же картина, только в салон вода еще не просочилась.
Переворачиваем упаковки с водой донышками наверх, для подстраховки засовываем их в пластмассовые мешки, перекладываем мягенькими вещами. Нет, обезвоживания не допустим. Мы сохраним животворную воду до капельки, до самого Тимбукту!
СОЛЕНЫЕ СЛЕЗЫ САХАРЫ
Ошибаются те, кто воображает для себя величавую пустыню мира как бескрайние пески. В Сахаре имеется собственные горы, реки и равнины, действительно, пересохшие, а исходя из этого камешки и тут, и глина, и солончаки. В то время, когда ехали по песку, я думал, что страшнее дороги уже не придумать. Но в то время, когда на малийской местности мы попали в каменистую пустыню, показалось, что это вообщем самое страшное, что лишь виделось в жизни. Каменистые участки покрыты неординарно наточенными камешками.
На первых же километрах на моей машине пропоролось колесо, ну и трясло на камнях не передать как.
Стршной тряски не выдержал прицеп мытищинского завода. Его ось переломилась напополам. Было нужно выгружать канистры с бензином и прикреплять их на багажниках. Под действием прямых солнечных лучей канистры раздувались, как шары, и готовы были в хоть какой момент разорваться. Каменистая пустыня нехороша и тем, что на камнях колеса не оставляют следов. Куда и кто когда-то проехал, отыскать невозможно.
Было нужно нанять проводника.
Понятное дело, Али, так его кликали, знал практически все о пустыне, да и он не смог оградить нас от опробований, каковые уготовила будущее. У южной границы Сахары, в том месте, где время от времени сталкиваются мокроватый и сухой ветры, пролегла полоса солончаков. Вода, повсевременно испаряясь с поверхности, образовала соляные прииски. К ним прогуливаются только на верблюдах.
И это не дань традиции – на автомобилях в том направлении не пройти. Это самая пустынная и агрессивная для человека местность Сахары. Мы оказались тут.
Шли равниной Телемси. В течение всего года на громадных пустынных местах, примыкающих к плато Адрар-Ифорас, не редкость сухо. Но стоит пройти редчайшему дождику, как засоленная земля разбухает, подымается, как словно бы тесто на опаре.
Поверхность сохнет, а под коркой еще длительно сохраняется клейкое месиво.
Ни Али, ни тем паче мы кроме того представить не могли, что намедни ночкой тут прошел дождик. Друг за другом попадали в солончаковые ловушки отечественные «нивы». На колеса накручивались пласты неописуемо липкой грязищи. Колеса равномерно возрастали в размерах, машина подымалась все выше – так, как разрешал движение подвески.
В некоторый момент колеса, соприкасавшиеся с грязевым комом под крыльями и в колесных арках, были зажатыми. Двинуть автомобиль с места уже было невозможно. Ни заблокированный межосевой дифференциал, ни переход на пониженный последовательность передач результата не давали.
Оставалось лишь одно: выходить, брать лопату и очищать колеса, выковыривая грязь из-под крыльев. На кроссовках также налипали томные грязевые комья, и обувь спадала с ног. Эти километры пути были сущим адом.
В одной из низин моя, шедшая первой «Нива» ушла в творожистую землю по двери. Лебедки были никчемными. Машину-спасатель невозможно было вывести на жёсткую землю, а по грязищи ее же лебедка затаскивала в воронку.
И все таки выход нашли. Поднимая автомобиль домкратом, заталкивали в ненасытное чрево камешки, большое количество камешков, пока не показалась упругость. Помогли, благодарю им, и показавшиеся невесть откуда пастухи-туареги.
Вот для тебя и мертвенные просторы!
Полдня стёрли с лица земли на вытаскивание автомобили. Чтобы избежать такового опять, решили идти по высохшему речному руслу – вади, поскольку дно, в большинстве случаев, неизменно твёрдое. Каково же было отечественное удивление, в то время, когда заместо русла узрели поток воды.
1-го дождика достаточно, чтобы русло перевоплотился пускай не в многоводную, но настоящую реку. Путь по засоленному берегу был страшнее, потому избрали брод. в первых рядах по икры в воде шел Али, контролируя, нет ли камешков и ям, а за ним друг за другом, след в след, ползли три отечественных «нивы».
К вечеру выкарабкались на песок. Сахара заканчивалась, местами попадались редчайшие кусты. Заночевали прямо в пустыне.
Как заглушили моторы, любой уснул на том месте, где пребывал в автомобиле – так легкомысленно все утомились. Кто за рулем, кто рядом. Мы фактически дошли до Тимбукту, но сил продвигаться потом не оставалось.
Назавтра мы все скажем: «Тим Букту!» И будем это повторять всегда, вспоминая, как российские авто в первоначальный раз покоряли величайшую пустыню мира.
Просматривайте кроме этого:
- ЗИГЗАГИ РАЗРАБОТКИ
- ЗАМЫКАЯ КРУГ
- Млрд не пожалеют
- Молодых нарушителей на скутерах — в кутузку
- Тест Nissan Teana, Тоета Camry. Русское бас
- Тоета RAV4 Ветеран отправился на поправку
- ШТИРЛИЦ ИДЕТ ПО КОРИДОРУ
Величавая, Русь!
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ЛОТОС-ЭСПРИ ТЕХНИКА ПЕРЕД ПРЕМЬЕРОЙ ЛОТОС-ЭСПРИ Имя Лотос в авто мире превосходно ясно. Кроме того на данный момент, по окончании ухода компании из огромного Подвескаа, ее принадлежность к авто Олимпу остается…
-
НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ПРЕЖНЕЕ НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ ЭМИЛЬ ЛЕВАССОР — ОДИН ИЗ ОТЦОВ АВТОМОБИЛЯ И ЕГО 1-ая ЖЕРТВА ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ Он совсем не был похож на гонщика. Вобщем,…
-
Отдел дизайна Мерседес-Бенц естественные науки
Рекламщики, заботящиеся не о сиюминутной прибыли, а о долгом благоденствии компании, скажут, что бренды и знаки лишь тогда чего-то стоят, в то время, когда отражают настоящие людские сокровища….
-
А ЛЕНИН ПРЕДПОЧИТАЛ ПОЕЗД АВТОЗАРУБЕЖЬЕ А ЛЕНИН ПРЕДПОЧИТАЛ ПОЕЗД Аркадий АЛЕКСЕЕВ Фото Владимира и создателя Соловьева Поездом было бы, конечно, дешевле. Не считая того, в купе возможно…
-
ФИРМАТИК ДЛЯ ПРАГМАТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИРМАТИК ДЛЯ ПРАГМАТИКА Четырехглазый Mercedes Е-класса уже закончил быть в Российской Федерации экзотикой. Никто не оглядывается вослед, не показывает пальцем — привыкли….